Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№1
(49) январь 2006 года
Православное
обозрение
«ТОЧКИ
СОПРИКОСНОВЕНИЯ С ВАТИКАНОМ ЕСТЬ»
|
-
Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II
дал эксклюзивное интервью
главному редактору московского
бюро Русской службы Би-би-си
Константину Эггерту
-
Ваше Святейшество, пошел
шестнадцатый год Вашего
Патриаршего служения. Что Вас
больше всего радует и больше
всего огорчает в отношениях
Церкви с государством и обществом?
—
Нормализация
церковно-государственных
отношений в России и большинстве
других стран СНГ — это одно из
главных достижений последних
полутора десятилетий. Былое
отчуждение преодолено, и сегодня
Церковь и светская власть активно
взаимодействуют на всех уровнях.
Однако не соответствует
действительности
распространенное, особенно на
Западе, мнение, что Русская
Православная Церковь добивается
статуса государственной. История
учит нас, что такой статус может
серьезно сковывать силы Церкви,
отягощать ее, препятствовать
свободному совершению ее миссии.
Церковь ценит обретенную свободу
и не намерена становится частью
государственного аппарата. В то
же время, по моему убеждению,
православные христиане вправе
рассчитывать на приоритетное
сотрудничество власти с Русской
Православной Церковью.
Этому
есть несколько причин. Вклад
нашей Церкви в становление
российской государственности,
русской культуры, самосознания
нашего народа, был определяющим.
Русская Православная Церковь —
самая многочисленная религиозная
община страны, старейший институт
гражданского общества. Она
пользуется доверием миллионов
людей в России и за ее пределами.
Ее примиряющее, объединяющее
слово, исполненное внутренней
силы и нравственного авторитета,
не раз спасало страну от
сползания в пучину
межнационального противостояния.
—
Целый ряд общественных дискуссий
последнего времени, например,
вокруг преподавания курса основ
православной культуры в школах,
или история с выставкой "Осторожно,
религия!" в сахаровском центре,
привлекли внимание к отношениям
Церкви и общества. Существует ли
здесь раскол между Церковью и
либеральной частью общества?
—
Атеизм
не мог исчезнуть и не исчез в
одночасье. Семьдесят лет люди
воспитывались в атеистическом
духе. Когда мы ставим вопрос о
преподавании "Основ
православной культуры" — даже
факультативно, по желанию детей и
родителей, то это во многих местах,
в частности в Министерстве
образования, встречает
непонимание. Хотя в целом ряде
областей преподавание "Основ
православной культуры" стало
уже абсолютно естественным и
вызывает благодарность учителей
и родителей. Ведь каждый
культурный человек должен знать
историю своей культуры. Незнание
православной культуры обедняет
человека. Наша культура имеет
корни в тысячелетней традиции
православного христианства.
—
Ваши критики из числа либералов
ссылаются на
многоконфессиональный и светский
характер российского государства...
—
Я
думаю, мусульмане, представители
других традиционных конфессий
тоже должны знать культуру той
страны, в которой они живут. Мы не
возражаем, а, наоборот,
приветствуем, если, скажем, в
районах компактного проживания
мусульман или буддистов будет
изучаться культура ислама или
буддизма. Это делается в
Татарстане и Башкортостане.
—
Каково отношение Русской Церкви к
идее прав человека? Многие
западные церкви нашли свой подход
к ней, равно как и к идее свободы
совести.
—
Мы
всегда выступали за права
человека. Недавно Президент Путин
сказал, что Русская Православная
Церковь была в СССР единственной
инакомыслящей организацией. Та
свобода, которая достигнута
сейчас, приветствуется нами.
Религиозные объединения сегодня
могут свободно проповедовать, а
не только исполнять религиозный
культ, как это формулировало
Положение о религиозных
объединениях 1929 года. Этой
свободы удалось добиться еще на
исходе советского времени. Я в эти
годы был народным депутатом, и
тогда вырабатывался первый закон
о свободе совести. С советскими
юристами тогда было работать
нелегко. Они считали, что
Положение 1929 года эталонное, а оно
было дискриминационным. Ведь было
запрещено преподавание религии,
осуществление социальной
деятельности. Сейчас мы
пользуемся этим, и в меру
возможностей осуществляем и
социальную деятельность, и
религиозное образование во всех
возрастных группах среди тех, кто
обращается к нам.
—
Ваше Святейшество, Православная
Церковь и Вы лично — это та часть
гражданского общества, которая не
устает напоминать россиянам об
ужасах коммунистического режима.
Вы каждый год служите панихиду на
полигоне в Бутово под Москвой, где
были расстреляны десятки тысяч
людей. Вас не беспокоит
наметившаяся в последнее время в
России тенденция обеления
советского прошлого, стремление
говорить о нем либо хорошо, либо
ничего? Как относиться к прошлому?
—
Нельзя
отрицать все, что было в прошлом.
Была обеспеченная старость,
социальная помощь, бесплатная
медицина. Люди, потерявшие свои
сбережения, копившие деньги на
черный день или для похорон,
естественно, потом тяжело
переживали.
Но
в отношении религии советское
время было дискриминационным. В
двадцатые-тридцатые годы за веру
расстреливали. А разрушение
храмов продолжалось и после войны.
Еще в шестидесятые годы многие
храмы были взорваны и разрушены.
—
Вы думаете, что Россия уже
подошла к порогу примирения со
своей историей?
—
Делаются
попытки примирения. Одна из них —
возвращение из эмиграции
останков писателя Ивана Шмелева,
генерала Антона Деникина,
философа Ивана Ильина. Я думаю,
время должно изгладить
противостояние. Смотрите, сегодня
восстанавливаются кладбища
немецких солдат времен Второй
мировой войны. Взгляните на
Бородинское поле. Там памятники и
французам, и русским. Они ведь не
сразу были восстановлены. Должно
пройти время, чтобы прошло
ожесточение. Время лечит и должно
вылечить те обстоятельства,
которые разделяли наш народ в
годы гражданской войны.
