|
||||||||||||||
Работа Комиссии по канонизации при Новосибирской епархии, на примере сбора материалов для прославления священномучеников НовосибирскихПротоиерей Виталий Бочкарев (Новосибирский Епархиальный вестник №1 2004) За тысячу лет бытия Русской Церкви к сонму святых было причислено великое множество наших соотечественников. Преподобные и благоверные князья, святители и Христа ради юродивые, — все они стали молитвенниками за Русь. До 1917 года среди прославленных русских подвижников было очень мало святых мучеников. Но во время революционных потрясений и в последующие годы Российская Земля обагрилась кровью огромного числа христиан, жизнь и мученическая кончина которых стали свидетельством господства духа над плотью, фактом непобедимости христианского терпения и мужества. После подтверждения известия об убийстве в Киеве митрополита Владимира (Богоявленского, + 1918), Всероссийский Поместный Собор 1917 — 18 годов принял Определение «о мероприятиях, вызываемым происходящим гонением на Православную Церковь». В Определении в частности указывалось: «1. Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за Православную Веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках. 2. Совершить торжественные моления: а) поминальное об упокоении со святыми усопших и б) благодарственное о спасении оставшихся в живых. 3. Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января [старого стиля, т.е. в день кончины митрополита Владимира — прот. В. Б.], или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников... 7. Напечатать и раздать членам Священного Собора к их отъезду из Москвы краткое сообщение о пострадавших в нынешние дни гонений за Православную Веру и Церковь для распространения среди православного народа... 9. Поручить Высшему Церковному Управлению собирать сведения и оповещать православное население посредством печатных изданий и живого слова о всех случаях гонений на Церковь и насилия над исповедниками Православной Веры.»
Сообщения об убийствах и арестах архиереев, священников, монахов и мирян неоднократно звучали на заседаниях Поместного Собора, помещались в церковной периодике 1918 — 1919 годов, выходившей на территории, неконтролируемой советской властью. После окончания гражданской войны открытое поминовение за богослужением имен убиенных за веру практически прекратилось. Вызвано это было тем, что деятельность всех убитых в предыдущие годы православных христиан стала признаваться как правило контрреволюционной. Но несмотря на это, память о новомучениках и исповедниках российских хранилась в церковном народе. Многие священники и епископы поминали их имена за проскомидией. В 1940-е годы делаются первые попытки систематического изучения подвига новомучеников: в 1949 году в США выходит первый, а в 1957 году — второй том собрания материалов «Новые мученики Российские» протопресвитера Михаила Польского. В этой книге были собраны доступные составителю материалы: личные воспоминания участников событий, сведения из белогвардейской, зарубежной и советской периодики с описанием положения Церкви в период гражданской войны, судебных процессов над духовенством, изъятия церковных ценностей, разрушения храмов и монастырей и вскрытия святых мощей. В послевоенное время все эти источники, в том числе и большинство советских газет и журналов, стали практически недоступными для исследователей в СССР, поэтому для очень малочисленных читателей этой книги в России эта книга была страшным откровением о недавно произошедших событиях. В 50-е годы начал свою работу над каталогом русских архиереев XX века митрополит Мануил (Лемешевский). В этом многотомном исследовании приведены биографические справки о многих архиереях, пострадавших в годы гонений, хотя о самих же фактах арестов, ссылок, а тем более казней архиереев митрополиту Мануилу открытым текстом писать было невозможно. Чаще всего биографические справки об убиенных Владыках заканчивались словами: «с такого-то времени епархией не управлял, по некоторым данным умер», В 70-е годы были написаны книги отечественных исследователей, посвященные подвигу новомучеников и исповедников. Первоначально эти исследования имели хождение в «самиздате», затем некоторые из них были изданы за границей. К сожалению, авторы этих книг, не имевшие возможности работать в закрытых фондах советских архивов, допустили в своих исследованиях большое количество неточностей и фактических ошибок. В 1981 году Синод Русской Зарубежной Церкви совершил канонизацию Собора новомучеников Российских во главе с императором Николаем II. Данная канонизация, продиктованная прежде всего политическими настроениями русской эмиграции, была проведена