Молодежное приложение к газете "Новосибирский епархиальный вестник"


Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Встречи

 


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№4 июнь 2006 года      
Читайте в номере:

Содержание номера
День Святой Троицы
Новости
Актуально 
Путь-дорога 
Объявления
 
 
Издание Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

№4 июнь 2006 года  

АКТУАЛЬНО


И снова "КОД ДА ВИНЧИ" 

Книга Дэна Брауна "Код да Винчи" меня разочаровала. Нет, я, конечно, не думал, что она меня очарует, но все же ожидал от "мирового бестселлера" большего. Я начал читать с карандашом в руке, готовился спорить с автором, опровергать, искать ошибки. Увы, ни одной пометки на полях я так и не сделал. Уж слишком все оказалось примитивно.

Много шума из ничего

Начало детектива - многообещающее. Некий тайный орден обладает знанием, способным ниспровергнуть христианство, восстановить пошатнувшуюся за две тысячи лет господства "мракобесов" мировую гармонию, принести человечеству мир и благоденствие. Когда-то Ватикан откупился от ордена фантастической суммой, сделавшей тайную организацию одной из самых богатых и влиятельных в мире (это те самые тамплиеры-мальтийцы-розенкрейцеры-масоны или члены "Приората Сиона" по Дэну Брауну). Орден пообещал хранить молчание, но теперь время действия договора истекает. Ватикан открыл охоту на носителей опасного знания. Руководитель "Опус Деи" (влиятельной католической организации), епископ Арингароса пытается перехватить информацию, чтобы потом шантажировать ею Римского Папу. Последний глава Приората Сиона, Жак Соньер, умирая от руки фанатика-монаха из "Опус Деи" передает главному герою, Роберту Лэнгдону "золотой ключик" в виде загадок и шифров, открывающий путь к тайному знанию. В дело вмешивается полиция, защищающая интересы Католической Церкви. Обвинение в убийстве падает на главного героя, и он, разгадывая тайну, должен скрываться вместе со своей очаровательной спутницей, Софи Неве, внучкой убитого магистра. Весь остальной роман - это неудачная попытка выкрутится из лихо закрученного начала.

Почти сразу Дэн Браун раскрывает все карты, не удосуживается "поиграть" с читателями, заставить подумать, поотгадывать загадки. Он сразу выкладывает все как есть, в длинном, на несколько десятков страниц, монологе. Оказывается, тайное знание состоит в том, что у Христа была жена, Мария Магдалина, и, конечно, дети. Но это только частности. Самое главное, что человечество забыло (благодаря католикам и мрачному средневековью) о поклонении женскому началу, заменив его "мужской" религией - христианством. Но потомки "царской крови" хранили знание о своем происхождении и о почитании женщины-богини (Мария Магдалина - одно из ее воплощений), а для своей защиты создали орден, магистрами которого, по версии Д. Брауна, оказались многие известные "широкой общественности" люди: Ньютон, Боттичелли, Гюго и, конечно, Леонардо да Винчи. Для русского читателя я бы от себя лично добавил Ломоносова, Толстого и декабристов: тоже, как-никак известные и уважаемые были люди.

Дэн Браун слишком слабо подкован в вопросах истории Церкви, которые он сам поднимает. К счастью (для нас), в его представлении нет другого христианства, кроме Римо-Католичества, о восточной, Православной Церкви он представления не имеет, а то бы и нам, православным, досталось в его романе. Принцип доказательства "истины" Д. Брауна прост: побольше известных фамилий и ярких произведений искусства (от Моны Лизы до Микки-Мауса включительно), побольше авторитетных заявлений в устах главных героев и поменьше логики. Специалисты обнаружили свыше шестисот серьезных фактических ошибок (или подтасовок?), не говоря уже о выводах, сделанных из ложных посылок, и недоказанных заявлениях. И, увы, ни одного реального аргумента! 

Кончается роман блекло. Лэнгдон нашел "истину" и соединился в молитвенном экстазе с "матерью-богиней" прямо в зале Лувра. Софи Неве, как и ожидалось, оказалась "потомком Христа". Орден вовсе не собирался разглашать тайное знание, да его, по сути, и не было, этого знания, и Ватикану оно по большому счету безразлично. Бедный Арингароса из "Опус Деи" вместо могущественной третьей силы оказался лишь жертвой обмана, а работал на него всего один сумасшедший монах-убийца. Вот и все. Вместо обещанной великой революции просто закрылась мелкая частая лавочка.

Каннский кинофестиваль - 2006: несостоявшаяся сенсация

Нынешний, 59-й Международный кинофестиваль в Каннах открылся экранизацией "Кода да Винчи". Фильм преподносился как сенсация, еще бы: книга-сценарий расходится по миру миллионными тиражами, режиссер - оскароносный Рон Ховард, главные роли исполняют известные актеры.