—
Как вы оцениваете первые месяцы
понтификата Папы Бенедикта
Шестнадцатого? Каково нынешнее
состояние отношений между
Русской Православной и Римско-Католической
Церквами?
—
Пока
рано говорить о конкретных
сдвигах в отношениях. Мы
приветствуем заявления нового
понтифика о необходимости
продолжения диалога. Надеемся,
что за этим последуют и действия.
К сожалению, пока в России,
Украине, Белоруссии, Казахстане
продолжается практика
прозелитизма со стороны Римско-Католической
Церкви. Людей, которые крещены в
Православии или корнями уходят в
Православие, пытаются обратить в
католичество. Особенно это
касается детей. Многие
католические миссионеры в России
создают детские дома, берут детей,
крещенных в Православии, и
воспитывают их в католическом
духе.
Не
преодолено пока существующее
противостояние в западных
областях Украины, где Греко-Католическая
Церковь проявляет себя крайне
агрессивно в отношении
Православия. Скажем, во Львове до
сих пор нет ни одного храма, где
совершалось бы богослужение на
украинском языке для прихожан
Украинской Православной Церкви
Московского Патриархата.
—
В этой связи, насколько серьезно
перенос кафедры Украинской Греко-Католической
Церкви из Львова в Киев осложнил
отношения с Ватиканом и
собственно с греко-католиками?
—
Да, это акт, который усложнит
отношения. Ясно, что в западных
областях Украины много греко-католиков,
но в Киеве греко-католическая
паства очень незначительна.
Строительство огромного
униатского собора осуществляется
с перспективой на дальнейшее
развитие прозелитизма и
укрепление греко-католиков не
только в западных областях, но и в
центральной Украине.
—
Многие считают, что Ваша встреча с
Папой Римским в третьей стране
могла бы способствовать выводу
ситуации из тупика.
—
Видите
ли, речь об этом идет с 1997 года, со
времени прежнего понтификата. Но
наш подход к этой встрече
отличается от подхода римско-католической
стороны. Для чего встречаться
перед телекамерами? Чтобы
показать миру, что у нас нет
проблем? Но ведь у нас есть
проблемы. Нужно их сначала
преодолеть, а уже потом
встречаться. Обыкновенно, на
встречах такого уровня не
решаются вопросы. Такие встречи
должны быть хорошо подготовлены.
Для того, чтобы она состоялась,
должны быть решены те вопросы,
которые беспокоят Русскую
Православную Церковь и ее паству.
—
Но ведь проблемы, которые
беспокоят православных и
католиков, одни и те же.
Обмирщение, распространение
эзотерических верований, культ
потребления...
—
Здесь
у нас общая позиция. Скажем, когда
в процессе принятие Европейской
конституции решили изъять из ее
текста упоминание христианских
корней Европы, Ватикан выступил
против, и наша позиция была такой
же. Вся европейская культура
основана на христианской
традиции. У нас есть точки
соприкосновения, и это дает
надежду, что их число может
увеличиться.
—
До его избрания Папой Вы не
встречались с тогда еще
кардиналом Ратцингером?
—
Нет,
не доводилось.
—
Вернемся к украинской ситуации.
Многие в этой стране выступают за
создание автокефальной
православной церкви, независимой
от Москвы. Как Вы видите развитие
ситуации на этом направлении?
—
После
распада Советского Союза во
многих из пятнадцати суверенных
государств на националистической
почве возникло представление о
том, что в независимом
государстве должна быть
независимая от Москвы церковь. Но
не может пятнадцать независимых
православных церквей создаться
на территории бывшего СССР. Мы
понимаем, что в независимой
Украине большая территория и
миллионы верующих. Мы
предоставили Украинской Церкви
широкую автономию во всех
административных, финансовых,
хозяйственных, издательских
делах. Мы сохранили только
молитвенное, духовное единство. Я
не раз говорил руководителям
Украины, что разорвать эти
духовные связи нам не дано.
История и Господь Бог нам не
простят, если эти связи будут
разорваны. Мне понравилось
выступление председателя
Верховной Рады Владимира Литвина.
Он, поздравляя с семидесятилетием
митрополита Владимира, главу
Украинской Православной Церкви,
сказал, что, по его мнению,
государство не должно
вмешиваться в церковные дела, а
наоборот, должно прислушиваться к
мнению Церкви.
—
А Вы ощущаете это вмешательство?
—
Да,
постоянно. На протяжении многих
лет некоторые политики ставят
задачу во что бы то ни стало
создать церковь, независимую от
Москвы. Но ведь это значит резать
по живому! Сколько у нас смешанных
браков, сколько святых, которых мы
чтим вместе!
—
Как обстоят дела с воссоединением
Русской Православной Церкви с
Русской Православной Церковью
Заграницей? Многие ожидали
возобновления евхаристического,
молитвенного общения этого в 2005
году, теперь речь идет о 2006 годе.
—
Диалог
с Русской Зарубежной Церковью в
целом идет достаточно успешно.
Говорить о конкретных сроках
завершения диалога сегодня было
бы преждевременным. Проведено
пять совместных заседаний
комиссий по переговорам
Московского Патриархата и
Русской Зарубежной Церкви.
Состоявшееся обсуждение многих
проблем вселяет надежду, что и
оставшиеся вопросы будут решены.
Наш Архиерейский Собор одобрил
позицию Московского Патриархата.
Теперь мы ожидаем Всезарубежного
Собора Русской Православной
Церкви за границей, который
состоится в мае 2006 года, и тех
решений, которые он примет.
Молитвенное
общение у нас уже восстановлено.
