Опубликовано 29.08.2015 в рубрике  Материалы НЕВ, Воскресная школа
 

Воскресная школа как средство духовного развития прихожан


В октябре начинается очередной учебный год в воскресной школе для взрослых Троице-Владимирского собора. Учащихся здесь познакомят с основами православной веры и духовной жизни, научат читать по-церковнославянски, переводить и понимать богослужебные тексты. Накануне «школьного звонка» наш корреспондент встретился с руководителем воскресной школы для взрослых игуменом Павлом (Григорьевым), наместником Михаило-Архангельского монастыря, настоятелем Троице-Владимирского собора, преподавателем Новосибирской Православной Духовной семинарии. Вот что он рассказал.
 
Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым, и оставаться невеждою.
Святитель Филарет Московский
ОБРАЗОВАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ОГЛАШЕНИЯ

Воскресная школа как средство духовного развития прихожанКогда-то на месте собора был большой пустырь, заросший коноплей. Да и сам район — Западный жилмассив — считался неблагополучным: уровень преступности здесь был едва ли не самым высоким в городе. С появлением величественного собора жилмассив внешне сразу преобразился, духовно-нравственное же преображение происходит постепенно. Призывно звучит по утрам и на склоне дня колокольный звон. Люди стали задумываться о своей душе, о горнем мире, потянулись к храму. Число «прихожан храма сего» растет год от года. Сегодня на воскресную службу собираются до пятисот христиан. При этом желающих креститься не становится меньше. Приходит много молодых людей. И нам нужно приложить немало усилий, чтобы образовать этих людей в христианском духе.

Это образование начинается с огласительной беседы перед таинством Крещения. Но это только первая ступень катехизации. Вторым немаловажным этапом воцерковления становится воскресная школа для взрослых. И мы постоянно убеждаем прихожан посещать нашу школу. Самообразование — это хорошо, оно необходимо. Но обучение в воскресной школе отличается от самообразования тем, что здесь преподаёт священник, которому от Бога дана благодать учительства. Именно поэтому нужно, чтобы в воскресной школе прихода преподавал именно батюшка, лучше всего настоятель прихода. К сожалению, зачастую в силу большой загруженности настоятель свою обязанность по преподаванию в воскресной школе перекладывает на диакона, или на алтарника, или вообще на рядовую сотрудницу храма. В итоге одна из самых важных обязанностей пастыря исполняется бабушкой. Знания, которые преподает пастырь, воспринимаются учащимися гораздо лучше. Как говорят, к преподавателю-священнику доверия больше.

МИРСКИЕ ДЕЛА ВАЖНЕЕ

Совершенно неверным является мнение, будто воскресная школа нужна только новичкам в Церкви, так называемым неофитам. Кроме новичков, у нас в школе занимаются люди, которые уже много лет ходят в храм. Помню, когда я преподавал еще в другом приходе, на первом занятии спросил у прихожан, кто составил 50-й псалом и при каких обстоятельствах. Из полсотни прихожан на этот вопрос смогли ответить лишь несколько. Один из них сказал, что об этом он узнал из кино. Потом выяснилось, что смысл утренних и вечерних молитв известен тоже немногим. Получается, что прихожане не пропускают воскресных служб, исповедуются, причащаются, живут жизнью прихода, но при этом, как оказалось, не знают элементарных вещей, которые христианин знать обязан. А потом, по окончании учебного года в воскресной школе, признаются, что за несколько месяцев приобрели больше, чем за все годы, потому что увидели и поняли то, что без разъяснений священника трудно увидеть и понять.

В то же время есть немало прихожан, которые не считают для себя необходимым учиться в воскресной школе. Причины тут бывают разные, но среди прочих есть лень и нерадение, а также несознательность. Но христианину необходимо познавать глубже свою веру, и даже маленькая крупица знаний уже способна всколыхнуть и существенно наполнить и преобразить духовный мир человека.

Говорят, у нас одна из самых больших школ: на каждое занятие приходит от 60 до 80 человек. Но меня удивляет, почему приходят не все прихожане — не все 500 человек? Наверное, им некогда. Ведь у каждого из нас всегда столько дел! Недавно мне рассказали об одном пастыре, который сразу после воскресной службы, пока люди не ушли, а еще подходят к иконам, уже выносит стул и начинает вести занятия. Чтобы хотя бы на выходе из храма люди услышали полезное для себя. Кто-то, конечно, остается, а кто-то и уходит, потому что мирские дела для них важнее. Но я знаю точно: из тех, кто понудил себя остаться, никто не пожалел!

«Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ТАКОЕ, И ЧТО С ТОБОЮ БУДЕТ»

Хочется привести слова святителя Филарета Московского, в которых выражена печаль о недостаточной сознательности прихожан, о лености их к усвоению спасительных истин нашей православной веры: «никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым, и оставаться невеждою. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем, и Своих последователей учениками? Прежде, нежели христиане начали называться христианами, они все до одного назывались учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? — первее всего учить все народы: шедше научите вся языки. Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа: не для тебя посланы апостолы; ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое, и что с тобою будет».
Воскресная школа как средство духовного развития прихожан
Только подумайте: если ты не изучаешь христианство, ты не ученик Христа! Эти слова не только обличают современников великого святителя — в большей степени это обличение относится к нам, сегодняшним христианам. Сейчас христиане еще в меньше стараются вникнуть в смысл церковных песнопений и всего читаемого в храме и дома. Хотя пособий к изучению веры сейчас гораздо больше, и уровень светского образования в целом выше. Проблема чаще не в недостаточности средств к утолению духовной жажды, а в большей мере в отсутствии самой этой жажды.

И тут перед пастырем возникает задача, как говорил старец Паисий Святогорец, «помочь измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу, чтобы освободиться от связавших его греховных пут». Пример такой заботы показал святой первоверховный апостол Петр в день Пятидесятницы перед народом израильским: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?» Что произошло? Апостол не стал навязывать им знания, но пробудил в них жажду к знанию истинного пути спасения. Сегодня мы говорим: «Так нерадиво жить нельзя. Это путь погибели». И у людей возникает естественный вопрос: «А как нужно жить, чтобы спастись?» Мы отвечаем: «В Церкви для этого есть всё, приходите и берите». Это прежде всего наше богослужение. Однако быть на службе и слушать молитвы вовсе недостаточно, чтобы понять православие. Необходимо осмысленное участие в церковных богослужениях и святых таинствах. В этом помогает воскресная школа.

Я ПОПРОСИЛ ЕГО ПРОЧИТАТЬ «ОТЧЕ НАШ», И ОН СДЕЛАЛ ПЯТЬ ОШИБОК

«О чем вы узнаёте на занятиях?» — спрашиваем у учащихся школы. «Обо всем!» — отвечают они. Действительно, люди получают знания о православной вере, об истории Православной Церкви, о богослужении и богослужебных книгах, о Священном Писании и Священном Предании, о церковнославянском языке, о жизни святых угодников Божиих, о молитве, о духовной жизни, о благочестивом поведении в храме.
Особое внимание уделяется изучению богослужения, его структуры и содержания. Учащиеся открывают для себя глубину и красоту богослужебных текстов, учатся переводить их с церковнославянского на современный русский язык. «Это дело очень ответственное и творческое», — признаются они. Все говорят о том, что перевод богослужебных текстов — а это, поверьте, очень непросто — помогает лучше понять строй богослужения, вникнуть в смысл составляющих его молитв.

Обучающиеся церковному чтению и пению могут применить полученные навыки в домашней молитве. Однажды ко мне обратился один наш прихожанин с жалобой на супругу, которая не хочет с ним исполнять утреннее и вечернее правило. Я попросил его прочитать «Отче наш», и он сделал пять ошибок: там неправильно ударение поставил, там окончание слова неправильно произнес. «Я с тобой тоже не смог бы молиться!», — сказал я ему и пригласил в воскресную школу. Сейчас он читает в одном храме Апостол на Литургии.

У нас некоторые ученики воскресной школы читают на клиросе, и не только в выходные дни. Приходят в храм и в будни, сразу после работы, и петь приходят. Теорию и историю церковного пения, а также практические занятия с пояснением смысла песнопений в школе преподает певчий соборного хора Роман Чуриков. У него с удовольствием занимаются и пожилые люди, и молодые. Даже если у прихожанина нет никаких перспектив в практическом смысле, все равно он начинает разбираться в церковном пении, начинает понимать, о чем и как поют в Церкви.

Занятия в нашей воскресной школе проходят по субботам (вечер субботы — это уже воскресенье). В 14.00 начинаются уроки чтения на церковнославянском языке. Мой урок начинается в 15.00, а заканчивается в 16.30, т.е. за полчаса до начала вечернего богослужения. В 16.00 я перехожу к переводу на русский язык песнопений (тропаря и кондака, а также стихир на «Господи, возвах»), которые будут звучать на всенощной. Нужно, чтобы люди понимали смысл праздника и знали, память какого святого сегодня празднуется.

Вообще за год мы изучаем всю структуру богослужения: что такое всенощное бдение, почему оно так называется, где заканчивается вечерня и начинается утреня, что такое Литургия. Очень важно, чтобы люди не просто слушали, часто не понимая слов и значения молитв, но осмысленно участвовали в богослужении. И потом, без понимания того, что происходит в храме, внимание человека рассеивается, он быстрее устает.

УЧЕНИЕ О ЛОГОСАХ — КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ИСТИНЫ

Отдельная тема для разговора — цикл догматический лекций, в которых я стараюсь приоткрыть перед учащимися Божественные истины, догматы. Это непростой материал. Например, учение о логосах преподобного Максима Исповедника. Приступая к этой теме, я сразу предупреждаю, что придется сосредоточиться, чтобы хотя бы приблизиться к пониманию этого знания. И если ученики к концу цикла признаются, что они раньше ничего не знали о православии — это уже результат. Спросите, к чему такая сложная тема?

