Издание Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№3 апрель 2006 года
О
ГЛАВНОМ
Пасха – центр христианской жизни
|
Есть разные календарные системы. Современный гражданский календарь начинается с 1 января, в Древней Руси новый год приходился на начало сентября или марта. Но в церковной жизни мы начинаем отсчет с Пасхи, на какое бы число этот праздник ни приходился. Воскресение Христово, открывшее нам вход в рай, – самое главное событие в истории человечества, а ежегодное воспоминание этого события, праздник Пасхи, – точка отсчета церковного календаря, центр нашей духовной жизни.
Светлая Седмица
Пасхальный цикл начинается со Светлой седмицы – семидневного пасхального торжества. Царские врата в течение этого времени не закрываются во всех православных храмах, символизируя отверстые врата рая. Ежедневные службы проходят по-пасхальному. Многократно звучит победная песнь «Христос воскресе из мертвых…» и пасхальное приветствие «Христос воскресе!» –«Воистину воскресе!». Яркие облачения, радостное пение, колокольный звон, торжественные крестные ходы – все свидетельствует о величии праздника. В эти святые дни мы стараемся освободить время и для молитвы в храме, и для поздравления родных по домам, ведь если христианин не готов разделить пасхальную радость с братьями и сестрами по вере, это выглядит как-то странно…
Всю седмицу в храме перед Царскими вратами лежит пасхальный хлеб – артос. Этот обычай существует с апостольских времен. В знак незримого присутствия Спасителя апостолы, собираясь на трапезу, всегда оставляли первое место свободным. Как бы для Самого Господа оставляли они и часть хлеба, а после трапезы, поднимая хлеб, приветствовали друг друга словами «Христос воскресе!». С течением времени обычай трансформировался, но означает он то же, что и две тысячи лет назад: Христос с нами! По окончании Светлой седмицы артос раздробляют и вкушают до принятия другой пищи, как великую святыню. В субботу Царские врата закрываются, богослужение принимает свою привычную форму, но еще в течение сорока дней пасхальная тема остается основной в храмовом богослужении и в домашних молитвах.
Радость Пасхи несовместима с ограничениями поста, поэтому обязательный в течение всего года пост в среду и пятницу отменяется на Светлой седмице.
Фомино воскресенье
На восьмой день после Пасхи, то есть в следующее воскресенье, на литургии читается отрывок из Евангелия, повествующий о явлении воскресшего Спасителя для уверения апостола Фомы. Воскресенье это в календаре называется Фоминым. Христос еще в первый день явился апостолам, войдя к ним через закрытые двери. Он показал им руки и ноги Свои, пронзенные гвоздями, и ребра, пробитые копьем римского центуриона. Апостолы видели Христа воскресшим, но с ними не было Фомы, а когда ему рассказали, он не поверил, желая во всем убедиться сам. «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Евангелие от Иоанна, 20; 24-29). Выражение «Фома неверующий» взято как раз из этого евангельского отрывка и обозначает человека, который отказывается верить очевидным истинам.
Неделя святых жен-мироносиц
Слово «неделя» на церковном языке означает не привычный семидневный цикл, а лишь один день – воскресный. Жена – это не обязательно чья-то супруга, это просто женщина. Миро – дорогое благовонное масло.
В это воскресенье вспоминаются женщины, оставшиеся до последнего момента с распятым Христом, когда апостолы в страхе разбежались. В Страстную пятницу они видели, как тело Спасителя снимают с креста и полагают в гробовой пещере. Субботу они провели в покое, как требовала ветхозветная заповедь, а в первый день по прошествии субботы, взяв миро, отправились ко гробу, чтобы завершить обряд погребения. Они первыми увидели пустой гроб, а явившийся Христос повелел им идти с вестью о воскресении к апостолам.
Не случайно женщинам-христианкам посвящено в церковном календаре целое воскресенье, да еще в пасхальный период (к слову сказать, у апостолов-мужчин такого праздника нет). Во-первых, это признательность за тихий и незаметный подвиг, который они несут всю жизнь, и за то, что в трудную минуту они часто оказываются решительнее своих более сильных собратьев. А во-вторых, этот праздник – свидетельство христианского отношения к женщине. Церковный устав составляли мужчины, притом монахи, но в православном календаре нет ни тени презрения или даже антипатии к противоположному полу.
В неделю святых жен-мироносиц принято поздравлять всех православных женщин, а желают им при этом быть похожими на тех учениц Христа, которые неотступно следовали за Господом, слушая Его слова и исполняя Его заповеди.
Сорокадневное торжество
К празднику Пасхи мы готовимся сорокадневным постом, но и отмечаем пасхальную радость столько же. Воскресший Христос на протяжении сорока дней встречался с учениками, беседуя с ними о Царствии Божием. Содержание этих бесед не нашло отражения в Евангелиях, но с глубокой древности в Церкви хранятся знания, переданные Спасителем. Знания о том, как должна быть устроена христианская община, кто может стать диаконом, священником или епископом, как совершать Крещение и Причащение, кому и как отпускать грехи… Это и есть учение о Царстве Божием, вернее, о той двери, которая ведет в Небесное Царство, – о Церкви. На сороковой день Спаситель вознесся, пообещав послать юной общине Своих учеников Духа Святого.
