|
||||||||||||||
"Перспективным представляется сотрудничество светских ученых, занимающихся средневековой философией, и церковных ученых, занимающихся патристикой"24 апреля 2014 года на заседании Ученого совета Российского государственного гуманитарного университета председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Синодальной библейско-богословской комиссии, ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, члену Наблюдательного совета РГГУ митрополиту Волоколамскому Илариону были вручены диплом и регалии доктора honoris causa РГГУ, после чего он выступил с публикуемым ниже докладом.
Сам факт моего участия в этом Ученом совете говорит о том, что уходит в прошлое стереотип, сложившийся в советское время, — что светская и церковная наука не могут ни соприкасаться, ни сотрудничать. Многие из нас застали время, когда атеистическая государственная идеология насаждала в нашей стране такой стереотип. И, надо сказать, насаждала достаточно успешно, судя по тому, что даже сейчас мы сталкиваемся с ним вновь и вновь. Но эта пропасть между светским и церковным образованием была вырыта искусственно. Об искусственности такого разделения свидетельствует, например, то, что в европейских университетах всегда были и доныне остаются переплетены друг с другом общегуманитарные и теологические компоненты культуры и образования.
Впрочем, в России ситуация с самого начала была несколько иной. В отличие от европейских стран, собственно духовное образование, т.е. подготовка священнослужителей, происходило в дореволюционной России вне светского академического пространства. Духовные учебные заведения в России возникли раньше, чем появились университеты. Первым высшим духовным учебным заведением была Славяно-греко-латинская академия в Москве, учрежденная в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта Симеона Полоцкого. Вслед за тем в XVIII-XIX веках был образован ряд духовных семинарий и академий; все они находились в ведении Святейшего Синода.
Напротив, светские учебные заведения, которые стали возникать с петровской эпохи, не имели богословских кафедр. Академия наук и художеств, учрежденная в 1724 году в Санкт-Петербурге, не имела богословского отделения. Московский университет, основанный М.В. Ломоносовым в 1755 году, был разделен на три факультета: философский, медицинский и юридический, в отличие от университетов Европы, где традиционно существовал еще и факультет теологии. Так же обстояло дело и с другими российскими университетами. Вплоть до революции система духовного образования оставалась в ведении Русской Православной Церкви, тогда как систему государственных университетов курировало Министерство народного просвещения. Впрочем, сама Церковь тогда находилась в административном подчинении государству, поэтому разделения между государственной и церковной системами образования не было.
Между богословским и светским образованием в России до революции существовала тесная взаимосвязь. Ведь для правильной постановки и решения многих богословских задач необходимы глубокие профессиональные знания в области языков, в том числе древних, в области истории культуры, философии и в других областях гуманитарного знания. Некоторые профессора духовных академий были действительными членами Императорской Академии наук и преподавали в университетах, а профессора университетов, например, выдающийся историк Василий Осипович Ключевский, были одновременно и профессорами духовных академий.
Когда после революции начались гонения на Церковь, богословское образование было запрещено, все духовные семинарии и академии закрыты. В послевоенный период было разрешено открыть несколько духовных школ, но в 1960-е годы часть из них снова была закрыта. Лишь после 1988 года, когда Русская Церковь широко отметила 1000-летие Крещения Руси, началось стремительное возрождение церковной науки. Сейчас система духовного образования в Русской Православной Церкви достаточно развита и разветвлена. В настоящее время только в России функционируют одна Общецерковная аспирантура и докторантура, две духовных академии, четыре православных университета и института, 34 духовных семинарии, 24 духовных училища. Ряд духовных академий, институтов, семинарий, училищ Русской Православной Церкви функционирует в Украине, в Белоруссии, в Молдове, Латвии, Казахстане, Узбекистане, Франции, Японии и США.
Вся система духовного образования в нашей Церкви на настоящий момент выстроена в соответствии с болонской системой. Выпускники семинарий получают степень бакалавра. В Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а также в ряде семинарий дипломированные бакалавры имеют возможность продолжить образование в рамках магистерских программ.
В 2009 по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сразу после восшествия его на Патриарший престол, была создана Общецерковная аспирантура и докторантура. Мне было поручено Святейшим Патриархом возглавить ее в качестве ректора. Главная цель Общецерковной аспирантуры и докторантуры — подготовка научных, педагогических, административных и дипломатических кадров высшей квалификации для исследовательских, образовательных и управляющих структур Русской Православной Церкви. Фактически Общецерковная аспирантура и докторантура венчает всю современную систему богословского образования Русской Православной Церкви. Поэтому я считаю важным рассказать о ней несколько подробнее.
