|
||||||||||||||
Религия молодых. Епископ Феофилакт, викарий Московской епархииТема молодежи в Церкви действительно является сегодня одной из самых важных. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл прямо назвал молодежную работу в Церкви приоритетным направлением. Но именно поэтому сейчас необходимо четко определить цели и задачи этой работы, чтобы все наши усилия приводили молодых людей именно ко Христу, а не куда-то еще. Сегодня можно с радостью констатировать очевидный факт: молодежь пришла в Церковь. Об этом свидетельствуют многочисленные Духовные школы, семинарии, православные молодежные объединения. Утверждать, будто Православие — религия старушек, сегодня может лишь тот, кто совершенно не осведомлен о реальном положении дел в Церкви. Но очевидные успехи на поприще молодежного служения ни в коем случае не должны заслонять от нас столь же очевидных проблем в этой области. Ведь ни для кого не секрет, например, что не все молодые люди, пришедшие в Церковь, потом здесь остаются. Причин этому можно назвать множество. Но я бы в первую очередь хотел сказать об определенной степени нашей личной вины в таком положении дел. Ведь когда человек еще только приходит в храм, он надеется не просто получить формальные ответы на какие-то вопросы. Прежде всего он надеется увидеть эти ответы в жизни верующих людей. И если мой внутренний мир, моя духовная жизнь, выраженная в словах и поступках, не свидетельствуют о Христе, то, боюсь, что очень немногие люди смогут через общение со мной прийти в Церковь и остаться там навсегда. Ведь говоря о молодежном служении, мы, в сущности, говорим о свидетельстве о воскресшем Христе. И самое главное наше внутреннее побуждение должно сравниваться с побуждением тех Жен Мироносиц, которые, узнав о Воскресении Христовом, бежали к Апостолам, бежали к другим людям, чтобы рассказать им о том, чему они сами стали свидетелями, о своей Пасхальной радости. Вот этот внутренний мотив уверенности в победе добра над злом, в победе света над тьмой, в победе Божией Любви, это торжествующее чувство должно быть самым главным нашим внутренним настроением. И из него мы уже находим методы общения и работы с той или иной молодежной средой. Только тогда, побуждаясь этим внутренним чувством Пасхальной радости, мы будем отыскивать тот язык, который сейчас более уместен и понятен в разговоре с молодежью. Если же этого свидетельства в нас нет, тогда даже самые благие наши намерения могут порождать искаженные формы объединения молодежи, которые сегодня принято называть «православной тусовкой». Очень печально, когда люди, считающие себя православными христианами, объединяются главным образом для совместного отдыха, общения и каких-то других способов времяпрепровождения, а евхаристическая жизнь становится для них лишь неким приложением, пускай даже и обязательным, но — второстепенным. Мы должны стать для молодых людей друзьями, которые приведут их ко Христу, а не просто в компанию симпатичных людей, с которыми приятно бывает пообщаться на досуге. И если центром нашего общения является не Евхаристическая Чаша, а что-то другое, то такое общение с христианской точки зрения будет пустым и ошибочным. Когда молодые люди кричат на рок-концерте вслед за любимым певцом: «Мы — православные!», но в храм не ходят, не исповедуются и не причащаются, то такое «православие» очень сомнительно. Ведь что такое правильно славить Бога? Это значит в первую очередь — жить по Евангелию, славить Бога не одними только словами, а делами и поступками. И если в твоей жизни нет места делам веры, то и Православие твое находится под очень большим вопросом. Оно может быть культурологически обозначено так — относящееся к православной конфессии, поскольку человек носит крест, в доме у него есть иконы и прочие атрибуты конфессиональной принадлежности. Но если его жизнь не наполнена поступками, продиктованными стремлением исполнить заповеди Христовы, то это еще не православный человек в подлинном понимании. Хотя подобное поведение тоже можно рассматривать как определенный этап на пути к обретению веры. Если человек сделал хотя бы такой, формальный шаг в сторону Православия и при этом серьезно относится к своему внутреннему миру, он обязательно задумается: что это за символика? Что она означает? И какой смысл стоит за возгласом «Христос воскресе»? Постепенно он может начать разбираться в этих вопросах. И если это серьезный человек, то он обязательно пойдет в своей вере дальше такого формального и ни к чему не обязывающего исповедания. А если человек поверхностно относится к своей жизни, то нам остается только молиться за него и, самое главное, продолжать наше свидетельство о воскресшем Христе. Потому что никакие формы молодежного служения Церкви не могут заменить ту внутреннюю работу, которую человек должен сам произвести в своей душе на пути к Богу. Мы можем лишь предоставить ему возможность выбора. Своей жизнью мы должны показать ему: смотри, вот кто такие христиане, вот как мы живем, как относимся к ближним, к своему делу, к миру вокруг нас. Хочешь жить так же? Если у нас не будет такого свидетельства об истинности Православия, то все слова, даже самые умные и правильные, окажутся тщетными и никто нам не поверит. И когда мы видим, что далеко не все молодые люди с симпатией относятся к Церкви, нам нужно иметь в себе мужество признать, что мы сами не смогли в достаточной степени засвидетельствовать своей жизнью истину воскресения Христова. Именно поэтому Святейший Патриарх говорил недавно о насущной необходимости создания православных общин среди студентов высших учебных заведений. Наше христианство устремлено к храму, но ни в коем случае не должно замыкаться только в его стенах. И если студенты-христиане будут на виду у своих сверстников, если пример их жизни окажется привлекательным для тех, кто стремится к истине, тогда это и будет самой лучшей и убедительной проповедью. С этой же целью Святейший Патриарх сегодня ставит перед Духовными школами задачу организации специальных курсов по воспитанию священников, которые смогут нести молодежное служение в высших учебных заведениях. В наших семинариях и академиях появится новое направление, готовящее специалистов для работы в светских учебных заведениях. Святейший Патриарх именно таким образом видит системный подход к подготовке широкого молодежного служения, и для этого необходима подготовка специальных кадров. Кроме того, на Сретенских чтениях Патриарх говорил о выявлении в православной молодежной среде неформальных харизматичных лидеров, о необходимости образования для них и о предоставлении им всеобщей церковной поддержки. Все эти годы молодежное служение в Церкви осуществлялось добровольцами, которые несли его исключительно по зову собственного сердца. И сегодня, расширяя это служение, мы постараемся обязательно сохранить его добровольный характер. Оно ни в коем случае не должно превратиться для людей в служебную обязанность. Это как раз та самая возможность показать свою веру в своих делах. Не для отчета, не для галочки, а только по велению своего сердца. Да, мы нуждаемся сейчас в специалистах. Но, возглавляя Комиссию по делам молодежи при Епархиальном совете города Москвы, я хотел бы сказать, что наша комиссия ни в коем случае не ставит своей задачей создание какого-то специального органа, который заменит собой уже существующие добровольные движения. Наша цель — координирование работы, представительство на различных уровнях. Если сказать проще, то мы должны быть печальниками о каких-то нуждах перед властями, быть заступниками перед чиновниками, быть теми, кто поможет наладить отношения с властью, открыть нужную дверь, добиться финансирования каких-то проектов. То есть мы должны стать тем самым детоводителем, который поможет идти вперед. Но само молодежное служение будет осуществляться исключительно добровольным объединением православных молодых людей, движимых общей верой и желанием послужить ближним своими делами, тем самым исполняя закон Христов.
Образование и Православие / http://www.fomacenter.ru/articles/2172/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4463 |