Издание Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№2 март 2006 года
О
ГЛАВНОМ
ДА СБУДЕТСЯ
РЕЧЕННОЕ ПРОРОКАМИ
|
Для
людей, хоть немного знакомых с
Православием, весна всегда
ассоциируется с Великим Постом и
Пасхой. Это на сегодняшний день –
главное в нашей духовной жизни. Но
перед праздником Воскресения
Христова есть еще два очень
важных события, так или иначе
имеющих отношение и к посту, и к
Пасхе. Церковные праздники,
приходящиеся на апрель –
Благовещение Пресвятой
Богородицы (7 апреля) и Вход
Господень в Иерусалим (в этом году
– 16 апреля) - тоже говорят о Христе,
о Его пришествии в мир, бывшем две
тысячи лет назад, о начале и конце
Его земной жизни.
Жизнь Иисуса Христа
подробно описана в Новом Завете,
но, оказывается, и книги Ветхого
Завета повествуют о Спасителе.
Для новозаветных писателей
пришествие Христа в мир – уже
свершившийся факт, а пророки
Ветхого Завета говорили о
спасении как о будущем событии.
Основная мысль Ветхого Завета –
подготовка человечества к
пришествию Христа. Именно для
этого Бог от бездетного Авраама
произвел многочисленный народ и
вручил ему знание о Боге – Творце
мира, Который придет, чтобы
искупить мир от греха. Библейская
история еврейского народа – это
история о том, как Бог старался
сохранить знание о Себе
неискаженным среди грехов и
пороков, как Бог постепенно
открывал Себя людям. Поэтому,
когда мы читаем Евангелие, то
находим множество параллелей с
книгами Ветхого Завета.
Библейские пророки за много
столетий предсказали то, что
будет, а из Евангелия мы узнаем,
как это было. Жизнь Христа –
это исполнение древних
предсказаний, поэтому в Евангелии
так часто повторяется: «…да исполнится предреченное
пророками!»
7
апреля. Благовещение Пресвятой
Богородицы
…Шел
к концу VIII век до нашей эры.
Могущественное некогда
государство, основанное Давидом и
Соломоном, пришло в запустение.
Один за другим иудейские цари
отвергали Бога и обращали свои
молитвы к демоническим идолам
окрестных народов: Ваалу, Астрате,
Молоху, а языческая вера
неизбежно несла с собой
озлобление и разврат, растлевала
магией и оккультизмом
религиозное сознание. Единое
государство распалось на
враждующие между собой царства,
Израильское и Иудейское, которые
стали объектом притязаний
влиятельных соседей.
Не
было исключением правление
иудейского царя Ахаза. Он попал в
зависимость от Ассирии, но и
враждебные Израильское и
Сирийское государства тоже
претендовали на Иерусалимский
престол. «…Тогда пошел Рецин,
царь Сирийский, и Факей сын
Ромалиин, царь Израильский,
против Иерусалима, чтобы
завоевать его, и держали Ахаза в
осаде…» (4-я Книга Царств, глава 16; 5).
Получив известие об огромном
войске, стоящем у стен Иерусалима,
Ахаз пришел в трепет: «…И
всколебалось сердце его и сердце
народа его, как колеблются от
ветра деревья в лесу» (Книга
пророка Исаии глава 7;2). И вот
пророк Исаия идет к Ахазу, чтобы
утешить его надеждой на Бога: «Враги
пришли захватить иерусалимский
престол, но Господь говорит, что
это не состоится и не сбудется».
Нам теперь известно, что Ассирия
нанесла удар по Дамаску, и его
царь Рецин погиб, и Израильское
царство – потомки Ефрема, – как и
говорил пророк Исаия, «перестали
быть народом», после того, как их
столица, Самария, пала от меча все
тех же ассирийцев. Но Ахаз в то
время, конечно, ничего не знал и не
верил пророку. И тогда Исаия
продолжает: «…Сам Господь даст
вам знамение: Дева во чреве
приимет и родит Сына, и нарекут
имя Ему: Еммануил...» Ахаз так и
не понял, почему будущее рождение
Младенца от Девы должно утешить
его; для иудейского царя вполне
было достаточно следующих слов
пророка: «…прежде, нежели этот
младенец будет разуметь
отвергать худое и избирать доброе,
земля та, которой ты страшишься,
будет оставлена обоими царями ее».
