|
||||||||||||||
Послужить ближнему своемуИнтервью с членом Новосибирского общества православных врачей, руководителем сестричества Свято-Иулианинской часовни при Новосибирском областном онкологическом диспансере, к.м.н., ассистентом кафедры клинической иммунологии лечебного факультета Новосибирского государственного медицинского университета Павлом Михайловичем Вограликом.
— Павел Михайлович, какие задачи стоят перед сестрами милосердия, несущими служение в онкологическом диспансере?
— Основная задача нашего служения — пробудить в пациентах, находящихся на стационарном лечении в онкологическом диспансере, желание обратиться к Богу с молитвой. Собственно сердечной молитвы и ждет от нас Господь: «Сын Мой! Отдай Мне сердце твое» (Притчи 23, 26)! И если человек отпал от Бога, то он должен прежде всего осознать это. Господь ждет от нас покаяния, чтобы простить, подобно тому, как во всем известной притче о блудном сыне отец простил и принял обратно в свой дом сына, когда тот после многих лет скитаний и мытарств, искренне раскаявшись, вернулся к отцу.
— Значит ли это, что болезни являются следствием отпадения от Бога?
— Об этом предупреждают многие святые отцы. Святитель Феофан Затворник говорил: «Болезни наши большею частью происходят от грехов, почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить». И Господь наш, исцелив тяжелобольного, говорит ему: «Теперь ты здоров; так вот — впредь не греши, чтобы не случилось с тобой еще более худшего» (Ин. 5, 14). Господь создал человека совершенным, по Своему образу и подобию. И свободным. Первого человека никто не заставлял грешить. Это был его выбор. И как только он согрешил, то утратил это совершенство. Пришли болезни, они стали следствием греха. А вернуть совершенный образ человек может только через глубокое покаяние и соединение со Христом. Когда человек обращает свой душевный взор к Богу, он внутренне меняется, происходит его духовное преображение. Соответственно, меняется его мировоззрение, изменяется его жизнь, она становится совершенно иной, не той — прежней, а новой, жизнью с Богом. Его душа умиротворяется, и вот это состояние помогает больным бороться с недугом. Они уже не остаются один на один с болезнью, ощущая присутствие Божие. И от этого во многом зависит прогноз болезни.
— Несколько лет назад один очень хороший врач, правда, далекий от веры в Бога, признался, что эффективность лечения верующего человека, действительно, выше, по-видимому, как он сказал, за счет позитивного эмоционального настроя, который помогает организму противостоять болезни.
— Хотя мы, христиане, понимаем, что противостоять болезни прежде всего помогает вера в Бога. Напротив, многие из тех, кто жил в неверии, тяжело заболев, всей своей душой ощущают духовное одиночество и впадают в уныние, отчаяние. На этом фоне течение болезни может прогрессировать, а лечение — не приносить того эффекта, который оно могло бы принести. Не говоря уже о том, что на почве душевного срыва такие больные частично перестают выполнять врачебные рекомендации или вообще игнорируют назначения врача. Наконец, если у больного не будет душевного равновесия, то не будет и гармонии в отношении с самим собой. Как следствие, при нестабильном душевном состоянии у тяжелобольных людей, полагающих, что им уже никто и ничто не поможет, возможно появление суицидальных наклонностей. Несмотря на то, что на самом деле, используя современные подходы в лечении онкологических заболеваний (хирургическое лечение, лучевая терапия, химиотерапия и т.д.), их вполне можно было бы вылечить.
— Что конкретно делают сестры милосердия, чтобы больные вспомнили о Боге?
— Роль сестер милосердия — это чисто духовная миссия, они не дублируют функции медперсонала. Ходят по палатам, рассказывают о необходимости обращения к Богу с молитвой и покаянием, осмысления своей жизни, своих грехов, учат молиться, помазывают освященным маслом, приносят святую воду, распространяют духовную литературу, епархиальные периодические издания, отвечают на вопросы на духовные темы, рассказывают о православных праздниках.
— Отношение пациентов к сестрам в основном позитивное. Они внимательно слушают, что им говорят, часто задают вопросы. Как правило, у нас проходят общие беседы, но некоторые больные потом приходят в часовню, чтобы продолжить разговор. Есть пациенты, которые после беседы изъявляют желание исповедоваться, причаститься запасными Святыми Дарами, которые священник приносит в больницу в особом сосуде — дароносице, а также собороваться.
— Все-таки насколько тяжел груз ответственности у сестер милосердия: одно неверное слово и… Вот уж действительно: «Не навреди»!
— Я настоятельно рекомендую сестрам повышать свой уровень знаний в духовной сфере. В частности советую читать замечательную книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Ну а Евангелие вообще должно быть настольной книгой наших сестер — в ней ответы на все вопросы. Но если сестра затрудняется ответить на вопрос пациента, то лучше ей на него не отвечать, чтобы не ввести больного в заблуждение, а переадресовать его батюшке, который периодически приходит в диспансер, чтобы отслужить в больничной часовне молебен о болящих и поговорить с больными.
— Нередко тяжело заболевшие люди обращаются за помощью не в лечебные учреждения, а к знахарям, целителям, надеясь получить от них какую-то помощь. Вы как-то стараетесь наставить больных на правильный путь?
— Обращение к разного рода знахарям, целителям, несомненно, пагубно для человеческой души. Ведь на этих сеансах проводятся всевозможные ритуалы, читаются особые «молитвы», которые якобы способствуют выздоровлению. А на самом деле страдает душа человека. И даже если больной почувствует временное облегчение, то душу свою он уже не сбережет. Как правило, к таким поступкам склонны далекие от Церкви люди, и мы стараемся убеждать их не делать опрометчивых шагов. Нужно верить в Бога и довериться врачам, проходить назначенное ими лечение в полном объёме, чётко выполнять их рекомендации. И конечно же, больше обращаться к Богу с молитвой и покаянием в своих грехах, стараться изменить свою жизнь к лучшему. Часто нам это удается, ведь подавляющее число наших соотечественников имеют православные корни, у многих были верующие мамы, бабушки и другие родственники, и многие с детства помнят, как они молились, становясь перед иконами и зажигая лампаду, как отмечали православные праздники: Пасху, Рождество, Троицу — и это позволяет нам вернуть им память о Боге.
— Сколько в диспансере трудится сестер милосердия?
— На сегодняшний день в сестричестве работает около десяти сестер. Возраста самого разного. У нас есть и молодые сестры, и пожилые. Возраст вообще значения не имеет. Так же как и образование. Все дело в желании послужить Богу и людям. Как поется в одном старинном канте, «кто ближнему в горе поможет, тот может и Мне послужить».
Дмитрий КОКОУЛИН
Образование и Православие /
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3184 |