|
||||||||||||||
Пасха Красная: от смерти к жизни, от земли к небуПасха — Светлое Воскресение Христово — является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, и богослужение этого праздника отличается необычайной торжественностью. Почему и к светлой заутрене в эту святую ночь так стремятся люди в храм Божий. Идут не только верующие, но и те, кто своим сознанием еще далек от православной веры. Идут они сюда не просто, чтобы увидеть всю красоту этой службы. Душа, данная Богом каждому человеку при его рождении, стремится к истине, жаждет вечной счастливой жизни. Господь с отеческой лаской и радушием приемлет всех. В «Огласительном слове» Иоанна Златоуста, читаемом в конце утрени, святитель призывает:
«Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!»
Православные верующие ожидают наступления Пасхи, готовя себя к этому празднику долгие недели Великого поста — Святой Четыредесятницы. Это период молитв, служб, духовных и телесных подвигов. Празднику Воскресения Христова предшествует Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения. В Великую субботу по обычаю в православных храмах освящаются пасхальные яйца, пасхи и куличи, вкушение которых в первый день праздника напоминает о Причащении истинной Пасхи Христовой и соединяет всех верных во Иисусе Христе.
Пасхальная служба, воспевающая победу Господа нашего Иисуса Христа над врагом нашего спасения, начинается в полночь с субботы на воскресенье. Задолго до полуночи верующие стекаются в храм и благоговейно ожидают наступления светлого праздника Пасхи.
Этот день отмечен великим торжеством, чудом схождения благодатного огня на Святой Земле в Иерусалиме, в православном храме Воскресения Христова. Огонь нисходит на Гроб Господень, где Он был погребен после крестной смерти и воскрес. Огонь, сходящий каждый год в Великую субботу перед Пасхой, называется благодатным потому, что несет с собой благодать от Бога — благодать, которая освящает человека, освобождает от грехов, исцеляет болезни, дает духовные дары. Очевидцы этого чуда отмечают его невещественную природу — появляется он в виде молний, искр, облака, росы; первые минуты огонь не опаляет, не жжет, потом его свойства, как огня, становятся обычными. Как Светлое Христово Воскресение знаменует духовное обновление, победу добра над злом и вечного света над вечной тьмой, так и сошествие небесного огня на Гроб Господень знаменует ту же победу и очищение мира через огонь.
И вот торжественный благовест — ликующий пасхальный трезвон возвещает о наступлении Светоносного Праздника Воскресения Христова. Крестным ходом священнослужители и молящиеся с возжженными свечами в руках, выражая тем самым духовную радость Великого Праздника, обходят вокруг храма подобно женам-мироносицам, которые первыми пришли ко Гробу Господню по Его воскресении. Шествие останавливается у затворенных дверей храма, как бы у входа в Гроб Господень, и священник подобно ангелу, возвестившему мироносицам о Воскресении Христовом (Мк 16, 5-7), возглашает радостную весть. Двери открываются, и храм, залитый светом лампад и светильников, оглашается радостным: «Христос воскресе из мертвых!» Священнослужители приветствуют всех словами: «Христос воскресе!» На что верующие отвечают: «Воистину воскресе!»
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания — в продолжении сорока дней верующие при встрече приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение. В двух этих кратких фразах заключена вся сущность православной веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.
Мария ЗАВАРЗИНА
фото В. ОСИНЦЕВА
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1786 |