Дело в том, что вся христианская догматика очень хорошо разъясняется учением преподобного Максима Исповедника. Больше того, это учение во многом послужило формированию современной науки — естествознания и философии. Великий византийский богослов заложил основы для развития науки. Без его учения науки как системы знаний просто не было бы. Для ее развития не хватало метода, правильного подхода, что в полной мере дает учение Преподобного. И если понять хотя бы толику того, о чем говорит преподобный Максим (а в его трудах раскрывается учение о Пресвятой Троице, христология, учение о спасении и многое другое), то по-новому начинаешь понимать духовную жизнь. По-новому воспринимается богослужение, по-новому начинаешь воспринимать Апостол, Евангелие, Псалтирь. То есть это один из тех ключей, которым открывается дверь к пониманию православной догматики.

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

В школе занятия проходят в виде лекций с использованием проектора, бывают вопросы и ответы. Мы стараемся, чтоб люди слушали со вниманием, все понимали, могли бы задать вопрос. Однако использовать в процессе обучения метод беседы я не стремлюсь. Во-первых, потому что часто люди либо уходят от темы, либо начинают задавать «актуальные вопросы»: как найти супруга (супругу), как вести себя в рабочем коллективе, как урезонить отбившегося от рук ребенка и прочее. Господу тоже задавали подобные вопросы, но Он старался возвысить своих слушателей до духовных вопросов. Давайте вспомним Евангелие. Когда к Господу обратился человек с просьбой, чтобы Спаситель указал брату его разделить с ним наследство, Господь говорит ему: «Кто поставил меня разбирать ваши тяжбы?». Или когда другой человек просил разрешения прежде похоронить отца своего, Господь говорит: «Иди и возвещай Царство Бога». То есть не о том надо думать — о Царствии Небесном нужно помышлять, о спасении своем и ближнего. Поэтому священник не всегда должен опускаться до уровня задающих подобные вопросы, но должен суметь поднять их запросы на духовный уровень. Вот и в Церкви в просительной ектении мы просим не только о житейских нуждах, но и «оставления грехов и прегрешений наших» и «христианския кончины живота нашего», и «добраго ответа на Страшнем судищи Христове».

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

У нас есть домашние задания — шестьдесят вариантов. Например, нужно перевести на русский язык и дать толкование одной молитвы из вечернего и утреннего правила, одной песни из покаянного канона Господу или из канона Пресвятой Богородице, одной воскресной стихиры на «Господи, возвах» и так далее. Если отвечать полно, то на все ответы уходит обычная 12-листовая тетрадка. Нужно видеть, с каким удовольствием готовят наши учащиеся ответы, как старательно записывают их в тетрадь. А мы потом проверяем их работу и ставим оценки. Бывает, что и тройки, и даже двойки. Но я требую обязательной работы над ошибками и пересдачи. В результате у нас все равно все должны получить пятерки. И обязательно у всех должны быть пятерки по чтению. Это наше требование. Но оно выполнимо. Даже если при приходе в школу человек в глаза не видел церковнославянской азбуки, то к концу учебного года бывает так, что он у нас уже читает на клиросе.

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ — ЧАЕПИТИЕ

За полчаса до вечерней службы занятия заканчиваются. Начинается чаепитие, ведь нужно подкрепиться перед богослужением. Многие к нам приезжают издалека, им особенно нужно взбодриться, восстановить силы. У нас есть несколько пятилитровых термопотов, кто-то всегда приносит печенье, конфеты, сахар, иной раз пекут пирожки и даже большие пироги. На приходе люди знают друг друга в лицо, но в воскресной школе уже происходит знакомство, а чаепития способствуют еще большему сближению друг с другом. Таким образом, воскресная школа сплачивает народ, у прихода появляется свой актив, ядро, что изрядно помогает в приходской жизни. Учащиеся занимаются подготовкой помещения для занятий, помогают в уборке храма, охотно откликаются на просьбы о помощи в деле организации занятий школы. Совместная деятельность объединяет нас, укрепляя духовные связи между прихожанами, формирует чувство соборности.

Вообще в школе не только и не столько дается религиозное образование, сколько создаются условия для воспитания и духовного развития прихожан собора.

Ученический класс воскресной школы для взрослых — это порядка 60 учащихся возрастом от 20 до 70 лет. Начало учебного года — в октябре, окончание — в мае следующего года. Занятия проходят по субботам и воскресеньям на втором этаже Троице-Владимирского собора. Подробно о школе можно прочитать на сайте собора http://tsobor.cerkov.ru

Приглашаю!

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 3976

Ключевые слова: Троице-Владимирский собор, воскресная школа, Епископ Павел (Григорьев)

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

ВОСКРЕСКА

социальная сеть для педагогов православных школ

Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (18)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930