|
||||||||||||||
Ожерелье архитектурных жемчужинВчера был – день основания Санкт-Петербурга. 27 мая 1703 года, 311 лет назад, император Петр Iзаложил на Заячьем острове крепость, с которой и началась история имперской столицы, первого русского порта на Балтийском море. Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, но окончательно за ней закрепилось иное название – Петропавловская – в честь собора святых первоверховных апостолов Петра и Павла, расположенного в центре крепости. Так с самого начала история Петербурга была тесно связана с историей его православных святынь – не только Петропавловского собора, но и Александро-Невской лавры, росшей и благоукрашавшейся вместе с городом, самого большого в северной столице Исаакиевского собора, освященного во имя преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I, Казанского собора, ставшего местом пребывания чтимого списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери и памятником русской воинской славы, храма Спас-на-Крови – запечатленной в камне памяти об убиенном Царе-Освободителе Александре II, многих других храмах. Слава Богу, эти святыни сохранились доныне, несмотря на длившиеся почти век бури атеистических гонений. И сейчас можно пройти по улицам города и увидеть величественные и прекрасные храмы. А еще их можно увидеть вместе в одном помещении – такую уникальную возможность дает посетителям выставка, проходящая в Музее Российской академии художеств. Экспозицию, аналог которой вряд ли удастся найти где-то еще, составляют точные модели и чертежи самых известных памятников архитектуры города на Неве. Немалую часть их составляют православные храмы. По традиции, усвоенной из Европы, где при создании особенно сложных и значительных сооружений еще в средневековье часто использовали выполненные из дерева модели, которые давали полное представление не только о пространственной композиции будущего здания, но также о его внутреннем устройстве и отделке интерьеров, подробнейшие модели создавали перед строительством и зодчие, возводившие Северную Пальмиру. После окончания строительства модель обычно хранилась в здании, для возведения которого она была изготовлена, в Петербурге же их передавали в Академию художеств «для пользы воспитанников», будущих зодчих, которые учились здесь наряду с живописцами, скульпторами и граверами. Так сложилась эта единственная в мире коллекция проектных моделей. Благодаря моделям удается рассмотреть храмы с ракурса, который невозможно представить в городе с плотной застройкой, можно одним взглядом окинуть открывающийся вид сверху, рассмотреть отдельные декоративные элементы, подробно переданные в уменьшенных копиях, которые даже старше самих зданий. Приковывает взор посетителя выставки модель Воскресенского Новодевичьего монастыря, названного Смольным по расположению его на том месте, где прежде варили смолу для хозяйственных и военных нужд. Проект ансамбля был создан в 1747 году великим мастером эпохи барокко Ф.-Б. Растрелли (1700 – 1771), который сумел органично соединить в своем проекте черты общеевропейского стиля и традиционные мотивы русского зодчества. Несколько выделяется среди других моделей во много раз уменьшенная копия Троицкого собора Александро-Невской лавры. Храм строился в 1778–1790 годах по проекту выдающегося русского зодчего И.Е. Старова (1745–1803) в духе строгого классицизма. В отличие от других экспонатов этой коллекции, модель Троицкого собора оставлена неокрашенной, что позволяет оценить мастерство резчиков, в точности передавших изящество архитектурных деталей. В экспозиции хранится и модель «предшественника» этого храма – ныне не существующего строения в стиле северного барокко, автор которого немец Т. Швертфегер работал в Петербурге еще при Петре I. Теперь посетители имеют прекрасную возможность сравнить модели двух храмов, каждый из которых в свое время стал центром Александро-Невской Лавры. Есть в музее и другие модели храмовых построек, которые мы не сможем увидеть на улицах северной столицы. Например, одним из самых оригинальных произведений петербургской архитектуры, соединившим в себе черты барокко и классицизма, мог стать Исаакиевский собор, спроектированный в 1768 году А. Ринальди. Храм был задуман с пятью сложными по рисунку куполами и высокой колокольней. Но строительство велось крайне медленно, и Ринальди вынужден был уехать из Петербурга, не завершив начатой работы, а достроенный другим архитектором храм нисколько не походил на первоначальный проект. Вскоре было принято решение о коренной перестройке – по сути, новом строительстве Исаакиевского собора, правда, с сохранением трех уже освященных алтарей. А проектная модель осталась в Академии художеств, благодаря чему и наши современники могут познакомиться с наиболее полным воплощением замысла А. Ринальди. Есть в экспозиции макет самого знаменитого Исаакиевского собора, построенного по проекту О. Монферрана в 1818 – 1858 годах. Над созданием модели – этой, по впечатлению современника, «великолепной и щеголеватой игрушки», поражающей искусностью исполнения, трудились десять мастеров. Благодаря труду этих людей есть возможность подробнее рассмотреть не только внешний вид, но и внутреннее убранство храма, в частности, детали интерьера и с удивительным мастерством выписанные на сводах росписи. Посетители выставки смогут ознакомиться и с другими уникально точно воспроизведенными макетами петербургских архитектурных шедевров, ставших частью коллекции Музея Российской академии художеств. В дополнение к архитектурным моделям в экспозицию включены чертежи, рисунки и гравюры, раскрывающие историю создания и бытования представленных здесь памятников.
В публикации использованы материалы
Образование и Православие /
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1601 |