без тщательного предварительного исследования обстоятельств жизни и кончины прославленных лиц. В результате в числе канонизированных оказались лица, высказывавшие в своих произведениях неправославные взгляды, и даже несколько католиков и протестантов. Изменения в российской политической обстановке, позволили отечественным исследователям в конце 80-х — начале 90-х годов начать изучение комплекса архивных материалов, отражающих историю Русской Церкви XX века. В это время выходят в свет многочисленные статьи и книги, повествующие о русских новомучениках. В апреле 1989 года была образована Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации. Председателем Комиссии со времени ее образования является митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который так представил ее цели: «Комиссия, открытая для участия всех, является координирующим научно-исследовательским органом в подготовки канонизации подвижников веры. Она прежде всего изучает основания для причисления к лику святых... Любой канонизации предшествует исследовательский этап, и наша Комиссия взвешенно и тщательно готовит материалы к канонизации. И только после рассмотрения и изучения этих материалов Комиссия, если сочтет их обоснованными для канонизации..., представляет их Святейшему Патриарху и Священному Синоду. После этого Архиерейский или Поместный Собор по рассмотрении материалов принимает решение о канонизации. Как мы видим, канонизация святых является результатом соборного рассмотрения и вовсе не отдельной исследовательской группы ученых-богословов Комиссии». На Архиерейском Соборе 1989 года состоялось прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и веся Руси. Это была первая канонизация святого, жившего в послереволюционное время и подвергавшегося репрессиям со стороны советского государства. В последующие годы на Архиерейских Соборах были прославлены для общецерковного почитания 12 новомучеников. Кроме того, по благословению Святейшего Патриарха, были установлены празднования многим местночтимым новомученикам и исповедникам в отдельных епархиях. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года было прославлено 813 новомучеников и исповедников Российских, свидетельства о подвигах которых были получены из 35 епархий. Кроме того в Собор новомучеников и исповедников Российских были внесены для общецерковного почитания имена 112, ранее прославленных местночтимых мучеников и исповедников. Выступая на Архиерейском Соборе 2000 года, председатель Синодальной комиссии по канонизации митрополит Ювеналий указал на те критерии, которыми руководствовалась Синодальная комиссия при отборе лиц для прославления на Соборе. Обязательным условием для прославления является принадлежность прославляемого лица к Православной Церкви. Поэтому Комиссия сочла невозможным представить на рассмотрение Собора материалы о лицах, хотя и пострадавших в ходе послереволюционных репрессий, но принадлежавших к обновленческому, украинским автокефалистскому и самосвятскому и григорианскому расколам, не принесшим покаяния и не воссоединившимся с Русской Православной Церкви. Но в своей дисциплинарной практике Православная Церковь иначе, чем к обновленцам, григорьевцам и автокефалистам, относилась к присоединяемым из так называемых «правых» расколов; они принимались по покаянии в сущем сане — в том, какой могли получить в отделении от законного Священноначалия. Поэтому среди лиц, прославленных на Соборе есть и так называемые «непоминающие», то есть те, епископы и их приверженцы среди священнослужителей и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией назначенного митрополитом Петром Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита (потом Патриарха) Сергия — прекращал возношение имени Заместителя за богослужением и таким образом порывал каноническое общение с ним. Но порвав с Заместителем Местоблюстителя, они, как и сам митрополит Сергий, главой Церкви признавали митрополита Петра - Местоблюстителя Патриаршего Престола. Далее митрополит Ювеналий отметил, что большая часть священнослужителей и мирян, подвергавшихся репрессиям, реабилитирована судебными органами и Прокуратурой Российской Федерации. Таким образом государство признало их невиновность, но из этого еще нельзя заключить, что все они могут быть канонизированы. Дело в том, что лица, подвергавшиеся арестам, допросам и различным репрессивным мерам, не одинаково вели себя в этих обстоятельствах. Члены Комиссии не нашли оснований для канонизации лиц, которые на следствии оговорили себя или других, став причиной ареста, страданий или смерти ни в чем не повинных людей, несмотря на то, что они пострадали. Малодушие, проявленное