|
||||||||||||||
Камчатский апостол Нестор (Анисимов) и Святая семья Императора Николая IIАртур Белашов. Русская народная линия. Из Жития митрополита Нестора (Анисимова), выдающегося деятеля Русской Православной Церкви ХХ века … От редакции: В минувшем году исполнилось 125 лет со дня рождения митрополита Нестора (Анисимова). Этой дате посвящает автор свой труд. 14 лет своей жизни митрополит Нестор (Анисимов) посвятил трудам непосредственно на полуострове Камчатка, начав рядовым миссионером в Гижигинском приходе в сане иеромонаха (1907 г.) и закончив этот период в должности правящего архиерея Камчатской и Петропавловской епархии (1921 г.). Затем он еще 25 лет с гордостью носил этот титул в эмиграции (г. Харбин, Маньчжурия) до назначения его Экзархом Московского Патриархата по Юго-Восточной Азии (1946 г.). Камчатский период служения будущего митрополита является наиболее ярким во всей его подвижнической жизни. Рядовому монаху-священнику удалось создать Камчатское Православное Братство во имя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса почти всероссийского масштаба, Камчатскую Духовную миссию, ему удалось сыграть решающую роль в образовании Камчатской и Петропавловской епархии, он же стал и ее первым правящим архиереем. Среди других важных исторических событий, раскрывающих большой талант миссионера, глубокой веры священнослужителя, крупного организатора духовной жизни и просвещения на полуострове, отдельно стоит факт отношений молодого миссионера-священника с Августейшей Семьей последнего российского Императора св. страстотерпца Николая II. Во второй половине XIX и в начале ХХ в. в связи с переключением внимания царского трона и правительства на решение проблем присоединения и закрепления за Россией дальневосточных территорий, Камчатская жизнь пришла в полный упадок. Особенно на севере полуострова. Вот небольшой эпизод из жизни коренного населения в 1907 г., который оставил нам митрополит Нестор (Анисимов) в своей книге «Мои воспоминания»: «В юртах, где мне приходилось жить некоторое время, чтобы, по мере сил моих и примитивных познаний в медицине, облегчить страдания больных, я встречал буквально полусгнивших людей. Вот, например, в одной из юрт ползет по земле десятилетний мальчик, покрытый страшными гнойными язвами. Бессвязным, глухим стоном он просит помощи и облегчения. Его не менее несчастная, чем он, мать старается облегчить страдания своего дитяти, но делает это, по своей некультурности, диким образом. Она выскабливает его гнойные коросты тупым рабочим, грязным ножом и им же потом режет рыбу, вытирая раны и нож одной и той же меховой тряпкой или подолом меховой куклянки. В другой юрте меня ужаснуло такое зрелище: на земляном полу копошилась совершенно голая семья калек. Старик с отгнивающими ногами болезненно стонал, пытаясь передвигаться с места на место. Мать и ее восьмилетний ребенок также беспомощны, искалеченные болезнью, ползают по юрте, а единственный сын-работник на охоте и на рыбном промысле, их кормилец» (11, с. 43). Вскоре, проведя первую камчатскую зиму в непрерывных разъездах, а так же став свидетелем мощного наводнения в Гижигинском уезде (1907 г.), которое обрекло его население на голодную смерть (водой смыло жилища, скарб и утварь, запасы пищи и корм собакам, по этой же причине случился недоход рыбы, и жители не смогли заготовить ее ни себе, ни ездовым собакам), юный миссионер (ему не исполнилось еще и 22 лет) понял, что его миссия выполнена не будет, если Камчатке не оказать экстренной централизованной помощи со стороны государства, общества и Церкви. Без средств не только не построить новых храмов, школ, но и не восстановить старые, не подготовить кадры, не купить церковной утвари, и уж, тем паче, не вылечить и не накормить несколько тысяч страждущих туземцев. Следовало привлечь внимание императорского двора, правительства, Государственной думы и Госсовета, видных российских общественных деятелей к вопиющим проблемам Камчатки. Он задумывает создать общественную организацию - Камчатское Православное братство во имя Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса (православные братства - национально-православные организации русских людей, ставивших своей целью поддержку в распространении Православия в отсталых и в недавно присоединенных к России регионах). Поддержку в серьезном начинании оказал архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий: и материальную помощь оказал, и одобрил проект Устава Братства... Впервые властные структуры России и общественность на гижигинского миссионера обратили внимание в Москве в 1909 г., где с 27.IX по 4.