|
||||||||||||||
Ирина Луканева. Почему люди не читаютПочему люди не летают? Ну почему люди не читают так, как птицы? Почему не запускают в пеструю россыпь буквиц своих блестящих внимательных глаз, не клюют сладких, хорошо промороженных ягод с дерева премудрости, коего корень, правда, горек, зато плод... Неужели объелись? «Книги суть реки, напояющие Вселенную»,– сказал древнерусский летописец. Но не спешат нынешние отроки и юницы пить из этих рек, не приникают ни к кастальскому ключу поэзии, ни к вешним водам вечной классики, ни к Святому источнику духовных книг... Давятся голубым салом, лениво жуют розовые конфетки женских бульварных романов, прихлёбывают пивко скабрёзностей, залпом глотают фантазийный спрайт – словом, не дают себе засохнуть. А кое-кто, как говорил Гоголь, и вовсе ничего не читал... и вроде не засох, цветёт. Чего люди хотят от чтения? Того же, чего вообще от жизни – чтобы поинтересней. Чтобы легко. Чтобы ещё попроще. Картинки и подпись, лучше на албацком языке, чтобы у читателя не было комплексов насчёт малой грамотности. Так ли всё плохо? Может, не так, а как-то по-другому плохо? Когда-то, при царе Горохе, была всеобщая неграмотность среди крестьян... «Два века назад могли читать только те, у кого были время и возможность. Где тут читать крестьянину, который с утра до ночи поле пахал? А помещик мог выбирать, чем ему от скуки заняться: читать, или на диване лежать, или укреплять сельское хозяйство» (Анна, 11 класс). Сейчас и время, и книги есть, читай не хочу. Не хотят. Не читают. Но понимание есть: «Мне 16 лет. Читаю, к сожалению, очень мало, в основном, познавательную литературу (?), заставляю себя. Человек без книги – духовный овощ, так как у читающего человека развито воображение, хорошо поставлена речь и высокая граматность написания» (Икс, 10 класс). Комментарии нужны или и так сойдёт? А вот и крик души: «Почему я мало читаю? Меня в детстве заставляли читать, под угрозой наказания, вследствие чего (какой слог! Какие запятые!) у меня появилось отвращение... Не заставляйте детей читать! Ищите другие способы» (Игрек, 10 класс)... Какие, мальчик, скажи, а то страшно, про овощ... Может, всё же ремнём, а то пока мы здесь рассуждаем, неграмотность – она же растёт, нравственность – она же падает... «Мы, молодые, стали читать меньше потому, что нам перестало это быть интересно. Раньше не было других возможностей развлечься, разнообразить свою жизнь...» Собственно, между нонеча и давеча разница не так уж велика. Ещё Пьер Безухов ответил Наташе, когда они говорили о её брате Николае, читающем, на досуге и по возможности, каждую купленную книгу: «Так ты говоришь, для него мысли забава...— Да, а для меня все остальное забава». Основная масса грамотного народа так и относилась к книге – потребительски: отчего не почитать, если делать нечего? Сложилось представление о дозволенном, культурном, безопасном и недорогом досуге; можно, например, в театр сходить, но это дороже. Ребёнок сидит читает – родители довольны: вот он тут, а не в подвале с наркоманами. Самим читать не обязательно – мы люди взрослые, занятые, всю эту школьную скуку (всяких Толстых и Достоевских) давно прошли и благополучно забыли, не учите нас жить, лучше помогите материально. Нет, не все взрослые таковы, нет, конечно, мы культуру уважаем, мы всё понимаем, но не можем, честно-честно, устраивать домашние чтения вслух или что там ещё предлагают книжные дон-кихоты. Надо прежде всего детей кормить, зарабатывать, для чтения с детьми есть, в конце концов, учителя, им за это деньги платят. И вообще, уважаемая учительница, вы сейчас что, Шопенгауэра читаете? Или Донцову? Ну и вот. Возразить на это нетрудно. Хотя бы этот вечный аргумент: детей надо кормить, зарабатывать... что ж, святое дело. Но есть и другие дела, не менее святые: окормлять. Есть ведь и интеллектуальный голод, и духовная жажда. Пока ещё есть. Впрочем, не будем увлекаться спорами... я вообще давно не видела голодных детей (слава Богу!), а вот слишком дорого одетых, снабжённых дорогущими гаджетами – более чем. Так почему люди не читают? А потому, почему и не летают: отяжелели. Фастфуда везде полно, а духовной жажды нет как нет.