Делегация Зарубежной Церкви во
главе с митрополитом Лавром
участвовала в Патриарших
богослужениях — во время
освящения храма Живоначальной
Троицы в честь Тысячелетия
Крещения Руси и храма на
Бутовском полигоне, и в праздник
Вознесения Господня. Но
восемьдесят лет разделения,
конечно, оставили своей след в
душах и сознании людей. Нам нужно
преодолевать это разделение. Но
политических причин, приведших к
созданию Зарубежной Церкви,
больше нет.
—
Сохранят ли приходы Зарубежной
Церкви автономию в случае
воссоединения?
—
Да, мы считаем, что они должны
иметь широкую автономию. Но
молитвенное поминовение
Предстоятеля Русской
Православной Церкви должно
осуществляться. Это должно
свидетельствовать о единстве
Церкви.
—
Приходы Русского экзархата
Константинопольского
Патриархата, которых особенно
много в Европе, пока не включаются
в объединительные процессы?
—
Пока
да. Есть среди некоторых
священнослужителей тенденция к
сближению, есть и противодействие.
Большими успехами здесь мы
похвастаться не можем. Но мы
всегда готовы к сотрудничеству,
диалогу. Мы с любовью вспоминаем
покойного архиепископа Сергия,
при котором было восстановлено
молитвенное, евхаристическое
общение. Это был настоящий прорыв.
— Ваше
Святейшество, что пожелаете
аудитории Би-би-си в преддверии
Рождества?
— Хочу пожелать слушателям Би-би-си,
всем верующим разных конфессий,
чтобы каждый ощущал, что с нами
Бог. А если Бог с нами, а мы с ним,
то легче будет преодолеть все
трудности и испытания, стоящие на
нашем пути. Дай Бог, чтобы новый
год принес всем жителям Земли
меньше огорчений, тревог и
потрясений. Пусть он будет годом
мира, созидания и благополучия.
Служба
коммуникации ОВЦС МП
«РЕКЛАМА
ПОРОКА И НАСИЛИЯ – УГРОЗА САМОМУ
СУЩЕСТВОВАНИЮ РОССИИ»
|
21
декабря 2005 года в Зале Церковных
Соборов кафедрального соборного
храма Христа Спасителя под председательством
Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II
состоялось ежегодное
Епархиальное собрание Москвы. С
отчетным докладом на собрании
выступил Предстоятель Русской
Православной Церкви. В нем, в
частности, он обратил внимание
собравшихся на духовно-нравственные
проблемы современной церковной
жизни и призвал пастырей к более
активной социальной деятельности.
Святейший
Патриарх с большой тревогой
отметил основной вектор
ценностного развития социума в
последнее время, наметившиеся в
нем тенденции к тотальной
перестройке всей системы
основных нравственных
принципов и моральных ориентиров,
которая может вести только к
духовной подмене.
«Из
аксиологии общества вытесняются
«за ненадобностью» такие понятия,
как совесть, стыд, честь,
достоинство. При этом постепенно
происходит процесс перемены
моральных оценок таких явлений,
как жажда денег, власти,
ненасытное желание комфорта,
развлечений, удовольствий», — с горечью
констатировал Святейший Патриарх.
Он напомнил слова философа Ивана
Ильина: «Современный «культурный»
человек стыдится своей доброты и
нисколько не стыдится своей злобы
и порочности».
Самую
нелицеприятную оценку из уст
Святейшего Патриарха получила
деятельность СМИ, формирующих
этику удовольствия любой ценой и
голого потребительства. «Ныне
всем нам часто приходится
слышать откровенную пропаганду
жестокости и разврата. Почти
круглосуточно с экранов телевизоров,
со страниц журналов и газет
обрушивается на людей поток
материалов, носящих однозначно
развращающий характер,
созидающий культ наживы,
вседозволенности, агрессии», -
говорится в докладе Патриарха. При
этом Предстоятель Русской
Православной Церкви убежден, что "реклама
порока и насилия парализует вол
нации, становится причиной
распада семей, психических
заболеваний, невиданного роста
самоубийств, угрозой
полной моральной деградации
общества, и в конечном счете
угрозой самому существованию России".
В
результате современный человек
оказывается "настолько духовно
слабым, что и скудость изобилие
повсеместно становятся для него
искушением, и в том и в другом
случае уводя от Бога ввергая
в иной мир, где действуют законы
нелюбви, и воспринимаются
ценности, имеющие лип материальное
измерение".
Отличие
моральной атмосферы нынешнего
дня от прежнего исторического
опыта Святейший Патриарх
описывает так: "Несомненно,
грех всегда был присущ человеку,
однако при этом грех осознавался
в качестве нравственного
преступления перед Богом. Прямым
следствием этого было его социальное
осуждение и стыд греха, желание
скрыть его неприглядность.
Сегодня, напротив, можно видеть,
что грех выставляют напоказ,
гордятся им, противоестественное
считают естественной нормой жизни".
Особо
Святейший Патриарх остановился
на истинном — духовном —
понимании свободы и на трактовке
этой категории по либеральной
логике нынешнего секулярного
общества. «Сегодня не толы людей
светских, но и многих из христиан
беспрецедентная внешняя свобода
лишает свободы подлинной, свободы
от греха. Нередко фактор внешней
свободы становится соблазном, провоцирует
отступление
от традиции Церкви, от
святоотеческого направления
духовной жизни (...). Вместе с тем, духовный
путь следования к Богу есть
единственное средство обретения
личностью свободы, ибо подлинная
вера основывается не на внешних,
поражающих воображение,
знамениях и чудесах, а на внутреннем
чувстве близости Бога, обретенном
в молитвенном опыте и подвиге
послушания воли Божией», — так Предстоятель Русской
Православной Церкви подвел итог
своим размышлениям о
человеческих ценностях,
о подлинной и ложной свободе.