Х проходил Монархический съезд, на котором в последний день иеромонах Нестор выступил с докладом. Его выступление привлекло произвело сенсацию, и к нему было обращено сугубое внимание. Выступление миссионера с камчатки заставило скорректировать некоторые пункты постановления съезда. В частности, в 20 пункте говорится: «С большим интересом был заслушан и принят к сведению доклад иеромонаха Нестора, миссионера Камчатки... о печальном положении населения, как русского, так и инородческого. Переселение в этот край, обильный пушниной, рыбой и минеральными богатствами, возможно преимущественно для охотников, рыболовов и рудокопов, при условии снабжения полуострова хлебом из плодородных местностей Приморской области и усиления и ускорения пароходного сообщения с полуостровом. Господами края и желанными гостями для камчадалов являются ныне японцы и американцы, снабжающие край в изобилии спиртом, в обмен на пушнину и рыбу... ...Отдаленнейший край наш. Камчатка, который в настоящее время подвергается большой опасности захвата со стороны Японии и Америки, должен обратить внимание правительства... на всестороннее изучение Камчатки, быта ее населения и ее природных богатств; а население необходимо оградить от безсовестной эксплуатации и спаивания его как со стороны скупщиков, так и со стороны нередко самой администрации»« (14, с. 14-16). В 1909 г. о. Нестор тяжело заболел цингой и вынужден был просить об отпуске. Поездкой в Санкт-Петербург миссионер воспользовался для реализации своего проекта. Он пишет и рассылает письма по всей России, вносит документы в Святейший Синод, выступает в периодической печати, делает доклады в государственных (в т.ч. в Государственной думе), просветительских и благотворительных учреждениях, встречается с известными российскими деятелями, меценатами, читает публичные лекции, которые собирают огромные аудитории. К идее создания Камчатского Братства крайне негативно отнесся обер-прокурор Святейшего Синода С.М.Лукьянов. Он категорически отказался вносить проекты документов на заседание Синода. Но помог случай. Иеромонах, ставший всероссийски известным, в начале 1910 года был приглашен на прием к премьер-министру П.А.Столыпину, произвел на него впечатление, и тот рекомендовал Императору Николаю II дать камчатскому миссионеру аудиенцию (12, с. 151). Император и его семья выслушали рассказ священника о Камчатке. Его Императорское Величество Николай II ознакомился с Уставом Камчатского Братства, изучил эскизы орденов, лично поправил орден I степени, на всех знаках (четырех степеней) разрешил разместить вензельные знаки императорской власти, а также членов Августейшей Семьи, разрешил их носить офицерам на парадном мундире, рекомендовал Святейшему Синоду утвердить представленные документы. Так, Император Российский и его Семья стали главным гарантом успеха в создании Братства и его гуманитарных дел. Августейшая Семья поддержала Братство материально. Эта аудиенция нашла освещение в одной из крупных столичных газет «Новое время» (12, 164). Спустя 30 лет в газете «Харбинское время» от 27 октября 8 г. Кан-Дэ (1941) N 291 (в дни празднования 25-летия его святительской деятельности) Владыка вспоминает: «...но милость Божия не оставила меня (после отказа обер-прокурора внести на заседание Св. Синода утверждение Устава Камчатского православного братства. - А. Б.). В результате мой доклад мудрому и гениальному верному слуге Цареву П. А. Столыпину, и, по желанию его мой доклад в кулуарах Гос. Думы возымели благой результат и после доклада премьер-министра П.