Опубликовано 28.05.2014 в рубрике  Новостная лента
 

Наследие преподобномученицы Елизаветы: сторичный плод убитого семени


Для сестер милосердия служение ближним — лекарство от выгорания, а трудятся они«во всех жанрах, кроме скучного». В Храме Христа Спасителя священники, игумении, сестры милосердия, общественники, историки, музейные работники собрались на форум «Елисаветинское наследие сегодня. Россия и Ближнее Зарубежье», посвященный 150-летию со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны.


 

Наследие святой Елизаветы в Москве — Марфо-Мариинская обитель — известно всем. Сегодня ее наследием можно назвать монастыри, сестричества, благотворительные и просветительские организации в ее честь по всему православному миру. Россия, Украина, Белоруссия, Израиль — естественные, но не единственные страны, где продолжают дело святой.


Не делай добра, не получишь зла — и не выгоришь?
Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве, отметил, что Елизаветинский форум каждый год, невзирая на юбилеи, посвящен одной и той же теме: служению Богу и людям, заповеданному святой Елизаветой. Здесь незаметные и скромные люди, делающие ежедневную тяжелую работу, собираются, чтобы ощутить, что они не одни, и почерпнуть в общении силы.
— Знаете русскую поговорку: «Не накормивши, не напоивши, добра не сделавши — врага не наживешь»? И до, и после убийства своего мужа, Великого князя Сергея Александровича, святая Елизавета Федоровна отдавала всю себя на служение людям. Это высокие слова, которые сегодня воспринимаются со скепсисом. Так же они воспринимались и в начале ХХ века, — уверен отец Тихон (Шевкунов). — Она могла бы быть просто богатой меценаткой: сидеть во дворцах, делиться своим состоянием и быть довольной собой — второй барыней Российской империи. Но она не только отдала все, что имела, нищим и раненым, она сама пошла им служить: ходила по Хитрову рынку, пока не запретила полиция, находила беспризорников, служила сиделкой раненым Первой Мировой. И пословица о том, как нажить врага, на ее примере сбылась. Однажды она ехала по Москве в автомобиле, и в нее полетели камни. Но она выдержала все и продолжала делать то же, что до этого.
Урок Елизаветы Федоровны, по мнению отца Тихона (Шевкунова), актуален в связи с популярностью в церковных дискуссиях термина «выгорания» православных людей.
— Конечно, никакого «выгорания» нет. Есть окамененное нечувствие, которое иногда настигает и подвижника, но чаще — людей, которые ничего не поняли в христианстве и не готовы нести Христа через всю свою жизнь, — сказал архимандрит Тихон. — Через 25 лет церковной свободы люди становятся равнодушными и отходят от Церкви — это новый период испытаний, когда надо в первую очередь сохранить в ограде самих себя и тех, кто есть в Церкви, а расширение не может быть самоцелью. Всежизненным делом христианина может быть либо познание Бога через изучение Священного Писания, либо служение ближнему.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон напомнил, что святая Елизавета была искалечена и брошена на смерть в шахту, Марфо-Мариинская обитель прекратила работу и вскоре была закрыта, все ее труды казались погибшими втуне. Но она была евангельским зерном — и мы видим, как семя, умершее в земле, дает сторичный плод. Мы видим монастыри, открывающиеся по всей России, ее подвиг должен стать известен каждому русскому человеку.

Встреча Востока и Запада
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что в Великой княгине Елизавете встретились настоящая Россия и настоящая Западная Европа. И сегодня, имея в виду ее пример, можно построить новую связь между народом настоящей России и народами настоящей Европы. Эти народы могут найти друг друга заново как людей, живущих не ради брюха, комфорта и развлечений, а найти друг друга в жизни, которая дается для осуществления идеалов Евангелия Христова. Мы не враги друг другу, мы можем поддерживать друг друга в трудные минуты, опираясь на веру, которая сформировала наши народы.
Елизавета Федоровна, по мнению отца Всеволода, проявила величайшую способность не предаться унынию, перенести испытания и не выгореть, не озлобиться, не жить местью и обидой. Она не побоялась пойти на страдания ради народа, который стал ей родным. Она могла оставить этот народ, формально для нее чужой, обидеться на него, проклясть его — но вместо этого дала урок всем нынешним молодым людям, которые при малейшей трудности восклицают: проклятая страна, уеду отсюда и забуду ее и этот народ.
Наполовину англичанка, наполовину немка не отреклась от своего нового народа, как мать не может отречься от своего больного сына. Она показала, что дела милосердия всегда актуальны и своевременны.

