|
||||||||||||||
Павел Астахов: Духовность, нравственность, мораль - это воздух, вода, тепло, без которых нет и не будет жизниВыступление Павла Астахова на расширенном заседании Экспертного, Общественного советов и Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Скажу прямо и откровенно, я счастлив от того, что мы постепенно переходим к обсуждению и работе над фундаментальными основами жизни человека, ребенка, семьи. Духовность, нравственность, мораль - это воздух, вода, тепло, без которых нет и не будет жизни. Мы все больше осознаем, что надо прекратить разрушать человека, его принципы, моральные ориентиры, нравственность и показывать с рождения лучшие примеры человеческого подвига, честности, милосердия, любви, помощи, уважения, терпения, щедрости. Для этого у нас имеются все возможности. Наша история и классическая литература настолько богаты такими примерами, что по ним можно учить и воспитать абсолютно развитого полноценного человека! И я рад, что сегодня мы осознали, что вместо поиска быстрого рецепта и универсального средства стать современным цивилизованным европейцем мы возвращаемся к своим корням и основам. На высшем государственном уровне поставлена задача, которая находит отклик в душе любого человека - вырастить здоровое - физически, психически, духовно и нравственно - поколение российских граждан! Этому и посвящено наше высокое собрание. Наша встреча проходит в преддверии X съезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Юбилейный съезд, который состоится в Москве 6-7 октября 2014 года, посвящается вопросам воспитания подрастающего поколения как неотъемлемого условия национального развития и национальной безопасности государства, обеспечения качественного демографического потенциала и духовно-нравственного здоровья российского общества. Это остроактуальная, особенно в объявленный в России Год культуры, тема, имеющая общегосударственное значение. Она носит комплексный, междисциплинарный, межведомственный характер, предполагает консолидацию всех профильных государственных институтов и институтов гражданского общества. В обсуждении вынесенных на съезд проблем и принятии итоговых решений планируется участие представителей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководителей всех профильных федеральных министерств и ведомств, уполномоченных по правам ребенка из всех регионов страны, представителей ведущих некоммерческих фондов, общественных объединений, РПЦ и всех традиционных для России религиозных конфессий. На съезде предполагается обсуждение проблем:
Будет рассмотрен передовой региональный опыт:
Особое внимание должно быть уделено опыту реализации специальных психолого-педагогических подходов к воспитанию детей с особыми потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях и воспитательных колониях. Участники съезда обсудят также проблемы:
Как наш нынешний форум, так и очередной съезд Уполномоченных должны внести свой вклад в разработку готовящихся в настоящее время Концепции воспитания детей и подростков в Российской Федерации и Концепции государственной семейной политики. Резолюцию и другие материалы съезда планируется направить в профильные федеральные ведомства для подготовки указанных документов, а также формирования государственной политики в области информационной безопасности детей и семей с несовершеннолетними детьми. Обсуждение заявленной темы свидетельствует о признании высокой социальной значимости формирования государственной политики в сфере воспитания и духовно-нравственного развития несовершеннолетних граждан России. Наше Объединенное заседание Экспертного, Общественного советов и Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей было решено посвятить проблемам формирования духовно-нравственного воспитания детей и подростков и обеспечению их информационно-психологической безопасности, поскольку именно на эту задачу должен быть нацелен вектор нашего совместного взаимодействия и приложения всех усилий. В то же время проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения уделено достаточно внимания в действующих в настоящее время программно-стратегических документах РФ. Так, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы обращено внимание на низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей, что приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Отмечено несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети «интернет» и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. В этой связи основными задачами в сфере воспитания должны быть названы:
В числе мер, направленных на развитие воспитания и социализацию детей, обозначены, в частности:
Комплекс мер по различным аспектам воспитания детей и юношества предусмотрен также в принятых и реализуемых в настоящее время:
В последней отмечается значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг; несоответствие уровня правового регулирования сферы культуры его значению для устойчивого развития государства и общества. Несмотря на это права несовершеннолетних граждан России в области культуры, установленные статьей 44 Конституции Российской Федерации, в том числе связанные с удовлетворением духовных потребностей, приобщением к культурно-историческим ценностям, обеспечением свободного доступа к культурным ценностям и участию в культурной жизни в настоящее время должным образом не реализуются. Об этом, в частности, свидетельствуют официальные сведения Минкультуры России о снижении за период 2008 – 2012 гг. числа действующих в стране:
В значительном числе регионов страны сохраняются, а местами и усугубляются проблемы с удовлетворением потребностей детей в библиотечном обслуживании. Продолжается сокращение сети муниципальных детских библиотек, что влияет на качество библиотечного обслуживания детей и подростков. На всю страну имеется всего 3495 общедоступных детских библиотек, из них сельских - только 795. Причем, 378 из них нуждаются в капитальном ремонте, а 18 находятся в аварийном состоянии. Например, в Забайкальском крае за период с 2011 по 2013 годы количество детских библиотек сократилось на 4 учреждения. В муниципальных образованиях детские библиотеки становятся структурными подразделениями межпоселенческих центральных районных и поселенческих библиотек. В Иркутской области, несмотря на то, что дети остаются одной из самых читающих категорий пользователей библиотек (в 2013 году библиотечным обслуживанием было охвачено 70 % детей от общей численности детского населения Иркутской области в возрасте до 15 лет), идет последовательное сокращение сети специализированных детских библиотек: с 2011 г. сеть детских библиотек сократилась на 5 единиц. Современная библиотека должна стать привлекательным местом, где дети, подростки смогут комфортно работать с печатными изданиями и электронной информацией, собираться для неформального общения и проведения досуга. В то же время муниципальные библиотеки, в том числе детские, не всегда отвечают современным требованиям, необходимым для обеспечения полного доступа населения к библиотечно-информационным ресурсам. Во многих субъектах РФ имеются проблемы с удовлетворением потребностей детей в доступе и к другим учреждениям культуры:
