Опубликовано 26.03.2017 в рубрике  Православное краеведение » История Новосибирской митрополии
 

Письмо спустя полвека


Язычник-камчадал решил принять крещение, чтоб посмеяться над Таинством, однако это поменяло его жизнь навсегда – он стал монахом и миссионером, перенес продолжительное заключение в годы гонений. И только спустя полвека иеромонах Кириак смог попросить прощения у крестившего его Апостола Камчатки митрополита Нестора (Анисимова). О чем еще расскажет нам переписка этих двух людей?
 

Начало той удивительной истории ведет нас в начало ХХ века – в 1907 год. В Петропавловск-на-Камчатке, а потом в Гижигу 110 лет назад приехал молодой иеромонах Нестор (Анисимов). Среди первых аборигенов Чукотки и Камчатки у него был крестник (отец Нестор называет его коряком и гижигинским камчадалом), которому миссионер дал имя Илия. Спустя полвека, уже митрополиту Нестору, Илия открыл  свой грех, совершенный им в момент Таинства Святого Крещения.

Из письма  иеромонаха Кириака: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас, инородцев, было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться – ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илья. И это мое надругательство над Вами перевернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней, и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы».

И по воле Божией Илия (Илья) стал таким же, как его восприемник при крещении иеромонах Нестор. Он прожил жизнь, похожую на жизнь владыки Нестора (Анисимова). Илья со знакомым купцом в 1908 году. оказался в Благовещенске. Там рассказал, от кого крестился, исповедался перед епископом Приамурским Владимиром в грехе кощунства и просил его постричь в монахи. Епископ Владимир отправил Илью в Казань учиться на миссионера. Определили его, как и послушника Николая Анисимова когда-то, на монгольское отделение. В монахи постриг Илью с именем Кириак Преосвященный Алексий (Дородницын), ректор Духовной академии.  Да, тот самый  архиерей, который рукоположил в 1907 году иеродиакона Нестора в сан иеромонаха. В том же самом Казанском мужском Спасо-Преображенском монастыре.

После окончания курсов Кириак был направлен миссионером к епископу Николаю (Касаткину), равноапостольному просветителю японской земли.

Далее продолжились совпадения жизненных событий митрополита Нестора и иеромонаха Кириака. Святитель Николай Японский, а после него и епископ Сергий, посылали иеромонаха в качестве миссионера к язычникам Японии, Кореи и Китая. В 1916 году епископ Сергий послал его с поручением к архиепископу Владивостокскому и Камчатскому Евсевию (Никольскому) – первому священноначальнику иеромонаха Нестора. Там отец Кириак присутствовал на хиротонии архимандрита Нестора во епископа Камчатского.

0031.jpg

«Много, много я делал над собою усилий подойти к Вам и со слезами попросить у Вас прощение за тот… кощунственный грех, когда ради забавы… принял от Вас во имя Отца, Сына и Святаго Духа водное таинство Святаго Крещения. Я до сих пор удивляюсь, как могло получиться, что об этом своем кощунстве я исповедовался перед шестью Святителями… А вот перед Вами не смог. Что-то неведомое мешало мне в тот период, когда Вы получили, сподобились получить сан Камчатского епископа. Это было осенью».

Эта хиротония стала выдающимся в истории Дальнего Востока и всей Русской Церкви событием, так как впервые совершалась не в столице.

При возвращении в Россию из Китая иеромонах Кириак в 1936 году был арестован; освободился он в 1955 году, то есть отсидел на Колыме в лагере каторжного  типа девятнадцать лет. В связи с тем, что на Камчатке у отца Кириака никого не осталось, его поместили на Колыме в дом инвалидов, а летом 1956 году его и оставшихся в живых стариков из духовенства перевезли «в Россию». На момент начала переписки отцу Кириаку шел 88-й год.

Духовное воссоединение митрополита Нестора и иеромонаха Кириака началось в августе 1960 году. В епархиальное управление в украинском городе Кировограде на имя правящего архиерея пришло письмо от Михаила Васильевича Пантюхина. Этот человек сидел вместе с группой духовенства, среди которых был иеромонах Кириак, крестник владыки. Он-то и попросил Михаила Васильевича найти митрополита Нестора, чтобы исповедаться ему в своем грехе. У них завязалась переписка.

В ноябре 1960 года митрополит Нестор получает через Михаила Васильевича письмо от отца Кириака – своего духовного сына.

«…Ваше Высокопреосвященство! Святитель Божий и многолюбивый Господин мой! С самого начала я, многогрешный и недостойный смиренный инок Кириак, падаю перед Вашим Святительством ниц и испрашиваю Вашего Святительского благословения, лобызая десницу Вашу.

<…> И теперь так сильно наполнилась душа моя радостью, что я думал, сердце мое не выдержит. Ведь не только горе, но и неожиданная великая радость может разволновать любого человека до потери рассудка… Ваше письмо напомнило мне многое из моей прошлой многогрешной  жизни еще до Вашего приезда в Гижигинский уезд в нашу Корякскую походную Православную миссию. Хорошо я помню три домика на морском берегу между сопок, в которых Вы приютили несчастных прокаженных и в уголку одного домика Вы устроили для них свою церковь, как вот теперь только вспомнил – назвали ее в честь многострадального Иова из Библии. Потому, что он тоже был прокаженный… Мне много говорили, как Вы приезжали туда к проказникам [прокаженным], совершали для них богослужения и привозили им продукты, гостинцы, священные книги и детишкам разные забавы.

Только потому я и вспомнил Вас пятьдесят с лишним лет [спустя], а особенно с 1936 года, что Вы всегда стояли в моей памяти, как Великий Святой Человеколюб нечастных больных и бедных больших детей природы, она была у нас там как первозданная.