В
своем отчетном докладе Патриарх
Алексий II
привел статистические данные,
касающиеся РПЦ. Количество
храмов и часовен в Москве
увеличилось с 645 в прошлом году до
724 в нынешнем. Клир Москвы
насчитывает сейчас1681
священнослужителя (в прошлом году
— 1586), из них священников — 1191 ,
диаконов — 490. Были также
приведены статистические данные,
касающиеся всей Русской
Православной Церкви: в настоящее время
Московский Патриархат
насчитывает 132 епархии с общим
количеством приходов — 26 600 (из
них в России — 12 665); действуют 688 монастырей (Россия: 207
мужских и 226 женских; Украина: 85
мужских
и 80 женских; другие страны СНГ: 35
мужских и 50 женских, зарубежные
страны: 2 мужских и 3
женских). Число архиереев на
сегодняшний день — 175, из них 132
епархиальных, 32 викарных и 11 находящихся
на покое. В Патриаршем ведении
находятся 25 ставропигиальных
монастырей, в число которых
входят 4 мужских и женских обители
в Москве.
Было
отмечено, что в 16 московских
храмах богослужение не
возобновлено; 34 храма до сих пор не
освобождены прежними
арендаторами.
Святейший Патриарх в своем
докладе коснулся и ухудшающейся с
каждым годом демографической
ситуации в стране. По его мнению,
это свидетельствует об оскудении
духовности, отсутствия у молодежи
должного понимания брака,
неподготовленности к семейной
жизни. Предстоятель Русской
Православной Церкви назвал
трагедией тот факт, что в
современной России насчитывается
миллион беспризорников. Когда
атеистические нормы господствуют
у части населения, «Церковь
должна стремиться к более
активному влиянию на жизнь
общества, поскольку никакое
другое учение не может человеку
даровать праведность». Патриарх убежден в
необходимости разработать курс
семейной этики в свете ценностей
Православия. «Целесообразно
ввести этот курс в программу
предмета «Основы православной
культуры», - подчеркнул он. При
этом Святейший Патриарх выразил
сожаление по поводу того, что эту
дисциплину пока не удалось
утвердить в государственных
школах.
Православие.
Ru
В СОБОР
МОСКОВСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ
ВКЛЮЧИЛИ НОВЫЕ
ИМЕНА
|
27
декабря 2005 года состоялось
очередное заседание Священного
Синода Русской Православной
Церкви.
На
заседании был принят целый ряд
важных решений. В частности,
заслушав доклад Святейшего
Патриарха, Синод поддержал идею
Межрелигиозного совета России о
проведении в июле 2006 года, в
преддверии саммита "восьмерки",
встречи мировых религиозных
лидеров в Москве.
Кроме
того, Синод оценил наиболее
важные события, которые произошли
в минувшем году, в первую очередь,
тот факт, что впервые в нашей
истории прошел новый
общенациональный праздник — День
народного единства 4 ноября. Синод
выразил свое положительное
отношение к этому событию,
которое, несомненно, послужит
консолидации российского народа
и освежению его национальной памяти.
Точно
так же положительно оценены и
празднования, посвященные 60-летию
Победы в Великой Отечественной
войне, 625-летию битвы на Куликовом
поле и 300-летию Православия на
Камчатке.
Священным
Синодом была также рассмотрена
ситуация с православием за
рубежом. В частности, приняты решения о направлении
духовенства для служения на
приходы в дальнем зарубежье и об
открытии первого русского
православного прихода на
Аравийском полуострове, а именно -
в Шардже в Объединенных Арабских
Эмиратах. Высказано пожелание
развивать братский диалог с
мусульманскими лидерами арабских
государств и другими религиозными лидерами. В этой
связи была дана положительная оценка тем
усилиям, которые в последнее
время предпринимались в области
установления отношений с
Йеменской Республикой.
По
предложению Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II
Священный Синод на своем заседании
принял решение
включить в Собор
Московских святителей имена святых Предстоятелей
Русской Православной Церкви,
прославленных с 1977 по 2000 годы, в
том числе патриархов Иова и
Тихона. В 1977 году определением
Синода к лику святых был
причислен митрополит Иннокентий (Вениаминов),
скончавшийся в 1879 году. Поместный
Собор 1988 года прославил
митрополита Московского Макария (скончался
в 1563 году), Архиерейский Собор 1989
года — патриархов Иова (скончался
в 1607 году) и Тихона (скончался в 1925
году).
На
последующих Архиерейских Соборах
к лику святых были причислены
митрополит Филарет (Дроздов),
скончавшийся в 1867 году,
местоблюститель Патриаршего
престола священномученик Петр (Полянский,
год смерти — 1937) и просветитель
Алтая митрополит Макарий (Невский,
скончался в 1926 году).
Священный
Синод постановил:
1. Включить в Собор Московских
святителей, празднуемый 5/18
октября, имена святых
Предстоятелей Русской
Православной Церкви патриархов
Иова и Тихона и митрополитов
Макария, Филарета, Иннокентия,
Макария и Петра.
2. Поручить Синодальной
Богослужебной комиссии внести
дополнения в службу Собору
Московских святителей.
Решением
Священного Синода РПЦ
екатеринбургский священник
Алексий Кротенков, расстрелянный
по решению "тройки" ОГПУ в 1930
году, будет причислен к лику
святых мучеников.
Краткая
биографическая справка:
Отца
Алексия обвиняли в том, что он "по
своим убеждениям являлся
приверженцем монархического
строя и ярым противником
советской власти, ... использовал
церковь как легальную трибуну для
проведения открытой
антисоветской агитации".
Самым
серьезным обвинением было то, что
священник не благословлял
прихожан вступать в колхозы,
называя их "богопротивными"
и материально поддерживал
административных ссыльных.
Священник Алексий Кротенков был
расстрелян 18 апреля 1930 года в
Ирбите.
Радонеж,
Православие.Ru,
Религия
и СМИ
ПОЛУЧИТЬ
ИНФОРМАЦИЮ О ЖИЗНИ ЦЕРКВИ ТЕПЕРЬ
МОЖНО ПО 8М8.
|
Теперь
те из православных, кто пользуется
сотовыми телефонами, могут получить важную и
полезную информацию о жизни
Церкви, отправив SМS-сообщение
определенного формата (КОД) на
номер 3202.
