Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

№1 (49) январь 2006 года      
Читайте в номере:

Православное обозрение 
Хроника епархиальной жизни
Православный календарь
IX Рождественские Новосибирские Образовательные Чтения 
"Совесть как основа нравственного воспитания. Тихон, Архиепископ Новосибирский и Бердский

Молодежные страницы
Опыт социального служения монастырей: …И тает лед в озябших детских душах..
Протоиерей Димитрий Сальников, руководитель епархиального отдела культуры:
«Фильм «Мастер и Маргарита» - хороший повод для доверительной беседы священника и мирянина»

Церковь и армия
Образование
Диакон Николай Тетюцкий - Пешком по Святой Горе. (Продолжение)
Объявления


 

 
 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
№1 (49) январь 2006 года  
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
 Протоиерей Димитрий Сальников, руководитель епархиального отдела культуры:
«ФИЛЬМ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» - ХОРОШИЙ ПОВОД ДЛЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ СВЯЩЕННИКА И МИРЯНИНА»

В декабре минувшего года Российский телеканал представил на суд зрителей новую экранизацию романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». От режиссера Владимира Бортко, блистательно воплотившего на телеэкране в перестроечные годы булгаковскую повесть «Собачье сердце» и совсем недавно поставившего замечательный фильм по роману Ф.М. Достоевского «Идиот», чего-то подобного ждали и в этот раз. Все же «Мастер и Маргарита» - удивительный, загадочный, знаменитый роман, - и ни одной удачной постановки, известной широкому зрителю. Может быть, чьи-то ожидания и надежды оправдались, но не мои.
Не думаю, что фильм – творческая удача его создателей. Он, наверное, состоялся как коммерческий проект, как «сериал», со всеми вытекающими отсюда: раскрученностью, признанием, доходной частью. Но не о таком ли успехе грезили и многочисленные коллеги булгаковского персонажа - Берлиоза из МАССОЛИТа?..
Другая проблема – мировоззренческая. Будучи человеком исключительно талантливым, Владимир Бортко по своим убеждениям – атеист. Для него «Мастер и Маргарита» стоит в ряду таких произведений как «Собачье сердце», «Роковые яйца», то есть, прежде всего, это едкая сатира, антисоветский памфлет. Конечно, все так. Но ведь это только один из пластов, один из аспектов. В фильме вроде бы все по тексту, но как-то уж слишком буквально, слишком поверхностно. Показать всю сложность романа кинематографистам так и не удалось.
Прекрасные актеры, снявшиеся в картине, не всегда те, которых изначально «видел» и приглашал режиссер. Может быть, поэтому ансамбль актерский не сложился. Отсюда ощущение, что они иной раз «не дотягивают», «не добирают». 
Что же касается технического воплощения приключений героев фильма, то после, например, «Властелина колец» все это выглядит, как бы сказать, - простовато, что ли. Но это не главное. 
Самое главное - то, что фильм отличается от романа. В книге я не увидел пропаганды оккультизма, сатанизма, нечистой силы, даже наоборот. Фильм же, боюсь, для многих людей сослужит недобрую службу: мол, если вам плохо, обратитесь к нечистой силе, найдите в сатане покровителя и защитника, и сразу все будет хорошо… Вполне возможно, обыватель именно такой вывод и сделает. Но Булгаков-то от этого и предостерегает! 
Роман М. А. Булгакова – не единственное произведение в таком роде. Да, в нем описывается деятельность сатаны и его приспешников, но церковного запрета на его чтение нет, равно как и на чтение произведений Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Вий» или «Писем Баламута» Клайва Льюиса. Нужно лишь помнить мудрые слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 10:23.). 
Воспринимают «Мастера и Маргариту» разные люди по-разному. Есть сугубо отрицательное мнение профессора Московской Духовной академии Михаила Михайловича Дунаева. Впрочем, оно распространяется не только на Булгакова и его роман, но и на многих других поэтов и писателей XX века и их творчество. 
