Опубликовано 13.06.2017 в рубрике  Материалы НЕВ
 

Никодим Святогорец и «Невидимая брань»


Многие насельники святогорских монастырей после своего преставления удостоились места в Небесных Обителях. Немало афонских подвижников причислено к лику святых, но точное их число ведает только Господь. Среди иноков, несших свой крест на Святой Горе, есть и духовные писатели.
 

Никодим Святогорец и «Невидимая брань»Из них следует выделить преподобного Никодима. В сравнении с Петром и Афанасием Афонскими, этот святой – почти наш современник: он жил на рубеже XVIII–XIX веков. В то время Греции, как независимого государства, не существовало: за исключением Ионических островов, принадлежавших Венеции, практически вся Эллада была порабощена турками-османами.

Родился преподобный в 1749 году на острове Наксос, крупнейшем из Кикладских островов, расположенных в Эгейском море к юго-востоку от Афин. При рождении будущий святой получил имя Николай, имена его родителей – Антоний и Каливурси. Образование он получил в древнем городе Смирна, теперь он называется Измир, и является третьим по величине городом Турции. До катастрофы, произошедшей в начале 20-х годов ХХ века, связанной с поражением Греции в войне с турками, здесь преобладало греческое население. В Смирне Николай изучал богословие, а также языки – древнегреческий, латинский, французский и итальянский. В возрасте 21 года он вернулся на Наксос, где в течение 5 лет выполнял послушание секретаря у местного митрополита Анфима. В 1775 году Николай пришел на Афон. В монастыре Дионисиат он был пострижен с именем Никодим.

Однако образованность молодого монаха не могла остаться незамеченной. В 1777 году Коринфский митрополит Макарий поручил Никодиму подготовку к изданию рукописи «Добротолюбия», содержащей основополагающие аскетические наставления подвижников. Эта рукопись была обнаружена в то время в Ватопедском монастыре. Так началась его литературно-богословская деятельность.

Изданным трудами Никодима сборником руководствовалсяпреподобный Паисий (Величковский). Он выпустил в России церковнославянский перевод этой книги, а святитель Феофан Затворник подготовил ее издание на русском языке. Книга нашла много благочестивых читателей, достаточно отметить, что преподобный Серафим Саровский читал славянское «Добротолюбие». Таким образом можно говорить о существенном вкладе преподобного Никодима в возрождение монашеского делания в России в XIX веке.

Дальнейший иноческий путь Никодима связан с монастырем Пантократор. Здесь под руководством старца Арсения Пелопонезца он посвятил себя молитве и изучению Священного писания и трудов святых отцов.

Некоторое время Никодим со старцами провели на острове Эвбея, находящемся в 150 км к юго-западу от Афона. Здесь преподобный Никодим по просьбе епископа Иерофея написал руководство «О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца». Епископ Иерофей был двоюродным братом писателя-подвижника.

В 1783 году Никодим вернулся на Афон и принял схиму. Шесть последующих лет он провел в затворе, однако был вынужден оставить этот подвиг, так как священноначалие в лице вышеупоминавшегося Коринфского митрополита Макария, вновь поручило ему заняться литературной деятельностью, а именно редактированием трудов Симеона Нового Богослова. В течение 20 лет до самой своей смерти Никодим занимался литературно-богословской работой. Скончался преподобный в возрасте 60 лет 1 июля 1809 года и был погребен в келье Скуртеон в Карее, центре монашеской республики.

Спустя почти полтора столетия, в 1955 году, он был канонизирован. Указ об этом подписал Константинопольский патриарх Афинагор. Святые мощи Никодима (его честная глава) хранятся на Афоне. Память преподобного Никодима Святогорца мы празднуем 1 июля (14 июля по новому стилю).

Одним из выдающихся памятников аскетической письменности, связанным с именем преподобного Никодима, является «Невидимая брань». Русский читатель познакомился с нею благодаря святителю Феофану Затворнику, который перевел эту книгу для нас. Отметим, что преподобный Никодим не является автором книги в полном смысле этого слова. Святогорец использовал за основу сочинение «Брань духовная» католического священника Лоренцо Скуполи, написанную на рубежеXVI-XVII веков для подопечных ему монахинь. Главной темой этого сочинения является покаяние и борьба со страстями, общая для всех христиан, независимо от конфессиональной принадлежности. Книга многократно переиздавалась и не ускользнула от внимания преподобного Никодима. Он пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов. Преподобный переработал эту книгу в православном духе, в нее внесена святоотеческая исихастская специфика. И в том виде, какой Никодим Святогорец ей предал,«Невидимая брань» читаема и любима православными, стремящимися к духовному совершенствованию.

Евгений Четверяков

Вестник Новосибирской Митрополии
№7 (153) июль 2016

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2781

Ключевые слова: Святая Гора Афон, Духовная жизнь, книга, Евгений Четверяков

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031