Важнейшая задача Общецерковной аспирантуры и докторантуры — преодоление дистанции между светской и церковной составляющими единой гуманитарной науки. Для этого необходимо выстроить принципиально новую структуру образовательного процесса. Традиционно духовные учебные заведения были полузакрытыми учреждениями в силу своей специфики — они призваны готовить преимущественно будущее духовенство. Наше учебное заведение, оставаясь церковным учреждением, призвано стать мостом, соединяющим духовные учебные заведения со светской системой образования, российской и мировой. Именно поэтому мы уделяем огромное внимание международному сотрудничеству, мобильности студентов и преподавателей. Эта открытость делает нас инициатором интеграционных процессов, происходящих сегодня в духовном образовании.
Особое внимание уделяется современным иностранным и древним языкам, причем в объемах, приближающихся к объемам языковой подготовки на соответствующих филологических факультетах. Кроме английского языка, студентам преподают по их желанию немецкий, французский, новогреческий, итальянский и другие языки. Традиционно особое место в подготовке занимают латинский и древнегреческий языки, а будущие библеисты изучают также древнееврейский язык. Патрологи, по желанию, — сирийский язык. Преподавание древнееврейского и сирийского языков осуществляют приглашенные нами специалисты из Института восточных культур и античности РГГУ.
Общецерковная аспирантура и докторантура является лабораторией по разработке и внедрению новейших образовательных технологий. Уникальной чертой Общецерковной аспирантуры и докторантуры является программа подготовки и защиты диссертаций PhD в соответствии с европейскими требованиями. Диссертации по программе PhD пишутся нашими аспирантами в рамках сотрудничества Общецерковной аспирантуры и докторантуры с европейскими университетами, такими как Фрибурский университет (Швейцария) или Лувенский университет (Бельгия). Защиты по программе PhD проходят в европейских университетах в соответствии с международными стандартами.
Для поддержки, развития и координации научной богословской деятельности в Русской Православной Церкви действует специальное учреждение — Синодальная библейско-богословская комиссия, председателем которой я являюсь. Под ее эгидой действует регулярная международная конференция, на которой наши богословы наряду с ведущими учеными со всего мира выступают с докладами о своих исследованиях. Последняя конференция такого рода прошла осенью 2013 г. и была посвящена теме «Современная библеистика и Предание Церкви». Почетным гостем этой конференции стал ректор РГГУ Ефим Иосифович Пивовар. Прошедшие дискуссии и особое внимание, которое уделил конференции Святейший Патриарх, показывают, насколько важна библейская тема для нашей Церкви.
В своем кратком обзоре системы духовного образования в Русской Православной Церкви я не могу не упомянуть и совсем недавнее поручение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Высшего Церковного Совета по выработке единого образовательного стандарта и подготовке новых учебных пособий для бакалавриата духовных школ. По поручению Святейшего Патриарха я возглавил эту работу в качестве председателя соответствующей рабочей группы. Перед нами поставлена задача за несколько лет полностью обновить практически весь корпус учебных пособий для бакалавриата духовных школ. Если работа пойдет по намеченному плану, через два-три года у нас должны быть пять новых учебников по Ветхому Завету, четыре учебника по Новому Завету, один большой учебник в двух томах по догматическому богословию, два учебника по патрологии, пять учебников по литургике и по одному учебнику по сектоведению и сравнительному богословию. Этот список еще раз показывает, сколь важное место Церковь уделяет библейским дисциплинам, — речь идет о подготовке по ним, причем в приоритетном порядке, девяти новых учебников.
Такова панорама системы духовного образования в сегодняшней Русской Церкви. Вы видите, что картина очень динамичная. Церковь стремится к реальному диалогу с современностью, к диалогу с современной наукой, к принятию вызовов нашего времени.
В своем рассказе о научной и образовательной деятельности нашей Церкви я уже несколько раз упоминал библеистику. Это очень важное наукоемкое направление сотрудничества. Из-за того, что наша Церковь на протяжении большей части ХХ века была загнана в гетто, многочисленные и важнейшие открытия в сфере библейских дисциплин остались вне поля зрения российской церковной науки. До сих пор учебники по библеистике, подходы к библейской науке во многих учебных заведениях нашей Церкви находятся на уровне XIX века. Имеет место колоссальный разрыв с современным уровнем знаний в этой области.
Задача преодоления этого разрыва во многом легла на кафедру библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Когда эта кафедра была образована несколько лет назад, на должность заведующего мною был приглашен доцент Института восточных культур и античности РГГУ М.Г. Селезнев, которому удалось наладить тесные связи между кафедрой библеистики ОЦАД и группой исследователей-библеистов из Института восточных культур и античности РГГУ. Для преподавания у нас библейских (и не только библейских) языков были приглашены квалифицированные специалисты из Российского государственного гуманитарного университета. Филологи из Института восточных культур и античности РГГУ читают в ОЦАД лекции по библеистике для магистрантов, обучающихся по профилю «Христианские источники», для аспирантов (в рамках спецкурсов по библеистике), а также на курсах повышения квалификации, которые были организованы нами для преподавателей библеистики учебных заведений Русской Православной Церкви.