А.Столыпина о сем Государю Императору. я был милостиво приглашен представиться Государю Императору и Государь, приняв мой проект устава Братства, тут же соизволил утвердить орденские знаки Камч. бр[атства] И повелел обер-пр[окурору] внести на утверждение в Синод доклад о Братстве...» (8). Вдумаемся в этот факт! Это лишь третий (известный нам) случай приема Августейшей Особой личности, представляющей наш край: 1) А.В.Голенищев, назначенный начальником области (1827 г.), лично докладывал Императору Алексндру II свой план мероприятий о развитии полуострова; 2) архимандрита Иоанна (Вениаминова) для наречения его епископом Камчатским, Курильским и Алеутским (в 1840 г.) принял Император Николай I. Но одно дело принять начальника отдаленной окраины или епархиального архиерея громадной территории. Совсем другое - лично собеседовать со скромным иеромонахом, прибывшим даже не из Петропавловска, а из захолустного и нищего селения - никому неизвестной Гижиги. Это характеризует важность проблем, поднимаемых во всероссийском масштабе Нестором, а, с другой стороны, высвечивает личностные качества последнего Императора Российского, который даже на таком уровне может отвлечься от ситуации, в которой оказалась Российская империя после поражения в Русско-японской войне и потрясений Первой русской революции. И уж совсем единственный исторический деятель полуострова наш приснопамятный Владыка Нестор, которого вслед за Императором приняла по собственной инициативе вдовствующая Императрица Мария Федоровна - мать Николая II. Выслушав историю с жестким противодействием обер-прокурора С.М.Лукьянова утверждению Устава Братства на заседании Святейшего Синода, Мария Федоровна энергично вмешалась и, созвонившись с сыном - Николаем II, объявила иеромонаху: «Отец Нестор, поздравляю вас! Теперь у вас есть Камчатское братство, у вас есть покровитель - Цесаревич Алексий» (12, с. 168). Факт высочайшей аудиенции находит и документальное подтверждение. Во Владивостокский епархиальных ведомостях в разделе «Представление Их Императорским Величествам» значится: «Камчатский миссионер иеромонах Нестор пятого апреля [1910 г.] имел счастье представляться Их величествам Государю Императору и Государыне Императрице Александре Федоровне, а девятого апреля - Государыне Марии Федоровне. Государыня Императрица Александра Федоровна пожаловала о. Нестору облачение и утварь» (1, 244). 1910 г. - Устав Камчатского Православного Братства по личному указанию Императора Николая II утвержден Указом Святейшего Синода N 2778 24 апреля, а нагрудные знаки Братства - 9 августа Указом N 10564 (9, с. 643). 1911 г. (16 августа) - состоялась еще одна аудиенция: «...в день братского праздника (день учреждения Камчатского Братства. - А.Б.) в честь образа Всемилостивого Спаса, - вспоминает митрополит Нестор, - я приехал в Петербург, а 20 августа по докладу уже нового обер-прокурора Св[ятейшего] Синода В.К.Саблера имел счастье представиться Е[го] В[еличеству] Государю Императору Николаю II, Государыне и Наследнику Цесаревичу Алексию Николаевичу. После церемониала взаимных приветствий Государь, показав мне Наследника, сказал: «Примите Покровителя вашего Камчатского Братства», - и я сказал затем краткую благодарственную речь Наследнику и Августейшим Родителям с выражением благодарности за Камчатку и ее обывателей. [...]
Один иконостас был расписан Великой Княгиней лично (7, с. 25). Из семи новых церквей, построенных на Камчатке за средства Братства, пять или шесть церквей были укомплектованы Августейшим Семейством! По распоряжению Императора Николая II для бесплатной перевозки благотворительных грузов из столиц (Северной и Первопристольной) до станции Владивосток был выделен специальный грузовой железнодорожный вагон. 1911 г. (20 августа) - третья встреча гижигинского иеромонаха с Императорским семьей: «...