Никодим Святогорец и «Невидимая брань»
Многие насельники святогорских монастырей после своего преставления удостоились места в Небесных Обителях. Немало афонских подвижников причислено к лику святых, но точное их число ведает только Господь. Среди иноков, несших свой крест на Святой Горе, есть и духовные писатели.
Из них следует выделить преподобного
Никодима. В сравнении с Петром и Афанасием Афонскими, этот святой – почти наш
современник: он жил на рубеже XVIII–XIX веков.
В то время Греции, как независимого государства, не существовало: за
исключением Ионических островов, принадлежавших Венеции, практически вся Эллада
была порабощена турками-османами.
Родился преподобный в 1749 году на острове Наксос,
крупнейшем из Кикладских островов, расположенных в Эгейском море к юго-востоку
от Афин. При рождении будущий святой получил имя Николай, имена его родителей –
Антоний и Каливурси. Образование он получил в древнем городе Смирна, теперь он
называется Измир, и является третьим по величине городом Турции. До катастрофы,
произошедшей в начале 20-х годов ХХ века, связанной с поражением Греции в войне
с турками, здесь преобладало греческое население. В Смирне Николай изучал
богословие, а также языки – древнегреческий, латинский, французский и
итальянский. В возрасте 21 года он вернулся на Наксос, где в течение 5 лет
выполнял послушание секретаря у местного митрополита Анфима. В 1775 году
Николай пришел на Афон. В монастыре Дионисиат он был пострижен с именем
Никодим.
Однако образованность молодого монаха не могла остаться
незамеченной. В 1777 году Коринфский митрополит Макарий поручил Никодиму
подготовку к изданию рукописи «Добротолюбия», содержащей основополагающие аскетические
наставления подвижников. Эта рукопись была обнаружена в то время в Ватопедском
монастыре. Так началась его литературно-богословская деятельность.
Изданным трудами Никодима сборником руководствовалсяпреподобный Паисий (Величковский). Он выпустил в России церковнославянский перевод
этой книги, а святитель Феофан Затворник подготовил ее издание на русском
языке. Книга нашла много благочестивых читателей, достаточно отметить, что
преподобный Серафим Саровский читал славянское «Добротолюбие». Таким образом
можно говорить о существенном вкладе преподобного Никодима в возрождение
монашеского делания в России в XIX веке.
Дальнейший иноческий путь Никодима связан с монастырем
Пантократор. Здесь под руководством старца Арсения Пелопонезца он посвятил себя
молитве и изучению Священного писания и трудов святых отцов.
Некоторое время Никодим со старцами провели на острове
Эвбея, находящемся в 150 км к юго-западу от Афона. Здесь преподобный Никодим по
просьбе епископа Иерофея написал руководство «О хранении пяти чувств,
воображения, ума и сердца». Епископ Иерофей был двоюродным братом
писателя-подвижника.
В 1783 году Никодим вернулся на Афон и принял схиму. Шесть
последующих лет он провел в затворе, однако был вынужден оставить этот подвиг,
так как священноначалие в лице вышеупоминавшегося Коринфского митрополита
Макария, вновь поручило ему заняться литературной деятельностью, а именно
редактированием трудов Симеона Нового Богослова. В течение 20 лет до самой
своей смерти Никодим занимался литературно-богословской работой. Скончался
преподобный в возрасте 60 лет 1 июля 1809 года и был погребен в келье Скуртеон
в Карее, центре монашеской республики.
Спустя почти полтора столетия, в 1955 году, он был
канонизирован. Указ об этом подписал Константинопольский патриарх Афинагор.
Святые мощи Никодима (его честная глава) хранятся на Афоне. Память преподобного
Никодима Святогорца мы празднуем 1 июля (14 июля по новому стилю).
Одним из выдающихся памятников аскетической письменности,
связанным с именем преподобного Никодима, является «Невидимая брань». Русский
читатель познакомился с нею благодаря святителю Феофану Затворнику, который
перевел эту книгу для нас. Отметим, что преподобный Никодим не является автором
книги в полном смысле этого слова. Святогорец использовал за основу сочинение
«Брань духовная» католического священника Лоренцо Скуполи, написанную на рубежеXVI-XVII веков для
подопечных ему монахинь. Главной темой этого сочинения является
покаяние и борьба со страстями, общая для всех христиан, независимо от
конфессиональной принадлежности. Книга многократно переиздавалась и не
ускользнула от внимания преподобного Никодима. Он пересмотрел ее, исправил,
дополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов. Преподобный
переработал эту книгу в православном духе, в нее внесена святоотеческая
исихастская специфика. И в том виде, какой Никодим Святогорец ей предал,«Невидимая брань» читаема и любима православными, стремящимися к духовному
совершенствованию.
Вестник Новосибирской Митрополии
№7 (153) июль 2016
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|