Издание Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№2 март 2006 года
ЧТО НАС
ОБЪЕДИНЯЕТ
Зимний Феодоровский
городок – 2006: взгляд изнутри |
Дважды в
год: зимой – после праздника
Сретения Господня, летом – после
дня апостолов Петра и Павла,
Синодальный отдел по делам
молодежи проводит всероссийский
лагерь – «Федоровский городок».
Назван он в честь знаменитой
Федоровской иконы Божией Матери,
которой Святейший Патриарх
Алексий II благословил
возрождающееся всероссийское
православное молодежное движение.
За четыре года своего
существования «Федоровский
городок» стал традиционным
центром общения православной
молодежи со всей станы, местом
возникновения многих проектов,
идей, разработок, уникальной
образовательной площадкой. В
лагерь съезжаются делегаты от
различных епархий Русской
Православной Церкви, гости из
ближнего и дальнего зарубежья,
священники, богословы. Проведение
этого молодежного лагеря – одно
из немногих мероприятий,
способных реально объединить
православную молодежь России. В
этом году зимний лагерь проходил
с 17 по 23 февраля в подмосковном
городе Руза. Своими впечатлениями
о зимнем «городке» делятся
делегаты Новосибирской епархии.
Мы
вместе
Я долго
готовилась к поездке в «Федоровский
городок». Было немножко
волнительно, ведь я понимала, что
мне предстоит не просто слушать и
конспектировать, но и самой
рассказывать о жизни молодежи в
нашей епархии, о молодежных
встречах в Преображенском
кафедральном соборе города
Бердска. Мы подбирали фотографии,
готовили выступления… И вот, 15
февраля, на праздник Сретения
Господня, получив архипастырское
благословение, мы отправились в
путь.
Два дня
прошли в дороге, а 17 февраля, в
Москве, в концертном зале
Паломнического центра
Московского Патриархата,
состоялось открытие «Федоровского
городка». Новосибирск, Брянск,
Казань, Тула, Пермь, Липецк… В
этот момент у меня было какое-то
особенное чувство. В небольшом
зале собралась по маленьким
кусочкам вся наша Россия! Молодая
православная Россия!
После общей
молитвы и приветственного
послания Святейшего Патриарха к
нам обращались многие именитые
московские священнослужители и
богословы: председатель
Всероссийского Православного
Молодежного Движения священник
Сергий Шастин, секретарь Отдела
внешних церковных связей
Московского Патриархата
священник Михаил Дудко, профессор
Православного Свято-Тихоновского
Гуманитарного Университета
диакон Андрей Кураев, профессор
Московской Духовной Академии
Алексей Ильич Осипов. Потом мы
немного отдохнули на концерте
православного барда Андрея
Селиванова. Я поразилась его
способности в течение нескольких
минут выучить со зрителями слова
своей песни и тут же всем вместе
исполнить ее. На память о себе он
оставил нам автографы на
аудиокассетах.
К позднему вечеру
мы добрались до пансионата в
подмосковном городе Руза, где нам
предстояло провести несколько
дней, участвуя в работе
Федоровского городка. Этот день (как,
впрочем, и все последующие) был
крайне насыщен событиями. Только
после ужина, уже ближе к полуночи,
началось представление
епархиальных делегаций. Это
мероприятие – обязательное (и
очень интересное), о сне нечего
было и думать. Такой напряженный
график работы держался до
последнего дня.
Мы слушали лекции,
работали на семинарах, на круглых
столах обсуждали различные
проблемы современной церковной
жизни. Как организовать
молодежное православное издание?
Об этом подробно рассказал
Владимир Романович Легойда,
главный редактор журнала «Фома».
Как провести молодежный поход-паломничество?
Этим опытом с нами делился
протоиерей Михаил Ялов,
благочинный церквей Ногинского
района Московской области,
который проводил со своими
воспитанниками и паломничества
под парусами, и лыжные, и пешие
паломнические походы. Особенно
запомнилась встреча с
протоиереем Артемием
Владимировым. Мы задали батюшке
очень много вопросов о воспитании
детей, о работе с ними, а отец
Артемий радушно отвечал на каждый
наш вопрос. Петербургский
фольклорный коллектив «Домострой»
провел мастер-класс по русским
народным играм и танцам, актер
тюменского православного театра
Михаил Иванович Панюков выступил
перед нами с моноспектаклем «Возвращение».