Другая точка зрения, которая также появляется в церковных периодических изданиях, несколько иная. Она возникает при более внимательном прочтении этой книги. И становится ясно, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и «роман в романе», написанный Мастером о Понтии Пилате – это не одно и то же. Булгаков никак себя с Мастером не отождествляет. Более того, в самом начале он сам дает нам понять, что автором искаженного образа Христа, кощунственной пародии на Евангелие является Воланд. Именно он начинает на Патриарших прудах повествование о событиях двухтысячелетней давности в своей интерпретации. И это совершенное четкое указание на того, от кого исходит всякая ложь. Такой подход вполне соответствует православному пониманию, кто есть враг рода человеческого и что он стремится посеять среди людей. Этим в булгаковском произведении и занимается сатана, прибывший в столицу обезбоженного государства, потерявшего духовную культуру, истребившего ее носителей, сделавшего людей расцерковленными, беззащитными перед действием темных сатанинских сил. 
Время действия романа – четыре дня Страстной седмицы. Знаменательный разговор на Патриарших происходит вечером в Великую среду. А вечером в Великий четверг, когда все православные христиане стоят в храме за чтением 12 Страстных Евангелий, многие москвичи идут в Варьете на сеанс черной магии… С затаенной болью показывает Булгаков духовно-нравственное состояние этих людей. Собственно говоря, эта книга о том, что сатане необходимо всему миру навязать искаженный образ Христа, внедрить его в сознание людей, растиражировать. И вот он избирает своим орудием некоего Мастера (в реальной жизни для той же цели он использует Блаватскую, Рерихов и им подобных). 
Вдруг Мастер выигрывает в лотерею большие деньги, бросает свою прежнюю работу в музее, комнату на Мясницкой улице, снимает у застройщика в переулке близ Арбата две комнаты в подвале маленького домика в садике. И начинает сочинять роман о Понтии Пилате…
Но вот роман написан, что же дальше? Мастер – слабый, безвольный человек, уже пострадавший от разрушительного влияния Воланда. И тут с ним происходит нечто странное. На первый взгляд, речь идет о любви, но почему-то в это слабо верится. Вполне очевидно, что Мастер и Маргарита встретились с подачи того же Воланда. Вспомним: в момент появления сатаны на Патриарших, вдруг стало безлюдно. Встреча Мастера и Маргариты произошла при подобных же обстоятельствах: 
«Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно... я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души…»
Маргарита нужна была Воланду для того, чтобы добиться издания романа о Понтии Пилате. Именно она толкает на это Мастера. И тот заслужил в глазах Воланда немилость тем, что сжег рукопись. Когда же она снова появляется, то откуда? 
«Воланд… повернулся к Бегемоту и сказал: - Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман. 
Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей». 
Иешуа Га-Ноцри, выписанный мастером по вдохновлению Воланда и Иисус Христос – совсем не одно и то же. Многие авторы, которые брались писать на библейские темы, понимали, что образ Христа достовернее, чем в Евангелии, передать невозможно. Поэтому, например, в драме «Царь Иудейский» К.Р. (Константина Романова) действие построено так, что Сам Иисус Христос в нем не участвует, но Его присутствие ощущается постоянно. Американский писатель Лью Уоллес в своем произведении «Бен-Гур» тоже использует этот прием. Я уверен, что и здесь, за всем этим мраком, за всеми сюжетными перипетиями булгаковского романа также незримо присутствует Христос. 
Это особенно ощущается в конце книги. Наутро после сатанинского бала наступает Великая суббота, и Воланд вынужден убраться из Москвы: грядет Пасха, торжество света Христова над всяким злом, всякой тьмой. Поэтому в Москве, где хоть и неявственно, но свершается молитва, открыты немногие храмы, сатане оставаться невозможно. 
Понятно, что не выдуманный Га-Ноцри страшен для воландовской свиты, а Сам Иисус Христос. Когда кухарка застройщика, увидев во дворе храпящих черных коней, взрывающих фонтанами землю, хотела поднять руку для крестного знамения, Азазелло грозно закричал с седла:
- Отрежу руку!..» -ибо сам устрашился. 
Так силен страх демонов перед силой крестного знамения… И поэтому, при всех, обращенных к Воланду заискивающих, истерических воплях Маргариты: «Всесилен! Всесилен!» - оказывается, на самом-то деле не всесилен! Точнее, он всесилен там, где люди не открывают свое сердце Христу - в таких душах сатана властвует безраздельно. Но там, где православная вера, молитва, крестное знамение, где ждут наступления Пасхи Христовой, ему делать нечего, и он бессилен. 