основатель Братства иеромонах Нестор, согласно постановления Совета [Братства], имел счастье поднести Их Императорским Величествам Государю Императору Николаю Александровичу, Государыне Императрице Александре Федоровне...и Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу, Покровителю Братства, золотые знаки Братского Креста первой степени, кои и были милостиво приняты Их Императорскими Величествами» (4, сс. 1-2); (12, с. 182). Несколько дней спустя иеромонахом Нестором «...преподнесен Государыне Императрице Марии Федоровне знак Братского Креста первой степени» на «...сосостоявшемся... милостивом приеме его Государыней Марией Федоровной в Аничковом дворце» (2, 204-205); (3, 388-389). Сегодня трудно представить себе ситуацию, в которой вот так запросто рядовой монашествующий священник награждает самого Императора Самодержца Российского и его Семью орденами Братства. Но так было! Сотрудничество в духовной сфере Царской Семьи с иеромонахом, игуменом, архимандритом и епископом Нестором (Анисимовым) продолжалось до 1919 года. Вот эти дорогие нашей памяти эпизоды: 1911 г. (4 сентября) - иеромонах Нестор по предложению Императора Николая II принял участие в торжествах прославления святителя Иоасафа Белгородского. Ему было вручено по распоряжению Государя специальное «иосафовское» облачение. Это событие имело реальный отклик и на Камчатке. Осенью 1912 г. в с. Тиличики руководителем Камчатской Духовной миссии возводится храм во имя святителя Иоасафа Белгородского. В этот знаменательный день от руки иеромонаха Нестора приняли Святое Крещение около 1000 коряков. Об этом подвиге стало известно всей России. В ознаменование этого светлого события с. Тиличики по просьбе коряков переименовывается в с. Иоасафовское. 1914 г. (18-25 февраля) - в с. Иоасафовском в бухте Барона Корфа Камчатской области иеромонахом Нестором был проведен «... первый Камчатский Миссионерский съезд деятелей... Камчатской Духовной Миссии». Съезд проходил в новеньком здании школы. «Школьное здание внутри и снаружи было декорировано национальными флагами, гирляндами из камчатского кедровника... портреты Их Императорских Величеств и Его Императорского Высочества, Августейшаго Покровителя Камчатского Братства Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексия Николаевича... <...> Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия и Генерал-Губернатора Приамурского края Н.Л.Гондатти были задрапированы и украшены гирляндами. В начале работы председательствующий о. Нестор проинформировал участников Съезда о положительном отношении Царской Семьи к вопросу создания Камчатского Православного Братства и поддержки в вопросе создания на Камчатке Особой Духовной миссии. Им был зачитан текст телеграммы Императора на имя Архиепископа Владивостокского и Камчатского Евсевия: «...Их Величества и Я благодарим Вас, Владыко, за поздравление, всецело сочувствуем и желаем дальнейшего успеха Камчатской Миссии и Отцу Нестору. Николай» (курсив иеромонаха Нестора, полужирным шрифтом выделено мной. Во всех цитированных текстах подчеркнуто мной. - А.Б.). Можно представить себе воздействие этой телеграммы на участников Съезда. Сам Император как бы обращался к ним, к делегатам, и к присутствующим на съезде многочисленным кочевым и оседлым корякам, и желал им успешной работы. Оглашено было еще ряд телеграмм (присланы через селение Наяхон (Наяхан), в котором к тому времени был открыт телеграфный пункт). Очень важная - от Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, которую о. Нестор проинформировал об освящении в с. Кичига церкви во имя прп. Нестора Летописца и Св. Великомученника Евсевия. Великая Княгиня незамедлительно ответила: «Наяхон Начальнику Миссии о. иеромонаху Нестору: сообщу Ея Величеству содержание Вашей телеграммы, радуюсь от всего сердца с Вами. Да пошлет Вам Господь сил и здоровья, да поможет все больше и больше возжигать светильников во славу Божию среди инородцев и приводить их в нашу святую православную церковь. Прошу святых молитв ваших. Елисавета» (5, с. 273-280). 