Запомните
этот номер и темы сообщений:
Код
"101" — Церковный календарь на
сегодня;
"102"
— Церковный календарь на завтра;
"111"
— Святое Писание на сегодня;
"112"
— Постные дни на неделе;
"121"
— Патриаршие богослужения;
"201"
— Церковь о смысле жизни;
"202"
— Церковь о радостях и скорбях;
"203"
— Церковь
о Святом Писании;
"204"
— Церковь о себе самой;
"205"
— Церковь о мужчине и женщине;
"206"
— Церковь о родителях и детях;
"207"
— Церковь о посте и здоровом
питании.
Этой
услугой могут
пользоваться все абоненты
сотовой связи компаний Билайн,
Мегафон, МТС, Теле2 по всей территории
России. Стоимость одного 8М8-сообщения
0,25$ (без НДС). Все сервисы уже
находятся в работоспособном
состоянии.
В
ВЕНЕЦИИ НА МОЩАХ СВЯТИТЕЛЯ
НИКОЛАЯ ОТСЛУЖЕНА ЛИТУРГИЯ
|
Еще
в начале декабря 2005 года
настоятель русского прихода
святых Жен-Мироносиц в Венеции
священник Алексий Ястребов получил
принципиальное согласие
католических властей города на
проведение Божественных литургий
в дни памяти Святителя Николая 19
декабря и 22 мая на его мощах в
церкви Сан Николо.
Верующие
православного прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции и паломники из России часто
приходят поклониться мощам
почитаемого угодника, совершают
акафисты у святыни. 22
мая 2005 года в церкви Сан Николо
была совершена первая
православная Божественная
литургия на мощах святителя
Николая, хранящихся на острове Лидо. Здесь находится
значительная часть мощей
Святителя Николая Чудотворца.
По
просьбе православных верующих
кардинал Венеции предоставил им
возможность регулярного совершения
литургии в дни памяти Святителя. 19
декабря верующие Венеции и
близлежащих городов Севера
Италии собрались в церкви Сан
Николо для прославления
Святителя Николая
и поклонения его мощам.
Православие.Ru
В Грузинской
Православной Церкви
канонизировали святого царя
Вахтанга
|
Священный
Синод Грузинской Православной
Церкви (ГПЦ) на декабрьском
заседании, прошедшем под
руководством Католикоса-Патриарха
Илии II, принял решение причислить
царя Вахтанга III (1302-1308) к лику
святых ГПЦ. Днём поминовения
святого царя Вахтанга объявлен 23
декабря.
Постановлено также создать
икону и молитвы в его честь. Таким
образом ГПЦ оценила
самопожертвенную деятельность
Вахтанга III "во славу родины и
православия".
Религия
и СМИ
В Севастополе появились
новые памятники
|
В конце 2005 года
в Севастополе были открыты и
освящены памятники первой в
России сестре милосердия Даше
Севастопольской и святому
апостолу Андрею Первозванному.
Перед открытием
памятника героине Крымской войны
1853—56 годов Даше Севастопольской
митрополит Симферопольский и
Крымский Лазарь совершил
панихиду и освящение монумента,
установленного на территории городской больницы №3. Он
представляет собой трехметровую
ротонду из белого камня, на
лицевой стороне которой помещен
небольшой барельеф легендарной
сестры милосердия. Средства на
изготовление и установку
памятника были выделены
Российским фондом святого апостола Андрея
Первозванного. По решению
администрации города больнице, в
которой, предположительно,
родилась народная героиня, было
присвоено ее имя.
Памятник святому
апостолу Андрею Первозванному
установлен на мысе Феолент, на
территории российской военно-морской
базы. Его освящение, приуроченное
к 150-летию Крымской войны и 85-летию
окончания гражданской войны,
также совершил митрополит
Симферопольский и Крымский
Лазарь. Им было высказано
предложение в память о погибших в
гражданской войне 1918—1920 годов
воздвигнуть на крымской земле крест, выполненный в красных и
белых тонах.
Русская линия
Диакон
Андрей Кураев:
«НЕПРАВЕДНО
НАЖИТЫЕ СОСТОЯНИЯ ПОРОЖДАЮТ
ДУХОВНУЮ ПУСТОТУ».
|
Это
может показаться загадочным. Что
же такое происходит с людьми,
которые вместо того, чтобы
скрывать неправедно нажитые
состояния, наоборот вызывающе их
демонстрируют?
Вот
олигархи, получившие за бесценок
природные богатства, тратят
сумасшедшие деньги на пустые
развлечения. Вот иные
госчиновники со скромным
жалованьем устраивают пышные
торжества во дворцах и на яхтах.
Ну
не могут же они не понимать, какие
чувства вызывают тем самым у
нормальных людей. Они наверняка
сознают, что такое поведение не
прибавит им уважения и симпатий в
обществе. Более того, они, без
сомнения, отдают себе отчет в том,
что таким образом повышают для
себя уровень опасности, нагнетают
социальную напряженность в
стране. Что же толкает их на такой,
можно сказать, самоубийственный
путь? Чего им не хватает?
А
никаких особых загадок тут нет. И
поведение этих людей вполне
понятно и давно объяснимо. Не
хватает им самих себя. Не хватает
ощущения своей души. В конце
концов, не хватает им Бога. Вот что
самое главное.
И
эту свою пустоту они пробуют
заполнить чем-то другим. Но тщетно.
Им ведь не хватает того, что
нельзя купить. А все кажется: вот
если еще миллион потратить, то это
наконец даст ощущение радости,
уважения, осмысленности своей
жизни. Так хочется почувствовать:
я есть, я "самодостаточен".
Это все равно что занемевший
палец ущипнуть, что-то с ним
сделать, чтобы вернуть его
ощущение.
