Опубликовано 28.05.2014 в рубрике  Новостная лента
 

Ожерелье архитектурных жемчужин


Вчера был – день основания Санкт-Петербурга. 27 мая 1703 года, 311 лет назад, император Петр Iзаложил на Заячьем острове крепость, с которой и началась история имперской столицы, первого русского порта на Балтийском море.


 

Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, но окончательно за ней закрепилось иное название – Петропавловская – в честь собора святых первоверховных апостолов Петра и Павла, расположенного в центре крепости. Так с самого начала история Петербурга была тесно связана с историей его православных святынь – не только Петропавловского собора, но и Александро-Невской лавры, росшей и благоукрашавшейся вместе с городом, самого большого в северной столице Исаакиевского собора, освященного во имя преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I, Казанского собора, ставшего местом пребывания чтимого списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери и памятником русской воинской славы, храма Спас-на-Крови – запечатленной в камне памяти об убиенном Царе-Освободителе Александре II, многих других храмах. Слава Богу, эти святыни сохранились доныне, несмотря на длившиеся почти век бури атеистических гонений. И сейчас можно пройти по улицам города и увидеть величественные и прекрасные храмы.

А еще их можно увидеть вместе в одном помещении – такую уникальную возможность дает посетителям выставка, проходящая в Музее Российской академии художеств.  Экспозицию, аналог которой вряд ли удастся найти где-то еще, составляют точные модели и чертежи самых известных памятников архитектуры города на Неве. Немалую часть их составляют православные храмы.

По традиции, усвоенной из Европы, где при создании особенно сложных и значительных сооружений еще в средневековье часто использовали выполненные из дерева модели, которые давали полное представление не только о пространственной композиции будущего здания, но также о его внутреннем устройстве и отделке интерьеров, подробнейшие модели создавали перед строительством и зодчие, возводившие Северную Пальмиру. После окончания строительства модель обычно хранилась в здании, для возведения которого она была изготовлена, в Петербурге же их передавали в Академию художеств «для пользы воспитанников», будущих зодчих, которые учились здесь наряду с живописцами, скульпторами и граверами. Так сложилась эта единственная в мире коллекция проектных моделей.

Благодаря моделям удается рассмотреть храмы с ракурса, который невозможно представить в городе с плотной застройкой, можно одним взглядом окинуть открывающийся вид сверху, рассмотреть отдельные декоративные элементы, подробно переданные в уменьшенных копиях, которые даже старше самих зданий.

Приковывает взор посетителя выставки модель Воскресенского Новодевичьего монастыря, названного Смольным по расположению его на том месте, где прежде варили смолу для хозяйственных и военных нужд. Проект ансамбля был создан в 1747 году великим мастером эпохи барокко Ф.-Б. Растрелли (1700 – 1771), который сумел органично соединить в своем проекте черты общеевропейского стиля и традиционные мотивы русского зодчества.

Несколько выделяется среди других моделей во много раз уменьшенная копия Троицкого собора Александро-Невской лавры. Храм строился в 1778–1790 годах по проекту выдающегося русского зодчего И.Е. Старова (1745–1803) в духе строгого классицизма. В отличие от других экспонатов этой коллекции, модель Троицкого собора оставлена неокрашенной, что позволяет оценить мастерство резчиков, в точности передавших изящество архитектурных деталей.

В экспозиции хранится и модель «предшественника» этого храма – ныне не существующего строения в стиле северного барокко, автор которого немец Т. Швертфегер работал в Петербурге еще при Петре I. Теперь посетители имеют прекрасную возможность сравнить модели двух храмов, каждый из которых в свое время стал центром Александро-Невской Лавры.

Есть в музее и другие модели храмовых построек, которые мы не сможем увидеть на улицах северной столицы. Например, одним из самых оригинальных произведений петербургской архитектуры, соединившим в себе черты барокко и классицизма, мог стать Исаакиевский собор, спроектированный в 1768 году А. Ринальди. Храм был задуман с пятью сложными по рисунку куполами и высокой колокольней. Но строительство велось крайне медленно, и Ринальди вынужден был уехать из Петербурга, не завершив начатой работы, а достроенный другим архитектором храм нисколько не походил на первоначальный проект. Вскоре было принято решение о коренной перестройке – по сути, новом строительстве Исаакиевского собора, правда, с сохранением трех уже освященных алтарей. А проектная модель осталась в Академии художеств, благодаря чему и наши современники могут познакомиться с наиболее полным воплощением замысла А. Ринальди.

Есть в экспозиции макет самого знаменитого Исаакиевского собора, построенного по проекту О. Монферрана в 1818 – 1858 годах. Над созданием модели – этой, по впечатлению современника, «великолепной и щеголеватой игрушки», поражающей искусностью исполнения, трудились десять мастеров. Благодаря труду этих людей есть возможность подробнее рассмотреть не только внешний вид, но и внутреннее убранство храма, в частности, детали интерьера и с удивительным мастерством выписанные на сводах росписи.

Посетители выставки смогут ознакомиться и с другими уникально точно воспроизведенными макетами петербургских архитектурных шедевров, ставших частью коллекции Музея Российской академии художеств. В дополнение к архитектурным моделям в экспозицию включены чертежи, рисунки и гравюры, раскрывающие историю создания и бытования представленных здесь памятников.

 

В публикации использованы материалы 

сайта Научно-исследовательского музея Российской академии художеств  и портала  «Музеи России»

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж

Ожерелье архитектурных жемчужин Ожерелье архитектурных жемчужин

Образование и Православие / Приходы.Ru

 

Читайте также:

21.11.2022 - В Александро-Невской лавре открылась выставка преподавателей Иконописного о ...

29.10.2022 - Выставка "100-летие подвига священномученика Вениамина, митрополита Петрог ...

05.02.2013 - 6 февраля – открытие фотовыставки «300 лет бытия Свято-Троицкой Александро- ...

09.10.2012 - Колокола Исаакиевского собора возвращаются на свое место спустя 80 лет

16.07.2011 - Выпускник петербургской Академии художеств защитил проект воссоздания храма ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1601

Ключевые слова: Санкт-Петербург, архитектура

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031