Согласно документу, «необходимость программы вызвана особой значимостью национально-государственных интересов в пограничных пространствах Российской Федерации и необходимостью участия Русской Православной Церкви в духовно-нравственном и патриотическом воспитании воинов-пограничников».
Первое подобное соглашение было подписано в 2005 году, но с течением времени возникла необходимость скорректировать планы и продлить сотрудничество еще на 5 лет, заметил генерал-лейтенант А.И. Забродин. В свою очередь митрополит Варсонофий уточнил, что продление договора «дает возможность в рамках сотрудничества делать ту работу, которую епархия уже делает: воспитание военнослужащих в духе патриотизма. Запланировано много мероприятий, посвященных взаимодействию Церкви и армии, служению друг другу».
«Цель сегодняшнего подписания договора - обновление, переоформление того, что уже есть. Подписание договора важно и для установления личных контактов. Договор в 2005 году подписывал митрополит Владимир, а ныне - владыка Варсонофий, в пограничном управлении также сменился командный состав. Главные цели и задачи Соглашения - патриотическое воспитание. Каких результатов мы ожидаем? Того, что психологический климат, духовно-нравственное состояние в пограничных частях нормализуется.
К сожалению, неуставные взаимоотношения между старослужащими и молодым пополнением сохраняются. Когда нет внутренней, духовной составляющей, человек хочет встать выше другого, что вредит не только человеческим взаимоотношениям, но и службе. Ведь исконно в России старослужащий всегда относился с отеческой заботой к новобранцам. Отеческая забота проистекала от следования христианским традициям. И, конечно, мы стремимся к возрождению традиций взаимодействия между Армией и Церковью.
Необходимо также повысить престиж воинской службы. Сегодня, слава Богу, эта проблема постепенно разрешается, но совсем недавно армию поносили последними словами и солдаты умирали от голода. Я ведь в 1980-х служил на острове Русском и помню, насколько нас, срочников, скудно кормили: давали буквально ложку каши и полкружки чая.
По статистике в нашем обществе 80% православных, но большинство из них не знакомы с основами своей веры, поэтому просветительская функция также очень важна. Мы будем стремиться к тому, чтобы в каждое пограничное подразделение был командирован свой священник.
Мы должны привить солдатам основные понятия веры: осознание, что я сам по себе немощный человек, нужно просить силы у Бога, и тогда она в тебе засияет, как только ты откроешь Ему сердце. Когда ты помогаешь слабому, то через это дело любви соединяешься с Господом, наполняешься Его исполинской силой. И тебе не страшно умереть, потому что ты почувствовал Его благодать. Поэтому на войне нет атеистов. На войне, оказавшись в полной беззащитности перед смертью, человек ищет Бога, а соприкоснувшись с Ним, испытывает такую радость, что не забудет этого во всю жизнь.
В Санкт-Петербургской митрополии за всеми воинскими частями закреплены священники. В силу различных обстоятельств, в том числе, занятости священников на приходах, отдаленности застав нужно просто скоординировать возможности священников и возможности погранчастей.
В рамках Соглашения на территории Александро-Невской Лавры проходят ежегодные памятные торжества у могилы первого начальника корпуса пограничной стражи, учрежденной Александром III, генерала от артиллерии Александра Дмитриевича Свиньина (1831-1913). Выпускники пограничных училищ посещают захоронение, где в этот день обязательно служится заупокойная лития.
Очень важно добиться восстановления Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка. Праздник пограничных войск, день, когда была создана первая пограничная стража - это праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Храм этот находился напротив Витебского вокзала, по Загородному проспекту, где сейчас Введенский садик. Важно, чтобы солдаты поняли, что на границе они несут служение Родине и Богу».