|
||||||||||||||
Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор: "А вдруг я приду с посохом в израильский суд?"2010 год обещает быть активным в плане развития российско-израильских отношений. В феврале Москву намерен посетить премьер Израиля Биньямин Нетаньяху. У главы российского правительства Владимира Путина тоже есть планы приехать в Израиль предположительно в мае. Кроме этого на Святой земле должен побывать и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В интервью "Времени новостей" глава Русской духовной миссии в Иерусалиме 49-летний архимандрит ИСИДОР (Минаев) рассказал о тех вопросах, которые необходимо затронуть во время визита высоких гостей, а также о православной жизни на Святой земле. - Отец Исидор, вы в марте прошлого года заняли пост главы Русской духовной миссии в Иерусалиме, а до этого служили в Софии, были настоятелем подворья Русской православной церкви в Болгарии. Можно ли сравнивать две эти должности? Как протекает православная жизнь там и здесь? - Балканы - это спокойная местность, там течет размеренная православная жизнь. Нет того, что мы тут, на Святой земле, называем сосуществованием трех религий. Конечно, в Болгарии тоже есть различные конфессии, но в основном она православная страна. Когда я там был, говорил, что с местной церковью у нашей церкви самые идеальные отношения и нет ни одной конфликтной темы. - Чего, наверное, нельзя сказать об Израиле... - В Болгарии и законы, и отношения между людьми более нам понятны, более близки к российским. Здесь же можно услышать от официальных лиц, что они, дескать, вообще не знают, что это за организация такая - православная церковь. По сравнению с Болгарией здесь много дел, много наших участков, храмов, монастырей. Ими надо управлять, их надо осваивать, строить, реставрировать, оформлять земли. А вот то, что объединяет, так это советский период, когда и в Болгарии, и здесь было потеряно имущество Русской православной церкви. В Болгарии в конце 1940-х годов сразу семь храмов было передано Болгарскому патриархату. Всего один храм оставили в Софии - посольский. - Ведутся ли переговоры, как в Израиле, об их возвращении? - Нет, не ведутся. В Болгарии служение проходит на церковно-славянском языке, и наши прихожане понимают его. Кроме того, с местным патриархатом у нас прекрасные отношения. Нас всегда, в любое время допускают совершать богослужения в этих храмах, поэтому нужды в их возвращении в российскую собственность нет. - В Израиле по-другому? - Здесь все жестче. Конечно, иерусалимский патриарх Феофил III с радостью нас принимает в храме Гроба Господня и у других православных святынь. Но тут могут возникнуть казусы. Например, приедет наш именитый митрополит, а ему вдруг не разрешат служить в Гефсимании (территория Восточного Иерусалима, на которой тоже расположены православные святыни. - Ред.), потому что они не могут позволить себе, чтобы русский архиерей возглавлял службу. А своего архиерея у них в этот день нет. По их мнению, не полагается, чтобы русский митрополит возглавлял службу, а греческий священник только сослужил ему. Наши гости могут быть травмированы этим. Ехали-ехали, приехали, а послужить не удалось. Правда, надо признать, что все эти сложности проходят в рамках церковно-дипломатических отношений. Ничего плохого за этим не стоит. Просто иногда российская церковь, как в общем-то и все государство российское, пугает своими габаритами. Область русского провинциального архиерея, например Новосибирского или Краснодарского, равна территории Израиля, а то и больше. И при этом он просто провинциальный архиерей, даже не патриарх. А если он приезжает, то с ним прибывает еще около 30 священников. Оказывается, это не вся Русская церковь приехала, а одна ее тысячная часть. Это пугает. А еще больше пугает, когда русские архиереи начинают приезжать из США, Канады, Казахстана, Эстонии. Поэтому возникает нервозность в отношениях. Но все это преодолимо, никаких серьезных конфликтов у Русской духовной миссии с Иерусалимским патриархатом, а также с властями Израиля, Иордании и Палестинской автономии не возникало. - Правительство России с момента восстановления дипломатических отношений с Израилем в 1991 году ведет переговоры о возвращении бывшей российской собственности, утерянной в советский период. Даже это здание в Русском подворье в Иерусалиме, в котором расположена Русская духовная миссия, принадлежит ей лишь частично. Ведь в нем еще расположен и израильский суд? - На самом деле оно принадлежит миссии полностью, а часть сдана в затянувшуюся аренду. Об этом уже велись переговоры, но пока они приостановились. Сейчас на первом плане у России Сергиевское подворье. - Но его же вернули год назад? - Да, но его надо восстанавливать. Еще нужно два министерства оттуда переселить (в Сергиевском подворье расположены министерства сельского хозяйства и экологии Израиля. - Ред.). Одно уже почти переехало, по поводу второго принято решение еще подождать. - Реставрационные работы пока не ведутся? - Там есть крыло, которое уже полностью передано России, его начали реставрировать. Мы там проводили уже богослужения, пытаемся наладить нормальную православную жизнь, но пока все идет вяло. А вот вопрос с переездом израильского суда в последнее время совсем не поднимается. - Видимо, это связано с экономическим кризисом. Ведь была же информация, что российские бизнесмены на свои деньги построят для мирового израильского суда 11-этажное здание в центре Иерусалима. - Частично в связи с кризисом, конечно. Непонятно, правда, зачем израильтянам потребовался такой дорогой проект. Оказывается, требуется свыше 100 млн долл. А ведь сейчас весь суд помещается в нескольких десятках комнат на втором этаже, и вдруг потребовалось 11-этажное здание. Почему нельзя скромнее отстроиться? Я знаю, что в кнессете были выступления о том, может ли мировой иерусалимский суд быть построен на, как говорили депутаты, "грязные русские деньги, на деньги русских олигархов". И может ли в этом случае суд сохранить свою независимость?! Ведь когда суд арендует у Русской духовной миссии это здание, он ее сохранить может?! А вдруг я приду с посохом в суд и скажу: вот этого помиловать, а вот этому срок набавить, а то выгоню вас завтра. По их логике получается, они и сейчас зависимы? - Тем не менее выезжать они не спешат... - Сейчас мы ожидаем приезда очередного высокого гостя, патриарха или президента. Обычно к приезду гостей такого уровня подобные стратегические вопросы поднимаются вновь и принимаются какие-то решения. - А что слышно насчет других участков земли помимо здания Русской духовной миссии? В центре Иерусалима находится и Елизаветинское, и Мариинское подворье? - Об их возвращении пока рано говорить. Ни у правительства России, ни у Русской духовной миссии нет столько денег, чтобы одновременно все вернуть. Территории огромные. Сейчас государство озабочено двумя большими проектами на Святой земле - это восстановление Сергиевского подворья в Иерусалиме и строительство гостиничного комплекса с храмом на месте крещения Иисуса Христа в Иордании. Король Иордании Абдалла II подарил христианским церквям участки земли недалеко от места крещения. Скоро у нас там будет свой храм, но пока на территории Иордании нет ни одного русского храма, даже посольского. - Русское подворье в Иерусалиме находится вблизи ультрарелигиозного иудейского квартала Меа-Шеарим. Не чувствуете ли вы какого-то напряжения со стороны местных жителей? - Мы не чувствуем, потому что мы привыкли. А вот приезжающие паломники бывают иногда не готовы к тому, что в их сторону и плюнуть могут, и камнем замахнуться. Но для паломников это тоже своего рода экзотика, понимание того, что значит "стоять в вере своей": не просто находиться в русской глубинке и быть православным, а защищать свою веру. В данном случае мы защищаемся по-христиански, не желая зла врагу своему. Улыбнешься или изобразишь жест удивления, ну и дальше пойдешь. А мусульмане могли бы за такие вещи сразу прибить, у них так по вере положено. Для них это плевок в сторону их веры, их Бога, а не лично в них. И мусульмане этого бы не потерпели. Христиане же "подставляют другую щеку". - Не опасно ли тогда паломникам приезжать на Святую землю? Ведь они ездят не только по Израилю, но и по всей Палестинской автономии, а там тоже не всегда спокойно. - На палестинской территории традиционно любят русских и с уважением относятся к христианам. И на паломников смотрят в первую очередь как на прибыль. Они зайдут в магазин, купят сувениры. Торговое ремесло здесь одно из самых древних, поэтому туристов и паломников там любят. Конечно, когда там идут военные действия, посольство нас предупреждает, и мы уже не рекомендуем в это время приезжать. Ну а в остальное время я не вижу никакой опасности для наших паломников. В 1847 году император Николай I утвердил доклад об учреждении Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме - постоянного представительства Русской православной церкви при Иерусалимском патриархате. В задачи РДМ входило обустраивать русских паломников и проводить богослужения на церковно-славянском языке. Москва строила на Святой земле гостиницы, монастыри, больницы, школы. В 1917 году в Иерусалиме образовался целый квартал, принадлежащий Русской православной церкви. Всего же к этому времени ей принадлежало 70 участков земли на Святой земле. После революции Москва начала терять свои земли на Святой земле, частично они перешли к Русской зарубежной церкви. Еврейское государство, созданное в 1948 году, сумело выстроить хорошие отношения с Советским Союзом. Часть участков с постройками израильтяне передали Русской православной церкви. Однако в 1964 году Москва опять утратила часть этой собственности. Некоторые израильские историки утверждают, что тогдашний советский лидер Никита Хрущев променял эту собственность на контракты по поставке израильских апельсинов в Советский Союз. По другой версии, причина была в позиции израильских властей, решивших использовать эту собственность в своих целях. Тогда РДМ лишилась Русской больницы, Мариинского, Елизаветинского, Николаевского и Вениаминовского подворья в Иерусалиме. Во владение Израиля перешло подворье в Назарете, а также несколько участков в Хайфе и Афуле. Однако здания Русской духовной миссии и Свято-Троицкого собора в Иерусалим на тот момент остались за Москвой. В 1967 году, после разрыва дипломатических отношений между Израилем и Советским Союзом в связи с арабо-израильской войной, еврейское государство объявило себя арендатором собора и здания РДМ. Израильтяне разместили в здании миссии мировой суд Иерусалима. Переговоры о возвращении земель, некогда принадлежащих царской России, начались сразу после восстановления дипломатических отношений в 1991 году. В декабре 2008 года, к примеру, израильское правительство официально передало России одно из важных зданий в Иерусалиме - Сергиевское подворье. Мировой суд Иерусалима до сих пор занимает часть здания Русской духовной миссии, ссылаясь на отсутствие средств и места для своего переезда. В настоящее время в распоряжении Русской духовной миссии Московского патриархата на Святой земле находится семь священников, девять действующих храмов, два монастыря, крупнейший из которых - иерусалимский Горненский монастырь с 60 монахинями.
Образование и Православие / ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ Беседовала Мария ГРИШИНА, Иерусалим |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6609 |