ими в таких обстоятельствах, не может служить примером, ибо канонизация — это свидетельство святости и мужества подвижника, подражать которым призывает Церковь Христова своих чад. В Новосибирской епархии поиск и фиксация сведений о священно- и церковнослужителях и мирянах, пострадавших в годы гонений, проводился в течение нескольких лет. В результате этих поисков в настоящее время известны имена 560 лиц, проходивших в качестве обвиняемых по так называемым «церковным делам». В 2000 году была создана епархиальная комиссия по канонизации во главе с архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном. Комиссия сочла возможным передать на рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации материалы о жизни и подвигах трех священнослужителей епархии: митрополита Варфоломея (Городцова), протоиерея Николая Ермолова и иерея Иннокентия Кикина. Количество лиц, отобранных в качестве кандидатов для канонизации, объяснялось наличием в распоряжении епархиальной комиссии необходимых копий документов процессуального характера из дела по обвинению протоиерея Николая и священника Иннокентия, а так же широким почитанием в Новосибирской епархии и вообще в Сибири памяти митрополита Варфоломея. Синодальная комиссия, рассмотрев материалы присланные из Новосибирска, сочла возможным передать в Священный Синод архивные документы и жизнеописания протоиерея Николая Ермолова и священника Иннокентия Кикина. Комиссия решила продолжить сбор данных о жизни митрополита Варфоломея, для чего запросить соответствующие архивы, в которых могли отложиться документы, отражающие пребывание Владыки в Соловецком лагере особого назначения и в ссылках. 24 апреля 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод на своем заседании приняли решение о причислении протоиерея Николая Ермолова и священника Иннокентия Кикина к лику священномучеников для общецерковного почитания и включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. Торжественное прославление священномучеников Николая и Иннокентия, пресвитеров Новосибирских, состоялось в Вознесенском кафедральном соборе во время Всенощного Бдения 23 мая 2002 года. Определение о их канонизации зачитал Святейший Патриарх Алексий II, и архипастыри, священники, диаконы и многочисленные миряне, собравшиеся в Новосибирск на торжество по случаю празднования Дней славянской письменности и культуры, впервые пропели величание новосибирским ново-мученикам у их икон. Николай Алексеевич Ермолов родился 11 ноября 1874 года в селе Сек-ретарка, Бугульминского уезда, Самарской губернии [ныне Оренбургской области — прот. В.Б.] в семье псаломщика. В 1897 году окончил Самарскую Духовную семинарию, служил псаломщиком и учительствовал в городе Бугульме. В 1900 году рукоположен в сан священника и служил на приходах в селах Уфимской губернии. В 1919 переехал в Сибирь. С 1920 по 1924 год служил священником в церкви села Доронино [ныне Тогу-чинского района Новосибирской области]. С 1924 года по день ареста, 27 июля 1937 года, служил настоятелем и благочинным в селе Ордынском. Таким образом протоиерей Николай Ермолов прослужил в священном сане 37 лет. Его младший брат Павел, священник, служивший в Оренбургской области, в апреле 1930 года был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы. Священник Иннокентий Аресеньевич Кикин родился 12 февраля 1878 года в селе Ушковское, Каннского уезда [ныне Куйбышевского района, Новосибирской области] в семье священника. В 1899 окончил Томскую Духовную семинарию. С 1900 по 1902 год был псаломщиком, затем учителем в подготовительном классе Томского Духовного училища. 21 сентября 1910 года был рукоположен во священника и назначен настоятелем Никольской церкви села Нижне-Каменского, Барнаульского уезда [ныне Ордынского района, Новосибирской области]. На этом приходе отец Иннокентий прослужил 27 лет до своего ареста 28 июля 1937 года. Его брат священник Петр Кикин был арестован в 1937 году и расстрелян в Томске. Отец Николай и отец Иннокентий поддерживали тесную духовную связь. Их объединяла ревность о Церкви Христовой, много сил они положили в борьбе с обновленческим расколом, с терпением перенося лишения и испытания безбожного времени. Священномученик Иннокентий мужественно выступил против попыток закрытия церкви, где он служил. По свидетельству сына отца Николая, Сергия, его отец с детьми и матушкой Ольгой Ивановной часто переправлялись на другой берег Оби к отцу Иннокентию, для которого посещения Ермоловых были подлинным утешением и радостью: отец Иннокентий овдовел очень рано, а в начале 20-х годов умерли его дети. По обвинению в надуманных преступлениях отцы Николай и Иннокентий были арестованы