|
||||||||||||||
На сцене Новосибирска — опера «Рождество»На сцене Новосибирского академического театра оперы и балета 11 января 2017 года состоялась премьера оперы «Рождество» на музыку Ираиды Сальниковой. О новой постановке, ее особенностях и месте в современном искусстве мы поговорили с доктором культурологии, профессором кафедры народной художественной культуры и музыкального образования Новосибирского государственного педагогического университета Андреем Михайловичем Лесовиченко. — Андрей Михайлович, опера «Рождество» рассказывает о евангельских событиях, происходивших в Вифлееме 2017 лет назад. Эта тема достаточно необычна для отечественного музыкального театра. Можно ли сказать, что новосибирская премьера — историческое событие?
— Да, действительно, премьеру оперы «Рождество» в определённом смысле можно считать событием историческим. Дело не только в том, что появилась на сцене новая композиция сибирского автора, что само по себе важно, потому что редко. Главное в другом: в жанре оперы произведений на евангельские сюжеты вообще и рождественские в частности — очень мало. Так сложилось ещё в XVII веке, что христианские мотивы разрабатываются в хоровых, иногда инструментальных жанрах, а в музыкальном театре преобладают антично-мифологические сюжеты. В результате мы имеем выдающиеся оратории о Рождестве Христовом на основе евангельских повествований (Г. Шютц, Дж. Кариссими, М.А. Шарпантье, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Г. Берлиоз, К. Сен-Санс), но не оперы.
— Рождество Христово — особый праздник, любимый как в России, так и в Европе. Неужели ему не посвящались музыкальные и театральные произведения?
— В оперном жанре Рождество присутствует: пролог духовной оперы А.Г. Рубинштейна «Христос» (написана на немецкий текст в Берлине, где и поставлена), опера английского автора начала ХХ века Р. Боутона «Вифлеем». Чаще разрабатываются рождественские сюжеты неевангельского содержания. По гоголевской «Ночи перед Рождеством» существуют оперы П.И. Чайковского, Н.Ф. Соловьёва, Н.В. Лысенко, Н.А. Римского-Корсакова. Есть опера «Ёлка» В.И. Ребикова, сюжет которой основан на произведениях Г.Х. Андерсена и Ф.М. Достоевского. Можно упомянуть детскую оперу-сказку А.Т. Гречанинова «Ёлочкин сон».
Традиции театрализации рождественских повествований в православной культуре сложились давно. В духовных учебных заведениях ещё XVII века сформировался так называемый «школьный театр» (спектакли, осуществляемые бурсаками по праздникам). Для такого театра, в частности, создал «Рождественскую драму» святитель Димитрий Ростовский. На ярмарках устраивались «вертепы» — фольклорные представления — неотъемлемая часть русской народной жизни до самого Октябрьского переворота.
— В советское время главным зимним праздником стал Новый год, суть праздника Рождества Христова, его традиции стали забываться. Можно ли сказать, что сейчас в сфере культуры возрождается интерес к христианским, в том числе рождественским, сюжетам?
— В постсоветское время желание реализовать рождественскую тему на профессиональной сцене проявляют разные деятели искусства. «Рождественскую ораторию» в 2007 году написал митрополит Иларион (Алфеев). Ещё в 1992 году появилась кантата «Рождественские колядки» московского композитора А.Л. Ларина. Московский авангардист П.В. Карманов сочинил в 2002 году «Вертеп — традиционное рождественское действо на новый лад». В Новосибирске в 2005 году в Православной гимназии во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ставился музыкальный спектакль «Ночь святого Рождества» с музыкой О.М. Серебровой. Пермский музыкант Д.А Батин в 2010 году создал оперу «Призраки Рождества» по повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе». В 2013 году в Казани оперной студией консерватории поставлена опера-колядка Е.В. Анисимовой «Ночь перед Рождеством» (опять по Н.В. Гоголю). Не так мало, учитывая, что каждое из названных сочинений — большая и сложная работа. Помимо этого есть много миниатюр в разных жанрах. Однако евангельский сюжет о Рождестве Христовом в жанре оперы опять не появился. Не исключаю, что в нашем театре поставлена первая русскоязычная опера на основе евангельского повествования.
— Необычная для оперного жанра тема как-то сказывается на музыке и выразительных средствах, которыми пользовалась композитор?
— Ираида Сальникова сочинила свою оперу явно для слушателей, которые ходят на «Щелкунчика». Здесь присутствуют интонации музыки русских классиков — П.И. Чайковского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова. Где-то — от К. Орфа. Много ассоциаций с отечественными детскими песнями 70-х годов. Думаю, в данном случае такой подход уместен, поскольку задача специфическая — стилистически разделить несколько смысловых пластов: современность, вневременную назидательность и древнее повествование. Причем надо было сделать это средствами, естественными для академического оперного театра. Композитор успешно справляется с задачей, закрепляя за каждым из пластов узнаваемые интонационные средства.
— Опера — жанр синтетический. Помимо музыки, большую нагрузку несут текст, хореография, декорации, костюмы, свет и т.д. Важны режиссура, слаженное исполнение артистов. Насколько удалось всё это реализовать режиссеру оперы Олегу Евгеньевичу Нудненко на сцене Новосибирского академического театра?
— Сцены евангельского повествования связаны скорее с традициями «школьной драмы», чем с «вертепом». Если в фольклорных представлениях преобладают игровые элементы, придающие развлекательный эффект, то здесь сделана попытка представить события серьёзно, в возвышенном религиозном духе.
Иван Лыкошин составил вполне подходящий для этого текст.
Меня вполне удовлетворило и сценическое решение спектакля, осуществлённое под руководством режиссёра Олега Нудненко. Оно корректное, хорошо организует пространство в соответствии с логикой многопластового развёртывания композиции.
Весьма удачной представляется работа художника Владимира Авдеева, «оживившего» кукольные вертепные композиции, представляемые в церкви в праздничные дни. Важное выразительное начало имеет хореография в постановке Ольги Залётиной.
Как всегда, высококлассно работает хор театра под управлением Вячеслава Подъельского и Сергея Тинитилова. Здесь хорошо вписался и детский хор Маргариты Мезенцевой.
Не могу не упомянуть мастерские выступления солистов оперы — Надежды Нестеровой, Юлии Никифоровой, Карена Мовсесяна, Андрея Исакова, Андрея Триллера. Все другие певцы тоже выступили на высоком уровне.
Следует отметить, что несмотря на участие в спектакле как профессионалов, так и любителей, было достигнуто впечатление естественности и сыгранности всего большого и неоднородного исполнительского коллектива.
— На Ваш взгляд, насколько полезен подобный опыт для российской культуры, и есть ли будущее у таких проектов?
— Появление на сцене Новосибирска оперы «Рождество» на евангельский сюжет — доброе знамение времени, поскольку оно возникло из органичного взаимодействия Отдела культуры Новосибирской Епархии и академического театра. Очевидно, что обращение театрального творчества к Священному Писанию способно порождать интересные, качественные в художественном отношении постановки, ценные как в эстетическом, так и в духовно-нравственном смысле.
Беседовала Лилия ТКАЧЕНКО
Фото Владимир Осинцев
"Вестник Новосибирской Митрополии" №2 (162) февраль 2017
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2785 |