Часто, удручающе часто мы видим книги у мусорных машин. Кто-то скажет: ну и что? Значит, людям не надо, благосостояние растёт, вон старый шкаф-страхолюдину (может, ещё чей-то дедушка делал, до войны) выкинули наконец-то, купили новый, «Икея», ну вы знаете, как у всех, а книги куда? Сейчас не модно всякую пыль в доме держать (так и вспомнишь героя Маяковского: я ж расту, я зеркальным шкафом интересуюсь...) И рассуждают так не подростки (им, в общем-то, всё равно, к сожалению), а зрелые дамы средних хозяйственных лет – что лишнее в этой жизни, что нужное. И почему это наши дети не читают?
Сноска. Граждане! Если вам не нужны Толстой и Достоевский (вы уверены?), если детские книжечки, которые когда-то читал ваш малыш, не ассоциируются в вашем сознании ни с чем, кроме мусора,– возьмите себя в руки, а руки в ноги и отнесите книжки на полку буккроссинга или к дверям библиотеки (там занимаются подобными вопросами и приютят ваши книжки, это точно. Можете не объясняться – оставьте, и всё). Помните: КНИГАМ НА ПОМОЙКЕ НЕ МЕСТО, ОНИ НЕ МУСОР! Увидят ваши дети и быстренько сделают выводы своим молодым острым мозгом – и про чтение, и про вас...
«Люди летают, да ещё как! Именно это происходит с человеком, читающим хорошую книгу. Открываешь страницу – и узнаешь о ком-то жившем триста лет назад, но ты его понимаешь, и он тебе родной и близкий, и книгу эту уже не отпустишь, она навсегда с тобой...» (10 класс, София, что, как известно, значит «мудрость»). «Читать для нас – как ходить. Или как дышать... Я читала, читаю и буду читать. Читаю взахлёб, глотаю книги одну за другой (Переваривать успеваешь? прим. авт.) Я окунаюсь в книги, и они питают меня»... «Книги меня, безусловно, воспитывали. Они дали мне мой характер, а точнее сказать, со мной им поделились герои моих любимых произведений... Книги дали мне жизненные ориентиры... Они мои собеседники, мои учителя-наставники, братья... Нет того, чем бы я не могла с ними поделиться, и нет того, что они скрыли бы от меня, а если что-то и скрывали, то со временем, когда они считали, что пора, они раскрывали свои тайны... Книги для меня целый мир, и я не очень-то хочу пускать в него посторонних...» И ещё: «Чтение детерминирует вербальную аддитивность»... (Ксения, 10 класс; написала статью о книгах, 35 страниц, 7 глав). Так может, надежда ещё есть? «Среди моих одноклассников вряд ли найдётся такой, чтобы не читал, причём много, постоянно. Да-да, не удивляйтесь, ваши дети читают, да ещё как! Скажу больше: среди молодёжи читать сейчас модно!.. Другое дело – ЧТО мы читаем...» (Ксения, 10 класс). Постскриптум. Всё же наши дети читают... иногда. Но что они читают? Интерактивный визуальный роман. Вы читали? Я пробовала. Застряла: времени нет. Пастиш... Слыхали? По-моему, весьма интересно: весело, по крайней мере, и требует подготовки. Почему мы не читаем с ними, не слушаем их советов, заранее не уважаем их выбор? Как, вероятно, говорили наши образованные предки: зачем какой-то Пушкин с легкомысленными и не очень приличными Русланами – Людмилами и какой-то роман в стихах, когда есть Ломоносов и Державин? Предлагаю дать слово юным (они возьмут, кто б сомневался) ...
Всем уже давно ясно, что сейчас есть сильнейшая альтернатива чтению – компьютер. Но об этом разговор особый, в другой раз. Ирина Луканева
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1464 |