|
||||||||||||||
Сбор «Казачья застава». Крымский сезонСемнадцать лет проводятся на Новосибирской земле православные военно-патриотические сборы «Казачья застава». Организатор и руководитель сборов — настоятель храма во имя святой Евфросинии Полоцкой протоиерей Димитрий Полушин. Священник также возглавляет Отдел Новосибирской Митрополии по взаимодействию с вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством. В августе по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона очередные сборы «Казачьей заставы» прошли в Крыму. — Отец Димитрий, «Казачью заставу» многие считают уникальным проектом. Ничего подобного, насколько мне известно, в других регионах нет. По крайней мере, до недавнего времени точно не было. И на вашем примере теперь во многих городах организуются и проводятся православные военно-патриотические сборы.
— Сегодняшние сборы «Казачья застава» выросли из обычных поездок с нашими воспитанниками и собственными детьми «на природу». Изначально у нас не было никакого великого замысла — мы просто пытались проводить занятия с детьми не только в душных подвалах, которыми так щедро оделяют наши чиновники военно-патриотические клубы, а в естественной природной среде — в поле, в лесу, на воде. Теперь можно было бы сказать, что наши сборы приобрели иные цели и масштаб сами по себе, но христиане предпочитают говорить: «по воле Божией».
— Но ведь и в других регионах проводились подобные сборы. В чем же ваша особенность?
— В триединстве. Наши сборы представляют собой комплексную учебно-воспитательную систему, включающую в себя православное образование, военно-патриотическое воспитание и изучение культурно-исторического наследия, народных и казачьих традиций. Мы пытаемся создать условия для формирования полноценной, здоровой во всех отношения личности.
Этот подход мы встречаем не всегда и не везде. Есть прекрасные православные лагеря с высокой степенью религиозности, но с абсолютно неразвитой организацией свободного времени детей и подростков, которое порой заполняется даже «православными дискотеками». А на наших сборах мы раскрываем красоту традиционного для русского народа досуга: вечерки с кадрилями, хороводами, молодецкими забавами, песнями у костра. Существуют замечательные светские военно-патриотические объединения, воспитанники которых метко стреляют, быстро бегают, прыгают с парашютом, но в большинстве своем не знают, кто такой Александр Покрышкин, Александр Матросов, Виктор Талалихин, не говоря уже о воинах-героях прошлых веков. Мы же постоянно беседуем с нашими курсантами о конкретных примерах героизма, самопожертвования, организуем показ тщательно отобранных фильмов, как художественных, так и документальных, по истории Великой Отечественной войны, истории Отечества, просто фильмов, имеющих воспитательный характер. Мы приглашаем на сборы историков, людей, удостоенных боевых наград в наше время, чтобы они поделились с нами своими знаниями, воспоминаниями.
А самое главное, мы воспитываем не солдата, а воина. Ведь воин — это не тот, кто готов убивать, а тот, кто готов исполнить завет Христов: «Нет больше той любви, как если кто душу положит за други своя». К сожалению, о главной тайне воинского служения — о готовности послужить вплоть до самопожертвования, современный молодой человек нигде, кроме как в Церкви, не услышит. Вот и приходится мне, священнику, рассказывать о духовных основах воинского служения. Такая атмосфера сборов способствует развитию естественного патриотизма, зиждущегося на принципах нравственности и духовности. Забвение исторического опыта предков порождает идейки, смысл которых презрительно описывает русская поговорка: «Где спать лег, там и родина». В формировании подобного паразитического отношения к Отечеству всегда был заинтересован Запад, и именно с этим связана его агрессия в отношении России, именно поэтому все свои силы он направляет на разрушения нашего культурного слоя, нашей религии, нашей исторической памяти. И старательно насаждает в обществе иные ценности. У нас однажды состоялся откровенный разговор с руководителями Центра современного искусства, так они в азарте откровенно проговорились: «Цель современного искусства — изменить сознание человека!» По сути, это культурное истребление народа, и этому, конечно, нужно противостоять, в первую очередь делая упор на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Воспитывать духовно и физически сильных людей, воспитывать личности. Только так.
— Когда вы поняли, что ваши сборы набрали силу, стали по-своему уникальными?
— Когда к нам начали приезжать люди из других регионов не только Сибири, но даже с Дона, из Москвы, с просьбой поделиться опытом. Стали приглашать на Международные образовательные Рождественские чтения для участия в работе молодежных и казачьих секций.
