|
||||||||||||||
Радость от трезвой жизни«Трезвитесь, бодрствуйте» (1 Пет. 5, 8)
Расплата за идеологию
В настоящее время все специалисты, занимающиеся аддиктивными расстройствами, полностью соглашаются со священнослужителями, которые всегда утверждали, что зависимости (алкоголизм, наркомания и пр.) являются следствием бездуховности. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви записано: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров… Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов».
Православная Церковь, понимая всю тяжесть проблемы и проявляя глубокое милосердие, оказывает страждущим алкогольной и наркотической зависимостями духовную поддержку. В 2004 году по благословению Владыки Тихона в Новосибирской Епархии был организован православный реабилитационный центр для людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостями. Руководит центром настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин. Сегодня центр состоит из нескольких мужских и одной женской общин, и о его деятельности знают во всей стране. В Александро-Невском соборе все эти годы регулярно проводятся молебны и духовные беседы как для самих зависимых, так и для созависимых, то есть их родственников, страдающих от пьянства любимых людей не меньше, а порой и больше.
Трезвое общество
Во многих епархиях сегодня создаются не только реабилитационные центры, но и православные общества трезвости. Такое общество по благословению Правящего Архиерея было создано и в Новосибирской Епархии в феврале 2013 года. Руководителем Епархиального общества трезвости в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» был назначен клирик Александро-Невского собора иерей Димитрий Полинкевич.
«Однажды, — рассказал священник, — в наш собор обратились несколько человек, в свое время прошедших реабилитацию от наркомании в Епархиальном реабилитационном центре. Ребята перестали употреблять наркотики, однако нашли им замену — алкоголь. Со временем они почувствовали, что стали зависимы от спиртных напитков, но самостоятельно отказаться от алкоголя у них не хватило сил. И тогда они предложили создать православное общество трезвости, члены которого оказывали бы друг другу братскую, а также молитвенную поддержку, вместе воцерковлялись».
Члены общества трезвости регулярно встречаются в соборе Александра Невского.
Такие встречи необходимы, и чем чаще они будут происходить, тем лучше, считает отец Димитрий. Не только потому, что они являются профилактикой срыва, но потому, что сиюминутное освобождение от страсти еще не говорит о том, что человек в настоящий момент здоров. Многие зависимые, отказавшись от спиртных напитков или любимого наркотика, хоть и не опьянены, но по своему поведению не кажутся здоровыми, трезвыми (целомудренными): замыкаются в себе, сторонятся людей, становятся эмоционально несдержанными, раздражительными. А встречи в храме, на которых люди откровенно делятся своим опытом борьбы со страстями, опытом трезвения, жизненными успехами после отказа от наркотиков и алкоголя, помогают им справиться с плохим настроением, пробуждают в них живой интерес к трезвой жизни.
Сегодня общество трезвости состоит из двадцати наиболее активных членов, которые еженедельно собираются в соборе для общения друг с другом. Это костяк общества. Однако помимо этих людей на собрания приходят их родные, близкие, друзья, знакомые, знакомые знакомых — в се те, кого так или иначе коснулась проблема зависимостей, или кого просто привлекает трезвость как образ жизни, как важная часть православного мировоззрения, способствующего спасению души.
Словом, сюда принимают всех желающих, независимо от того, злоупотреблял ли кто-нибудь из них алкоголем или же употреблял наркотические средства.
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», — напоминает отец Димитрий слова Апостола (1 Петр. 5, 8). Это предостережение относится ко всем людям, потому что на самом деле пагубных зависимостей не счесть, и впасть в любую из них легко, если человек проявляет духовную беспечность.
Кто-то, попав на собрание однажды, потом приходит сюда снова и снова, не пропуская ни одной встречи. Кто-то ходит с некоторой периодичностью. Но совершенно очевидно, что для любого человека, проявившего искренний интерес к православной трезвости, даже одна встреча с православными трезвенниками (людьми, кстати, яркими, неординарными, целеустремленными, жизнерадостными) не будет напрасной.
Обет трезвости — это молитвенное прошение
Желательным этапом членства в обществе является обет трезвости. Это отнюдь не новшество в православии, замечает священник Димитрий Полинкевич. О православной трезвости и православном обете трезвости говорил известный российский педагог и ученый Сергей Александрович Рачинский (1833-1902). Он сам и многие учащиеся организованной им народной школы, не имея проблем с алкоголем, тем не менее принимали в церкви обет трезвости на год, а по истечении этого времени обет повторяли, причем каждый год желающих дать такой обет становилось все больше. Эти люди являли собой пример православной трезвости, то есть духовного и физического трезвения ради спасения человеческих душ и собственной души в том числе.
Еще один пример подвижника православной трезвости — священник Александр Рождественский (1972-1905), основатель знаменитого Александро-Невского общества трезвости при Воскресенском храме в СанктПетербурге. После каждой литургии, которую служил отец Александр, десятки людей принимали обет трезвости — к то-то на три месяца, кто-то на год. Кстати, никто и никогда не видел, чтобы отец Александр даже в юношестве и даже на праздник хотя бы пригубил вино.
«Ну а как можно проповедовать трезвый образ жизни, не являясь примером для людей, желающих освободиться от зависимости, призывать к трезвости, когда сам не трезвишься?», — спрашивает отец Димитрий. У самого отца Димитрия отношение к алкоголю всегда было нейтральным. Но когда он начал работать со страждущими от винопития и наркомании, а также с их родственниками, то решил вообще отказаться от алкоголя.
Рассуждая об обете трезвости, священник Димитрий Полинкевич поясняет: «Я понимаю обет трезвости как обещание Господу отвергнуть винопитие. Одновременно это и испрошение у Бога помощи в том, чтобы жить трезво. Здесь имеется в виду не только физическая, но и духовная трезвость. А жить духовно трезво — это значит жить во Христе, в согласии с верой и учением Православной Церкви. Поэтому обет трезвости — это не клятва, тем более что и Господь говорит "не клянитесь". Это молитвенное прошение».
Для того, чтобы дать обет трезвости, зависимый человек должен по крайней мере несколько месяцев воздерживаться от алкогольных напитков или наркотических веществ. Хорошо, если кто-то из членов общества засвидетельствует его готовность взять на себя обязательство жить трезво.
Человек дает обещание перед Крестом и Евангелием при всех членах общества трезвости, а затем подписывает обетную грамоту, которая остается у него как напоминание данного им обета Богу. Случается, что обет трезвости дают и его родные, например, супруга, которая не страдает от зависимости, но этот ее шаг является для страдающего зависимостью от алкоголя или наркотиков существенной поддержкой.
«Существуют многочисленные свидетельства людей, давших обет, что Господь не оставляет их без помощи, помогает, укрепляет настолько, что обет не становиться обременительным — напротив, человек исполняется духовной радостью, с которой не хочется расставаться, обретая целостность, осмысленность и душевный мир в полноценной, трезвой жизни», — говорит священник.
Дмитрий КОКОУЛИН
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2444 |