А
эти люди потеряли сами себя.
Выпали из настоящей жизни,
которая возможна только с Богом,
по заповедям Божиим. И поэтому им
нужны какие-то суррогаты, какие-то
провокаторы острых ощущений для
того, чтобы самих себя
почувствовать, получить какую-то
обычную человеческую радость. По
существу — это больные люди. У них
разрушена и вегетативная нервная
система, а главное — и
центральная, настоящее имя
которой — душа. Ну и естественные
проявления этой разрухи —
атрофия, в частности, логики,
несоразмерность цепи и средств,
затрат и результата... И, конечно,
дикая безответственность. И
потеря чувства самосохранения.
Особенно
это касается, между прочим, и
сохранения собственных детей. Я
понимаю, что у них дети давно за
границей и, возможно, сюда не
вернутся. Но вспомним
лермонтовские строки про Божий
суд, который недоступен звону
злата. Именно там все это, боюсь,
аукнется. Не в порядке мести Бога.
А просто потому, что ты вот так
впустую прожигал свою жизнь, зная
про беды многих людей, которым мог
бы помочь, но не сделал этого. И
коль так, то и своим детям ты не
сможешь ничего передать. Из того,
что действительно стоило бы
передать. А убийственным
наследством станет пустота,
которая будет преследовать
человека и рано или поздно сожжет
его.
Ничего
нового тут нет. Такой диагноз
ставил еще Апостол Павел, когда
писал в своем Первом послании
Тимофею: "А желающие
обогащаться впадают в искушение и
в сеть и во многие безрассудные и
вредные похоти, которые погружают
людей в бедствие и пагубу; Ибо
корень всех зол есть сребролюбие,
которому предавшись, некоторые
уклонились от веры и сами себя
подвергли многим скорбям".
Пресс-служба
УПЦ
СЕЙМ ЛАТВИИ
ВНОВЬ ОТКАЗАЛ ПРАВОСЛАВНЫМ И
СТАРООБРЯДЦАМ В ВЫХОДНОМ ДНЕ НА
РОЖДЕСТВО
|
Сейм Латвии 22 декабря 2005 года
отклонил передачу на
рассмотрение ответственной
комиссии законопроекта,
предусматривающего включение в
список государственных
праздников дни 6 и 7 января –
православного Рождества,
отмечаемого и старообрядцами.
Проект
подготовили депутаты
оппозиционной фракции "Центр
согласия". Это не первая
подобная попытка: в декабре 2004
года с аналогичным предложением и
столь же безрезультатно
выступили представители входящей
в правительственную коалицию
Первой партии или "партии
священников".
Суть
законопроекта пояснил депутат от
"Центра согласия" Валерий
Агешин: "В настоящее время
православным и старообрядцам
отказано в возможности
праздновать Рождество в
признанный государством
праздничный день, в отличие от
других христиан, которым
государство выделило официальные
выходные" (католическое
Рождество в Латвии празднуется 25
и 26 декабря). Как отметил В.Агешин,
Православная Церковь является
одной из старейших в Латвии и
поэтому считается традиционной
конфессией, а общее число
православных и старообрядцев в
стране - примерно 360 тысяч человек.
По словам парламентария, его
коллеги провели консультации как
с представителями различных
религиозных организаций, так и с
экономистами и предпринимателями.
Представители конфессий
инициативу поддержали; в свою
очередь, ученые-экономисты
убеждены, что празднование
православного Рождества не
повлияет негативно на народное
хозяйство и не окажет никакого
воздействия на государственный
бюджет.
Однако
за передачу законопроекта в
комиссию проголосовало лишь 40
депутатов, один был против, 43
воздержались.
По
информации ИА
"REGNUM"
Лукашенко
освободил религиозные
организации от некоторых налогов
|
В
декабре 2005 года президент
Белоруссии Александр Лукашенко
своим указом освободил
религиозные организации от
обложения земельным налогом и
налогом на недвижимость.
От
обложения налогом на
недвижимость освобождено
имущество религиозных
организаций, которое может быть
отнесено к основным средствам и
используется в религиозных, а не в
хозяйственных или иных целях. Это,
в частности, предметы храмового
пространства (алтари, иконы,
гробницы), а также предметы,
необходимые для отправления
обрядов и церемоний (кресты,
хоругви, четки, купели,
богослужебные облачения,
богослужебная литература).
Интерфакс-Религия.
Дипломы семинаристов будут
государственного образца
|
Возможно, вскоре духовные учебные заведения России смогут выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца.
В конце декабря прошлого года на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ было объявлено о завершении изучения вопроса о возможности подготовки специалистов в духовных образовательных учреждениях на основе государственных образовательных стандартов. Согласно заключению министерства образования и науки РФ, может быть поддержано предложение о предоставлении духовным учебным заведениям права обучать студентов на основе государственных образовательных стандартов и затем выдавать им документы об образовании государственного образца.
Русская линия
В Омской области священник восстанавливает развалившийся
колхо
|
В деревне Карманово Омской области появилось необычное хозяйство, которым руководит настоятель сельского храма иеромонах Серафим.
В Саргатском районе из 86 деревень и сел осталось меньше половины. Пятьдесят процентов пахотных земель района зарастает бурьяном - желающих вкладывать силы и средства в заброшенные фермы и поля немного. Поэтому местные власти с охотой пошли навстречу батюшке.
"И кузня здесь была, и скотный двор, - рассказывает отец Серафим, - техники только нет, но то, что хотя бы что-то есть, уже хорошо", Заброшенная ферма, замерзшая водокачка и два десятка голов разной живности - теперь все это его забота. Скотину пока разместили на своих дворах прихожане - в холодном коровнике зиму не пережить. Сегодня главная задача отца Серафима сохранить то, что осталось от развалившегося колхоза. В дальнейшем батюшке хотелось бы создать здесь современное производство. Для этого он, помимо проведения церковных служб, постигает азы ведения хозяйства, составления бизнес-планов, изучает устройство коровников.