«Грозу унесло без следа, и аркой, перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки. На высоте, на холме, между двумя рощами виднелись три темных силуэта. Воланд, Коровьев и Бегемот сидели на черных конях в седлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращенных на запад, на пряничные башни Девичьего монастыря.
-- … Нам пора, - Воланд указал рукою в черной перчатке с раструбом туда, где бесчисленные солнца плавили стекло за рекою, где над этими солнцами стоял туман, дым, пар раскаленного за день города…»
А что же Мастер и Маргарита, которые послужили сатане - вроде бы как замечательно все у них складывается! Но человеку, который, читая роман, ни на минуту не забывает о том, что дьявол сам ложь и отец лжи, и человекоубийца, (…) понятно, что стоит за его предложениями Мастеру: 
«О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула?..» 
Как всегда, за красивыми обещаниями и соблазнами, которые сатана расточает перед людьми, кроется нечто иное, совсем не то, что многие, прельщаясь и обманываясь, ожидают. Мастер хотел бы забыть все, что произошло, что тяготило его и привело, в конце концов, к душевному расстройству. Но вечно цветущая вишня будет ему постоянно обо всем напоминать. Ему обещают, что вечером к нему придут друзья - те, кого он любит, кем интересуется и кто его не встревожит, но кто это будет? Ведь у Мастера никогда не было друзей, кроме предавшего его Алоизия Могарыча.
Размышляя над романом, диакон Андрей Кураев задался вопросом, почему Воланд упоминает Шуберта, при чем здесь знаменитый композитор? И какую именно музыку Шуберта будет вечно слушать мастер? Ответ был найден в эпизоде, где администратор Варьете Варенуха пытается дозвониться до Степы Лиходеева и слышит в телефонной трубке «тяжкий, мрачный голос, пропевший: «… скалы, мой приют…» Видимо, этот, один из последних в творчестве Шуберта, полный скорби романс и обречен слушать Мастер всю оставшуюся вечность. 
Из романа ясно, что Мастер больше никогда и ничего не напишет, он сломлен, искалечен душой, то есть он творчески бесплоден. А Маргарита? По свидетельству автора, она добровольно согласилась стать ведьмой. И теперь она вечная сожительница Мастера… Вот какой покой и какую вечность сообразил Воланд для человека, которым он попользовался! Впрочем, чего еще можно было ожидать от врага рода человеческого. 
Анализируя сегодня некоторые моменты собственной жизни, вспоминая, как я сам попал в храм, когда и почему взял в руки Евангелие, могу сказать, что определенную роль в этом сыграл и роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Конечно, никто не будет утверждать, что он – путеводная звезда, которая непременно приведет к Богу. Сегодня, скорее, наоборот, он может оттолкнуть людей от Христа и завести их в дебри и болота оккультизма. Но согласиться с мнением, что этот роман «гнусность» и что сам Булгаков сатанист и антицерковный писатель, я не могу. И сказать современному нецерковному молодому человеку, прочитавшему роман: «Это ты, братец, зря сделал! Все забудь, книжечку сожги и на этом кончен разговор», - просто непродуктивно. 
Просмотр фильма «Мастер и Маргарита» повлек массы людей в книжные магазины, побудил взять в руки книгу. А если чтение романа развернет читателя лицом к Евангелию, вызовет интерес к подлинному образу Христа, (что, кстати, случалось довольно часто!), значит, есть чем заняться церковным миссионерам. Обсуждение «Мастера и Маргариты» может послужить поводом для свидетельства о Христе и приоткрыть для ищущих встречи с Ним двери Церкви. Грешно было бы не использовать такую возможность!
Да если и православный христианин, хорошо знающий Евангелие, возьмет в руки эту книгу, такое чтение никоим образом ему не повредит. Пожалуй, даже наоборот, утвердит в мысли, что зло, какое бы обличье оно не принимало, какие бы посулы оно не давало, всегда приведет человека к муке, погибели и краху, всегда посмеется, поглумится над ним. Роман «Мастер и Маргарита» об этом вопиет. Он указывает на то, что причиной такого вот глумления над людьми является их же собственная беспечность, нецерковность, удаленность от Христа. Ведь защищен только «живый в помощи Вышняго», тот, кто с горячей верой «речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». (Псалом 90). 


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу