|
||||||||||||||
Протоиерей Димитрий Лазарев: «У православных может появиться своя больница»Пять лет назад, в июле 2011 года, в Марфо-Мариинской обители милосердия состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Соглашение подписали Святейший Патриарх Кирилл и тогдашний министр здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голикова. Однако в Новосибирске Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Новосибирским епархиальным управлением Русской Православной Церкви и Управлением здравоохранения Новосибирской области было подписано семью годами раньше, в марте 2004 года. Его подписали архиепископ (ныне Митрополит) Новосибирский и Бердский Тихон и Никита Львович Тов, руководивший тогда здравоохранением области. Хотя сам акт подписания Соглашения лишь узаконил уже сложившиеся добрые отношения Епархии с управлением здравоохранения, которые к тому времени уже длились десять лет.
Многое ли изменилось за одиннадцать лет официального сотрудничества? Есть ли перспективы дальнейшего развития взаимоотношений? С этими вопросами мы обратились к руководителю епархиального Отдела по связям с лечебно-профилактическими учреждениями Новосибирска, настоятелю храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при Государственной областной клинической больнице протоиерею Димитрию Лазареву.
Сегодня практически за каждым приходом закреплено то или иное стационарное лечебно-профилактическое учреждение. А то и несколько. К примеру, Александро-Невский собор окормляет областную и дорожную клинические больницы, гинекологическую больницу № 2, Новосибирский дом ветеранов. Покровский храм — Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии и военный госпиталь № 354. Храм в честь Всех святых в земле Русской просиявших в Академгородке — НИИ патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина, Новосибирскую центральную клиническую больницу, Медсанчасть № 168. И так далее.
Во всех крупных лечебных учреждениях Новосибирска организованы комнаты-часовни. А в Государственной новосибирской областной больнице — больничный храм. Когда-то администрация этой больницы даже предлагала Епархии построить на больничной территории здание церкви, возвести часовню. Однако, по мнению священника Димитрия Лазарева, отдельно стоящие от больничного корпуса храм или часовня проигрывают тем храмам и часовням, которые находятся внутри больничного здания.
«На территории Дорожной клинической больницы в 2006 году была построена очень красивая часовня в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Здесь совершаются молебны о здравии, на которые собираются пациенты больницы и их родственники, многие посещают часовню вне службы, просто чтобы поставить свечу, приложиться к иконам, помолиться о своем выздоровлении или выздоровлении родных и близких, — говорит батюшка. — Однако далеко не все пациенты могут свободно посещать часовню, поскольку для этого нужно одеваться, выходить на улицу, идти к часовне в обход больничных корпусов. Для этого требуются и силы, которых у больных немного, и время». Поэтому часовни, расположенные непосредственно в больничном корпусе, удобнее для посещения. Не говоря уже о храме.
Храм в честь иконы Божией Матери «Целительница» в Новосибирской областной больнице — яркий тому пример. Храм устроен в административном здании, которое совмещается переходами со всеми больничными корпусами. Это позволяет ослабленным больным из разных отделений приходить в храм, не выходя на улицу. Кого-то привозят в коляске. По причине удобного расположения в больничную церковь в течение дня приходят «на минуточку» помолиться, поставить свечку, написать записочку и сотрудники медперсонала, врачи.
Батюшка отметил: треть всех прихожан больничной церкви — беременные. Будущие мамы приходят перед родами исповедоваться и причаститься. Так что большое количество беременных на воскресной службе в больничном храме — вовсе не редкость и даже норма. В тяжелых случаях, когда ребенок рождается ослабленным, мамы приглашают священника в отделение реанимации новорожденных, чтобы он крестил младенца. Сами врачи этому нисколько не препятствуют.
Кстати о врачах. Следует признать, что многие невоцерковленные врачи, в отличие от невоцерковленных сотрудников медперсонала, страдают ложной стеснительностью: проходя мимо храма или часовни не перекрестятся, благословения у священника не возьмут, хотя один на один с батюшкой они оказываются намного смелее. Есть здесь что-то и от гордыни («увидят коллеги — что подумают!»), и от маловерия, и элементарного незнания, как должны вести себя православные люди.
Один христианин рассказал, как однажды, оказавшись в больнице, он пригласил батюшку, чтобы тот его исповедовал и причастил. Когда таинства был совершены, он отправился провожать батюшку до выхода. Как раз началось время посещения больных. Навстречу шли родственники пациентов, врачи, медицинские сестры, сами больные, но все старательно отворачивались от священника или просто смотрели сквозь батюшку, как будто его и не было вовсе. Тот человек тогда подумал: неужели действительно 80 процентов населения России считают себя православными христианами? Откуда же тогда такая робость?
Выслушав эту историю, отец Димитрий Лазарев в свою очередь рассказал, как на медицинском симпозиуме, который проходил в одном из городов европейской части России, к нему подошли известные светила в области медицины из «Пироговки» и при всех, не смущаясь, попросили у него благословения. А когда батюшка вслух выразил свое удовлетворение по этому поводу, удивились: «А у вас, в Новосибирске, разве по-другому, батюшка?»
Тем не менее, отношения у священника с главными врачами и сотрудниками управления здравоохранения области хорошие. Батюшка говорит, что к священному сану врачи относятся с уважением. Конфликтных ситуаций у него с ними никогда не было, хотя с главными врачами чаще приходилось встречаться именно по причине каких-то недоразумений, носящих преимущественно юридический характер. Но все проблемы с Божией помощью всегда удавалось урегулировать.
Что касается главного врача Государственной областной клинической больницы Анатолия Васильевича Юданова, то он всегда и по любым вопросам идет священнику навстречу. По словам батюшки, совсем недавно Анатолий Васильевич даже обещал помочь сделать в больничной церкви косметический ремонт.
Православное сестричество — вот великое подспорье для батюшек. Сестра милосердия — важный посредник между больными и священником.
«В какой-то момент каждый больной остается один на один со своей болезнью, особенно если болезнь серьезная, — говорит отец Димитрий. — Нередко он настолько глубоко погружается в эту проблему, что порой очень трудно вырвать его из этого тяжелого состояния, в котором он оказался. Ощущение великой несправедливости, беспросветность, бессилие, тяжелое уныние — это состояние сродни адским мучениям. Человек оказывается в аду еще при жизни. И вот здесь бесценную помощь душе больного оказывают сестры милосердия. Они рассказывают ему о Боге, Который всегда рядом, особенно когда человек болен. Нужно только постараться почувствовать Его присутствие, и тогда человек получает великое утешение. А для этого нужно сделать шаг навстречу Богу: начать молиться, прийти в храм, исповедаться, причаститься Святых Христовых Таин».
Священник говорит, что после первой в своей жизни Исповеди больные буквально преображаются. А некоторые даже идут на выздоровление без всякого специфического лечения. По глубокому убеждению отца Димитрия, это является результатом личной встречи с Богом, которая происходит в сердце человека.
Батюшка поделился историей, которую когда-то описал московский священник Александр Шаргунов. На приходе были две женщины. Одна — многодетная мать, много лет ходила в церковь, ее здесь все очень хорошо знали. А другая появилась совсем недавно, и о ней было известно, что живет она очень вольной жизнью, не по-христиански живет. И так случилось, что обе почти одновременно заболели одной и той же тяжелой болезнью. О первой молились всем храмом. О болезни же второй никто и не знал. И вот однажды батюшка вышел на амвон и объявил, что произошло чудо: Господь исцелил болящую! Все очень обрадовались, поскольку посчитали, что по их молитвам Бог исцелил многодетную мать. Но, оказывается, исцелилась та, другая, грешная….
«Может быть, таким образом Господь укрепил ее в вере? А может, молитва той грешницы была горячее, чем молитва многодетной матери, и, как следствие, именно здесь исполнились слова апостола: «Молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь»? — рассуждает отец Димитрий. — Бог весть...»
«В Новосибирской Епархии шестнадцать сестричеств милосердия и еще одно, семнадцатое, появилось совсем недавно — при при-
ходе во имя святителя Тихона Задонского в городе Оби», — говорит священник. Батюшка перечисляет самые крупные и известные в городе: «Сестричества в Академгородке, в Кольцово, при Свято-Троицком и Покровском храмах, при Александро-Невском соборе…»
Одно сестричество послабее, другое посильнее, но служат все одной цели — привести человека к Богу.
Батюшка рассказал и о паллиативной помощи, которая хорошо развита в европейских странах. Паллиативная медицина позволяет улучшить качество жизни неизлечимых больных, обездвиженных, страдающих хроническими болями. Само французское слово «паллиатив» (от латинского «покрывало», «ткань») раскрывает функции такой помощи: обеспечить должный уход, уменьшить страдания, покрыть пациента заботой, как теплым одеялом, чтобы он ощутил тепло и покой. Благодаря паллиативной медицине заграницей удается поставить на ноги и даже значительно продлить жизнь, казалось бы, абсолютно безнадежным больным.
«К нам приезжали специалисты из Германии, их опыт мы хотим перенять, чтобы помогать тяжело больным достойно переносить болезнь. Отделение паллиативной помощи недавно было открыто при кольцовской больнице», — сообщил священник.
Но и немцам есть чему у нас поучиться.Один немецкий доктор говорил батюшке, что в их работе имеется один серьезный пробел: они не оказывают духовной поддержки, хотя часто именно в ней так нуждаются больные люди.
В заключение отец Димитрий сказал, что на приходах и при монастырях нужно открывать консультационные врачебные кабинеты. Соответствующий опыт уже есть: консультацию высококвалифицированного кардиолога можно уже сегодня получить при Успенском храме на Затулинке. А в более отдаленной перспективе речь может пойти и об организации собственной православной поликлиники или даже больницы, считает священник Димитрий Лазарев.
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2697 |