Итак, оба царя, Рецин и Факей,
лишатся своих владений, прежде
чем обетованный Младенец придет в
совершенный возраст и начнет
различать доброе и худое. Это
могло быть утешением для Ахаза, но
для нас важнее пророчество о
рождении Младенца от Девы.
Только
с пришествием Христа стал понятен
истинный смысл слов Исаии-пророка.
Из Евангелия от Матфея мы узнаем,
что Ахаз был одним из предков
Спасителя. Именно поэтому он
должен был жить и сохранять
царственную династию Давида,
чтобы через семь веков среди его
потомков родилась Дева. Именно об
этом чуде и говорил Исаия: Мессия
должен прийти в мир, и ради этого
спасен от смерти нечестивый Ахаз,
а Иерусалим избавлен от
разграбления.
Но
вот, по прошествии многих веков,
время исполнилось, и Дева,
избранная Богом для рождения
Младенца-Еммануила, уже достигла
совершеннолетия, и по закону Она,
воспитанная при Иерусалимском
храме, обязана была выйти замуж.
Но Она открыла священникам, что
дала обет целомудрия, и потому
было решено из иудейских вдовцов
найти достойного, которому и
обручить Деву. Тогда монашество,
особенно женское, еще не было
известно, поэтому нужен был
своего рода формальный брак со
старцем, чтобы Мария сохранила
обет, но и не нарушила
общественного закона, оставаясь
незамужней. Был избран старец
Иосиф, бедный плотник, как и Мария,
происходивший из рода царя Давида.
В доме праведного
Иосифа случилось величайшее
событие, названное впоследствии
Благовещением. «В шестой месяц
послан был Ангел Гавриил от Бога в
город Галилейский, называемый
Назарет, к Деве, обрученной мужу,
именем Иосифу, из дома Давидова;
имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к
Ней, сказал: радуйся, Благодатная!
Господь с Тобою; благословенна Ты
между женами. Она же, увидев его,
смутилась от слов его и
размышляла, что бы это было за
приветствие. И сказал Ей Ангел: не
бойся, Мария, ибо Ты обрела
благодать у Бога; и вот, зачнешь во
чреве, и родишь Сына, и наречешь
Ему имя: Иисус. Он будет велик и
наречется Сыном Всевышнего, и
даст Ему Господь Бог престол
Давида, отца Его; и будет
царствовать над домом Иакова во
веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет
это, когда Я мужа не знаю? Ангел
сказал Ей в ответ: Дух Святой
найдет на Тебя, и сила Всевышнего
осенит Тебя; посему и рождаемое
Святое наречется Сыном Божиим.
Вот, и Елисавета, родственница
Твоя, называемая неплодною, и она
зачала сына в старости своей, и ей
уже шестой месяц; ибо у Бога не
останется бессильным никакое
слово. Тогда Мария сказала: се,
Раба Господня; да будет Мне по
слову твоему. И отошел от Нее
Ангел. (Евангелие от Луки глава 1;
26-38).
О
том, что было потом, нам
повествует Евангелие от Матфея. «Рождество
Иисуса Христа было так: по
обручении Матери Его Марии с
Иосифом, прежде нежели сочетались
они, оказалось, что Она имеет во
чреве от Духа Святаго. Иосиф же
муж Ее, будучи праведен и не желая
огласить Ее, хотел тайно
отпустить Ее. Но когда он помыслил
это, Ангел Господень явился ему во
сне и сказал: Иосиф, сын Давидов!
не бойся принять Марию, жену твою,
ибо родившееся в Ней есть от Духа
Святаго; родит же Сына, и наречешь
Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей
Своих от грехов их. А все сие
произошло, да сбудется реченное
Господом через пророка, который
говорит: се, Дева во чреве приимет
и родит Сына, и нарекут имя Ему
Еммануил, что значит: с нами Бог.