Седмица.Ru
XIV Рождественские Чтения в Москве
|
С 29 января по 3 февраля 2006 года под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II пройдут XIV Международные Рождественские образовательные Чтения, основной темой которых станет «Школа и Церковь – традиции и реформы образования».
В первые дни пленарные заседания будут проходить в Государственном Кремлевском Дворце. Затем, по традиции, участники Чтений продолжат свою работу в секциях, на конференциях и круглых столах, число которых, как обещают, составит не менее семидесяти. Мероприятия будут проводиться по семи направлениям: «Православное воспитание и образование», «Семья и школа», «История и пути Промысла Божия», «Церковь и общество», «Защита жизни», «Церковь и культура», «Христианство и наука».
В рамках Рождественских чтений 2 февраля будет работать секция "Возможности Интернета как средства религиозного образования: электронные библиотеки".
Основная тема работы секции в этом году — православные электронные библиотеки. Ожидается, что на секции будет объявлено о создании новых объединений православных веб-разработчиков, об открытии новых крупных проектов в православном секторе сети интернет. Официальный сайт секции: http://www.orthonet.ru
Официальная церемония закрытия XIV Рождественских Чтений состоится 3 февраля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
Религия и СМИ
Первоиерарх РПЦЗ призвал молиться о преодолении разделения и умножении любви
|
Восстановление единства Русской Православной Церкви не повлияет на административную самостоятельность РПЦЗ, заявил Митрополит Лавр.
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр заявил, что примирение с Московским Патриархатом должно произойти при сохранении административной независимости обеих частей Русской Церкви. «Одна чаша, то есть совместное служение, но два совершенно отдельных церковно-административных управления», - об этом говорилось в послании Митрополита к участникам съезда Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ.
По словам Владыки Лавра, Зарубежная Церковь останется тем, чем была до этого – «самоуправляемой частью Русской Церкви», в которой администрация не претерпит изменений.
Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви будет продолжать назначать архиереев на кафедры, архиереи – священников на приходы, а в имущественной области, регулируемой законами западных стран, перемены «не только не имеют смысла, но и практически осуществить весьма затруднительно. Посему и об этом волноваться не стоит», - отметил Митрополит в своем послании.
Условием восстановления молитвенно-евхаристического общения с Церковью в Отечестве Митрополит Лавр считает совместное разрешение всех препятствующих этому "вопросов и проблем" в соответствии с "принципиальными позициями" РПЦЗ. Владыка подчеркивает, что "речь не идет о "присоединении", "слиянии" или "унии" с Московским Патриархатом — она идет о примирении двух частей Русской Православной Церкви.
Как сказал митрополит Лавр, доверие между ними развивается через процесс "узнавания друг друга, через доброе сотрудничество и братские встречи, которых мы не должны гнушаться", хотя некоторые "говорят, что у них не хватает доверия к Московской Патриархии".
Митрополит посетовал, что враги Зарубежной Церкви распространяют клевету, чтобы "перессорить и разделить" ее членов. В ней наблюдаются "внутренние разделения", в ходе которых сторонники различных взглядов на "последние события в жизни" Зарубежной Церкви обвиняют друг друга "в предательстве и вероотступничестве, чем разрушают единство Церкви".
В этой связи Первоиерарх РПЦЗ призвал не прислушиваться к клеветникам, а молиться Богу о предстоящем в мае Всезарубежном Соборе, на котором окончательно определится будущее Зарубежной Церкви. Архиерейский Синод РПЦЗ призывает во всех храмах Русской Зарубежной Церкви возглашать прошения на сугубой ектеньи за Божественной литургией об устроении Святой Церкви, о преодолении разделения, о умножении любви.
Седмица.Ru
ЧАСОВНЯ У ПОДНОЖИЯ БЕЛУХИ
|
Строительство православной часовни в память об альпинистах и туристах, погибших при восхождении, началось у подножия горы Белухи в Усть-Коксинском районе Республики Алтай. Его инициаторами стали Горно-Алтайская поисково-спасательная служба и Туристско-спортивный союз Республики Алтай. По данным Горно-Алтайской ПСС, только в этом году при восхождении на Белуху, высота которой составляет 4506метров, погибли более десяти альпинистов из России и стран СНГ.
(Православие.Ru)
26 декабря 2005 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл посетил ведущее высшее военное учебное заведение страны - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и выступил перед участниками сборов научно-педагогического состава Вооруженных Сил.
Уважаемые профессора и преподаватели Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации!
Воинское служение по учению Церкви - служение жертвенное. Господь сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13). Воины, ценою собственной жизни отстаивающие безопасность ближних и восстанавливающие справедливость, всегда глубоко почитались христианами. Чтобы убедиться в этом, достаточно
вспомнить имена святых воинов — великомученика Георгия Победоносца,
Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Андрея Стратилата, Иоанна Воина, Александра Невского, Димитрия Донского, Даниила Московского, Федора Ушакова, преподобного Илию Муромца, страстотерпцев Бориса и Глеба и многих других святых.
Апостол Павел заповедал всем христианам: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12. 18). Наша Церковь ежедневно молится о мире всего мира, о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея. Миротворцы, по обетованию Спасителя, будут наречены сынами
Божиими (Мф. 5. 9).
Проблема мирного сосуществования государств на международной арене особенно актуальна в наше время; в связи с беспрецедентным развитием средств поражения, появлением оружия, способного уничтожить весь мир, Православная Церковь призывает разрешать неизбежно возникающие в международных отношениях противоречия без применения силы. Ее использование может допускаться лишь в ситуации вооруженной агрессии извне.
Мы живем в эпоху серьезных перемен в мировой политике. Именно поэтому необходимо предусмотреть возможные последствия происходящих на наших глазах событий и иметь верную стратегию поведения России в мире, дабы полностью использовать имеющийся потенциал и занять подобающее место в новой системе международных отношений. Очевидно, что не последнюю роль при решении этой задачи играют Вооруженные Силы России.
