|
||||||||||||||
О «ячейке общества» замолвите словоСвоего рода мозговой штурм с участием экспертов – священнослужителей и мирян, которые занимаются разными аспектами социального служения, направленного на поддержку семьи, – прошел 23 июня в рамках работы над позиционным документом, подготовкой которого занимается Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Какие темы, вопросы и проблемы предполагается рассмотреть в документе о семье? Христоцентричность, а не самоцентричность Председатель комиссии митрополит Калужский и Боровский Климент во вступительном слове говорил об идеале семьи, о том, что должно быть в центре ее жизни. Он напомнил, что с апостольских времен семья именуется домашней церковью. «Семейный союз становится средством достижения спасения, когда он освящен через жизнь во Христе, – отметил владыка. – Как церковь центром имеет Христа, так и малая церковь, семья, должна быть христоцентричной». Обратившись к истории, владыка отметил, что до ХХ века люди не мыслили семьи без церковного благословения: «Церковь как мать бережно сохраняла семью и призывала супругов к рождению детей и воспитанию их по евангельским заповедям. Русские семьи, чей быт формировался под влиянием православного отношения к жизни, были многодетными и объединяли несколько поколений». «Современный мир диктует новые условия, – констатировал митрополит Климент. – Как мы знаем, сейчас понятие семьи размывается и разрушается. Причины этого процесса в том, что у людей изменились духовно-нравственные ориентиры. Современный человек с молодого возраста привыкает «брать от жизни все». На первый план выходит личное благополучие, комфорт, устроенность в обществе, удовольствия плоти. Потребности ближнего уже не входят в сферу его интересов». Отсюда, по его мнению, проблемы в отношениях отцов и детей, разобщенность поколений, брошенные старики и сироты в приютах. Именно в изменении нравственных ориентиров, а не в сложившихся на сегодня социально-экономических условиях видит причины разрушения института семьи иерарх. Ведь «раньше жизнь каждого человека была христоцентрична, а сейчас стала самоцентрична». Митрополит Климент сказал, что задача участников круглого стола – обсудить, какую помощь Церковь может оказать семье, как можно объединить разные поколения. Церковь должна помочь «сохранить семью не как «ячейку общества», а как богоустановленную ценность, убежден он. Именно такое понимание семьи положено в основу будущего позиционного документа, которое готовит комиссия Межсоборного присутствия. Чтоб от нас не остались лишь памятники В числе тех, кто работает над этим документом в качестве эксперта, – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Он сообщил об основных его разделах: речь пойдет о богословии семьи; о смысле и цели семенной жизни; третий раздел будет посвящен особенностям семейного служения отца, матери, детей, соотношению семьи и монашества, роли семьи в жизни народа и т.д. Священослужитель подробно описал катастрофическое положение, в котором находится современная российская семья, а значит, и народ в целом. А ведь семья создается, чтобы приводить рожденных в ней детей ко Христу. «Малая церковь – не пустые слова, – сказал отец Димитрий. – Люди соединяются в семью не для счастья, не для сладострастья, а для служения Христу. Наш народ надо учить христианской семье. Церковь должна поддерживать подвижников многодетности, иначе мы будем вымирать, и от нашей цивилизации останутся только памятники, как от Византии в Турции». По его словам, первым шагом к созданию семьи как основы христианской жизни должно стать подлинное покаяние, т.е. «изменение направления жизни». Кооперация усилий Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии, назвал несколько первоочередных, с его точки зрения, проблем, которые надо рассмотреть в документе. Это роль священника в помощи семье, возможности и пределы пастырской компетенции, функции и место семейного консультанта в приходе, предбрачные консультации; вопросы сексуальной жизни в семье, преодоления бездетности и допустимости с этой целью биоэтических манипуляций; помощь кризисной семье, разводы и их профилактика. При этом отец Андрей подчеркнул, сколь важно объединить усилия священнослужителей, психологов и социальных работников в деле укрепления семьи. Насилие в семье В числе одной из важнейших проблем, которые должны быть отражены в документе, ректор Института христианской психологии назвал также насилие в семье. Этот вопрос – один из самых сложных: что считать домашним насилием в «церковном смысле»? Как относиться к телесным наказаниям, которые, кстати, порой поощряются с амвона? Как распознать психологическое насилие, которое наносит не меньший вред, чем физическое? Как священнику реагировать на случаи домашнего насилия, о котором он услышал на исповеди? Большой опыт по противодействию домашнему насилию, а также помощи женщинам, его пережившим, накоплен в Национальном центре по предотвращению насилия «Анна». О