1914 г. (1 августа) - Германия объявила войну России, тем самым вовлекая ее в Первую мировую войну. Игумен Нестор продемонстрировал качества русского патриота: добровольно отправился на фронт Первой мировой войны, последовав примеру своего отца и брата, и проявил в боях чудеса храбрости и мужества. Вот как он вспоминает сам об этих днях: «Во время Великой войны 1914 г. я был командирован Вел[икой] Кн[ягиней] Марией Павловной старшей на фронт с вверенным мне Ея Имп[ераторским] Высоч[еством] Отрядом «первая помощь под огнем». Мне пришлось провести на фронте один год и это был самый патриотичный год начала войны с необычайным подъемом духа в наших русских героях доблестных воинах. Я видел смерть храбрых, собирал на поле брани раненых, принимал святую исповедь умиравших воинов и благословлявших своими устами дорогую Россию-родину, своего Царя, и благодаривших Бога за то, что они честно послужили и честно в бою умирают. Я, всегда с молитвой за Царя мученика и за доблестных воинов, с коими мне Господь судил быть на войне, надеваю на себя Крест на Георгиевской ленте, «полученный мной на войне от Государя Императора» (8). В критические моменты боя принимал участие в кавалерийских атаках. За мужество награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами и Золотым крестом на Георгиевской ленте. 1915 году - о. Нестор возведен в сан архимандрита. У нас есть возможность ознакомиться подробно с этим, казалось бы, рядовым событием для Русской Православной Церкви. Святейший Синод ежегодно возводил в сан архимандрита многих монахов-священнослужителей. Здесь же дело в том, что этот вопрос рассмотрен высшим органом управления Русской Церкви по Указу Его Императорского Величества Николая II (инициатива Великой Княгини Марии Павловны). Это еще один, драгоценный для нас, камчатцев, акт, свидетельствующий об уважительном отношении Царской Семьи к простому камчатскому миссионеру, что он все еще под пристальным вниманием Августейших Особ. Святейший Синод, принял это решение (N 4253 от 1.06.1915 г.), обсудив рапорт митрополита Петроградского Владимира (N 5434 от 31 мая с. г.), в котором он доносил: «...Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Павловна, в Рескрипте Своем... от 30 мая с. г., просит ходатайства перед Святейшим Синодом о награждении Камчатского Епархиального Миссионера и Председателя Камчатского православного Братства во имя Нерукотворенного Образа Всемилостиваго Спаса, игумена Нестора, за его самоотверженную деятельность, глубоко-серьезное отношение и духовную помощь нашим доблестным воинам в военных организациях Ея Высочества, саном архимандрита и что Преосвященный Евсевий, Архиепископ Владивостокский в телеграмме Ея Высочеству выражает полное согласие на награждение игумена Нестора саном архимандрита»... ПРИКАЗАЛИ: Приемля во уважение изъясненную волю Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны, Святейший Синод определяет: возвести игумена Нестора в сан архимандрита...» (13). 1916 году - происходит историческое событие для Камчатки - создается Камчатская и Петропавловская епархия. В августе 1916 г. Постановлением Святейшего Синода определено «о бытии священноархимандриту Нестору епископом Богоспасаемого града Петропавловска-на-Камчатке». «По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный... от 23 августа 1916 года N 6754, ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННЫЙ в 22-й день Августа 1916 года всеподданейший доклад Святейшаго Синода об учреждении во Владивостокской епархии, в Камчатской области, кафедры викарного епископа... и о бытии Начальнику Камчатской духовной миссии архимандриту Нестору епископом Петропавловским...» (прописными буквами выделено в первоисточнике. - А.Б.). (6, с. 659-661). 