Имеются и положительные примеры. Например, в Республике Бурятия, в рамках формирования безбарьерной среды для детей-инвалидов, с 2008 года Республиканской детско-юношеской библиотекой началась реализация долгосрочного проекта «Библиотека без барьеров», направленного на предоставление информационно-библиотечных услуг молодежи и детям с ограничениями жизнедеятельности (в т.ч. и «колясочникам»). Обеспечен доступ для детей-инвалидов в здания трех театров республики - «Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. н.а. СССР Г. Цыдынжапова», «Государственный ордена Трудового Красного Знамени Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева», «Государственный русский драматический театр им. Н.А. Бестужева». В Рязанской области в 2012 году в рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011 – 2015 годы» в здании Рязанского государственного областного театра кукол установлен лифтовый подъемник для инвалидов-колясочников. Одной из причин сложившейся неблагоприятной ситуации в сфере воспитания детей и обеспечения культурных прав несовершеннолетних является внесение широко известным федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в ряд законодательных актов изменений, сузивших возможности оказания бесплатных социальных услуг несовершеннолетним, а по отношению к отдельным видам таких услуг принцип бесплатности их оказания вообще исключен. Так, в законе «Об основах законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 52) обязанность организации платных мероприятий для детей дошкольного возраста и учащихся до принятия указанного Закона была возложена на все организации культуры (ведомственные, региональные и муниципальные). В настоящее время эта обязанность заменена ни к чему не обязывающим правом субъектов РФ оказывать бесплатные услуги этим категориям несовершеннолетних, реализация которых оговаривается законами субъектов РФ или постановлениями, издаваемыми органами местного самоуправления по поводу федеральных государственных организаций культуры. Правовая императивная норма о бесплатности пользования мероприятиями организации культуры, таким образом, была заменена рекомендацией, что, безусловно, является ограничением прав несовершеннолетним на доступ к культурным мероприятиям и нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом. В ряде субъектов РФ предусмотрены льготы по обеспечению доступа несовершеннолетних в учреждения культуры, однако они носят крайне выборочный характер, предоставляются отдельными учреждениями культуры, не охватывают все контингенты детей (в основном это дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети дошкольного возраста, дети-инвалиды). При этом виды и размер льгот нередко определяются приказами руководителей учреждений с учетом их финансовых, материально-технических и организационных возможностей. Исключение составляют лишь несколько регионов страны, где такие льготы предоставляются на системной основе. Например, в Алтайском крае с 2011 года в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Культура Алтайского края» на 2011-2015 годы реализуется проект эстетического воспитания детей и молодежи средствами искусства с организацией бесплатного посещения концертных и театральных мероприятий, музеев, выставочных залов учащимися общеобразовательных учебных учреждений края. Областным законом «О театрах и театральном деле в Архангельской области» от 02.07.2012 № 510-32-ОЗ предусмотрено льготное обслуживание различных категорий населения, в том числе детей, подростков и юношества. В Брянской области доступ несовершеннолетних в культурно-досуговые учреждения для занятий в творческих коллективах или в клубах по интересам осуществляется на бесплатной основе. В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 24.09.2008 №244-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Дети Ивановской области» на 2009-2013 годы» с 2012 года действует Губернаторский проект нравственно-эстетического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из многодетных семей, в рамках которого реализуется система абонементов на посещение театров и филармонии. На состоявшемся 28 - 29 октября 2013 года в рамках VIII Съезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ обсуждении вопросов возрождения национальных традиций и культурных ценностей как основы формирования личности и полноценного развития ребенка органам исполнительной власти субъектов РФ в рамках реализации национальной, культурной политики в интересах детей было рекомендовано:
Эти рекомендации необходимо конкретизировать и реализовать в соответствующих региональных стратегиях, планах и программах, чтобы они не оставались декларациями. В условиях обострения внешнеполитической ситуации и роста националистических и экстремистских движений в мире особое внимание следует уделить вопросам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Целью государственной политики в этих областях воспитания российских детей является существенное улучшение состояния их нравственности и формирование патриотизма, значительное снижение уровня распространенности антиобщественного поведения, правонарушений и преступности несовершеннолетних, предотвращение других социальных проблем, вызванных духовно-нравственным кризисом прежних лет, что является необходимым условием сохранения, развития и национальной безопасности Российской Федерации. В связи с этим в серьезном и незамедлительном решении нуждается проблема восстановления, сохранения и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, что будет способствовать упрочению российской государственности и национально-культурной идентичности российского общества на основе отечественных культурных и нравственных традиций и ценностей народов России. В этих целях предлагаю еще раз вернуться к вопросу доработки и принятия Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, разработанный в 2008 году по инициативе Общественного совета Центрального федерального округа Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитетом Государственной Думы по культуре, Комитетом Государственной Думы по делам молодежи с учетом разработок отечественных ученых и специалистов и опыта зарубежных стран в области духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического воспитания детей. Предлагаю обсудить поставленные в повестке дня названные мною и многие другие комплексные проблемы воспитания и информационной безопасности детей и представить до 1 июня с.г. по результатам сегодняшнего заседания свои предложения:
Материалы сегодняшнего заседания предлагаю опубликовать в очередном выпуске «Вестника Уполномоченного по правам ребенка».
Спасибо за ваше внимание и вашу работу!
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1726 |