Время
работы лагеря пролетело
незаметно, и только вернувшись
домой, я осознала, сколько
информации, сколько новых идей и
проектов я получила в «Федоровском
городке». Но важнее всего то, что
каждый из нас обрел новых друзей,
с которыми мы успели буквально
сродниться за эти несколько дней.
Очень хочется сказать огромное
спасибо всем организаторам
лагеря, тем, кто сделал этот «городок»
местом общения православной
молодежи со всей России.
Ольга БОГДАН
«Чайку»
знают многие. Это одна из самых
передовых православных
молодежных организаций
Петербурга, созданная для
реализации молодежного служения,
общения и взаимной поддержки
молодежи. Конечно, когда я узнал,
что делегация клуба приехала в «Федоровский
городок», я сразу постарался
утолить свое журналистское
любопытство. Однако не тут-то было:
в комнате петербуржцев всегда
много народа. Только когда мы
возвращались в наш «городок»
после воскресной Литургии, выпало
несколько спокойных минут, и мне
удалось поговорить с ребятами из
«Чайки».
– Первый вопрос
самый банальный: зачем вы здесь?
– Нам
хотелось пообщаться со
сверстниками. Программа такова,
что есть возможность и пообщаться,
и послушать умных людей.
– А в чем, по-вашему,
изюминка «Федоровского городка»?
– Здесь
есть люди, которые у себя в
епархиях что-то действительно
делают, здесь практики собрались.
Есть ощущение единства, причем
оно не эфемерное, но зримое, явное,
еще одно доказательство того, что
мы друг друга знаем в деле. Все,
что здесь есть, хочется взять и
применить не только для себя, но и
для всех, то есть рассказать
другим, что и как соседи делают.
– Кстати, насчет
близости и единства: батюшки из
Липецка предлагали на «ты»
перейти. Для меня, например, это
непреодолимо сложно.
–
Знаешь, это вопрос времени, вопрос
стремления людей быть ближе. У нас
есть один ансамбль, где
большинству людей за сорок – за
пятьдесят. И мы – на «ты». Потому
что у нас есть то, что сближает,
делает одним целым – это интерес
к русской традиции. Отношения –
как в семье, но без фамильярности.
Не обращаешься же ты к отцу на «вы»!
– Не раз слышал
мнения о том, что некоторые
приезжают сюда просто «потусоваться».
– А что
в этом плохого: ощутить радость
встреч? Недаром именно праздник
Сретения Господня –
международный день православной
молодежи. Только здесь можно
почувствовать, что мы
действительно едины, ощутить нашу
силу, а то большую часть времени
ощущаешь себя белой вороной, а не
частью чего-то большего. Впрочем,
народ ведь не только общается, но
и опытом делится, рассказывает,
что у кого получается. Появляются
планы что-то сделать, съездить в
гости, посмотреть что называется
«на месте». Да и общаться тоже по-разному
можно. Иногда приходишь – и
чувствуешь, что слова не нужны.
Можно помолчать.
– Как в Питере
обстоит дело с православной
молодежной печатью?
– У нас
есть и просто православная пресса,
и молодежная православная пресса,
активно общаемся по Интернету.
Заходите, на наш сайт www.chayka.org.ru
. Какое-то время у нас издавался
альманах «Чайка», сейчас хотим
возродить это замечательное
издание.
– Дефицита
инициативных людей не ощущается?
–
Коллектив-то у нас большой,
поэтому инициативных людей
хватает. Конечно, когда уходит
лидер, то начинается застой, но
это ненадолго, как правило.
Впрочем, сейчас у нас
сформировалась достаточно
большая инициативная группа,
около 20-ти человек, которая очень
не хочет распадаться. Будем
надеяться, что это так и будет.
Вообще у нас очень хорошо
поставлена организация досуга
молодежи. На Масленицу, например,
мы организованно выезжаем в
Лемболово, ставим шатровые
палатки, устраиваем гуляния не на
один день со взятием снежного
городка для малышей, фольклористы
нам тоже помогают, куда без них. У
нас накопился действительно
большой опыт работы, мы ставим
спектакли, в которых бывает
задействовано до ста человек –
все «по-взрослому»: костюмы,
декорации.
– Откуда у вас так
много народа: в чем секрет?