в конце июля 1937 года. С непреклонным мужеством выдержали они предварительное заключение и допросы, сначала в Ордынске, а затем в Новосибирске, оговоры лжесвидетелей и предательство ближних. Их расстреляли в день, когда Церковь совершает празднование в честь Иверской иконы Божией Матери — 13 (26 нового стиля) октября 1937 года в Новосибирске. Ко дню прославления священномучеников Николая и Иннокентия были написаны их иконы. Во время написания икон епархиальная комиссия имела в своем распоряжении фотографию священника Иннокентия, которая использовалась иконописцем. Икону же священномученика Николая пришлось писать, руководствуясь указаниями старожилов села Ордынского. В настоящее время епархиальная комиссия обладает двумя фотографиями отца Николая, которые публикуются, как приложение к данному докладу. Как уже указывалось, епархиальной комиссии по канонизации известны имена 560 священно- и церковнослужителей и мирян Новосибирской епархии, пострадавших в годы гонений. Но, по оценкам членов комиссии, это число существенно выше. Точный подсчет этого количества затруднен по целому ряду обстоятельств. Во-первых, архивно-следственные дела лиц, подвергавшихся политическим репрессиям научно не описаны. Поэтому при обращении в соответствующие архивы невозможно запросить дела всех епископов, священников, псаломщиков и т.д. Можно запросить дело конкретного гражданина, например Скрипальщикова Степана Захаровича, и в результате познакомится с делом архимандрита Сергия (Скрипальщикова). То есть необходимо заранее иметь как можно более полный список священно- и церковнослужителей, подвергавшихся репрессиям, с указанием их фамилий, имен и отчеств, имен, принятых в монашестве. Во-вторых, в отличии от некоторых других сибирских регионов, в Новосибирской области пока не составлен общий список жертв политических репрессий, что так же затрудняет поиск. Анализ данных по Алтайскому краю показывает, что всего с 1920 по 1937 год политическим репрессиям было подвергнуто 25934 человека. Из них священно- и церковнослужители и миряне, явно имеющие отношение к Церкви, составляют 504 человека, то есть около 2% от общего количества. Примечательно, что только в 1937 году было подвергнуто репрессиям 172 священно- и церковнослужителя. Из них расстреляно 165 человек. В Томской области с начала 20-х до начала 50-х годов было подвергнуто политическим репрессиям 17412 человек, из них расстреляно 10438 человек. Священно- и церковнослужители из общего числа репрессированных составляют 340 человек. Если статистические закономерности для Новосибирской области аналогичны соседним регионам, то число подвергавшихся политическим репрессиям на территории Новосибирской области священно- и церковнослужителей должно составить около 1000 человек. Эта цифра вполне вероятно, так как Новосибирск был крупнейшим пересыльным пунктом, и через него прошли епископы, священники и миряне не только новосибирской епархии, но и других епархий Русской Церкви. В заключении хотелось бы обратиться к священникам Новосибирской епархии, ко всем читателям «Новосибирского епархиального вестника» с просьбой попытаться узнать у еще остающихся в живых старожилов об именах священнослужителей, служивших в приходах, об обстоятельствах закрытия церквей, наиболее примечательных событиях из истории приходов. Необходимо тщательно с обязательным указанием источника зафиксировать эти сведения и прислать для обработки и анализа в епархиальную комиссию по канонизации. Эти сведения важны не только для будущих канонизаций, но для составления приходских, благочиннических и общеепархиального синодиков. Потому что мы, христиане начала XXI века, по словам Святейшего Патриарха Алексия, «особенно нуждаемся в молитвенном поминовении всех тех, кто пострадал за веру Христову: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и голода в лагерях. Сегодня они, имена которых ведает один Бог, являются нашими молитвенниками и предстателями пред Господом Богом, и мы верим, что их молитвами Господь укрепит Святую Церковь в тех трудностях, которые сегодня ей приходится переживать». Автор приносит благодарность руководству и работникам Архива УФСБ по Новосибирской области, Отдела реабилитации ИЦ ГУВД Новосибирской области, Государственного архива Новосибирской области за возможность работы с архивными документами и квалифицированную помощь. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ Архимандрит Сергий (Скрипальщиков Стефан Захарович) (28. 12 1896 — 29. 07. 1937).
Протоиерей Василий Андреевич Курков. Протоиерей Илия Кондратьевич Копылов. Протодиакон Григорий Васильевич Солодилов
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1249 |