1918 г. - в период работы во Всероссийском Поместном Соборе РПЦ Камчатский архиерей участвует в заговоре (как духовник членов отряда) по освобождению Царской Семьи (14, сс. 35-46). «В Москве сразу же после октябрьского переворота, которому столь героически сопротивлялись офицеры и юнкера, стали возникать тайные офицерские организации. В 1918 г. их было не менее двенадцати... Владыка Нестор благословил заговорщиков иконой Божией Матери «Утоли моя печали», и около 30 офицеров отправились в Тобольск выполнять свой план освобождения Царской семьи» (7, с. 28-29). * * * «В дореволюционные годы деятельно помогала Камчатскому Братству Св. Преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна (сестра Государыни Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами Великого князя Сергея Александровича). Как знак высокого доверия следует рассматривать ее решение пригласить находившегося проездом в Москве молодого камчатского миссионера о. Нестора для участия в освящении одного из храмов руководимой ею Марфо-Мариинской Обители. Это событие запечатлено на нескольких сохранившихся фотоснимках» (15). «В ночь на 1 марта 1918 г. (н. ст.) Владыка [Нестор] был арестован... Было признано (членами Поместного Собора РПЦ. - А.Б.), что положение епископа очень опасно и подчеркивалась необходимость заявить «решительный протест против насилия, которое применено к епископу Православной Русской Церкви... В церквах Москвы служились молебны о его здравии. Великая княгиня Елисавета Феодоровна, узнав по телефону об аресте Владыки, попросила отслужить молебен. Молебен состоялся 18 февраля / 3 марта в соборе Марфо-Мариинской обители. Присутствовала и молилась сама Великая Княгиня Елисавета. Игумен Нестор в 1914 г. принимал участие в освящении этого женского монастыря (14, с. 52). 25 марта 1918 года [н. ст.] Владыка был освобожден (7, сс. 30-32). Осенью 1918 г. епископ Нестор, спасаясь от преследования советской власти, начинает свой путь на Камчатку через Киев и Крым. В Крыму он встречается с Царской Семьей: вдовствующей императрицей Марией Федоровной, великими князьями Николаем Николаевичем, Петром Николаевичем и другими лицами Императорского двора. На короткое время становится их духовным отцом. 1919 г. (26 марта) - наш Владыка отплывает из Севастополя с членами Императорской Фамилии на кораблях английской флотилии в Константинополь. Отказывается от эмиграции вместе с ними, и попутным пароходом из Греции через Индийский и Тихий океаны добирается во Владивосток, а затем и на любимую Камчатку. (7, с. 34; с. 439-440). 1936 г. - по инициативе архиепископа Нестора в г. Харбине в ограде Камчатского подворья (Дом милосердия) построен и освящен (4/17 мая) величественный часовня-памятник Венценосным Мученикам - Государю Императору Всероссийскому страстотерпцу Николаю и всей Его Семье и Государю Королю Югославии Александру I Объединителю. Это последняя память и благодарность камчатского архиерея Царской Семье, так много сделавшей для него в его духовных трудах и благодарность королю Югославии, приютившего сотни тысяч русских эмигрантов и разрешившего расположить на территории православной Югославии Архиерейский Синод Русской Зарубежной Православной Церкви. В часовне в особых кивотах, хранились дары архиепископу Нестору в 1911 г. от Государя Императора - образ преподобного Серафима Саровского и от св. страстотерпца Наследника Цесаревича - панагия Всемилостивого Спаса... Архитектор-строитель часовни инж. М.М.Осколков. (15)
* * * «Всем известна трагическая судьба Преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и других Алапаевских Мучеников, зверски убитых 5 (18) июля 1918 г. Летом 1919 г. тела мучеников были перевезены в Читинский Богородицкий женский монастырь» (15). * * * «Не оставлял владыка Нестор своего духовного попечения Семьи Романовых и в последующий период. В 30-е годы, во время поездок из Харбина в Европу, Владыка Нестор встречался со многими представителями поверженного Дома Романовых, испытывавших в те годы немалые житейские трудности. Сердечно принимали Владыку Великая Княгиня Ксения Александровна (сестра Государя Мученика) и ее сын Князь Никита Александрович, Великий Князь Кирилл Владимирович, Великая Княгиня Мария Павловна и другие» (15). Опубликовано свидетельство (Монахиня Сергия (Клименко). Минувшее развертывает свиток... // Благо. 