В течение этих сорока дней до праздника Вознесения (он в этом году попадает на 1 июня) христиане отмечают Пасху. Встречаясь, вместо привычного «здравствуй» мы говорим «Христос воскрес!», словами «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…» мы начинаем любую службу и домашнюю молитву, ни в церкви, ни дома мы не преклоняем колен в знак радости Воскресения Христова.
Малая Пасха
Пасхальная тематика – то главное, что есть в православной Литургии. Участие в этой службе и причащение Тела и Крови Спасителя – это соединение со Христом, залог нашей победы над диаволом и смертью. «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Евангелие от Иоанна, 6; 53-56).
Именно с Литургией и Причащением связаны остальные таинства. Литургия – главное в Церкви, Пасха – главное в календаре, по которому мы строим свою духовную жизнь. А главный день недели, который положено посвящать Богу, – воскресенье, день, когда во всех храмах совершается Литургия, первый день недели, в который воскрес Христос. Это малая Пасха, и мы отмечаем ее в течение всего года.
Святой великомученик
Георгий Победоносец
Когда скептики говорят, что христианство – религия низших слоев общества, людей бедных, обделенных, «ущербных», хочется привести в пример великомученика Георгия. Его блестящая военная карьера, мужественное исповедание веры и мученическая смерть нисколько не вяжутся с подобными представлениями.
Воспитанный в христианской вере, сын высокопоставленного римского офицера Георгий в юности поступил на военную службу. Благодаря природной храбрости и рассудительности он быстро прошел ступени рядового легионера, потом – центуриона и к двадцати годам был уже трибуном – начальником когорты, десятой части легиона. Во время персидской военной кампании 296—297 годов император Диоклетиан заметил талантливого и смелого офицера, командовавшего элитной когортой Непобедимых, приблизил его к себе и назначил членом военного совета – комитом.
Вскоре в престарелом императоре произошла разительная перемена. Подчиняясь своему зятю Галерию, грубому и суеверному язычнику, Диоклетиан подготовил эдикт, объявлявший христиан вне закона. Галерий и раньше без ведома императора старался «очистить» вверенную ему армию. Тогда, опасаясь преследований, многие христиане, верой и правдой служившие империи, ушли с военной службы. Георгия это негласное гонение не коснулось, но когда Диоклетиан на совете стал обсуждать готовящийся эдикт, Георгий взял слово и попытался объяснить, что обвинения, предъявляемые христианам, несправедливы. Диоклетиан был взбешен. Угрозами, увещеваниями, лестью он пытался повлиять на комита. Диоклетиан знал, что христиан в армии много, он и собирался начать гонение именно с нее, но чтобы христианин оказался в его ближайшем окружении, это было полной неожиданностью.
Георгий был лишен всех воинских званий и взят под стражу. Подвергая мученика самым изощренным пыткам, император требовал одного – отречения от Христа, хотя бы формального, для примера остальным христианам, но Георгий остался непреклонен. Его мужество воодушевляло других. Два военных сановника Протолеон и Анатолий, вдовствующая императрица Александра, знаменитый никомидийский маг Афанасий отреклись от язычества и объявили себя христианами. К городской тюрьме стекались сотни людей и, подкупая стражу, передавали великомученику Георгию свои просьбы, и Господь по молитвам святого помогал просящим. Легионеры и горожане требовали освобождения невинного страдальца, назревал бунт, и Диоклетиан, неспособный сломить мужество святого, приказал обезглавить его. Это случилось 23 апреля 303 года.
Вместе с великомучеником Георгием мы вспоминаем в день его смерти (по новому стилю – 6 мая) святых мучеников Протолеона и Анатолия и мученицу царицу Александру, казненных за исповедание Христа. Так гонители, пытаясь уничтожить веру, только умножали ее приверженцев. Мученики шли на смерть, свидетельствуя о Боге, за имя Которого не страшно умирать.
Святой Георгий именуется Победоносцем, но не за военные подвиги, а за победу в страшном единоборстве с диаволом, устами императора требовавшим отречения. Георгий, поражающий змея, этот иконографический сюжет, в основу которого положена одна из древних легенд, означает победу над злом, пресмыкающимся по земле. Всадник выше этого зла, он не снисходит до того, чтобы сразиться со змеем в рукопашной схватке, чтобы испачкать свои руки. Даже его конь остается белоснежно-чистым…
Мученик стал образцом воина-христианина, бесстрашного и великодушного, преданного своему императору до тех пор, пока верность присяге не противоречит верности Христу. В Европе его считали покровителем рыцарства, на Руси в его честь воздвигали, да и сейчас воздвигают храмы, его именем нарекают детей. Георгиевский крест – один из самых почитаемых русских боевых орденов, оранжево-черная георгиевская лента стала общепризнанным символом победы, а икона святого украшает герб Москвы. Его жизнь отдалена от нас на тысячу семьсот лет, но он близок тем, кто призывает его в молитве, тем, кто старается быть подобным ему по духу.
|