– Да
Петербург и город немаленький, а
клуб «Чайка» существует уже около
10 лет. Человеку необходимо
показать, что он кому-то нужен,
интересен, что его талант
востребован для нашего общего
дела.
Беседовал
Андрей АНТИПИН
О том, как мы
проводим 8 марта |
На
молодежных встречах
Вознесенского собора существует
традиция: в один из весенних
выходных мы все вместе
отправляемся в небольшое
паломничество на станцию Ложок, к
святому источнику. Воскресные дни,
как правило, заняты, ведь утром
нужно помолиться на литургии,
вечером – побывать на молодежных
встречах, поэтому
государственный праздник и
всеобщий выходной 8 марта как
нельзя более подходит для этой
цели. Трое участников поездки:
Демьяненко Алексей, Харитоненко
Нина и Безменова Елена решили
поделиться с читателями своими
впечатлениями. Фотографии –
Москалева Савелия и Демьяненко
Алексея.
Алексей:
Замечательно,
что в нашей стране есть
государственные праздники –
обязательные для всех выходные, и,
кем бы ты ни был: студентом,
рабочим или ученым, 8 марта,
например, ты можешь провести так,
как тебе захочется. В Прощеное
воскресенье на молодежных
встречах Вознесенского собора я
узнал, что здесь уже три года
существует традиция в мартовский
выходной посещать Святой
источник на станции Ложок. После
недолгих колебаний я решился
ехать.
В самом
начале осени, когда еще было по-летнему
тепло, мне удалось побывать в
Ложке и искупаться в источнике. Но
в марте, хотя по календарю – весна,
сибирская зима уходить вовсе не
торопится – на улице минус десять,
кругом сугробы, ехать страшновато.
Моя попытка пригласить с собой
парней из нашего института
закончилась неудачей. Обзвонив
нескольких человек, я услышал от
каждого примерно такое: «купаются,
если что, летом»...
Нина:
В
электричке весело – бродячие
музыканты 8 марта спешат
поздравить женщин. Музыка на
любой вкус: тут тебе и гитара, и
флейта, и классика, и старый
добрый вальс-бостон. За чтением
книг и разговорами полтора часа
пролетели незаметно. Вот и
знакомые места, мы за городом.
Сердце наполняется тишиной, до
свидания, суета!
Елена:
Наконец
наступил долгожданный «международный
женский день». У пригородных касс
встречаю знакомые лица. Нас
человек двенадцать, кто-то
подсядет позже. Алексей Морозов
оказался очень внимательным,
подарил всем девушкам по носовому
платочку и весело добавил: «купаться
же едем!»
В храме
в честь иконы Божьей Матери «Живоносный
источник» на станции Ложок нашу
команду встретили очень радушно.
Мы отогрелись, перекусили
орешками, помолились, и гуськом –
к источнику. Основную дорогу, по
которой летом обычно проезжают на
машине, занесло снегом. Объездная
дорога проходит далеко, и мы, не
долго думая, проложили тропинку
прямо к источнику.
Нина:
Пробираемся
через сугробы. Пушистый
искрящийся снег так и манит
упасть в него с разбега, как в
детстве. Наш проводник, Алексей
Демьяненко пробивает дорогу, то
тут, то там слышатся шутки про
нашего «Сусанина».
Вот уже
виднеется голубая крыша часовни.
Осталось немного. Чуть ниже по
склону – поклонный крест, к
источнику спускается живописная
лестница. Удивляюсь переменам:
многое здесь теперь
благоустроено трудами верующих.
Елена:
У
Вадима Костина оказался странной
формы градусник (с проводом;
наверно, какой-то специальный для
таких случаев). Один конец провода
он опустил в источник: семнадцать
градусов! Все вопросительно
смотрят на Вадима и его термометр.
ЧТО? Вторая попытка измерения
более удачна – плюс четыре... Вот
так-то лучше.
Парни
один за другим окунулись в
источнике. Многие девушки тоже
оказались храбрыми, потом,
попивая горячий чай, сбивали с кос
сосульки... Некоторые даже и не
думали, что решаться окунуться.
Алексей:
Вылезая
из воды по обледеневшим
ступенькам, я сам себе не верил –
то, что мне казалось почти
невозможным, совершилось.
