|
||||||||||||||
Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессийУТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2015 г. № 1561-р
К О Н Ц Е П Ц И Я
государственной политики по увековечению памяти
жертв политических репрессий
I. Общая характеристика и современное состояние правоотношений в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к таким важным факторам устойчивого развития страны, как рост благосостояния граждан и совершенствование общественных отношений. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективной государственной политики в области обретения обществом согласия по вопросам формирования наиболее значимых социальных ценностей. Это предусматривает создание необходимых социальных и экономических условий для инновационного развития страны, конструктивного взаимодействия структур государственного управления с институтами гражданского общества.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, ведущая роль в инновационном развитии страны отводится формированию человеческого капитала, а значит - созданию такой социально-культурной среды, в которой четко обозначены цели развития общества, а также сформулированы такие задачи построения национальной идентичности, как:
Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий. Особенно важным в этой связи является осознание трагического опыта России, пережитого страной и ее гражданами после октябрьских событий 1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей. Вследствие репрессий страна пережила масштабные социальные катаклизмы. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период Гражданской и Великой Отечественной войн, Россия пережила целый ряд иных трагедий, в числе которых:
В 1953 году руководством СССР была начата реабилитация жертв политических репрессий. Она осуществлялась по заявлениям пострадавших от репрессий, а также их родственников. В 1955 - 1962 годах родственникам расстрелянных органы ЗАГС по представлениям соответствующих органов выдавали свидетельства о смерти с вымышленными датами и причинами смерти расстрелянных. С 1963 года органы ЗАГС стали выдавать свидетельства о смерти, в которых была указана точная дата расстрела, однако вместо причины смерти ставился прочерк. При этом места массовых казней и погребений не были преданы огласке, а документы о них остались засекреченными.
В 1987 году процесс реабилитации был возобновлен. К этому времени в СССР оставались нереабилитированными миллионы жертв репрессий.
28 сентября 1987 г. была учреждена Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов. 4 июля 1988 г. было принято решение "О сооружении памятника жертвам беззаконий и репрессий".
16 января 1989 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов". Подлежали отмене внесудебные решения "троек" и "особых совещаний". Поддерживались инициативы по созданию памятников жертвам репрессий, а также содержанию в надлежащем порядке мест их захоронения.
14 ноября 1989 г. и 7 марта 1991 г. были признаны незаконными и отменены репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению. 13 августа 1990 г. репрессии середины 1920 - 1950-х годов были признаны незаконными, а права всех жертв политических репрессий - подлежащими восстановлению.
В 1989 году началась массовая реабилитация. Был найден и предан гласности ряд мест массовых погребений, среди них Куропаты, Левашово, Бутово, Коммунарка. Появились первые книги памяти о погибших и пропавших без вести от репрессий.
После событий августа 1991 г. Правительство Российской Федерации продолжило программу реабилитации, подкрепив ее законодательными актами. Принципиально новым стало признание факта политических репрессий в досталинское и послесталинское время. 18 октября 1991 г. был принят и действует до настоящего времени Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Был установлен День памяти жертв политических репрессий - 30 октября.
В 1992 году были созданы комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и приняты следующие нормативные правовые акты по указанным вопросам:
Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1996 г. № 1537 день 7 ноября был объявлен Днем согласия и примирения.
После 1996 года из важных событий можно отметить реабилитацию в 2008 году членов императорской фамилии.
Были изданы сотни книг памяти с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам репрессий, продолжалась работа с архивными материалами, создавались тематические музейные экспозиции.
В 1991 - 2014 годах были реабилитированы 3510818 человек, а также признаны подвергшимися политическим репрессиям и реабилитированы 264085 человек (детей репрессированных лиц).
В связи с вступлением в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" издан Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития", в соответствии с которым прогнозируется увеличение количества заявлений о предоставлении государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий от лиц из числа этих народов.
За прошедшее после 1953 года время в России процесс реабилитации не был завершен. Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. Общенациональный памятник жертвам политических репрессий не установлен. До сих пор не проведена необходимая работа по выявлению мест захоронения жертв репрессий. В ряде регионов (Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Псковская и Самарская области и др.) в изданных книгах памяти названы почти все репрессированные, но в некоторых субъектах Российской Федерации таких книг памяти до сих пор нет. Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории.
II. Общие положения, цели и задачи настоящей Концепции
Настоящая Концепция разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. При подготовке настоящей Концепции учтены положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российский Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 315, а также Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах и ряда программных выступлений Президента Российской Федерации.
Настоящая Концепция предусматривает основные направления, формы и методы деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий. Основными стратегическими целями настоящей Концепции являются:
Для достижения этих целей в рамках реализации настоящей Концепции должны быть решены следующие задачи:
Реализация настоящей Концепции должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:
III. Основные направления деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий
В рамках увековечения памяти жертв политических репрессий планируются следующие мероприятия:
IV. Этапы реализации настоящей Концепции
Реализацию настоящей Концепции предусматривается осуществить в 2015 - 2019 годах.
В рамках реализации настоящей Концепции предусмотрены следующие этапы выполнения работ:
V. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции
Настоящая Концепция реализуется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников.
VI. Оценка ожидаемой эффективности и результативности реализации настоящей Концепции
В ходе реализации настоящей Концепции предполагается достижение следующих результатов:
Достижение экономического эффекта от реализации настоящей Концепции предполагается обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. Формирование музейно-мемориальной среды приведет к расширению разнообразия инфраструктуры паломнического, познавательного и событийного туризма, увеличению посещаемости мемориальных мест, а также позволит создать дополнительные рабочие места. Направленность настоящей Концепции на создание и сохранение объектов культурного наследия позволит предотвратить возрастание расходов на эти цели в перспективе.
Реализация настоящей Концепции позволит:
Эффективность достижения целей настоящей Концепции по годам ее реализации определяется исходя из увеличения:
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2885 |