|
||||||||||||||
Протоиерей Всеволод Чаплин. «Нравственные основы политики»27 мая 2014 года в Центре социально-консервативной политики в рамках проекта «Школа российской политики» состоялась лекция председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на тему «Нравственные основы политики». В ходе лекции отец Всеволод, в частности, сказал: «Мировоззренческие и нравственные основы политики и права — это область, в которой сегодня только начинается серьезная дискуссия. В то самое время, когда Фрэнсис Фукуяма объявил о "конце истории", история на самом деле только началась. Мы находимся в самом начале нового витка истории. Разговор о том, что мировые нормы права и государственного устройства унифицированы раз и навсегда западными элитами, очень скоро покажут свою несостоятельность. Точно так же, как в начале 80-х годов, когда советская власть была еще достаточно крепка, я чувствовал, что на самом деле она приходит к своему концу. Сегодня я чувствую, что доминирование западных элит в мировой политике тоже заканчивается. Дело в том, что современные западные элиты — точно так же, как когда-то советская власть, — проиграли в идейном споре. Этим элитам нечего ответить на ключевые вопросы современности. Например, на вопрос о пределах экономического роста — им нечем обосновать и саму необходимость этого роста. Им нечем обосновать кризис современной демократии, явную манипулятивность той политической системы, которую они создали. Они не могут ответить на вопрос о правомерности навязывания всем странам одной и той же политической модели. Поскольку они не могут ответить на эти вопросы, их конец близок, и я думаю, что мы до него доживем. В этих условиях совершенно обоснованны претензии других крупных мировых цивилизаций — к которым принадлежит и Россия — на создание собственных, совершенно самостоятельных правовых и политических систем. Все разговоры о том, что мы должны встраиваться в какой-то "мэйнстрим", копировать чье-то политическое устройство, которые велись в 90-е годы и в результате которых мы потерпели ряд серьезных поражений, сегодня уже можно обнулить. Сегодня мы объективно можем вести себя совершенно самостоятельно в построении собственной правовой и государственной модели. Проблема современной западной политической системы — в том, что она основана на ложных аксиомах. В частности, на идее о том, что свобода человека первична, а все остальное — закон, нравственность — по отношению к ней вторично. Что человека вообще нельзя чем-либо ограничивать, что его нужно защищать от любого детерминизма — идеологического, религиозного и даже полового (на этом основании, как известно, в ряде европейских стран уже требуют не воспитывать детей как мальчиков или как девочек — считается, что ребенок подрастет и сделает свой выбор сам). Сегодня мы имеем полное право сказать, что все это не так. Идея абсолютного раскрепощения человека уже в XX веке показала полную свою безжизненность. Потому что личность, предоставленная самой себе, освобожденная от всякого воспитывающего влияния, неизбежно склоняется к дурному, а не к хорошему, как нас учили французские "просветители" и те, кто им наследовал. Да, нельзя взрослого человека, сделавшего свой сознательный мировоззренческий выбор, "ломать через колено", как это делали при Сталине. Излишний детерминизм, имевший место в Советском Союзе, не работает — от него люди устают. Но определенная нравственная основа человеку должна преподаваться. Мы должны мощно предлагать каждому человеку мировоззрение, традиционно исповедуемое нашим народом. Человека, особенно молодого, нужно формировать, и общество имеет право это делать в духе тех идеалов, которые разделяет его большинство — через СМИ, через образование, через государство, через культурную политику. Между прочим, наши западные оппоненты, обвиняющие нас в чрезмерном давлении на личность, сами его вовсю осуществляют — через те же СМИ и культуру, через школьное воспитание и даже через специальные программы, направленные на изменение сознания других народов. Вообще в речах современных западных элит сегодня все больше противоречий. Здесь уже речь идет не о двойных стандартах, а о морали готтентотов — морали дикарей: "Если у меня украли корову, то это плохо, но если я украл корову, это хорошо". Одни и те же действия с точки зрения некоторых западных правительств, являются хорошими, если они направлены против России, и плохими, если они направлены против них самих».
Проект «Школа российской политики», реализуемый Центром социально-консервативной политики на протяжении пяти лет, нацелен на формирование поколения политических лидеров, ориентированных на традиционные ценности российской цивилизации. Слушателями школы являются молодые политики, государственные служащие, гражданские активисты, предприниматели из всех федеральных округов Российской Федерации. В работе Школы российской политики принимают участие депутаты Государственной Думы России, представители федеральных органов государственной власти, руководители бизнес-корпораций, члены Общественной палаты Российской Федерации.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2094 |