Со своей стороны аспиранты нашей кафедры библеистики участвуют в научных мероприятиях Российского государственного гуманитарного университета. В частности, в Институте восточных культур и античности РГГУ регулярно проходят под руководством М.Г. Селезнева открытые семинары по библейской текстологии и по истории древнего Израиля. Эти семинары на постоянной основе посещают не только наши аспиранты, но даже специально приезжающие из Сергиева Посада, что в полутора часах езды от Москвы, студенты Московской духовной академии.
Хочу отметить, что в данном случае сотрудничество между церковными и университетскими структурами началось не по какому-то распоряжению сверху, а с реальной совместной работы конкретных людей — аспирантов, преподавателей, исследователей. На нынешнем этапе было бы целесообразно, отталкиваясь от уже наработанного опыта, подумать о дальнейшем развитии этого сотрудничества, например, о совместных магистерских программах, а также о совместных научных проектах – таких, как библейские комментарии или же поновление русского библейского перевода (о чем шла речь на последней богословской конференции Русской Православной Церкви). В таких проектах могли бы участвовать ученые, преподаватели и студенты-филологи РГГУ, специализирующиеся на древних текстах.
Библеистика — не единственная область, где речь идет о древних текстах, важных и для Церкви, и для университетской филологии. Перспективным представляется, например, сотрудничество светских ученых, занимающихся средневековой философией, и церковных ученых, занимающихся патристикой. В этой области, как, впрочем, и во многих других, сотрудничество будет носить взаимообогащающий характер. С одной стороны, изучение Отцов Церкви немыслимо без знания того философского аппарата, который они использовали. Но, с другой стороны, и изучение истории средневековой философии невозможно без понимания тех богословских проблем, которые стояли в центре интеллектуальной жизни византийского или средневекового западного общества. Спецкурсы по патрологии, читающиеся в ОЦАД, могли бы быть интересны для студентов-филологов РГГУ, специализирующихся по древним текстам.
Еще одним важным направлением нашего сотрудничества являются контакты с философским факультетом РГГУ. Я хочу поблагодарить декана факультета профессора Валерия Дмитриевича Губина за поддержку этих контактов, которые развиваются пока по преимуществу в сферах философии и феноменологии религии и, отчасти, в сфере философии науки.
Особые слова моей благодарности — профессору Светлане Александровне Коначёвой, читающей у нас в Общецерковной аспирантуре курс лекций «Хайдеггер и философская теология в XX в.», а также активно принимающей участие в ряде наших совместных проектов, в том числе разработке документа о соотношении науки и веры, разработке новой методологии диалога науки и религии, в совместном проекте с университетом святого Фомы (США) «Религия, наука и общество». Хочу отметить, что эти проекты включают не только Общецерковную аспирантуру и докторантуру, но и Синодальную библейско-богословскую комиссию Русской Православной Церкви.
Приоритетным считаю также развитие совместной деятельности с Центром по изучению религий РГГУ, возглавляемым профессором Николаем Витальевичем Шабуровым.
В связи с открытием в Общецерковной аспирантуре и докторантуре кафедры общественных наук мы договорились о разработке совместной магистерской программы «Религия в социокультурном пространстве современной России», руководителем которой предлагается стать профессору Александру Сергеевичу Агаджаняну.
Эта программа, как нам представляется, должна стать очень важным вкладом в подготовку как специалистов, которые будут трудиться в академической науке, в государственных органах, так и сотрудников церковных академических и административных учреждений. На наш взгляд, сегодня именно социология религии становится одним из ключевых научных направлений по исследованию религии, причем не только, так сказать, «извне», но и как элемент церковной исследовательской деятельности.
Совместно с РГГУ и рядом ведущих российских и зарубежных вузов мы организовали проект по приглашению для чтения лекций и проведения семинаров ведущих западных социологов религии. Среди них — Чарльз Тейлор, Дэвид Мартин, Хосе Казанова, Роджер Тригг, Брайан Грим.
Мы очень рассчитываем на то, что руководство Российского государственного гуманитарного университета поддержит как совместные усилия в целях разработки и внедрения совместной магистерской программы по социологии религии, предпринимаемые Центром по изучению религий РГГУ и Общецерковной аспирантурой и докторантурой, так и наши дальнейшие шаги по развитию исследовательских проектов в данной сфере.
Хотел бы выразить сердечную признательность ректору РГГУ Ефиму Иосифовичу Пивовару за доброе, плодотворное сотрудничество. Благодарю профессорско-преподавательскую корпорацию Российского государственного гуманитарного университета за многообразную совместную деятельность.
Хочу также выразить личную благодарность руководителю Центра по изучению религий РГГУ профессору Николаю Витальевичу Шабурову и его коллегам профессору Александру Сергеевичу Агаджаняну и доценту Владиславу Станиславовичу Раздъяконову за участие в совместных проектах.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2167 |