Молодежное приложение к газете "Новосибирский епархиальный вестник"


Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Встречи

 


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№4 июнь 2006 года      
Читайте в номере:

Содержание номера
День Святой Троицы
Новости
Актуально 
Путь-дорога 
Объявления

 

 

 
 
Издание Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

№4 июнь 2006 года  


День Святой Троицы 

Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов называется Днем Святой Троицы, так как через сошествие Святого Духа достигло совершенной ясности и полноты учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц: Отца, Сына и Святого Духа в спасении человечества. Название Пятидесятницы праздник получил потому, что это событие совершилось в одноименный ветхозаветный праздник, который отмечался после иудейской Пасхи в пятидесятый день. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями после выхода их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и люди стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа наступил десятый день, пятидесятый после Пасхи. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими были собраны для молитвы в одном из домов в Иерусалиме. Был третий час дня (по-нашему - девятый час утра), вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили, то есть как бы остановились, по одному над каждым из них. Именно так это великое событие изображается на иконах праздника Сошествия Святого Духа. 

Все собравшиеся в Иерусалимской горнице исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой по обетованию Спасителя сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. 

Будучи бестелесным, Святой Дух избрал видимое знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. "Ибо, - рассуждает святой Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо". По случаю ветхозаветного праздника Пятидесятницы в Иерусалиме в это время было много людей, пришедших из разных стран, и услыхав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?". 

Апостол Петр, вставши вместе с прочими апостолами, сказал, что это было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "Итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли". 

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "Что нам делать?" Петр ответил им: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святаго Духа". Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начала строиться на земле святая Церковь Христова. 

Празднику Троицы предшествует день особого поминовения усопших, тех, кто тоже принадлежит к Церкви и нуждается в наших молитвах. А в следующее воскресенье после праздника вспоминаются все святые, угодившие Богу, которые являют нам пример исполнения евангельских заповедей. Праздник Троицы - день рождения Церкви, начало проповеди Евангелия, а в день Всех Святых мы как бы видим результат этой проповеди: святые апостолы и пророки, мученики и праведные, святители и преподобные, угодившие Богу каждый в своем подвиге. Среди них есть и мужчины, и женщины, и дети; цари, военачальники и убогие бедняки; образованнейшие богословы и безграмотные крестьяне, но их объединяет одно - святость, которую они получили, исполняя евангельские заповеди в своей жизни. Они - свидетельство, что Дух Святой пребывает в Церкви, делая людей достойными Царства Небесного.

Праздник Святой Троицы установлен еще в апостольское время. Сошествие Святого Духа ежегодно праздновалось после Воскресения Христова. Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали "Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа - Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную". 

День Святой Троицы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатью. 

СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

В событии Рождества Сын Божий приходит в мир, взяв Себе человеческое тело и душу, сделав людей Своими родственниками. Это начало спасения человечества, обожения, как говорят святые отцы. С человеческим телом Он прожил на земле, не совершив ни одного греха, и был распят на кресте. Повинуясь общему закону смерти, Он умер, и душа Его пошла в ад, как было со всеми умершими на протяжении всей ветхозаветной истории. Но с пришествием Христа наступила новая эра. Христос воскрес, одолел ад и смерть. Впервые Человек оказался победителем в противоборстве с диаволом, потому что с человеческим естеством во Христе соединено Божество. Через сорок дней Он вознесся на небо, посадив на божественный престол и человеческое естество, завершив обожение человека. Теперь каждый соединившийся со Христом участвует в Его победе над смертью и в Его небесной славе. Вознесшийся Христос послал на землю Духа Святого, Который из горстки учеников создал Церковь и сделал ее вратами в Свое Небесное Царство. Праздник Пятидесятницы - сошествия Святого Духа на апостолов (в этом году он отмечается 11 июня) завершает пятидесятидневный пасхальный период, завершает историю спасения человека и начинает историю Церкви Христовой на земле. 

Есть два образа, с которыми неразрывно связан праздник Пятидесятницы: один из них исторический, другой - нравственный.

Современный праздник уходит своими корнями в глубокую древность ветхозаветной Церкви. В церковном песнопении на праздник Крестовоздвижения есть такие слова: "Неплодящей прежде Церкви ныне процвело древо Креста" (Канон на Воздвижение Креста). "Неплодящая Церковь" - это Церковь ветхозаветная, которая образовалась у подножия Синая именно в пятидесятый день после Пасхи и исхода еврейского народа из Египта.

Позже, когда ветхозаветный Израиль войдет в землю обетованную, Господь часто будет повторять ему: "Когда вы были еще не народ, люди многочисленные, Я избрал вас, освятил и сделал Своим народом". В наше время странно слышать такие слова, ведь для нас народ и есть "люди многочисленные". Но на языке Библии люди многочисленные - это толпа. А народ - люди, принявшие определенную структуру. Народ Божий - люди, принявшие Божию структуру, вошедшие в Его область, признавшие Его Своим Господом, то есть Господином. Структура Божия - это Церковь. Посмотрите, наши современники часто уверяют, что верят в Бога, но не испытывают нужду в Церкви. Да, они могут действительно верить в Бога, но и бесы веруют, только любви не имеют. А те, кто возлюбил Господа - те пожелали стать Его народом, Его Церковью, и Бога Всемогущего признали Своим Господином. Одной веры в бытие Божие для такого шага недостаточно, нужны еще и доверие и покорность. Стать народом Божиим - это значит войдя в Церковь, признать ее нормативные требования, отказаться от своих эгоистических амбиций и всю жизнь превратить в служение Богу. 