Встав от сна, Иосиф поступил, как
повелел ему Ангел Господень, и
принял жену свою, и не знал Ее, как
наконец Она родила Сына Своего
первенца, и он нарек Ему имя: Иисус»
(Матфей 1;18-25).
Благовещение – «благая
весть» – в понимании иудеев того
времени означало только одно –
весть об исполнении пророчеств и
пришествии в мир ожидаемого
Спасителя. Дева Мария первая из
всего человечества получила эту
весть, а потом и все учение Христа
и Его жизнеописание стало
называться Благой Вестью или, по-гречески,
Евангелием. Имя Еммануил, которым
Младенец назван в пророчестве,
означает «с нами Бог». Это не
собственное имя Спасителя, это
откровение о том, кем будет
рожденный Мессия. Мария зачала,
выносила и родила Бога,
принявшего ради нас человеческую
плоть. Поэтому Христос именуется
Богочеловеком: Сыном Божьим и
Сыном Человеческим, а Дева Мария
– Богородицей.
Праздник
Благовещения отмечается ежегодно
7 апреля (по церковному календарю
это 25 марта) – ровно за девять
месяцев до Рождества Христова.
Благовещение – это начало
Евангельской истории, день, когда
Сын Божий стал человеком и, не
переставая быть Богом, облекся
человеческой плотью. Через
тридцать три года Он принес Себя в
жертву для спасения всего
человечества. Это поистине благая
весть, ибо через Крестную Жертву
рай снова открыт для потомков
Адама…
16
апреля. Вход Господень в
Иерусалим
«…Ликуй
от радости, дщерь Сиона,
торжествуй, дщерь Иерусалима:
се, Царь твой грядет к тебе,
праведный и спасающий, кроткий,
сидящий на ослице и на молодом
осле, сыне подъяремной...» (Книга
пророка Захарии, глава 9; 9). Эти
слова были произнесены гораздо
позже, чем пророчества Исаии – в
конце VI века до нашей эры – и
сказаны они были при совсем
других обстоятельствах…
Уже прошел период
разделения еврейского народа на
враждующие Израильское и
Иудейское царства. Прошла и
страшная эпоха запустения, когда
иерусалимский храм, построенный
царем Соломоном, был разрушен
язычниками, а весь народ оказался
в вавилонском плену. Прошел и плен,
иудеи получили свободу и право
восстановить храм, в котором, как
прежде, возносились жертвы
Единому Богу. И снова пророки
утешают народ, но теперь уже не
для преодоления опасности, а для
воодушевления, для возрождения
духовной жизни с центром в
Иерусалиме, куда должен прийти
великий Царь, праведный и
спасающий. Он должен прийти не в
окружении военной славы, не в
сиянии доспехов (тогда уместно
было бы изобразить Его на боевом
коне), но придет Он с кротостью и
смирением, сидя на осленке – сыне
вьючной ослицы.
«Тогда
истреблю колесницы у Ефрема и
коней в Иерусалиме, – говорит
Господь, – и сокрушен будет
бранный лук; и Он возвестит мир
народам, и владычество Его будет
от моря до моря и от реки до концов
земли». (Захария 9; 10). Пророк
говорит о том, что не военной
силой будет приобретен царский
венец, и царство распространится
не только на израильский народ, а
«до концов земли», но не с помощью
колесниц и конницы, не с помощью
боевого лука или меча… Кротость,
правда и мир будут сопровождать
Великого Царя.
Прошло более пяти
столетий, и вот, однажды, перед
самым праздником Пасхи Иерусалим
и его пригороды наполнились шумом
и криками тысяч людей: «Благословен
Идущий во имя Господа Сын Давидов,
Царь Израилев!» Так встречали
Иисуса из Назарета, Который,
совершив множество чудес,
напоследок воскресил известного
многим Лазаря, умершего и четыре
дня пролежавшего во гробе. Люди
постилали свои одежды и пальмовые
ветви под ноги осленку, на котором
Христос въезжал в Иерусалим для
того, чтобы стать Царем через
крестные страдания.