В результате смены парадигмы общественного развития в начале 1990-х годов Вооруженные Силы оказались без какой-либо определенной, разделяемой всеми идеи. Однако человеку, с оружием в руках стоящему на страже интересов государства и общества, по-прежнему необходимо знать, ради чего он рискует жизнью.
Иногда от молодежи призывного возраста можно услышать вопрос: «За что воевать?», «Кого защищать?» Ответ должен быть ясным и правдивым, но сформулировать его на понятном для молодежи языке невозможно, не разобравшись с векторами внешней и внутренней политики, не определившись с мировоззренческими основами жизни страны и общества.
Воспитание искренней любви к своему народу и беззаветной преданности Отечеству следует начинать с детского возраста. Приведу слова известного русского мыслителя Ивана Ильина: «Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии
как свой личный успех; его сердце должно
сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена - его святынею...». Если та кую воспитательную задачу не ставить перед школой, то в армии перевоспитывать пришедших туда молодых нигилистов будет уже поздно.
Социальные проблемы переходного периода с особой яркостью и драматизмом проявились в Вооруженных Силах. Зачастую на воинское служение призываются юноши из малообеспеченных и неполных семей, с пробелами в образовании, слабым здоровьем. Работа с ними представляет нелегкую задачу. Особая проблема - рост молодежной преступности, наркомании и алкоголизма.
Между тем, с исчезновением института замполитов воспитательная работа в войсках по причине идейной дезориентации, отсутствия четких новых ориентиров, стала пробуксовывать. Несмотря на это, исследования, проводившиеся еще в начале 1990-х годов, показали: верующие военнослужащие в большей степени испытывали чувство удовлетворения, уверенности, надежды, тогда как в настроении их духовных антагонистов преобладали безразличие, тревога, раздражительность. Вера оказывается действенным фактором «включенности» в жизнь коллектива, источником социального оптимизма. Конечно, неправильно было бы ставить задачу заставить всех верить в Бога, но создать нормальные условия для верующих людей, помочь им чувствовать себя уважаемыми членами воинского коллектива, можно и нужно.
Наша Церковь с начала 1990-х годов осуществляет соработничество с Вооруженными Силами, которое и сегодня приносит добрые плоды, служит укреплению боевого духа, способствует ответственному отношению военнослужащих к своим обязанностям.
С 1992 года осуществляются регулярные контакты Отдела внешних
церковных связей Московского Патриархата и Министерства обороны Российской Федерации, направленные на взаимодействие Церкви и армии в сфере пастырского окормления военнослужащих.
2 марта 1994 года Святейшим
Патриархом и министром обороны России было подписано первое Совместное заявление, закрепившее сотрудничество Русской Православной Церкви и Российских Вооруженных сил.
В настоящее время совместные труды Вооруженных сил и Русской Православной Церкви успешно развиваются. Однако потребность в духовном окормлении военнослужащих клириками нашей Церкви удовлетворена далеко не в полной мере. В императорской России существовал институт войсковых священников. За рубежом, например, в Соединенных Штатах Америки, в Германии, других демократических странах по сей день существует институт капелланов. Мы выступаем за то, чтобы православные военнослужащие, которые в российской армии составляют три четверти верующих военнослужащих, а также члены иных традиционных конфессий имели бы возможность удовлетворения своих религиозных нужд.
Естественно, что данная сфера деятельности, равно как и любая другая, нуждается в финансировании:людям надо платить заработную плату, приобретать необходимую литературу и та к далее. Однако еще более важной представляется духовно-нравственная сфера.
Воинское служение без патриотизма,
без любви к Отечеству вырождается в «наемничество».
Если единственная цель защитника Отечества -
высокая заработная плата, то, думаю,он
не станет рисковать жизнью, выполняя служебный долг, ведь он сражается не «за други своя», а за деньги.
Успех в деле воспитания рядового состава Вооруженных Сил немыслим без достойного примера, подаваемого офицерами. Любая армия имеет иерархическое устройство, предполагающее подчинение низших чинов высшим. Именно поэтому от уровня осведомленности офицерского состава о радостях, горестях и проблемах в жизни солдата, от возможности и желания быть не только строгим командиром, но, одновременно, и мудрым наставником, а иногда и любящим отцом - зависит моральный климат в войсках. Любые воспитательные мероприятия, даже самые дорогостоящие и современные, не принесут пользы, если в коллективе царит дух наживы, грубого насилия и равнодушия.
Сугубая ответственность за состояние Российских Вооруженных Сил лежит на генералитете. Очевидно, что в Вооруженных Силах должна существовать детально проработанная и четко обоснованная стратегия воспитательной работы, включающая возможные сценарии развития событий и адекватные меры реагирования. Конечно же, необходимо кадровое и материальное обеспечение воспитательного процесса. Но, повторюсь, важнее крепкий моральный дух генералов, офицерского состава и рядовых. Русская Православная Церковь всегда была со своим народом, с российским воинством. И сегодня мы предлагаем неиссякаемую сокровищницу Православия, наш тысячелетний опыт воспитания многих поколений российского народа во имя процветания нашего Отечества.
Напомню две пословицы: «Хочешь мира - готовься в войне» и «Народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую». К сожалению, в последнем десятилетии прошлого века данные изречения народной мудрости были не в ходу у политиков. Да и в народной среде авторитет Вооруженных Сил стал падать. Так образовался «замкнутый круг»: общее падение нравов, морали, духовный кризис затронули Вооруженные Силы, а это, в свою очередь, является одной из причин дискредитации военной службы в народе.
И все же хочу отметить, что, несмотря на трудности, общий уровень внимания к вопросам духовной жизни в российской армии остается выше, чем в российском обществе в целом. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований. И это внушает определенный оптимизм.
|