|
||||||||||||||
Протоиерей Андрей Зизо: «Кто в пехоте не бывал, тот об армии не знал»В марте закончилась командировка в Южную Осетию клирика Новосибирской Епархии протоиерея Андрея Зизо.
Правильнее сказать, за последние восемь лет таких командировок у священника было двенадцать. диннадцать — с 2008 по 2010 годы и одна, но самая продолжительная с 2011 по 2016 годы. В 2008 году по благословению Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона священник Андрей Зизо впервые принял участие в Гуманитарной миссии Благотворительного фонда «Дети России — будущее мира». Волонтеры привезли в пострадавший от грузинской агрессии Цхинвал гуманитарную помощь: продукты питания, вещи, медикаменты. Большое значение придавалось и духовно-нравственной поддержке жителей города, чем объяснялось участие в миссии православного священника.
За два последующих года в составе Гуманитарной миссии в качестве духовника Фонда отец Андрей посетил Южную Осетию одиннадцать раз. Однако всё это время духовно окормлять ему приходилось не только волонтеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, но и военнослужащих 58-й армии, направленной на помощь миротворцам в Южную Осетию, и пограничников.
Поэтому, когда на 4-й военной базе РФ в Южной Осетии назрела необходимость в войсковом священнике, кандидатура отца Андрея сразу была утверждена. Его уже и так знали как батюшку, оказывающего духовно-нравственную поддержку военнослужащим. Таким образом, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и после напутственных слов Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона в 2011 году священник Андрей Зизо вступил в должность помощника командира военной базы по работе с верующими военнослужащими.
«Основная задача войскового священника — разъясняет отец Андрей, — позитивно воздействовать на военнослужащих для улучшения результативности воинского труда. Ни много ни мало. Укреплять, наставлять, помогать военнослужащим в их ответственном воинском служении».
В республике Южная Осетия несколько тысяч военнослужащих со всей России. Они дислоцируются по подразделениям, разбросанным по всей южноосетинской территории. Расстояния между подразделениями приличные — 50-100-170 километров. Все эти годы приходилось ездить на машине с утра до вечера. Это не считая того, что военному священнику необходимо еще участвовать в походных учениях. Тяжело? «Кто в пехоте не бывал, тот об армии не знал», — отшучивается батюшка. Впрочем, выглядит батюшка повоенному подтянутым, ходит легко, быстро, да и всегда таким был. Поэтому можно допустить, что служба в армии хотя и тяжела, но физически подготовленным людям здесь легче, чем тем, кто до службы «жизни не видел», спортом не занимался и сутками просиживал за компьютерными играми.
В качестве примера священник вспомнил один такой случай. Молодой человек, разрабатывавший до призыва в армию компьютерные программы, просто «не потянул». Армия для него оказалась тем испытанием, которое он не смог преодолеть. И в результате его пришлось комиссовать. Священник считает, что здесь имеют место не только ошибки юности, не только невнимание со стороны родителей, но и недоработка военкоматов, подбирающих для воинских частей военнослужащих по призыву. В частности, не всегда учитывается социальный статус, профориентация, смотрят сквозь пальцы и на некоторые физические немощи.
Еще одна проблема — отсутствие патриотического воспитания. «Система формирования патриотического служения, хорошо развитая в былые времена, сейчас практически утеряна. Немало военнослужащих срочной службы приходят в армию как в мир иной, многое для них открывается заново. Конечно, для них это стрессовая ситуация!», — считает отец Андрей.
Зачастую ему с новобранцами приходиться работать как с маленькими детьми: объяснять, успокаивать, даже проявлять некоторую строгость — для вразумления.
Дедовщина, когда старослужащие заставляют молодых солдат выполнять возложенные на них обязанности, сегодня проявляется в малой степени. А вот воинские преступления случаются. Как правило, их совершают те, кто не хочет служить в армии и кому вообще свойственно неадекватное, агрессивное поведение.
По словам священника, в настоящее время сложилась порочная практика, когда за воинские преступления наказывают не только самих провинившихся, но и старших по званию офицеров, своевременно не предотвративших преступление. Но офицер не должен выполнять функции полицейского. И не потому что не в состоянии стопроцентно контролировать ситуацию. Перед офицерами стоят разнообразные задачи по обучению личного состава спортивной, строевой и боевой подготовке.
«Я неоднократно выступал в защиту офицеров, в прошлом году говорил об этой проблеме на Образовательных Рождественских чтениях в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. Совершившие воинские преступления — взрослые люди, они давали воинскую клятву и должны в полной мере нести ответственность за содеянное», — говорит отец Андрей.
Среди военнослужащих и гражданского персонала 4-й военной базы несут службу представители разных мировых религий и конфессий: православные христиане (их, конечно, абсолютное большинство), католики, протестанты, старообрядцы, члены Армянской церкви, мусульмане. Со всеми приходилось работать. И как отмечает священник, проблем, связанных с неуставными отношениями на религиозной почве, на военной базе не возникало.
Руководство 4-й военной базы с пониманием относилось к деятельности священника и всячески ему содействовало. Как следствие, во всех гарнизонах организованы домовые храмы, молельные комнаты, имеется храм-палатка, при этом никакого недостатка в церковной утвари нет.
«Хочу передать искреннее слова благодарности Владыке Тихону, который в свое время благословил обратиться к настоятелям храмов Новосибирской Епархии с просьбой пожертвовать книги и церковную утварь для военнослужащих 4-й военной базы», — сказал священник Андрей Зизо, добавив, что аналогичную работу провели и московские священники, собрав в храмах для российских военнослужащих в Южной Осетии всё самое необходимое.
В Южной Осетии действует Аланская епархия, которая входит в неканоническую юрисдикцию Церкви истинно-православных христиан Греции, не имеющей с Русской Православной Церковью евхаристического общения. Поэтому за духовным попечением многие местные жители обращались именно к отцу Андрею.
Государственный советник Президента Республики Южная Осетия Жанна Зассеева в своем отзыве о служении протоиерея Андрея Зизо писала, что к отцу Андрею приходили люди со всего города, чтобы помолиться вместе с ним, послушать его, испросить духовного совета.
За годы своего служения в должности воинского священника отец Андрей успел сдружиться с офицерами военной базы. Признается, что расставание было сердечным.
«С благодарностью Богу, Владыке Тихону за его архипастырское попечение хочу пожелать всем российским военнослужащим Божией помощи, неленостного и неложного исполнения своих обязанностей — не за страх, а за совесть. И сказать родителям призывников: не беспокойтесь! Контроль в армии достаточный. Но нужно готовить детей к службе в армии, заниматься их духовно-нравственным и патриотическим воспитанием. Объяснять им, что в защите рубежей нашего Отечества особую пользу приносит тот, кто прошел подготовку в армии и на флоте», — говорит священник.
«Господь да сохранит воинство наше от всякого зла и супостата!»
Дмитрий КОКОУЛИН
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3177 |