1998. С. 109-110), которое верующие люди рассматривают как чудесное проявление Провидения Божьего. Осенью 1919 г. или в самом начале 1920 г. владыка Нестор находился в Чите, где совершил литургию в соборе Богородицкого монастыря. Сведения о том, что в этом храме под спудом, погребены тела Алапаевских Мучеников, держались в глубокой тайне. Даже владыке Нестору об этом сразу не сообщили. Во время совершения Малого входа, как и полагается по Чинопоследованию Божественной Литургии, все священнослужители вышли из алтаря на середину храма с Евангелием, свечами, дикирием, трикирием, рипидами. Епископ Нестор стоял посредине храма на приготовленном для него возвышении. В это время Владыка увидел, как из левого придела, живая, выходит Елисавета Феодоровна, молится пред алтарем и подходит к нему. Он ее благословляет. Все переглядываются. Кого он благословляет? Пустое место? Никто ничего не видит. «Владыка, Малый вход!» Но владыка Нестор никого не слышит. Радостный, сияющий, он входит в алтарь. В конце обедни говорит настоятелю: «Что же ты скрываешь? Елисавета Феодоровна жива! Все неправда!» Тогда настоятель заплакал: «Какой там жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов». Но Владыка не верит: «Я видел ее живую...». Это чудесное явление глубоко поразило Владыку. До 1945 г. он на Соборной площади Харбина, привселюдно, а после - тайно совершал ежегодно 17 июля панихиду по убиенной в Ектеринбурге Царской Семье и Алапаевским Мученикам. В 1948 г. это обстоятельство, как и сам факт строительство Часовни-Памятника, послужили, среди прочего, основанием для обвинения владыки Нестора в антисоветской деятельности и заключения его в сталинские лагеря (15). * * * Благодаря энергичной деятельности будущего митрополита Нестора (Анисимова) к нуждам Камчатки было привлечено внимание Императорского двора, Правительства, Госсовета, Государственной думы, Святейшего Правительствующего Синода, известных общественных и культурных деятелей. С 1910 по 1917 гг. за средства Камчатского братства построено 7 церквей, 8 школ, несколько приютов для детей коренного населения, лепрозорий, созданы походные аптеки. Всего на Камчатку по линии Братства поступило более 400 тыс. руб. (14, 18). * * * Петропавловская и Камчатская епархия ходатайствует перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Нестора (Анисимова) и причислению его к лику святых. * * * Портрет и биография митрополита Нестора общественностью Камчатского края в 1998 г. занесены в Галерею благодарной памяти и общественного признания заслуг «Скрижали Камчатки». Артур Изосимович Белашов, директор Музея истории Православия на Камчатке и в Русской Америке, действительный член Русского Географического общества ЛИТЕРАТУРА: 1. ВЕВ. NN 8-9, от 1.05.1910 г. 2. ВЕВ. N 6 от 15.03.1912 г. 3. ВЕВ. N 11 от 1.06.1909 г. 4. ВЕВ. N 22 от 15.IX.1912 г. 5. ВЕВ. N 19 от 1.Х.1914 г. 6. ВЕВ. N 20, 15.Х.1916 г. 7. Вернувшийся домой. Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) / Авт.-сост. О.В.Косик. В 2-х т. Т. 1. М. : Изд. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2005. 8. ГАХК. Ф. 830. Оп. 3. Ед. хр. 1069 Л. 117. 9. ГАПК. Ф. НСБ. Газ. «Владивостокские епархиальные ведомости», 1910 г., N 19, 1 октября. ГАХК. Ф. 830. Оп. 3. Ед. хр. 1069 Л. 117. 10. Нестор, архиепископ. Из моих воспоминаний // Харбинское время. 27 октября 1940 г. 11. Нестор, митрополит. Мои воспоминания / митрополит Нестор. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. 12. Нестор, митрополит. Моя Камчатка / Нестор. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. 13. РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 323. Л. 65. 14. Фомин С. В. Апостол Камчатки. Митрополит Нестор (Анисимов) / С.В.Фомин. М.: Форум, 2004. 15. А.К.Караулов, В.В.Коростелев. История Построения часовни-памятника Венценосным Мученикам // www.ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0... СОКРАЩЕНИЯ: ВЕВ - газета «Владивостокские епархиальные ведомости». ГАКХ - гос. архив Хабаровского края. ГАПК - гос. архив Приморского края. НСБ - научно-справочная библиотека
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4777 |