Ожерелье Елизаветинских монастырей и храмов
Одна за другой на кафедру поднимались игумении монастырей и настоятели храмов, основанных в честь святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Матушки и священники смущенно отмечали, что готовились перечислять виды социального или миссионерского служения своей общины, но понимают, что служение, по сути, у всех одинаково. Почти все помогают больным если не в психиатрическом, то в туберкулезном диспансере подготовиться к исповеди и причастию, оказывают бытовую помощь пожилым и обездоленным дома, идут в детские дома, хосписы.
Конечно, в каждой обители есть что-то свое. Например, история создания или место, связанное с Великой княгиней Елизаветой. Так, игумения Иннокентия из Серафимо-Знаменского скита Московской области рассказывала историю дружбы схиигумении Фамарь (Марджановой) и преподобномученицы Елизаветы. Из этой дружбы в 1912 году родился Серафимо-Знаменский скит с его символичной и гармоничной архитектурой. Подвижницы привлекли к строительству скита архитектора Щусева, а освящал храм будущий священномученик митрополит Владимир.
Игумения Олимпиада (Тетёркина) из Свято-Елизаветинского монастыря в Алапаевске рассказывала о создании обители при последнем сохранившемся доме-свидетеле мученического пути святой Елизаветы и ее спутников — последние два месяца преподобномученица провела  в здании Напольной школы. Теперь во дворе этой по-прежнему действующей школы открыт монастырь, где живут и молятся 11 сестер, а в угловой комнате, где молилась, рисовала и откуда вышла на казнь святая Елизавета, организован мемориал, и есть надежда на передачу части здания Церкви под храм.
Рассказ игумении Елизаветы (Кольцовой) из Калининграда — словно привет из дореволюционной эпохи: богатая женщина отдает под храм и монастырь собственную усадьбу и землю, становится первой настоятельницей, строит храмы, а чтобы привлечь к храму детей — заводит на территории страусиную ферму. 
Монахиня Матрона (Лукашева) из Свято-Елизаветинского монастыря в Минске описала опыт создания монастыря «на пустом месте». Несколько сестер трудились санитарочками в психиатрической клинике, рассказывали о вере и таинствах. Они видели, что болящей душе нужен прежде всего Бог. Часто пациенты – это наркоманы и алкоголики, которые не нужны миру. Получили сначала благословение строить храм возле больницы – тогда еще не думали, что будет монастырь. Но люди из больницы, особенно те, кто выписывался «в никуда», стали подходить к батюшке и проситься остаться и «потрудиться при монастыре». Так появились мастерские: столярная, швейная и другие. Сейчас более 30 мастерских и около 2000 трудников. Никому не отказывают, всех обучают ремеслу. Для тех, кому еще и негде жить, кого ждут дома дружки-наркоманы или те, чья компания довела до тюрьмы, основали два подворья – сначала мужское, а потом и женское.

На полях сражений
Преподобномученица Елизавета создавала фронтовые и госпитальные походные храмы, помогала раненым. С такой стороной служения ближним лучше всех знаком протоиерей Михаил Васильев. Он — настоятель храмов Благовещения Пресвятой Богородицы (при б. казармах Саперного батальона), Пророка Божия Илии при штабе ВДВ в Сокольниках; иконы Божией Матери «Благодатное Небо» в военном городке Кубинка Одинцовского района Московской области, вмц. Варвары и прп. Илии Муромца в пос. Власиха.
— Я однажды полежал после учений полгода на койке в родном госпитале, который сам же окормляю. Полгода – более чем достаточно, чтобы оценить ценность того, что вы, сестры милосердия, делаете, — сказал отец Василий.
В госпиталь, при котором открыт храм во имя прмч. Елизаветы, попадают многие люди, связанные с космосом и ядерным оружием, а это прямо или косвенно сопряжено с радиацией, так что немощь настигает служащих без разбора чинов и званий.
— Даешь солдату конфету и говоришь «дембель неизбежен», — он улыбнется и про крестик и икону сам спросит. Говоришь: не ценили материнские пирожки, плакали из-за вас матери – вот теперь вам вместо материнских пирожков наш, — делится миссионерскими секретами отец Михаил.
У священников, окормляющих ВДВ, есть два мобильных храма. В этом тоже продолжается традиция прмч. Елизаветы. Летний храм – это прицеп, который за 10 минут разбирается и превращается в мобильный алтарь, вверх выдвигается куполочек, вбок —пономарка. При храме имеется 200-литровый бак воды и 200-литровый бак солярки, свой кинопроектор. Прихожане стоят на улице, удается служить до октября.
— В прошлом году в полевых условиях причастились 8 тысяч солдат и офицеров-десантников. Еще мы окормляем РВСН, но ракетные, слава Богу, сейчас не воюют, а то бы уже всюду наступил бы вечный мир и вечный покой, — сказал протоиерей Михаил Васильев.
Также есть надувной зимний храм – 40 минут уходит на подготовку храма на 150 человек после десантирования в чистом поле.
— Главное для священника — чтобы он людей любил, чтобы люди были ему не в тягость, а в радость. Вымывание-выгорание бывает у всех: у психологов, учителей. Очень трудно не «припухнуть», будучи священником. Нельзя стать как продавщица, чтобы было «понаехали тут», — нужно, чтобы сохранялось благоговение и любовь к людям, — такой урок из служения преподобномученицы Елизаветы Богу и ближним извлек для пастырей отец Михаил.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Наследие преподобномученицы Елизаветы: сторичный плод убитого семени Наследие преподобномученицы Елизаветы: сторичный плод убитого семени Наследие преподобномученицы Елизаветы: сторичный плод убитого семени Наследие преподобномученицы Елизаветы: сторичный плод убитого семени
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2118

Ключевые слова: милосердие

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930