— Вы сказали «с Дона», но ведь там должны быть сильны казачьи традиции, и, похорошему, не им, а вам нужно ехать к ним учиться.
— А тут дело в том, что Сибирь является уникальным местом — здесь сложилось огромное этнокультурное сообщество. В Сибири представлены все казачьи традиции: Дона, Кубани, Сибири, Забайкалья, Уссуйского края, Урала… Среди наших инструкторов есть настоящие исследователи народной и казачьей культуры, которые совершают научные экспедиции и тесно общаются с живыми носителями этих вековых традиций. Как следствие, с некоторыми элементами казачьей культуры мы знакомы лучше, чем наши гости-казаки из Центральной России. Как-то еще до нынешней войны на Украине приезжал в Новосибирск один представитель Запорожского казачества... Так случилась забавная оказия: когда наши казаки запели казачьи песни запорожцев, они изумились: «Как?! Вы и эти песни знаете?!» Наши же ответили, что и эти песни знаем, и другие, и даже те, о которых вы забыли!
— Как же так?
— Так с Украины казаки Запорожского войска еще в екатерининские времена были переведены вначале в Крым, а потом на Кубань. Конечно, на Украине какие-то элементы казачьих традиций сохранились в народной памяти, но это очень узкий культурный срез.
— Получается, есть чему украинским казакам поучиться и у сибирских детей!
— Где вы видите детей? Наши воспитанники не дети, они будущие защитники Отечества. Ещё наши чиновники все норовят нас назвать ДОЛ — детский лагерь отдыха. Мы с этим совершенно не согласны! Судите сами: строгий распорядок, подъем, зарядка, учеба, обед, снова учеба, физическая подготовка, основы медицинской, военной подготовки, военизированные игры и прочее. Того свободного времени, под которым принято понимать ничегонеделание, нет и в помине. После окончания занятий ребятам предоставляется возможность отдохнуть, но и это организованный отдых: казачьи песни, вечерки под гармошку, песни у костра, молодецкие забавы.
— В августе вы провели сборы в Крыму. Почему в Крыму?
— Крым — уникальное место концентрированной истории Отечества. Крым, Херсонес — место крещения святого равноапостольного князя Владимира, не побывать в котором нельзя. Здесь находятся древнейшие храмы, здесь сохранились великие святыни. В одном из крымских монастырей есть келья, в которой, по преданию, молился апостол Андрей Первозванный.
В то же время Крым — это наше героическое прошлое, это страницы российской славы, с которой неразрывно связаны имена великих полководцев: Александра Васильевича Суворова, Павла Степановича Нахимова, святого Фёдора Фёдоровича Ушакова, Владимира Ивановича Истомина, Владимира Алексеевича Корнилова, Михаила Петровича Лазарева. Героическая защита Севастополя от объединенных сил Европы в XIX веке, оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны, освобождение Крыма от фашистов... Есть такое стихотворение: «В Сибири не было войны, но в каждом парке обелиски». А здесь мы видели на стенах церквей выбоины от пуль, окопы, ходы сообщений, блиндажи… Каждая пядь Крымской земли пропитана кровью русских солдат, и почти каждое место боевой славы отмечено часовнями, храмами, поклонными крестами.
Ну и наконец, одной из задач являлось знакомство наших воспитанников с Крымом, вернувшимся в родную гавань, с крымчанами, которые в течение почти четверти века были оторваны от родной земли.
— Это как-то сказалось на них?
— Конечно, крымчане дружно настаивают на том, что они всегда оставались неотъемлемой частью Русского мира. Но украинская пропагандистская машина с ее неприятием всего русского не могла не оставить свой след. Впрочем, несомненно, что, несмотря на эту страшную агрессию, крымчане сохранили свою русскость, в частности, меня удивил очень чистый русский язык, в котором нет никаких привнесенных с Польши интонаций. Но знание российской истории и культуры оставляет желать много лучшего. Когда я им это говорил, они обижались. На что я отвечал, что даже в России благодаря соросовским учебникам дети очень слабо разбираются в вопросах истории государства и культуры, в связи с чем тоже практически лишены нормального исторического национального чувства. Что уж говорить о жителях Крыма!
— Сколько дней вы были в Крыму, где были, что видели?