Торжественное
шествие в Иерусалим вспоминается
в последнее воскресение перед
праздником Пасхи. Подражая
жителям Палестины, мы встречаем
Христа с ветвями деревьев,
которые первыми распускаются в
нашей суровой природе – с вербами.
Накануне этого праздника –
Лазарева суббота – день
вспоминания воскрешения
праведного Лазаря, когда люди,
потрясенные великим чудом, решили
сделать своим царем Иисуса из
Назарета, а начальники народа и
первосвященники, не принимая
проповеди Спасителя,
окончательно сговорились убить
Его.
«И
когда приблизились к Иерусалиму и
пришли в Виффагию к горе
Елеонской, тогда Иисус послал
двух учеников, сказав им: пойдите
в селение, которое прямо перед
вами; и тотчас найдете ослицу
привязанную и молодого осла с нею;
отвязав, приведите ко Мне; и если
кто скажет вам что-нибудь,
отвечайте, что они надобны
Господу; и тотчас пошлет их. Все же
сие было, да сбудется реченное
через пророка, который говорит: «Скажите
дщери Сионовой: се, Царь твой
грядет к тебе кроткий, сидя на
ослице и молодом осле, сыне
подъяремной». Ученики пошли и
поступили так, как повелел им
Иисус: привели ослицу и молодого
осла и положили на них одежды свои,
и Он сел поверх их. Множество же
народа постилали свои одежды по
дороге, а другие резали ветви с
дерев и постилали по дороге; народ
же, предшествовавший и
сопровождавший, восклицал: осанна
Сыну Давидову! благословен
Грядущий во имя Господне! осанна в
вышних! И когда вошел Он в
Иерусалим, весь город пришел в
движение и говорил: кто Сей? Народ
же говорил: Сей есть Иисус, Пророк
из Назарета Галилейского». (Евангелие
от Матфея, глава 21; 1-11)
Пророчество
Захарии продолжает исполняться и
по сей день. Христос пришел не
только для одного еврейского, но
для всех народов, за всех Он
принес жертву на кресте. Своей
кровью Царь и Творец вселенной
омыл все человечество. Он всех
зовет к Себе, и каждый день люди,
принявшие Крещение и вступившие в
Церковь, становятся подданными
великого Царства,
простирающегося «от моря и до
моря», по всей земле. Теперь уже на
всех континентах, на многих
языках и наречиях читаются
евангельские слова: «Благословен
Грядущий во имя Господне, Царь
Израилев!». Само слово «израиль»
на языке христианского
богословия приобрело совершенно
новый смысл. Старый смысл, конечно,
остался: это историческое
наименование еврейского народа и
государства. Но в церковных
гимнах Новым Израилем именуется
новозаветный богоизбранный народ
– христиане, теперь уже без
различия рас и национальностей. «Израиль»
буквально означает «видящий Бога»,
и, если в древние времена это было
применимо к еврейскому народу,
единственному на всей планете
сохранявшему монотеизм - веру в
Единого Бога, то теперь это
название приличествует тем, кто
действительно видел Бога,
пришедшего во плоти, и тем, кто
поверил свидетельству видевших.
Шествие в
Иерусалим – единственный случай,
когда Христос позволил людям
прославлять Себя, но оно стало
одновременно и путем на Голгофу,
ведь Спаситель знал, что всего
через несколько дней тот же народ
будет кричать Пилату: «Распни,
распни Его!». Христос вошел в
Иерусалим, и с этого момента
начался Его крестный путь, а для
нас после праздника начинается
Страстная седмица – семь дней,
наполненных повествованием о том,
как Христос был предан одним из
учеников, как Он совершил первое
Причащение, как был схвачен (вернее
сказать – добровольно отдал Себя
в руки гонителей), о том, как Он
страдал на кресте, и был погребен,
и воскрес в третий день…
Этот праздник –
преддверие Пасхи, а
распустившиеся после долгой зимы
вербы – символ ожидаемого нами
всеобщего воскресения, которое
стало возможным после
Воскресения Христова.
|