|
||||||||||||||
Память пяти эпохНа Форуме православной общественности Татарстана, недавно прошедшем в Казани, была озвучена необходимость развивать музейно-выставочную деятельность. Это нужно, прежде всего, чтобы «сохранить и развить духовно-нравственные традиции, а также укрепить межконфессиональное и межнациональное согласие в республике». Каким образом музей или выставка могут помочь в этом? Ответ можно увидеть в проекте музея истории христианства на Средней Волге, воплощаемый Авраамиевским храмом в городе Болгар. В экспозицию музея войдут пять макетов храмов разных эпох. С наступлением лета начались работы по сооружению макетов, одновременно происходит и то, что не видимо глазу. Появляются инициативные люди, готовые внести свою лепту в становление музея. Экскурсоводы встречаются с учеными, деятелями культуры, черпают их опыт, собирают и систематизируют уникальный материал, который ляжет в основу экскурсий. Кроме прочего, нужны люди, способные в короткие сроки возвести пять храмов. Не иначе, как промыслом Божиим, в Болгар со своей многодетной семьей переехал верующий человек, много лет занимающийся реконструкцией исторических сражений. Своими руками он делает макеты танков почти в настоящую величину, копии военного обмундирования и оружия. Строить здания раньше ему не приходилось, но, имея талант от Бога, вот уже несколько месяцев он выполняет все необходимые столярные работы. Сначала появились рабочие копии из картона. Из рабочих макетов они превратятся в сооружения высотой пять-семь метров. Храмы для экспозиции музея выбраны не случайно – каждый является символом определенной эпохи. Например, очень красивая по архитектуре греческая базилика представляет эпоху именьковской культуры. О временах Булгарского государства напомнит макет знаменитого храма Покрова на Нерли. По легенде, содержавшейся в житии благоверного князя Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был привезен из Волжской Булгарии. Мало кто знает, что при золотоордынских ханах началось становление христианства в Поволжье. Хан Батый уравнял положение ислама и Православия. О тех временах в сознании людей укрепился стереотип «Золотая Орда – иго», однако изучение истории не позволяет давать столь однозначные оценки этому периоду. Точно можно сказать, что национальной вражды между русскими и татарами не было. Например, благодаря археологическим исследованиям стало известно, что в Золотой Орде были распространены два вида захоронений: один — на кладбище, где погребались русские переселенцы, выведенные ханом Батыем из Орды и освобождённые от уплаты налогов. Другие – за территорией кладбища. Уже в эпоху Булгарского государства в регионе начинается апостольская проповедь, распространяющаяся на восток. Первая ступень на этом пути – Среднее Поволжье. В золотоордынский период в этих местах была весьма представительной армянская диаспора, памятники армянской храмовой архитектуры XIII-XIV столетий сохранились до наших дней и сейчас входят в государственно-архитектурный музей-заповедник. Самыми крупными храмами в Золотой Орде были именно армянские. Макет такого храма тоже в скором времени займёт своё место в экспозиции Музея истории христианства. Центр среднего Поволжья XVI – начала XX веков – Казань. Поэтому христианство эпохи Московского царства и Российской империи представит Благовещенский собор Казанского кремля. Советскому периоду и современной истории посвящен последний раздел экспозиции музея. В регионе впадения Камы в Волгу единственным действующим храмом оставалась Троицкая церковь в селе Новомордово. После строительства Куйбышевской ГЭС храм перенесли в город Куйбышев (ныне Болгар) и разместили в нем клуб. Удивительно, что крепкое здание церкви, до того много лет являвшееся местом богослужений, после такого надругательства за несколько лет сгнило. – Основная миссия Церкви заключается не в открытии музеев. Она должна быть солью земли, нести правду о спасении. Музей внутри приходского миссионерского отдела как раз будет нести в мир эту правду, будет свидетельствовать о Христе и Его проповеди, прежде всего, детям, – считает идейный вдохновитель музея протоиерей Владимир Головин. – Ученики воскресной школы, средних учебных заведений близлежащих городов смогут ознакомиться с историей Церкви, родного края не по учебникам, в которых порой не всё соответствует истине. Наша задача – не донести до людей, в каком году, при каком правителе построен храм, а пробудить в них духовный интерес, затронуть струны души, заставить задуматься. По его мнению, музей может внести свою лепту и в созидание мира на земле Поволжья: «Татарстан – это маленький макет России с большим разнообразием религий и наций. Мусульмане, православные, иудеи, католики… И при этом опыт показывает, что у нас никогда не было религиозных распрей. Так вот, музей призван свидетельствовать и утверждать дружбу народов».
В основе материала – публикация сайта Татарстанской митрополии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1794 |