Молодежное приложение к газете "Новосибирский епархиальный вестник"


Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Встречи

 


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№2 март 2006 года      
Читайте в номере:

Великий пост - пища не приближает нас к Богу
О главном
Что нас объединяет 
Путь-дорога 
Книжное обозрение

 

 

 
 
Издание Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

№1 февраль 2006 года  


Великий пост: пища не приближает нас к Богу 

В канун Великого поста в храме разрывается телефон: «Не поститься – это грех?», «А когда будет масленица?», «Когда тещины блины?», «Правду ли пишут в газете, что пост полезен для здоровья?» Абсолютное большинство вопросов сводится именно к этому: к обрядовым предписаниям или народным традициям. «Кухня православного поста» занимает почетное место на полках книжных магазинов, в церковных лавках бестселлерами становятся фарисейски-точные справочники «разрешенной» пищи. Домохозяйки терроризируют постными блюдами своих неверующих мужей, а бабушки – подросших внуков. Православие воспринимается примитивно: на масленицу едим блины, в сочельник – кутью, гуся – на Рождество, на Преображение – яблоки, а куличи и яйца – на Пасху... Неужели Евангелие – книга кулинарных рецептов? Такой ли веры требует Христос от Своих учеников?


Когда начинается в церковно-богослужебном календаре подготовка к Великому посту, в храме за Литургией читается отрывок из Евангелия от Луки – притча о мытаре и фарисее (Лука 18; 10-15). Там, между прочим, фарисей (это слово стало теперь нарицательным), перечисляя свои «заслуги» перед Богом, упоминает о точном соблюдении поста… А в Прощеное воскресенье, в Послании апостола Павла к Коринфянам, которое тоже читается за Литургией, мы слышим: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8; 8). Кажется, куда уж яснее? Однако все с тем же упорством звонит в храме телефон: «Большой будет грех, если съесть рыбу? А постное масло?»

Оказывается, религиозное мировоззрение человека без должного внимания и контроля очень быстро «зацикливается» на точном исполнении различного рода внешних обрядовых предписаний и запретов. Так легче, удобнее, но такая «вера» превращается в обрядоверие: перекреститься нужно столько-то раз, свечки передавать через правое плечо, женщинам в брюках не ходить, постное масло в пост не есть…

Православие заключено не в обрядах. Не в средневековых сарафанах и не в позолоченных куполах, и, уж конечно, не в обрядовой кухне. Обряд только тогда имеет смысл, когда он является закономерным, осознанным следствием духовной жизни, а не  самоцелью.

Каков же внутренний смысл поста? Как соблюдать пост, не превращая его при этом в диету? В первую очередь, нужно помнить, что телесный пост – только инструмент, с помощью которого вырабатывается способность к самоограничению. Человек должен научиться контролировать себя: свои желания, мысли, эмоции, движения тела, чтобы быть независимым как от мимолетных искушений, так и от длительных депрессий и переживаний. Чтобы быть по-настоящему свободным человеком, владеть собой, уметь бороться с грехом, а не идти у него на поводу, для этого нужно сначала привыкнуть к посту. А поскольку пост – инструмент, каждый настраивает этот инструмент под себя. Пост не может быть одинаковым для здорового и больного, для опытного и новоначального. Важен сам факт ограничения, а насколько оно узко – зависит от человека и его духовного наставника. Основную роль здесь играет не качество пищи, а умение сказать себе «нет».

Еда не может повредить душе. Но опасность для духовной жизни представляет нежелание и неумение управлять собой. Какой может быть разговор о серьезных искушениях, если человек побеждается одним только запахом жареного мяса или видом пирожного? Конечно, за два тысячелетия в Церкви выработаны определенные уставы, предписания относительно поста, но они являются, скорее, примером, может быть, даже идеалом, но никак не всеобщим правилом. Привычка ограничивать себя в пище только помогает в противостоянии душевным страстям, пост телесный обязательно должен сопровождаться воздержанием от пороков, коренящихся в душе.

Правильный пост должен давать человеку свободу. Когда желудок не отягощен излишней работой, душа быстрее настраивается на молитву, легче побеждает искушения. Тело перестает быть зависимым от любимых блюд, душа – от привычных пороков. Но свободой тоже нужно правильно распорядиться... Очищая душу, мы освобождаем в ней место для Спасителя-Христа. Общение с Богом является и наполнением, и смыслом, и конечной целью нашей духовной жизни, поэтому пост без Христа так и останется незасеянным полем, которое не принесет плодов.

Великий пост имеет еще одну важную особенность – он предваряет праздник Воскресения Христова, он посвящен воспоминанию страданий Христа. Это время нашего сопереживания, нашего сочувствия, нашего благоговения перед Крестной Жертвой. Совершенно неуместно позволять себе «расслабляться», когда календарь напоминает нам о Спасителе, страдающем для искупления наших грехов. Поэтому соблюдение Четыредесятницы – сорокадневного Великого поста – так строго предписывается всем православным: отношение к нему свидетельствует об отношении к Крестным страданиям и Пасхе.

Иерей Андрей Ромашко. как и доброе слово делает худых людей добрыми".




Яндекс.Метрика

На главную страницу