— Православные военно-патриотические сборы «Казачья застава — Крымский сезон» проводились со 2 по 13 августа. В сборах участвовали 40 человек. В первый же день мы посетили Троицкий собор в Симферополе, где покоятся мощи святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). В следующем городе — Севастополе — ребята разместились в паломническом центре Свято-Никольской церкви, расположенной на горе, у подножия которой погребены защитники Севастополя 1854 года. Здесь на стенах закреплены гранитные доски, на которых перечислены полки, участвующие в обороне Севастополя. Среди них мы находили и наши, сибирские полки!
Во Владимирском соборе Севастополя мы посетили усыпальницу четырех адмиралов: Лазарева, Корнилова, Истомина, Нахимова. С местными казаками возложили цветы к вечному огню у Мемориала героической обороны Севастополя в 1941-1942 годах, побывали в Свято-Никольской церкви-памятнике защитникам Севастополя 1854 года и на месте захоронения защитников Севастополя — мемориальном кладбище на Северной стороне. Ознакомились со знаменитой панорамой «Оборона Севастополя», экспозицией «Малахов курган», были на месте реконструкции штурма Сапун-горы Советскими войсками в мае 1944 года, посетили музей Черноморского флота, причем музей в этот день был закрыт, но по просьбе председателя Союза ветеранов Севастополя, капитана I ранга Сергея Алексеевича Маслова, нас не только любезно пропустили, но и провели очень интересную экскурсию. Мы встречались с ветеранами Черноморского флота, участниками «Крымской весны» 2014 года. Для севастопольцев мы исполняли народные и казачьи песни где только можно: на улицах, набережных, на катерах. Пели «Слава русская большая, мы гордимся ей всегда!», «На море, на рейде эсминец стоял, матросы с друзьями прощались» и многие другие песни, а песня «Вот скоро возьмем Севастополь родной» особенно пришлась по душе крымчанам.
Конечно, ездили в Херсонес. В Свято-Владимирском соборе был отслужен молебен перед началом всякого благого дела. Затем помощник благочинного Севастопольского округа по образованию и катехизации священник Александр Примак показал нам место крещения святого равноапостольного князя Владимира, а также место, где остались отпечатки стоп святого апостола Андрея Первозванного, и мы имели возможность приложиться к этой святыне. Мы также осмотрели древние храмы, остатки крепостных сооружений.
После трех дней знакомства с городом-героем Севастополем в рамках сборов близ пещерного города Эски-Кермен, который существовал до самого нашествия монголов в XIV веке, был организован совместный с крымчанами палаточный лагерь, в котором приняли участие воспитанники воскресных школ Севастополя и Бахчисарая, курсанты военно-патриотического клуба «Витязь», крымские казаки. Здесь с 5 по 9 августа нами проводились горно-высотная подготовка, занятия по рукопашному бою, занятия по изучению народной и казачьей культуры, рукоделию, беседы на темы Крещения Руси, духовных основ воинского служения и так далее. К нам приезжали три казачьих атамана, которые были поражены нашими знаниями казачьей культуры. К нам подходили руководители воскресных школ, военно-патриотического клуба, казаки, и все нас благодарили, говорили, что наконец-то они увидели «настоящее»! Действительно, мне удалось заметить, что местные казаки недостаточно хорошо знакомы с тем пластом культуры (народной, бытовой и воинской), которой так щедро делились наши инструкторы.
Была проведена экскурсия и в пещерный город Эски-Кермен. Участники сборов даже оказали некоторую помощь археологам в раскопках и в наведении порядка на руинах древней базилики.
В воскресение, 9 августа, воспитанники приняли участие в Литургии в пещерном монастыре святого Саввы Освященного — многие даже представить себе не могли, что существуют подобные пещерные храмы, вырубленные в скале! — во время которой более половины участников сборов причастились. Это была незабываемая служба! Не только потому, что она совершалась в пещерном храме. Наши воспитанники и инструкторы (кстати, из числа бывших наших воспитанников) пели на клиросе, помогали в алтаре, один из инструкторов читал Апостол. Тем самым мы показали местному батюшке, что можем не только бегать с автоматами, владеть приемами рукопашного боя и лазить по скалам. Кстати, именно в этом монастыре есть келья, в которой, по преданию, молился апостол Андрей Первозванный.
