Опубликовано 11.05.2017 в рубрике  Материалы НЕВ
 

На сцене Новосибирска — опера «Рождество»


На сцене Новосибирского академического театра оперы и балета 11 января 2017 года состоялась премьера оперы «Рождество» на музыку Ираиды Сальниковой. О новой постановке, ее особенностях и месте в современном искусстве мы поговорили с доктором культурологии, профессором кафедры народной художественной культуры и музыкального образования Новосибирского государственного педагогического университета Андреем Михайловичем Лесовиченко.
 
На сцене Новосибирска — опера «Рождество»Андрей Михайлович, опера «Рождество» рассказывает о евангельских событиях, происходивших в Вифлееме 2017 лет назад. Эта тема достаточно необычна для отечественного музыкального театра. Можно ли сказать, что новосибирская премьера — историческое событие?

— Да, действительно, премьеру оперы «Рождество» в определённом смысле можно считать событием историческим. Дело не только в том, что появилась на сцене новая композиция сибирского автора, что само по себе важно, потому что редко. Главное в другом: в жанре оперы произведений на евангельские сюжеты вообще и рождественские в частности — очень мало. Так сложилось ещё в XVII веке, что христианские мотивы разрабатываются в хоровых, иногда инструментальных жанрах, а в музыкальном театре преобладают антично-мифологические сюжеты. В результате мы имеем выдающиеся оратории о Рождестве Христовом на основе евангельских повествований (Г. Шютц, Дж. Кариссими, М.А. Шарпантье, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Г. Берлиоз, К. Сен-Санс), но не оперы.

Рождество Христово — особый праздник, любимый как в России, так и в Европе. Неужели ему не посвящались музыкальные и театральные произведения?

— В оперном жанре Рождество присутствует: пролог духовной оперы А.Г. Рубинштейна «Христос» (написана на немецкий текст в Берлине, где и поставлена), опера английского автора начала ХХ века Р. Боутона «Вифлеем». Чаще разрабатываются рождественские сюжеты неевангельского содержания. По гоголевской «Ночи перед Рождеством» существуют оперы П.И. Чайковского, Н.Ф. Соловьёва, Н.В. Лысенко, Н.А. Римского-Корсакова. Есть опера «Ёлка» В.И. Ребикова, сюжет которой основан на произведениях Г.Х. Андерсена и Ф.М. Достоевского. Можно упомянуть детскую оперу-сказку А.Т. Гречанинова «Ёлочкин сон». 

Традиции театрализации рождественских повествований в православной культуре сложились давно. В духовных учебных заведениях ещё XVII века сформировался так называемый «школьный театр» (спектакли, осуществляемые бурсаками по праздникам). Для такого театра, в частности, создал «Рождественскую драму» святитель Димитрий Ростовский. На ярмарках устраивались «вертепы» — фольклорные представления — неотъемлемая часть русской народной жизни до самого Октябрьского переворота.

В советское время главным зимним праздником стал Новый год, суть праздника Рождества Христова, его традиции стали забываться. Можно ли сказать, что сейчас в сфере культуры возрождается интерес к христианским, в том числе рождественским, сюжетам?

— В постсоветское время желание реализовать рождественскую тему на профессиональной сцене проявляют разные деятели искусства. «Рождественскую ораторию» в 2007 году написал митрополит Иларион (Алфеев). Ещё в 1992 году появилась кантата «Рождественские колядки» московского композитора А.Л. Ларина. Московский авангардист П.В. Карманов сочинил в 2002 году «Вертеп — традиционное рождественское действо на новый лад». В Новосибирске в 2005 году в Православной гимназии во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия ставился музыкальный спектакль «Ночь святого Рождества» с музыкой О.М. Серебровой. Пермский музыкант Д.А Батин в 2010 году создал оперу «Призраки Рождества» по повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе». В 2013 году в Казани оперной студией консерватории поставлена опера-колядка Е.В. Анисимовой «Ночь перед Рождеством» (опять по Н.В. Гоголю). Не так мало, учитывая, что каждое из названных сочинений — большая и сложная работа. Помимо этого есть много миниатюр в разных жанрах. Однако евангельский сюжет о Рождестве Христовом в жанре оперы опять не появился. Не исключаю, что в нашем театре поставлена первая русскоязычная опера на основе евангельского повествования.

Необычная для оперного жанра тема как-то сказывается на музыке и выразительных средствах, которыми пользовалась композитор?

— Ираида Сальникова сочинила свою оперу явно для слушателей, которые ходят на «Щелкунчика». Здесь присутствуют интонации музыки русских классиков — П.И. Чайковского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова. Где-то — от К. Орфа. Много ассоциаций с отечественными детскими песнями 70-х годов. Думаю, в данном случае такой подход уместен, поскольку задача специфическая — стилистически разделить несколько смысловых пластов: современность, вневременную назидательность и древнее повествование. Причем надо было сделать это средствами, естественными для академического оперного театра. Композитор успешно справляется с задачей, закрепляя за каждым из пластов узнаваемые интонационные средства.

На сцене Новосибирска — опера «Рождество»Опера — жанр синтетический. Помимо музыки, большую нагрузку несут текст, хореография, декорации, костюмы, свет и т.д. Важны режиссура, слаженное исполнение артистов. Насколько удалось всё это реализовать режиссеру оперы Олегу Евгеньевичу Нудненко на сцене Новосибирского академического театра?

— Сцены евангельского повествования связаны скорее с традициями «школьной драмы», чем с «вертепом». Если в фольклорных представлениях преобладают игровые элементы, придающие развлекательный эффект, то здесь сделана попытка представить события серьёзно, в возвышенном религиозном духе.

Иван Лыкошин составил вполне подходящий для этого текст.

Меня вполне удовлетворило и сценическое решение спектакля, осуществлённое под руководством режиссёра Олега Нудненко. Оно корректное, хорошо организует пространство в соответствии с логикой многопластового развёртывания композиции.

Весьма удачной представляется работа художника Владимира Авдеева, «оживившего» кукольные вертепные композиции, представляемые в церкви в праздничные дни. Важное выразительное начало имеет хореография в постановке Ольги Залётиной.

Как всегда, высококлассно работает хор театра под управлением Вячеслава Подъельского и Сергея Тинитилова. Здесь хорошо вписался и детский хор Маргариты Мезенцевой.

Не могу не упомянуть мастерские выступления солистов оперы — Надежды Нестеровой, Юлии Никифоровой, Карена Мовсесяна, Андрея Исакова, Андрея Триллера. Все другие певцы тоже выступили на высоком уровне.

Следует отметить, что несмотря на участие в спектакле как профессионалов, так и любителей, было достигнуто впечатление естественности и сыгранности всего большого и неоднородного исполнительского коллектива.

На Ваш взгляд, насколько полезен подобный опыт для российской культуры, и есть ли будущее у таких проектов?

— Появление на сцене Новосибирска оперы «Рождество» на евангельский сюжет — доброе знамение времени, поскольку оно возникло из органичного взаимодействия Отдела культуры Новосибирской Епархии и академического театра. Очевидно, что обращение театрального творчества к Священному Писанию способно порождать интересные, качественные в художественном отношении постановки, ценные как в эстетическом, так и в духовно-нравственном смысле.

Беседовала Лилия ТКАЧЕНКО
 "Вестник Новосибирской Митрополии" №2 (162) февраль 2017

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 2774

Ключевые слова: Андрей Лесовиченко, Лилия Ткаченко, Владимир Осинцев, Опера

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930