У подножия Синая толпа выходцев из Египта становится народом Божиим. Господь освящает этот народ, очищая его грехи и скверны. В Книге Исход описано, как произошло рождение ветхозаветной Церкви: Господь предлагает условия вступления в союз с Ним, то есть условия того, чтобы эти люди стали Церковью Божией; народ принимает условия и приносит священную жертву, кровью которой он окропляется со словами: "Вот кровь завета, который заключил Господь с вами" (Исход 24:8). Таким образом, они стали народом Господним. Это было на пятидесятый день после их выхода из египетского рабства, а потому праздник был назван Пятидесятницей. Видимо, народ не мог найти никакого изысканного слова, могущего выразить их радость, а потому и назвал это событие весьма просто. Так зародилась ветхозаветная Церковь, причем она была еще неплодной, сухой, так как мера благодати Божией, которую могли вместить в себя люди того времени, была еще малая. Лишь во Христе мы обретаем полноту благодати, которая дается даром, из любви к нам. 

Рождение Святым Духом новозаветной Церкви совершилось именно в день памяти рождения Церкви ветхозаветной, в день Пятидесятницы. Бог показал преемство Нового Завета: Ветхий Завет достиг своей полноты в Завете Новом. 

У апостола Павла дважды - в посланиях к Римлянам и к Галатам мы встречаем указание на то, что все исторически значительные события ветхозаветной Церкви были прообразами новозаветных. Это не значит, что все ветхозаветные события не ценны как исторические факты: давая уставы и законоположения Израилю, Бог живописал в этих событиях прообразы будущего. Он сделал так, что смысл ветхозаветных событий и уставов вполне может быть постигнут только во Христе, в свете совершенного откровения Нового Завета. Христос - исполнение Закона и пророков. Для современного человека "исполнить", значит "выполнить", эти слова стали почти синонимами. Но изначально выполнить - значит завершить, что-то сделать. Исполнить же, значит "наполнить", довести до полноты, до завершенности, то есть до конца. Полнота всего Ветхого Завета явлена нам во Христе, Который и есть смысл всего сказанного и сделанного до Него. День рождения ветхозаветной Церкви у подножия Синая был прообразом дня рождения новозаветной Церкви в Сионской Горнице. 

Святой Дух сошел на собранную Церковь, чтобы освятить ее и сделать причастницей Христу. Он освятил Церковь во Христе. Пятидесятница неповторима, но у каждого человека есть момент, когда он приобщается к ней, это Таинство Миропомазания, которое святые отцы называли личной Пятидесятницей, когда человек входит в священное пространство Церкви. Пятидесятница неповторима, но сила Святого Духа в нас постоянно действует, раскрываясь в новом ракурсе. 

Второй образ, который неразрывно связан с христианским праздником - образ вавилонской башни и смешения языков. "Когда сошел, сливая наречия, разделил народы Всевышний, а когда огненные языки раздал, к соединению всех призвал, и в согласии славим Всесвятого Духа", - так звучит кондак праздника Пятидесятницы в переводе на современный русский язык. Чтобы понять это, нужно вникнуть, что означает смешение языков в Вавилоне.

Когда люди разных национальностей общаются в мире и взаимопонимании, мы говорим: "они нашли общий язык", или "они общаются на одном языке", - и для нас не важно, что один из них - француз, другой - араб, а третий - русский, поскольку понятийный аппарат первичен по отношению к грамматическому в любом языке. Знать язык - значит, обладать его духовным, культурным корнем, знать его историю и те условия, которые повлияли на формирование именно его смысловой базы, базы формулировок и определений. Единство, коалиция может распасться только в случае, если ее цели и методы каждый видит по-своему, то есть если люди начинают оперировать разными понятиями, или, что то же самое, "говорить на разных языках".
В Вавилоне произошло именно смешение языков общения. Это вовсе не предполагает, будто сразу же в готовом виде образовались отличительные черты грамматики и лексики разных языков: лингвисты знают, что люди древности могли понимать друг друга и лишь со временем различия в языках углублялись. Всякое предприятие держится на единстве, но истинное единство возможно только в Боге.

Там, где возникает грех, Бог помощником быть не может. Господь покинул тех, кто воодушевил себя лукавым начинанием, и оно распалось, как дом, построенный на песке: хлынули потоки человеческой страсти, гордости и эгоизма, и как могли люди сообща построить башню, если каждый тянул "одеяло на себя", каждый создавал свою собственную башню у себя в душе. Об одной общей цели уже речи быть не могло, ведь каждый видел в ней только средство для достижения своей личной, эгоистической цели. Так грех разделил людей. 

В первосвященнической молитве Христос просил Отца: "Да будут все едино" (Евангелие от Иоанна17:21). Обратите внимание, не просто едины, но едины в Господе, в Котором только и возможно подлинное и вечное единство. Всякие другие принципы единства призрачны. Единство - это союз, общение. Дух Святой нам дарует благодать общения и единства, поэтому Пятидесятница - обновление общения, которое было расстроено грехом, но восстановлено силой Святаго Духа во Христе. 

Не следует думать, будто создание вавилонской башни - дело прошлое, мы строим эти башни и сегодня. Не мы ли создаем мир иллюзий вокруг себя, чтобы "проще" было жить? Не ставим ли мы в этом иллюзорном мире для себя каких-то личных целей, для которых мы готовы жертвовать многим самым святым и чистым? Вот вам Вавилон: люди из одного дома живут каждый в собственном рукотворном мире фантазий, не замечая близстоящего человека. Но "частная вера" немыслима так же, как частное солнце или частная луна: мировоззрение создается не для того, чтобы соответствовать человеку, а для того, чтобы соответствовать миру. Истина одна, и истина Едина, ибо цельна и неделима. Противостояние истине есть создание своей собственной "истины", которая есть лишь только форма многоликой лжи.




Яндекс.Метрика

На главную страницу