принципах его работы рассказала Ирина Матвиенко. Руководитель Союза православных сестричеств Беларуси Елена Зенкевич сделала сообщение о подобной деятельности в Белорусской Православной Церкви, где программы противодействия семейному насилию одобрены и поддержаны Синодом. Обе выступавшие говорили о важности четкого законодательного определения «домашнего насилия», а также необходимости богословского определения здоровой семьи. В их выступлениях прозвучала мысль, что домашнее насилие касается не только женщин, но также детей и стариков. Для профилактики агрессивных действий необходимо проводить беседы с новобрачными, вовремя приходить на помощь супружеским парам, переживающим сложности в отношениях и семьям, где есть конфликты между разными поколениями. Важным при этом представляется практическое сотрудничество Церкви и специалистов разных профилей, помогающих семьям. Кому нужно помочь? Наталья Кузнецова, сотрудник Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, сделала обзор форм церковной помощи семье. Созданная в Отделе база соответствующих данных из епархий свидетельствует о большом разнообразии форм помощи: это и раздача продуктовых наборов, вещевой помощи, бесплатное медицинское, юридическое и психологическое консультирование; приходские кассы взаимопомощи, детские сады и группы временного пребывания при приходах и многое другое. Адресатами помощи являются беременные женщины, многодетные семьи, дети из неблагополучных семей, сироты, инвалиды, люди, страдающие зависимостью от алкоголя или наркотиков, их близкие и др. Помощь семьям в глубоком кризисе Одну из форм церковной помощи семье представил клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Дягилев, инициатор и ведущий движения «Супружеские встречи». Ознакомившись с католическим опытом организации групп поддержки для семейных пар, находящихся в сложной психологической ситуации, отец Александр и его супруга «немного подредактировали» методику в православном ключе и вот уже пятый год ведут «Супружеские встречи», которые считают реально работающим инструментом: за это время в программе участвовали 116 семей, в том числе восемнадцать находящихся «в глубоком кризисе» (четырнадцать из них не развелись). Протоиерей Александр Дягилев предложил внести в разрабатываемый документ Межсоборного присутствия положение о поддержке и распространении эффективного опыта «Супружеских встреч»; о необходимости обучения священнослужителей разным формам помощи семье (в том числе об использовании программ, используемых инославными, а также о создании богословской базы психологии семейных взаимоотношений (например, обоснование того, что грехом являются не чувства сами по себе (даже если это гнев, раздражение, обида), а негативная реакция на чувства и недолжные способы их выражения). Семейная реабилитация С проектом создания центра социальной семейной реабилитации на подворье Новоспасского монастыря в Милюково участников круглого стола познакомила Алена Садикова. По ее словам, создание этого комплекса начнется с женского кризисного центра «Китеж» для жертв домашнего насилия на восемь-десять мест; позже будет устроен образовательный центр для подростков. В планах – устройство богадельни. В центре будет возможно проводить реабилитацию детей и взрослых, организовывать семейный досуг, трудотерапию. А еще там планируется открыть «Школу отцов». Мужчина в семье Теме отцовства также было уделено внимание в сообщении представителя Фонда профилактики социального сиротства Дмитрия Григорьева и протоиерея Игоря Йовбака (Калужская епархия), который выступил с сообщением «О формировании правильного понимания социальной значимости роли мужчины в условиях патриархального уклада семьи в рамках церковноприходской жизни». Отец Игорь напомнил, что в основе христианской семьи лежит жертвенная любовь к своим близким. Говоря о церковной работе с семьями, он подчеркнул: «Мы должны идти к людям, а не прятаться за церковной стеной». Священнослужитель предложил создавать на приходах отцовские клубы, что поможет формировать у мужчины чувство ответственности за свою жену и детей. Не «чужие» дети Монахиня Александра (Грачева) из Никольского Черноостровского женского монастыря представила ролик, рассказывающий о приюте для сирот «Отрада», действующем при обители. В нем дети живут и учатся, преодолевают страхи, обиды, комплексы и недоверие к людям, получают образование. Таким образом они получают возможность, выйдя из приюта во взрослую жизнь, занять в ней достойное место. При этом участники круглого стола подчеркнули, что самой лучшей формой помощи ребенку-сироте должно быть его устройство в семью к приемным родителям. Предложения и соображения, высказанные участниками круглого стола, будут учтены при разработке проекта церковного позиционного документа о семье, который будет предложен для общецерковного обсуждения в епархиях и выложен в интернете.
По материалам
и
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1479 |