Ощущения трудно передать. После
такого купания чувствуешь себя
немного героем. Я специально
потом у всех спрашивал, и каждый
сказал, что ни за что не полез бы в
воду, если бы приехал один.
После
купания пьем горячий чай,
собираем в сумки замерзшие
полотенца и поднимаемся наверх.
Со свежими силами мы довольно
быстро дошли до храма. Настоятель,
иерей Игорь Затолокин, пригласил
нас в трапезную. Только сев за
стол, понимаем, что ужасно
проголодались. Горячий суп,
картошка, чай – никогда я не ел
простую постную пищу с таким
удовольствием. Батюшка много
рассказывал об истории края, о
страшном ложковском лагере и
святом источнике.
После
обеда остаемся на вечернюю службу.
Кто умеет – помогают на клиросе.
На службе читается Великий
покаянный канон Андрея Критского.
Мы все стоим на коленях. Храм
залит лучами заходящего солнца, в
душе ощущаешь тепло и благодать.
Уезжать
совсем не хочется, ну что ж, приеду
в город, обязательно расскажу тем,
кто не был с нами – ведь будут
жалеть, что не поехали.
Православие и рок-музыка:
поиск общего знаменател |
В
средине 90-х годов в православных
книжных лавках появилась
интересная брошюра: «Рок-музыка
на службе сатаны». Авторы
довольно подробно, но, к сожалению,
односторонне рассмотрели рок-движение
и пришли к выводу, вынесенному в
заголовок: рок – это одно из
проявлений сатанизма. Брошюра на
несколько лет стала своеобразным
эталоном православного отношения
к рок-музыке.
Вместо
того, чтобы вникнуть в проблему,
многие просто отмахивались от нее
известными цитатами. О том, что
русский рок (за исключением
нескольких групп, копирующих
западные образцы) – это
совершенно иное явление, как-то не
задумывались. Рок – это форма
протеста, но у нас слишком мало
общего с европейско-американской
культурой и сознанием, чтобы
причины и формы протеста были
абсолютно одинаковыми.
Слава
Богу, в Церкви нашлись люди,
сумевшие взглянуть на рок-музыкантов
другими глазами. Ситуация
коренным образом изменилась,
особенно после участия Русской
Православной Церкви в фестивале «Рок
к Небу». Теперь, вместо тотального
неприятия рока, обсуждается
вопрос: уместна ли христианская
проповедь на рок-концертах?
1 – 2 февраля в
домовом храме Московского
Государственного университета в
рамках XIV Международных
Рождественских образовательных
чтений прошла секция «Православие
и молодежная субкультура», почти
целиком посвященная этому
вопросу. То, что рок и сатанизм –
не синонимы, было вполне понятно
всем участникам дискуссии, ведь
как среди исполнителей, так и
среди любителей рок-музыки много
людей, активно отстаивающих
православное мировоззрение.
Однако возможность «воцерковления»
рок-культуры была оценена
участниками дискуссии по-разному.
Настоятель храма
святой Татианы при МГУ, кандидат
богословия протоиерей Максим
Козлов, аргументируя свою позицию,
привел в пример провалившуюся
попытку «похода в массы»,
предпринятую Римо-католической
церковью после II Ватиканского
собора. Католики пошли по пути «заигрывания»
с масс-культурой, максимально
упростили нормы духовной жизни,
но это не привело молодежь в храмы,
а традиционно-настроенных
верующих только оттолкнуло. «Как
известно, Иоанн Павел II стал
папой, который собирал на
стадионах миллионы, но при
котором опустели храмы. Не дай Бог
нашему духовенству и нашей Церкви
дойти до такого», – заявил отец
Максим.
Противоположную
позицию защищал профессор
Православного Свято-Тихоновского
Гуманитарного Университета,
доктор богословия диакон Андрей
Кураев. «Воцерковить можно все,
кроме греха» – таков его основной
тезис. Безусловно, такие сложные и
противоречивые явления как
проповедь на рок-концерте не
должны проводиться «по
разнарядке сверху», но там, где
это дает положительные
результаты, священник может
присутствовать. Важно то, что в
настоящее время уже существует
положительный опыт подобной
миссионерской работы. «Никто не
собирается приносить рок-музыку в
храм и посылать монахов на
концерты. Те, кому удается, –
пускай работают в этой области,
раз это идет на благо молодежи».
По
материалам сайта Прокимен.ru
|