"Код да Винчи" был показан вне конкурса, предполагалось, что фильм, нашумевший еще до выхода, будет своеобразным образцом, задающим тон всему фестивалю. Специально для него был выстроен павильон на две тысячи мест, где еще до мировой премьеры его увидели журналисты и кинокритики. За час до просмотра зал был набит до предела, но уже во время сеанса стал пустеть. Сенсации не получилось. Чрезмерно затянутый (он идет два с половиной часа), изобилующий режиссерскими штампами фильм был принят прессой более чем прохладно. Во время просмотра в зале слышались смешки, а фраза главного героя, Роберта Лэнгдона (Том Хэнкс) в адрес Софи Неве (Одри Тоту): "ты - последняя из живущих потомков Иисуса Христа", вообще была встречена дружным хохотом. Это, между прочим, одна из самых драматичных сцен, а реакция зала показывает, насколько неубедительна гипотеза Дэна Брауна, даже в исполнении талантливых актеров_ 
По окончании фильма не было аплодисментов, был свист, как будто на премьеру прибыли не "акулы пера", а добропорядочные католики. Но дело было отнюдь не в аудитории, дело в том, что фильм плохой. Кинокритики разочарованы и Роном Ховардом, и работой актеров, особенно Тома Хэнкса. Сходная ситуация сложилась и в Московских кинотеатрах после премьеры. "Режиссура сводится к стандартному набору погонь, с положенным визгом тормозов и пальбой по каждому поводу. Сцены, которые должны перебросить нас в седую древность, изумляют аляповатой самодеятельностью: такой корявой компьютерной анимации мы не видели со времен первых "робиков", а снятые на Мальте стотысячные массовки кажутся мультиком", - пишет корреспондент "Российской газеты". Столь же категорично высказываются "Известия": "Интеллектуальный триллер, пусть и второсортный, превратился в "бродилку", что явно связало Тома Хэнкса и Одри Тоту по рукам и ногам". 
Создатели фильма надеются, что реакция рядовых зрителей будет более мягкой, в защиту фильма срочно развернута пиар-компания. Естественно, ведь сто тридцать миллионов долларов нужно еще оправдать. 

Том Хэнкс - православный

Том Хэнкс, сыгравший в "Коде да Винчи" главную роль - профессора Роберта Лэнгдона, - православный христианин, прихожанин одной из американских общин, находящихся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. В молодости Том прошел через разные религиозные группы. Его мать была католичкой, но когда она покинула семью, мачеха познакомила его с мормонизмом. Потом тетя привлекла его к одной из сект методистского толка. Том даже вел свой библейский кружок, пока кинопробы и съемки не отодвинули религию на второй план. В Православие его привела жена, американская актриса Рита Уилсон, на которой он женился восемнадцать лет назад. 

Отрадно, что среди голливудских звезд есть православные, хотя решение сниматься в таком с кандальном фильме выглядит довольно странно. Сам актер относится к "Коду да Винчи" спокойно, даже скептически. На пресс-конференции в Каннах Том Хэнкс заявил: "Наша вера свидетельствует о том, что мы избавляемся от грехов, но уж никак не теряем ума". Картина "Код да Винчи", по его словам, должна расцениваться как развлечение, побуждающее людей размышлять и дискутировать, но не приниматься за евангельскую истину: "Это не документальный фильм. Люди, принимающие содержание фильма за правду, возможно, более опасны, чем те, кто просто рассуждает над возможностью такого развития событий". 

Том Хэнкс, имеющий свой личный опыт миссионерства (хотя это было еще в секте), считает, что фильм подтолкнет ищущих людей в Церковь, поможет священникам в миссионерской работе, станет для многих началом поиска истины. "Если вы повесите объявление, что завтра будет изучаться Новый Завет, к вам придет двенадцать человек. Но если вы пригласите людей на обсуждение фильма - придет восемьсот", - таково мнение актера.

По крайней мере, исполнитель главной роли сам не верит Дэну Брауну и призывает к этому других. Может быть, он специально согласился на участие в съемках и постарался сыграть так, чтобы выглядеть совсем неубедительно?.. 

В чем же опасность?

Для верующих, хорошо знакомых с Евангелием и историей Церкви, никакой опасности нет, хотя большинство христиан рассматривают идеи, высказанные Д. Брауном, как оскорбление религиозных чувств. Католики пострадали еще и от крупномасштабной лжи, обрушившейся на их головы со страниц романа. Все это обидно, больно, неприятно, но не опасно. "Код да Винчи" может серьезно навредить тем, кто еще не открыл для себя Евангелие. Мнимая правдоподобность и наукообразность рассуждений способна сбить неподготовленного человека с толку, заставить поверить в заведомо недоказуемую ложь, и знакомство с Евангелием для такого человека пройдет совсем по-другому. Хотя, при желании, можно разобраться, где правда, а где ложь и без богословского образования. После выхода "Кода да Винчи" на полках книжных магазинов появились книги настоящих ученых, историков, культурологов, богословов, разоблачающие роман. Скоро появятся и документальные фильмы, опровергающие Д. Брауна.

Тем не менее, большинство религиозных деятелей (не только христианских, но и мусульманских) озабочены публикацией романа и выходом в прокат его экранизации. Пугает абсолютная безнравственность американской цивилизации, которая позволяет человеку делать себе имя (и деньги) на скандальной сенсации, оболгав при этом сотни миллионов человек и тысячи лет человеческой истории! Еще более опасна та наивная доверчивость, с которой общество "проглатывает" очередную бульварную сенсацию и с умным видом обсуждает ее на кухне.

Дэн Браун набросал множество антихристианских тезисов, но доказать и довести их до конца не смог. Сама логика развития событий в романе их развенчала, как будто и не было заявлений, "потрясающих устои" и "переворачивающих мир", все кончилось тихо и мирно. Точно по той же схеме пошел режиссер Рон Ховард. Он никак не отреагировал на многочисленные требования поместить в титрах предупреждение о вымышленности сюжета. Теперь, после выхода картины, он говорит, что к этой истории не стоит относиться всерьез. Создается впечатление, что авторам и книги, и фильма очень хочется посеять свои "идейки" в обществе, но так, чтобы люди не придали этому большого значения. "Кто знает, может быть и прав Дэн Браун, как его ни ругают; хотя мне - все равно", - скажет досужий обыватель. Возможно, что именно на такую реакцию и рассчитан "Код да Винчи": пусть роман опровергнут, но осадочек-то неприятный от христианства у людей останется.

Священник Андрей Ромашко




Яндекс.Метрика

На главную страницу