В этот же день участники сборов переехали в Свято-Георгиевский монастырь, расположенный на мысе Фиолент, одном из самых красивейших мест Крымского побережья. Свято-Георгиевский монастырь известен уже 1115 лет. В этом монастыре любил бывать адмирал Лазарев, его посещал и Александр Сергеевич Пушкин. Здесь мы жили по монастырскому уставу вплоть до отъезда в Новосибирск. Поднимались в пять утра на монастырское правило, молились на Литургии, участвовали в ежедневном крестном ходе, трудились в монастыре. Несколько раз игумен предлагал ребятам сходить на пляж, отдохнуть, искупаться, но они отказывались: «Нет, мы хотим работать!» В результате решили, что одни будут пляжничать, другие трудиться, и так по очереди.
Помимо жизни в монастыре, мы выезжали на экскурсию по мысу Фиолент, а также ездили в Балаклаву, где посетили знаменитый подземный музей подводных лодок.
Конечно, мы и отдыхали, и еще как отдыхали: купались, загорали, катались на водных ватрушках по волнам. Всё было. Но главным для ребят все-таки был не отдых, главное — сборы.
— Ну а в целом как вас встречали крымчане, отец Димитрий?
— Очень хорошо! И ветераны флота, и священники, и водители автобусов, и экскурсоводы, не говоря уже о простых севастопольцах — все относились к нам с большой теплотой. В той же Балаклаве музей подводных лодок оказался закрыт — санитарный день! Но узнав, откуда мы, нам пошли навстречу, причем экскурсию проводил заместитель директора музея. Серьезную поддержку нам оказал Союз ветеранов Севастополя и лично его председатель Сергей Алексеевич Маслов. Большой интерес к нам проявили местные средства массовой информации. В частности, нашему приезду был посвящен сюжет программы «Регион» ГТРК Севастополя. Сообщение о нашем приезде было размещено на сайте Правительства Севастополя и, конечно, на сайтах Севастопольского благочиния и Крымской митрополии.
— Собираетесь еще в Крым?
— Считаем, что мы провели хорошую разведку боем и, конечно, хотелось бы приехать на Крымскую землю еще раз. Но нужны средства, и немалые. В этом году нам оказали очень существенную благотворительную помощь РАТМ Холдинг и Российский деловой клуб. Помог Промышленно-строительный концерн «Сибирь». Благодаря этому, мы смогли осуществить поездку. Но и этих денег хватило на очень скромное времяпрепровождение — жаль, что мы не смогли привезти очень многого из нашего снаряжения. Очень хочется надеяться на помощь государства. Это не пустые слова. Год назад в России были утверждены Основы государственной культурной политики, в которой говорится о государственной поддержке традиционных для нашей страны духовных и культурных ценностей, поддержке тех организаций и объединений, которые занимаются духовно-нравственным и патриотическим воспитанием молодежи. В прошлом году область выделила деньги на отдых детей в Крыму. Это замечательно, но я хотел бы отметить, что эти деньги были выделены на развлечение, в то время как наша поездка по сути решала государственную задачу оказания практической помощи крымчанам в решении проблем гражданско-патриотического воспитания. Да и наши воспитанники не просто «пляжничали», но провели время с огромной пользой для ума и души. Они узнали много нового о родной культуре, истории, православии, о церковном зодчестве, о православном христианстве, о русских святых, буквально прикоснулись к подвигу отцов и дедов, защищавших наше Отечество. По моему глубокому убеждению, государство Российское должно быть заинтересовано именно в таком развитии гражданско-патриотического воспитания. Жаль, что чиновники не разделяют нашего настроения.
— А помимо Крыма, куда еще планируете поехать?
— Да, теперь аппетит разыгрался. На поле Куликово, на Бородинское поле, в Брестскую крепость… В России много мест, где вершилась славная история Отечества. Нужно как можно глубже вскрывать эти исторические пласты, чтобы грядущие поколения не просто слышали что-то о тех событиях, но знали о них, гордились ими, всегда помнили о них.
— Помоги, Господи!