Когда Вы молодым священником приехали к нам в Гижигу, я хорошо помню, мне уже было лет 35, и я был такой отчаянный вор и пройдоха. Ведь я остался сиротой лет шести. Колонисты-купцы воспитали меня побоями в своих факториях. У них я научился русскому языку, а потом и грамоте…

Господин мой и Святитель Божий, слезно умоляю, простите меня, окаянного, ради Христа Иисуса. Ох, и сильно устал я говорить. Ведь два дня наш писарь это письмо пишет, а я лежу и говорю ему, что писать. В 1920 году получилось так, что я попал через Корею в Китай, и целый год меня продержали в городе Юн-Пинфу при русской церкви святаго Иоанна Крестителя Господня. А там подошло время, что на Родину было проехать нельзя – война везде, и снова Господь Бог привел меня в Японию.

В 1936 году меня снова потянуло на Родину, но не успел я сойти по трапу парохода, как меня арестовали. Осудили и отправили сначала на берег Амура, а потом на Колыму, на Чукотку. В 1954 году освободили (напомним, что и митрополит Нестор был также арестован и отсидел 7,5 года в каторжной тюрьме в Мордовии. – прим.), но кому нужен 82-летний старик? И вместе с другими такими же  меня поместили в инвалидный дом.

Устал я, Владыко Господин мой. А хочется так много, много сказать Вам о теперешнем житье моем и выплакать перед Вами все свои грехи».

Началась очень интенсивная переписка. Создается впечатление, что ее участниками движет желание успеть все рассказать. Все в престарелом возрасте, все больны и немощны. Насельники дома инвалидов один за другим уходят в мир иной, и каждый прожитый день – дар Божий.

Несмотря на свою колоссальную занятость, митрополит Нестор отвечает регулярно. Причем пишет сам, несмотря на то, что и у него нет здоровья, что очень плохое зрение…

0021.jpgОтец Кириак: «Здравствуйте, Ваше Святительское Высокопреосвященство! <…> Ведь никто, никто меня не неволил принимать иноческий постриг. Три раза подавал я ножницы в руки постригавшего и два раза он возвращал мне их со словами, может быть, я одумаюсь и откажусь от него. Но сила Вашего Крещения надо мною оказалась такой могучей, такой осенительной, что я без колебания готов был бы идти на казнь во имя Иисуса Христа.

…Ведь это легко сказать только, не видеть более пятидесяти лет того, кто поставил меня на путь и жизнь вечную, Кто просветил меня Ясным Светом Евангельской Истины и вдруг получить от него доброе, доброе послание и великие знаки Его расположения… Ох, Господи! Как мне сейчас стало легко на душе! Я, как и святый Симеон Богоприимец, говорю: "Ныне отпущаеши, Владыко!..” Яко видеста очи мои того, кто давным-давно озарил мою черную душу Светом Евангельского учения, и этим самым из жестокого бандита и идолопоклонника сделал верного христианина, познавшего смысл временной земной жизни ради Вечной жизни на небесах Господа и Бога своего».

Из письма митрополита Нестора: «Дорогой мой, душевно близкий и духовно родной, чадо мое возлюбленное, Богом данный мне крестник Илья, а в монашестве иеромонах Кириак!

…Через столько лет… Господь судил нам заочно письмами друг к другу встретиться… Бог спас душу твою, и ты хотя не смел лично просить у меня прощения, когда во  Владивостоке посвящали меня во епископа Камчатского не смел подойти ко мне, но прежде суждено было тебе исповедать твой грех надсмеяния над крещением тебя с целью надругательства и ты просил прощения у шести Архиереев, рассказав им, как ты, обманув меня, крестился с целью поругания и насмешки. И только через полвека Бог судил найти меня и принести покаяние, прося простить тебя за кощунственную дерзость. Радуйся сему ты, радуюсь сугубо и я, молитвой духовного твоего отца в моем лице – я твой духовник… ныне митрополит Нестор, властию, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю тя, чадо мое Илья от купели Святаго Крещения, а ныне иеромонах Кириак, от сокрытого  греха твоего надругательства над Святым Таинством Крещения и надо мной, немощным твоим крестителем в молодые твои годы, и от всех грехов твоих во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь.

Какая великая милость Господня и к тебе, и ко мне, так как судил Бог дожить нам обоим до глубокой старости и Господь примирил нас через твое искреннее покаяние. Слава Богу и благодарение за все!

…Знаменательно, что твое письмо с покаянием я получил 16/29 октября сего 1960 года, т.е. через 44 года после моего посвящения в сан епископа Камчатского. В этот день 1916 года ты был в соборе во Владивостоке, когда меня посвящали в Архиерея. 1/XI-1960 г.».

Иеромонах Кириак в письме от 14 ноября 1960 года: «В своей жизни земной Господь помог достигнуть мне желанной вершины, и эта вершина есть испрошение прощения великих грехов, содеянных мною в дни языческой молодости против Вас,  моего духовного Отца и Учителя. С того дня, как мне прочитали Ваше отпущение грехов моих, мне стало весьма легко. Теперь ничего не страшит меня, и я готов  спокойно умереть и отдать свою душу Создавшему меня Вечному Творцу всего сущего».

Через три месяца отец Кириак с миром отошел ко Господу.

Все процитированные фрагменты переписки взяты из собрания писем, хранящихся в архиве Музея истории Православия на Камчатке (АМИП). Дело I-МН (Митрополит Нестор). Папка № 1 (Переписка).

А.И. Белашов,
директор Музея истории Православия на Камчатке,
действительный член Русского географического общества

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2565

Ключевые слова: Митрополит Нестор (Анисимов)

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (3)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031