|
||||||||||||||
Преподобный Сергий в уникальных иконах и библиографических памятникахГЛАВНЫЕ ЮБИЛЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕННОМ МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ В Москве открылись два выставочных проекта, подготовленных к юбилею Преподобного Сергия Государственным историческим музеем (ГИМ) и Московским государственным объединенным музеем-заповедником (МГОМЗ). У экспозиций на Красной площади и в Коломенском, несмотря на все различия, много общего: в обеих представлены редчайшие иконы и древние книжные памятники, связанные с памятью о Преподобном и иллюстрирующие его почитание по всей Русской земле. От Служебника Сергия до портретов архимандритов Монографическая выставка «Обитель преподобного Сергия» целиком заняла один зал музейного комплекса на Красной площади. Академично строгая экспозиция на девять десятых составлена из постоянно хранящихся в фондах ГИМа памятников. Некоторые уникумы демонстрируются впервые. Например, десять икон шитого иконостаса из походной церкви XV века. «К сожалению, уже в XIX столетии, когда они попали к нам, иконостас существовал в отдельных фрагментах. Сейчас мы по-прежнему изучаем его, но пока не можем даже сказать, какая его часть дошла до нас, - признается автор выставки Елена Юхименко. – Но важно, что один из десяти сохранившихся образов – преподобного Сергия. Это показывает степень почитания, с которым уже в то время относились на Руси к святому». Впервые в публичной экспозиции выставлена портретная галерея наместников Троицкого монастыря начиная с усвоения ему статуса лавры. В музейные фонды ее передали около века назад меценаты – группа московских попечителей ГИМа. Кстати, рядом – предоставленныйРоссийским государственным архивом древних актов подлинный Указ императрицы Елизаветы Петровны из Святейшего Синода архимандриту Арсению (Могилянскому) об именовании обители лаврой от 22 июня 1744 г. Радуют посетителей не только музеи. Так, несколько древних рукописных книг выставляетРоссийская государственная библиотека, в древлехранилище которой попало в свое время богатейшее собрание Троице-Сергиевой лавры. Два экспоната первого ряда – Стихирарь Епифания Премудрого 1380 года с автографом самого писца и подробно иллюстрированный житийный памятник Преподобного – рукописное «Лицевое житие Сергия» конца XVI века с 652 миниатюрами. Интересно, что эту инкунабулу главная библиотека страны рискнула выставить в экспозиции лишь в течение первой недели работы выставки, а затем заменит ее факсимильной копией. Пара других пергаментных рукописей конца XIV века – мемориальные подлинники преподобного Никона Радонежского: Служебник и Евангелие. Фонды ГИМа не уступают: на соседнем стенде – раскрытое на замечательной лицевой миниатюре «Спас Эммануил в силах» Евангелие Апракос («Андрониково», Москва, XVв.) И все же, пожалуй, главный экспонат здесь – созданный не позднее XIV века пергаментный Служебник, по преданию Троицкого монастыря принадлежавший самому преподобному Сергию. Основной и самый интересный экспозиционный ряд – иконография Преподобного. Впервые на широкой публике выставляется цельный житийный свод образов из Покровского собора в Рогожской слободе. Девять лет назад были опубликованы только две иконы из него, остальные восемь специально отреставрированы митрополией Русской Православной Старообрядческой Церкви к 700-летнему юбилею. Написаны все они в конце XVIII столетия предположительно в Поволжье. «В целом же иконография преподобного Сергия, особенно раннего периода его почитания, изучена далеко не окончательно. Известен созданный около 1420-х годов покров. А потом до конца XV века практически ни одной иконы мы не знаем, - говорит заведующая отделом древнерусской живописи ГИМа Ирина Тарасенко. - Отчасти закрывает это своеобразное белое пятно очень редкая выставляемая нами икона так называемой ктиторской композиции Богоматери с Младенцем с предстоящим Сергием Радонежским. Она явно ориентирована на греческие образцы. Ктиторские сюжеты вообще были популярны в Византии. А вот отечественных икон, особенно таких старинных и по композиционной структуре явно архаичных, до нас дошло очень мало. Как мы считаем, написана икона в Москве в первой трети XV века. В истории ее бытования много неизвестного. К нам она попала из музея «Александрова слобода», а туда поступила из соседнего Стефано-Махрищского монастыря, где располагалась в Троицком соборе. Не исключено, происходит она из Троице-Сергиевой обители». Самая древняя житийная икона Преподобного из представленных на выставке написана в конце XV столетия в мастерской Дионисия и находилась в Успенском соборе московского Кремля (сейчас – во владении Музеев Московского Кремля). Ее клейма создавались по