Издание Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№1 февраль 2006 года
Великий пост: пища не
приближает нас к Богу
|
В
канун Великого поста в храме
разрывается телефон: «Не
поститься – это грех?», «А когда
будет масленица?», «Когда тещины
блины?», «Правду ли пишут в газете,
что пост полезен для здоровья?»
Абсолютное большинство вопросов
сводится именно к этому: к
обрядовым предписаниям или
народным традициям. «Кухня
православного поста» занимает
почетное место на полках книжных
магазинов, в церковных лавках
бестселлерами становятся
фарисейски-точные справочники «разрешенной»
пищи. Домохозяйки терроризируют
постными блюдами своих
неверующих мужей, а бабушки –
подросших внуков. Православие
воспринимается примитивно: на
масленицу едим блины, в сочельник
– кутью, гуся – на Рождество, на
Преображение – яблоки, а куличи и
яйца – на Пасху... Неужели
Евангелие – книга кулинарных
рецептов? Такой ли веры требует
Христос от Своих учеников?
Когда начинается в
церковно-богослужебном календаре
подготовка к Великому посту, в
храме за Литургией читается
отрывок из Евангелия от Луки –
притча о мытаре и фарисее (Лука 18; 10-15).
Там, между прочим, фарисей (это
слово стало теперь нарицательным),
перечисляя свои «заслуги» перед
Богом, упоминает о точном
соблюдении поста… А в Прощеное
воскресенье, в Послании апостола
Павла к Коринфянам, которое тоже
читается за Литургией, мы слышим: «Пища
не приближает нас к Богу: ибо, едим
ли мы, ничего не приобретаем; не
едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8; 8).
Кажется, куда уж яснее? Однако все
с тем же упорством звонит в храме
телефон: «Большой будет грех, если
съесть рыбу? А постное масло?»
Оказывается,
религиозное мировоззрение
человека без должного внимания и
контроля очень быстро «зацикливается»
на точном исполнении различного
рода внешних обрядовых
предписаний и запретов. Так легче,
удобнее, но такая «вера»
превращается в обрядоверие:
перекреститься нужно столько-то
раз, свечки передавать через
правое плечо, женщинам в брюках не
ходить, постное масло в пост не
есть…
Православие
заключено не в обрядах. Не в
средневековых сарафанах и не в
позолоченных куполах, и, уж
конечно, не в обрядовой кухне.
Обряд только тогда имеет смысл,
когда он является закономерным,
осознанным следствием духовной
жизни, а не самоцелью.
Каков же
внутренний смысл поста? Как
соблюдать пост, не превращая его
при этом в диету? В первую очередь,
нужно помнить, что телесный пост
– только инструмент, с помощью
которого вырабатывается
способность к самоограничению.
Человек должен научиться
контролировать себя: свои желания,
мысли, эмоции, движения тела,
чтобы быть независимым как от
мимолетных искушений, так и от
длительных депрессий и
переживаний. Чтобы быть по-настоящему
свободным человеком, владеть
собой, уметь бороться с грехом, а
не идти у него на поводу, для этого
нужно сначала привыкнуть к посту.
А поскольку пост – инструмент,
каждый настраивает этот
инструмент под себя. Пост не может
быть одинаковым для здорового и
больного, для опытного и
новоначального. Важен сам факт
ограничения, а насколько оно узко
– зависит от человека и его
духовного наставника. Основную
роль здесь играет не качество
пищи, а умение сказать себе «нет».
Еда не может
повредить душе. Но опасность для
духовной жизни представляет
нежелание и неумение управлять
собой. Какой может быть разговор о
серьезных искушениях, если
человек побеждается одним только
запахом жареного мяса или видом
пирожного? Конечно, за два
тысячелетия в Церкви выработаны
определенные уставы, предписания
относительно поста, но они
являются, скорее, примером, может
быть, даже идеалом, но никак не
всеобщим правилом. Привычка
ограничивать себя в пище только
помогает в противостоянии
душевным страстям, пост телесный
обязательно должен
сопровождаться воздержанием от
пороков, коренящихся в душе.
Правильный пост
должен давать человеку свободу.
Когда желудок не отягощен
излишней работой, душа быстрее
настраивается на молитву, легче
побеждает искушения. Тело
перестает быть зависимым от
любимых блюд, душа – от привычных
пороков. Но свободой тоже нужно
правильно распорядиться... Очищая
душу, мы освобождаем в ней место
для Спасителя-Христа. Общение с
Богом является и наполнением, и
смыслом, и конечной целью нашей
духовной жизни, поэтому пост без
Христа так и останется
незасеянным полем, которое не
принесет плодов.
Великий пост
имеет еще одну важную особенность
– он предваряет праздник
Воскресения Христова, он посвящен
воспоминанию страданий Христа.
Это время нашего сопереживания,
нашего сочувствия, нашего
благоговения перед Крестной
Жертвой. Совершенно неуместно
позволять себе «расслабляться»,
когда календарь напоминает нам о
Спасителе, страдающем для
искупления наших грехов. Поэтому
соблюдение Четыредесятницы –
сорокадневного Великого поста –
так строго предписывается всем
православным: отношение к нему
свидетельствует об отношении к
Крестным страданиям и Пасхе.
Иерей
Андрей Ромашко. как и
доброе слово делает худых людей
добрыми".
|