Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№1
(49) январь 2006 года
IX Рождественские Новосибирские Образовательные Чтения
СОВЕСТЬ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
|
Вот уже в девятый раз в Новосибирске проводятся Образовательные Чтения, связанные с рождественскими и новогодними праздниками. И мы, собравшись на этот ставший уже традиционным церковно-общественный форум, имели возможность обсудить самые наболевшие проблемы, касающиеся духовно-нравственного и культурного воспитания детей и молодежи.
Воспитывать в детях нравственное чувство и прививать подлинную культуру было нелегко и в прежние века, но в нынешнее время делать это чрезвычайно трудно. Ежедневно смерть собирает свой «урожай» через шприцы с наркотиками, алкоголизм, развратные болезни и, что особенно горько, через безразличие к нуждам беспомощных детей. Все это говорит о том, что борьба добра и зла в нашем мире продолжается, и исход этой борьбы зависит от того, куда мы расположим свою волю, отдав ее светлому Божию благоволению, или подчинимся всеразрушающим темным и злым силам. Будет ли наша совесть - голос Божий в душе и сердце человека, светлой, или помрачится нашей греховной жизнью.
В рождественских церковных песнопениях Христос Спаситель называется «Солнцем правды». Человеку очень трудно, почти невозможно смотреть незащищенными глазами на открытое сияние солнца. И Святая Библия - яркое солнце правды Божией - так ярко сияет для слабого духовного зрения, что современному человеку трудно усвоить свет Слова Божия.
Однако, вооружившись прибором, человек может долго и внимательно взирать на солнце. Таким духовным пособием для просветления совести людей в прежние времена всегда были творения Святых Отцов Церкви. А для современного человека - это книги тех писателей, ученых, которые сами старались жить по совести и которые оставили своей Родине, своему народу богатое духовно-нравственное, культурно-историческое наследие, важное не только для нас, но также для детей и молодежи.
К таким выдающимся нашим соотечественникам можно отнести академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, столетие со дня рождения которого мы будем отмечать в конце ноября наступившего 2006 года. Этого подвижника науки - филолога, историка, философа культуры, защищавшего дискредитируемые антирелигиозной пропагандой христианские духовно-нравственные ценности, русские православные традиции и церковные памятники культуры России, современники называли совестью нации. Большинство научных и публицистических трудов академика прямо или косвенно касаются темы IX Рождественских Чтений - воспитания детей и молодежи через нравственные ценности и культуру.
Вскоре после кончины Д.С. Лихачева вышла в свет книга «Русская культура» (изд. «Искусство», 2000 г.). В ней содержится два с половиной десятка последних статей ученого, которые по существу являются его духовно-нравственным завещанием народу России — и взрослым и детям. О нравственной и гражданской важности этих работ говорят уже сами заглавия: «Культура и совесть», «Историческое самосознание и культура России», «Роль Крещения Руси в истории культуры Отечества», «Экология культуры», «Ценности культуры», «О жизни и смерти», «Русская культура в современном мире» и другие интереснейшие и важные статьи.
«Культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Нравственная основа, - считал он, - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и прочее. Воспитывают же людей напрямую - религия, а более сложным путем - музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни).
Очень важно, что Д.С. Лихачев, являясь живым свидетелем православной педагогической традиции, сам всю свою многострадальную жизнь старался хранить святое чувство сопричастности родной истории и культуре, и прививал своим ученикам высокую культуру и духовность, основанную на многовековых традициях Православия. Читая его труды, нельзя не убедиться, что Православие воистину имеет «особую роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры», И если бы совесть человека не высвобождалась вседозволенностью греха от нравственного закона, то не достигла бы наша страна нынешнего кризиса в воспитании детей и молодежи.
В многовековой российской педагогической традиции, основанной на православных религиозно-нравственных ценностях, «утверждалось триединство: вера в Бога, любовь к Отечеству и почитание родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке СОВЕСТЬ и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни», - эти слова принадлежат видному государственному деятелю конца XIX - начала XX столетия педагогу К.П. Победоносцеву, взгляды которого сторонники либерализма квалифицировали как реакционные.
В чем заключалась суть православной педагогической традиции России? Церковь, семья и школа помогали друг другу в деле правильного воспитания детей и молодежи. Церковь учила детей хранить совесть, почитать родителей. В школе дети получали не только знания, но и навыки христианского поведения и отношения к ближнему. Семья, свято храня православные жизненные традиции, показывала пример благодарного отношения и к Церкви, и к школе.
Безбожие же, напротив, десятками лет разрушая традиционную для нашей страны систему образования и воспитания, не помогало ни родителям, ни школе закладывать основы духовно-нравственного воспитания детей и формировать чуткую и чистую совесть.
Одна из главных причин нравственной испорченности детей и молодежи заключается в том, что сам общественный уклад жизни далек от добра, от святости, от источника всякого блага - от Бога. А воспитание детей и молодежи невозможно изолировать от общественного уклада жизни. Какую разрушительную для нравственности и психики детей работу ежедневно производят, например, игровые автоматы! А как провоцирует молодежь на путь греха реклама?! Да и окружающие примеры жизни взрослых чаще не помогают, а противодействуют доброму воспитанию детей и молодежи.
Невозможность доброкачественного воспитания детей на основах безбожной педагогики начинает осознаваться даже теми, кто далек от православной педагогической традиции. И если не прилагать усилий к лечению этой опаснейшей социальной болезни общества, то Отечество наше придет к еще большему духовно-нравственному кризису.
В нынешнем Рождественском Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II есть очень важное предупреждение современному обществу. «Окружающий мир, - считает Святейший Патриарх, - все чаще зовет нас поклоняться идолам славы, власти, достатка, удовольствий. Но Церковь знает: этот путь ведет в никуда. Идя по нему, мы получим не свободу, но рабство, не радость, но разочарование, не силу, но разрушение, не жизнь, но смерть. Следуя же за Христом, за волхвами и пастухами, которые не раздумывая поверили в Него, мы не только сами обретем истинное благо, но сможем просветить весь мир - словом, делом, молитвой».
Поскольку 28 ноября этого года исполняется 100 лет со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, то предлагается нынешний 2006 год и школам, и высшим учебным заведениям, и учреждениям культуры посвятить его памяти, то есть более тщательному изучению его духовного наследия. И если школа сумеет услышать и усвоить культурно-исторические уроки и духовно-нравственные заветы этого великого ученого и патриота России, то проблемы нравственного воспитания и культурного формирования детей и молодежи хотя бы в некоторой степени будут разрешены.
Церковь помогает детям и молодежи охранять совесть, беречь честь смолоду, приобретать милосердие и сострадание к окружающим людям; только не надо препятствовать детям приходить ко Христу (Мк. 10, 14) - Солнцу правды. Изучение православной культуры России может содействовать духовно-нравственному оздоровлению подрастающего поколения.
ТИХОН,
Архиепископ Новосибирский и Бердский,
24 января 2006 года
|