|
||||||||||||||
Пасха на АфонеПасха, Светлое Христово Воскресение является главным христианским праздником. Православные христиане всего мира ликуют, но в разных Церквях существуют свои особые традиции в этом ликовании. Имеются они и у афонских монастырей. Например, во время пения аллилуария «Воскресни Боже, суди земли…» на богослужении Великой Субботы паломники берутся за стулья и начинают стучать их ножками об пол храма. Возникает ужасный грохот. Оказывается, поднимать шум в этот момент богослужения – давняя греческая традиция. Стуча стульями, прихожане тем самым изображают грохот, который случился, когда после Воскресение Спасителя ангел отодвинул камень, закрывавший гроб Христов. Также во время богослужения Великой Субботы игумен в сопровождении помощника, несущего плетеную корзину, доверху наполненную лавровыми листьями, проходит по храму и разбрасывает эти листья. Получается настоящий лавровый дождь. Дело в том, что древние греки награждали лавровыми венками победителей Олимпийских игр, а греки-христиане это переосмыслили и здесь лавровые листья символизируют победу Христа над смертью. Пасхальная Всенощная начинается в афонских монастырях в 10 вечера Великой Субботы и заканчивается примерно в 6 утра в Воскресение. В пасхальную ночь, когда верующие возвращаются в храм после крестного хода, они видят раскачивающиеся паникадила и лампады. Вся верхняя часть храма приходит в движение, подражая небу, ликующему о Христовом Воскресении. Служители храмов специально раскачивают все светильники. Такова афонская традиция. Но делается это только раз в год – на Пасху. Трапеза по окончании пасхального богослужения состоит из красных яиц, рыбы, сыра, салатов. На Великой вечерне в день Святой Пасхи читается Евангелие на разных языках. Евангельское зачало разделяется на три части, между которыми поются стихиры. В первый же день Пасхи монахи спускаются в усыпальницу, где на грубых простых полках сотнями лежат черепа их предшественников. Пасхальный тропарь по-особому звучит на этом месте. Крестные ходы на Афоне сопровождает в основном не колокольный звон, как у нас в России, а стук в деревянные била. Так происходит и во время крестных ходов на Пасху. Во второй день Пасхи на Афоне каждый год по столице Святой Горы – Карье и ее окрестностям проводится крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Он обходит представительства всех 20 афонских монастырей и кельи, расположенные в Карье и поблизости от столицы монашеской республики. Встречающие с благоговением лобызают образ Пресвятой Богородицы и угощают участников крестного хода сладостями, яйцами, сыром и вином. В каждой (даже самой небольшой) келье читается Евангелие и поется тропарь в честь святого, которому она посвящена. Возносится молитва об игумене или старце монашеской братии. Завершается крестный ход молебном в здании Священного Кинота. Маршрут шествия зафиксирован в уставе Святой Горы 1508 года. Продолжительность этого замечательного крестного хода – 5-6 часов. По своему масштабу он напоминает крестные ходы Византийской империи. Крестные ходы с чудотворными иконами и Святыми мощами совершаются во всех афонских монастырях. Возможны крестные ходы из одной обители в другую. В частности, на третий день после Пасхи, во вторник, процессия с чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Всемилостивая Заступница» из монастыря Кутлумуш пребывает с ответным визитом в расположенную неподалеку Карье (накануне Кутлумуш посещает крестный ход с иконой «Достойно есть»). Также особой торжественностью отличается крестный ход с Иверской иконой Пресвятой Богородицы в одноименном монастыре. На великий крестный ход с Афонской Вратарницей стекаются и монахи из других обителей, и многочисленные паломники. В пятницу, в день празднования иконы «Живоносный Источник» во всех афонских обителях проходят крестные ходы с водосвятием. На Светлой седмице афонский устав допускает для монахов некоторые послабления: в частности, разрешаются визиты в соседние монастыри. Вечером в субботу Светлой седмицы, Царские врата алтаря, бывшие отверстыми на протяжении недели, закрываются. Богослужения становятся менее торжественными, но радость о воскресшем Господе продолжает согревать сердца монашествующих Афона. И в этой радости с ними едины все православные христиане всего мира. Евгений ЧетверяковВестник Новосибирской Митрополии
№4 2016 год
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3047 |