Опубликовано 24.10.2011 в рубрике  Материалы НЕВ
 

Покров Пресвятой Богородицы


Покров Пресвятой Богородицы — праздник, установленный в Православной Церкви много веков тому назад. В этот день 14-го (по старому стилю 1-го) октября вспоминается чудесное событие, которое совершилось более тысячи лет назад в столице Византии - Константинополе.
 
В царствование императора Льва Философа в 910 году сарацины вторглись в пределы Византийской империи и уже подступили к стольному граду. В городе началась паника, но священники в храмах города убедили жителей возложить всю надежду на Пресвятую Деву, уже спасавшую Константинополь в прошлом. Вечером того же дня, накануне воскресенья, все храмы были заполнены молящимися, а враги в это время готовились к утренней атаке на город. Во Влахернской церкви Пресвятой Богородицы, где хранились Её риза, часть пояса и головной покров (омофор), как и во всех других храмах, шло непрекращающееся всю ночь богослужение – всенощное бдение. Все жители Константинополя: бедные и богатые, мужчины и женщины — все молили Богородицу простить их грехи, помочь сохранить город и храмы от разорения и обещали исправить свою жизнь.

Среди молящихся в храме присутствовали блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. В четвертом часу ночи, подняв очи к небу, блаженный увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Креститель Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, Царица Небесная продолжала Свою молитву, после которой Она сняла со Своей головы омофор (покров в виде широкого шарфа) и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей, с трепетом созерцая дивное видение, спросил стоявшего рядом с ним своего ученика: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?». Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — взывала в молитве Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделался невидимым и омофор, но, взяв его с Собою, Царица Небесная оставила благодать бывшим там. Святые Андрей и Епифаний с умилением взирали на чудесное видение и рассказали о нем людям.
Следует добавить, что святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. Последний, заметив незаурядные способности юноши, обучил его и сделал своим писцом. Но, следуя внутреннему зову, Андрей оставил это почетное по тому времени занятие и сложил к подножию Креста все свои дарования, облекшись мнимым безумием – юродством. Под рубищем нищего утаилась его духовная красота от глаз мира. Он взял на себя подвиг юродства вместе с подвигом поста, добровольной нищеты и неустанной молитвы. И его-то, безумного в глазах людей, избрала Царица Небесная Своим таинником во Влахернском храме. Не император, не патриарх, не священники или богатые и знатные вельможи избраны Владычицей, а Андрей, более всех себя умаливший. Святой Андрей еще до этого был удостоен видеть Царствие Божие в вечности, но тогда он не сподобился лицезреть Матерь Божию. Ему было сказано, что Она ушла в многоскорбный мир утешать плачущих и помогать несчастным. И вот, незадолго до своей кончины, он увидел Царицу Небесную во Влахернском храме на молитве.

Это чудо совершилось в утешение и ободрение жителям Константинополя давно, но оно утешительно для всех времен и веков. Драгоценно оно и для нас, ибо наглядно свидетельствует, что на небе есть у нас Высокая Покровительница, Которая ходатайствует за род человеческий перед престолом Вседержителя и осеняет нас святым Своим омофором.

Та, Которая удостоилась соделаться по плоти Матерью Господа — стала и нашей Матерью по благодати, ибо мы искуплены бесценной кровью Сына Ее, и Сам Господь называет нас Своими братьями (Мф. 12, 47-50). По-матерински Она печется о нас, проникает в наши нужды, внемлет нашим мольбам. Под Ее омофором и проходит вся наша жизнь, совершаются все наши судьбы, доколе не прекратится время нашего действования на земле. В этой неистощимой любви Божией Матери к нам – высочайшая радость. Дети свободно и просто обращаются к матери со своими нуждами, и мать всегда делает для них что можно и что полезно. Так и мы во всех случаях жизни — и печальных, и радостных — должны прибегать к Матери Божией, Ей поверять свои желания и надежды, с Ней разделять свои печали и радости. В Ней мы найдем живое и родственное участие, ибо Она сродна нам по естеству и ведает наши немощи и скорби по собственному опыту. Сквозь Ее чистую душу прошло оружие страданий (Лк. 2, 35). Особенно мы должны обращаться к Ней с молитвой, когда чувствуем свое бессилие в борьбе с живущим в нас грехом, с плохими привычками, или когда видим себя слабыми на служение Богу, на совершение добрых дел, на посещение храма Божия.

Верующий в покров и заступление Божией Матери хорошо знает способы, как нужно искать у Нее небесной помощи и как ее получить. Он не только посещает с любовью храмы, где имеются чудотворные иконы Пресвятой Девы и где совершаются в установленные Церковью дни особые моления, но и дома перед образом Царицы Небесной творит ежедневное правило, читает молитвы и акафисты. Даже среди житейской суеты он находит и время, и возможность вознести к Ней молитву, устремить к Ней свое сердце. И действительно, если есть живая вера, желание, разве может кто-нибудь или что-нибудь в любых обстоятельствах послужить препятствием человеку обратить свой ум к Божией Матери и хотя бы повторить всем хорошо известное ангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах"! (Лк. 1, 28). И уже это краткое приветствие, повторяемое часто и от всей души, несомненно, приблизит Божию Матерь к труженику — Она станет постоянной его Помощницей, будет с ним везде и всегда. «Пусть меня оставят все, только бы не оставило мужество, – писал святитель Игнатий Брянчанинов. – Пусть в тяжелых жизненных обстоятельствах кажется, что тебя забыли все люди. Но ты знаешь, что тебя не забыла Царица Небесная, держит Свой Покров над тобой. И если ты знаешь это, ты мужественно непобедим».

Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел там икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

Заботами святого благоверного князя Андрея Боголюбского в Русской Церкви около 1164 года был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В Прологе XII века содержится запись об установлении этого праздника: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». Праздник этот стал одним из наиболее чтимых на Руси.

В честь Покрова Божией Матери были воздвигнуты многочисленные храмы. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Божией Матери. В Москве при царе Иоанне Грозном был построен собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, известный как храм Василия Блаженного.

В нашей епархии несколько приходов и храмов, освящены в честь Покрова Божией Матери: в городах Новосибирске, Барабинске, Татарске, в поселках Линево, Чанах, в селах Шурыгино, Веселовском и Покровке. В селе Завьялово находится старинный Покровский храм и епархиальный мужской монастырь. а в Колывани – женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского.

Духовенство, насельников монастырей и прихожан храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а также всех наших читателей сердечно поздравляем с великим праздником. Пусть Покров Царицы Небесной всегда пребывает над вами!

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 3703

Ключевые слова: Новосибирский Епархиальный Вестник

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930