житию, составленному во второй четверти XVв. Пахомием Логофетом. Изучив более поздние аналоги, можно проанализировать, каким образом эволюционировало общецерковное и народное почитание Сергия Радонежского. Если в написанной в середине XVI столетия в мастерских московского митрополита Макария иконе в первом житийном клейме изображается рождение Варфоломея, то в следующие века ему предшествуют сюжеты, иллюстрирующие троекратное возглашение младенца в чреве молившейся в храме Марии. По-другому скомпанована происходящая из ярославских земель (конец XVII – начало XVIII века) икона из собрания московского коллекционера Липницкого. На 36 клеймах иконы, расположенных в два пояса, уже богато представлены поздние чудеса по составленному келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным (+ 1665) житию Сергия. Причем превалируют тут моменты, связанные с защитой Русской земли, с заступничеством Преподобного за весь русский народ: явления святого в Казани накануне взятия города и в Троицком монастыре во время его осады в Смутное время. Степень почитания Музей-заповедник в Коломенском выставляет около двух сотен редких памятников из собственных фондов. Среди трех десятков библиографических раритетов на стендах представлено, например, первое издание жития Сергия Радонежского в редакции Симона Азарьина. Вышло оно в книге «Службы и жития Сергия и Никона», опубликованной в 1646 году Московским Печатным двором. Автор переработал для публикации древнейшие рукописные Епифаниевскую и Пахомиевскую редакции, а также добавил чудеса Преподобного XV — XVII веков. Рядом в стеклянной витрине — другая книга, на 43 года моложе. Это тоже первое издание — знаменитых Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского (естественно, с житием преподобного Сергия), составленных по образцу труда московского митрополита Макария. Представлено в экспозиции и изданное «высокой печатью» творение самого Пахомия Логофета (+ после 1484) — автора хронологически второй редакции Сергиева жития. Правда, это не само житие, а опубликованный в 1792 году в Гродно Канонник с тропарем Сергию Радонежскому (последний как раз и принадлежит перу Пахомия). Степень общецерковного почитания преподобного ярче всего демонстрируют два синодальных издания с текстами архиереев, занимавших московскую кафедру. «Поучительные слова» митрополита Платона (Левшина; + 1812) напечатаны в Москве в 1780 году и содержат архипастырскую проповедь, прочитанную годом ранее в Троице-Сергиевой лавре в день памяти святого 5 июля (ст.стиль). Житие же преподобного Сергия в редакции тогда еще архиепископа Филарета (впоследствии митрополита (Дроздова)); прославлен Церковью в святительском чине в 1994 году) вышло в Санкт-Петербурге в 1822 году. Это своеобразная «народная» версия – сравнительно простое переложение древних церковных источников. Еще одна библиографическая редкость - Московский патерик известного духовного писателя Евгения Погожева (Ефима Поселянина; + 1931). Издание появилось на свет в 1912 году при содействии дворянства старой русской столицы. Вполне понятно, что попали туда и жизнеописания Сергия Радонежского, а также его учеников и духовных чад, вошедших в собор московских чудотворцев. «Дивные дары, которые он приобрел своей святой жизнью, - пишет автор о преподобном Сергии, - он употребил на служение русскому народу. Не перечесть всего, что совершил он для родной земли». Над этой цитатой из патерика посетители могут увидеть полный сдержанной, скупой молитвенной красоты образ Преподобного с Владимирской иконы Божией Матери с собором московских чудотворцев. Эту икону цесаревичу Алексею во время его первого посещения Белокаменной в 1912 году подарило городское дворянство. Вряд ли случайно: в то время Сергия Радонежский почитался как небесный патрон московских государей. Для неспешного созерцания Иконографическая часть экспозиции содержит несколько безусловных шедевров. Структурно она разделена на несколько больших разделов: образы самого преподобного и Пресвятой Троицы, сюжеты, связанные с событиями Куликовской битвы и деяниями духовных последователей троицкого игумена. Как минимум десять икон достойны неспешного созерцания. Некоторые демонстрируются широкой публике впервые. Прежде всего, это рама XIX века с дюжиной подробно прописанных житийных клейм к иконе преподобного Сергия (центральный образ, увы, не сохранился) из Николо-Перервинского монастыря. «Историки архитектуры в изображении храмового убранства находят много общего с интерьерами главного монастырского собора, - замечает заведующая отделом изобразительного искусства и иконописи МГОМЗ Мария Послыхалина. - Рама поступила в музей после закрытия обители в 1930-е годы. Имени иконописца мы не знаем. Но, скорее всего, это местный монастырский мастер, который запечатлел некоторые детали, что называется, с натуры». Никогда прежде обычные посетители не видели еще одну редкую икону из того же монастыря — образ святого благоверного Димитрия Донского, которому на речном берегу является чудотворный образ Николая Угодника. «Сама икона конца XVIII века, - замечает Послыхалина. - Но, к сожалению, она под записью начала XIX века — менее качественной и выразительной. Видимо, мы так ее и оставим, потому что сохранность оригинала сомнительна». В премьерной публикации — и три редкие Троичные иконы. Одна из них — с заметными стилевыми нотками Ренессанса — написана в 1749 году на Сумском погосте «салдатам» Соловецкого монастыря Андреем Чалковым (+ до 1773), учеником знаменитого русского художника и иконописца Ивана Вишнякова (1699-1761). Вторая — также с Соловков (конец XVIII века): престол на ней насыщен литургическими сосудами и бытовыми деталями символической трапезы. Напротив, третья — еще XVI столетия — преисполнена средневековой сдержанности. И все же не они — подлинное сокровище этого экспозиционного ряда. Так с полным правом можно сказать о работе царских мастеров Симона Ушакова и Никиты Павловца для Троицкой церкви в подмосковном Ознобишине — вотчине возглавлявшего при государе Алексее Михайловиче Оружейную палату Московского Кремля боярина Богдана Хитрово (+ 1680). Икона написана в 1677 году как храмовый образ. Путешествия в пространстве и времени Из Николо-Угрешского монастыря происходит редкий образ предстоящего Пресвятой Троице преподобного Сергия. Основатель монастыря запечатлен на фоне Лавры двухвековой давности. Вместе с иконописцем посетитель смотрит на обитель снизу, с берега речки Кончуры, наблюдая монастырские стены и башни, Троицкий и Успенский соборы с колокольней и надвратной Иоанно-Предтеченской церковью, часовню над Пятницким колодцем... Настоящие жемчужины экспозиции – две большие житийные иконы. Одна - из столичногохрама Николы-на-Щепах (вторая половина XVII века). Несмотря на солидный возраст, икона неплохо сохранилась. Образ московского митрополита Алексия с житийными клеймами значительно моложе. В 1878 году, когда отмечался пятивековой юбилей блаженной кончины первосвятителя, иконописец Федор Соколов изготовил точную копию оригинала кисти Дионисия (+ 1502) из Успенского собора Московского Кремля. Теперь она сама неплохо иллюстрирует эволюцию житийных памятников. «В XIX веке подлинник в Кремле оказался под записью, - рассказывает Послыхалина. – В соответствии с нею и работал Соколов. А в 1920-е годы реставраторы раскрыли оригинал. Тогда и оказалось, что надписи в клеймах, по сравнению с работой Дионисия, были слегка отредактированы. Сейчас кремлевская икона выглядит так, как и при «рождении», а наша копия повторяет ее вид на конец XIX века». Конечно же, житийные клейма не могут не содержать связанные с преподобным Сергием сюжеты. Таких на иконе мы видим два. На одном из них митрополит просит игумена отпустить его ученика Андроника настоятелем в только что основанный тогда в Москве Спасский монастырь. На другом – тщетно уговаривает собеседника стать его преемником по кафедре. В Коломенском также выставлен образ Преподобного Сергия из иконостаса, поступившего в музей из капотненского Богородицерождественского храма. «Иконостас там был необычный – из двухчастных икон, - поясняет Мария Послыхина. – На нижних – столпники, на верхних – преподобные». К сожалению, в музейных фондах иконостас сейчас находится лишь частично. Вместе с иконой преподобного Сергия Радонежского и Симеона Столпника в экспозиции размещен аналог – преподобный Никон Радонежский и Никита Столпник. В том числе это сделано и для сравнения. В отличие от первой только что восстановленной иконы, вторая, чуть желтоватого фона – в позднейших записях. Ее реставрация только предполагается. Выставка в ГИМ открыта до 13 октября. Адрес: Москва, Красная пл., 1. Выставка в МГОМЗ открыта до 6 июля. Адрес: Москва, пр-т Андропова, 39. КОММЕНТАРИЙ ФЕОГНОСТ, архиепископ Сергиево-Посадский, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры: Преподобный Сергий не был проповедником. Но он обладал огромной силой внутренней убежденности в своей вере, которую передавал окружающим не словами, а всем своим существом. Есть хорошая русская пословица: «Словом наскучишь, примером научишь». Сергий Радонежский – это пример самой христианской жизни. Слово у него никогда не расходилось с делом и с мыслью. Именно поэтому от него веет таким спокойствием, ясностью и силой. Он жил благодатью Духа Святого, но покорял людей не самостоятельно, а именно этой благодатью». (Из Слова на открытии выставки «Обитель преподобного Сергия»)
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2197 |