Дмитрий КОКОУЛИНВестник Новосибирской Митрополии №9 (142) август 2015
===
«Оказалось, что в Крыму темнеет мгновенно. Сумерки, сумерки — и вдруг темнота. Пока шли с моря, наступила ночь. Нас было человек пятнадцать, с нами был курсант Миша Масляев, который очень хорошо играет на гитаре. И мы запели! В какой-то момент я начала понимать, что уже поздно и, наверное, наше пение не совсем уместно в это время, но увидев доброжелательную реакцию идущих навстречу людей, быстро успокоилась. А когда в первый день мы плыли на большом пароме, заполненным народом, и тоже пели — у казаков всё с песней! — а люди смотрели на наш произвольный концерт и радовались, снимали нас на камеры телефонов. Когда выходили с парома, я услышала, как о нас говорили: это ребята из Новосибирска, "Казачья застава"».
«Это были незабываемые сборы!.. Севастополь, такой живой, кипучий, неумолкающий, яркий и вместе с тем дышащий глубокой героической древностью. Буквально на каждом шагу здесь места подвига людей. Сколько воинов пролили кровь, чтобы мы могли ходить по Графской пристани и наслаждаться закатом...»
«Врезался в память Херсонес с его узкими улочками, домами из камня, который в течение многих веков впитывал в себя солнце и соленый морской ветер. Отпечаток стопы апостола Андрея Первозванного...»
«Лагерь наш располагался в уютной дубовой рощице. Здесь были костры и огромное звездное небо, лампадка на вечерней молитве, которую качало ветром, шум деревьев и интереснейшие беседы отца Дмитрия».
«Как здорово быть не просто туристом, а быть причастной к чему-то большому, к общему делу, быть со всеми вместе. Я не один, я с "Заставой"! Аж гордость берет!»
«Мы выдержали! Выдержали ходьбу почти без остановок — эти 788 ступенек 4 раза в день, жару, нехватку воды (сколько ее ни покупай, нам всё равно мало). Парни отдавали последний глоток воды девушкам... И спасибо за вовремя оказанные поддержки на опасных склонах»
«Сезон удался! Теперь важно не забыть эту крепкую дружбу до следующих сборов. Ребята, чаще встречайтесь друг с другом!»
«Крым наш!… А как удачно звучала наша песня, которой мы так радовали севастопольцев:
Всем, всем мальчик был доволен
Никакой нужды не знал
А теперь всё испытал
В Севастополе бывал
В чистом поле в синем море
Каждый день и каждый час!..
Слава русская большая
Мы гордимся ей всегда!»
«Спасибо вам, ребята, за песни у костра, за атмосферу семьи, братства! Спасибо большое Вам, отец Дмитрий, за организацию этого замечательного путешествия! Спасибо всем инструкторам, спасибо спонсорам, спасибо всем тем, кто заботился о том, чтобы мы привезли из этой поездки хорошие впечатления! Мои родители также передают слова искренней благодарности и низкий поклон».
«Не знаю как вы, а я просто влюбилась в этот полуостров! Севастополь — белый город! Он словно вырастает из скал, белокаменный, ярко освещенный солнцем. Город очаровал меня своей теплой городской атмосферой. В воздухе царит русский дух, ты чувствуешь многовековую историю этих мест, она будто пронизывает тебя, когда ты ходишь по всем знаменитым местам, ты сразу представляешь себе под рассказы гида картину тех времен.
Море. Оно представало перед нами таким разным: то манило нас своим утренним спокойствием, то игривыми волнами. Но порой морской берег давался нам с большим трудом — в 700 ступеней в одну сторону, но море манило снова и снова. Даже просто посидеть на берегу и послушать его — такое удовольствие! Окрестности пещерного города Эски-Кермен поразили меня своей живописностью. Погулять по этому городу, исследовать все пещеры и заглянуть в каждый уголочек было необычайно интересно. Подумать только, что этот город был создан в VI веке, как люди смогли сделать такое, имея в руках самые обычные инструменты, да еще и в такой жаре? Удивительно!
Балаклава — чудесное, не похожее ни на какое другое место. Это уже не рыбацкий поселок. Это скорее маленький курортный городок, красивый и ухоженный. Балаклавская бухта извилистая и узкая. Она так хорошо скрыта, что со стороны моря её не заметишь. Героическое место.Крым провожал нас дождем. Он не хотел нас отпускать, как и мы не хотели уезжать. Это необыкновенное место всегда останется у нас в памяти, и, может, мы ещё даже не раз в будущем сможем его посетить с теми же дорогими для нас людьми».
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2788 |