|
||||||||||||||
Православная журналистика в Сибири с 1913 г
Предыстория П.ж. в Сибири начинается с православных проповедей первых священников, пришедших за Уральские горы с Ермаком (XVI в.). Роль проповеди всегда была священной и очевидной для России. Проповедь — род духовной публицистики. Ее истоки — в Евангельских проповедях, в пламенных призывах Иоанна Богослова и Иисуса Христа (новозаветная публицистика первоначально была устной), в творениях отцов и учителей церкви. Этот род публицистики содействовал поиску духовных ценностей, вдохновлял авторов и жаждущие Вышней правды души, напоминал слушателям/читателям о таких вечных понятиях, как прощение и покаяние, смирение и добротолюбие, вера, надежда, любовь. В России П.ж. (особенно устная проповедь) сохранила свою богодухновенность до наших дней. Проникая в лирику и поэзию русского слова, откровения духовно-публицистического характера явились примером мирной борьбы с тьмой и невежеством «века сего», примером христианского подвижничества.
Первыми православными журналистами Сибири можно считать архиепископа Сибирского и Тобольского Киприана (XVII в.; собирал и публиковал документальные материалы о Ермаке, о крещении сибирских инородцев) и протопопа Аввакума (XVII в.; автор первого в агиографической литературе автобиографического и публицистического «Жития….»). Со временем проповеди представителей РПЦ в Сибири стали записываться и публиковаться, в т.ч. в «Томских епархиальных ведомостях», в «Тобольском церковном листке» (1913); подшивки газет с проповедями/статьями на духовную тему хранились в библиотеках Новониколаевска и были доступны для прихожан. Своей прессы у новониколаевского духовенства до 1918 не было.
В годы Гражданской войны в Новониколаевске выходило несколько белых газет и журнал «Русский богатырь». Редактором газеты «Русская речь» в 1918 был священник Г.Я. Жук; он же выступал и как автор. Кроме того, в 1919 среди авторов были священник П. Иванов и профессор по кафедре богословия Томского университета И.И. Галахов. В журнале «Русский богатырь» (1919) печатались статьи и очерки, в т.ч. на религиозные темы; идейной платформой журнала был призыв к защите православия и колчаковской государственности, к созданию дружин Святого Креста для посылки на фронт.
Со времени установления в Новониколаевске советской власти церковь была отделена от государства, и П.ж. разделила ее участь. Устная публицистика (проповедь) находилась в постоянном угнетении со стороны большевистских властей, в т.ч. со стороны прессы и ГПУ. Многие священники и православные журналисты были репрессированы. Юристы и профессора Томского университета И.И. Аносов и Б.П. Иванов — авторы статей в защиту православия, помещенных в новониколаевских газетах «Русская речь» и «Русский голос» — весной 1921 судились Томским губревтрибуналом по делу сибирской реакционной прессы. Их обвинили в организации дружины «Святого Креста» (целью которой была вооруженная борьба с большевиками в защиту церкви) и в публикации серии статей в белой печати с обвинениями большевиков в гонениях на церковь. Тем не менее, по сведениям VI отделения Секретного отдела ГПУ, летом 1922 газета «Советская Сибирь» слабо откликалась на церковный вопрос; то есть не поддерживала антиправославную кампанию Агитпропа — руководимого Е.М. Ярославским агитационно-пропагандистского отдела Сиббюро ЦК РКП(б). Положение изменилось в 1925, когда в Москве был создан Союз безбожников, во главе которого встал все тот же Е.М. Ярославский — автор множества трудов по вопросам религии и атеизма. В 1929 организация получила название Союза воинствующих безбожников. Газеты стали вести антицерковную кампанию, публиковали призывы партии и местного отделения Союза воинствующих безбожников закрыть храмы. Журнал «Сибирские огни» поместил большую статью кооператора и журналиста А.С. Долотова «Нутро религии» («СО», Новосибирск, 1929. — №1. — С. 136–146). В журнале «Профсоюзное движение» в 1929–1931 существовала рубрика «Страница безбожника».
В 1935 был закрыт «Журнал Московской патриархии» (выходил с 1931). За «антисоветскую агитацию» были репрессированы многие священнослужители РПЦ, монахи, миряне. В 1937 за «участие в контрреволюционной церковно-монархической организации» в Новосибирске были арестованы и расстреляны священнослужители В.Д. Выхованец, В.И. Екшибаров и И.В. Россов (представитель миссионерской династии Россовых), регент Туруханской церкви Е.И. Смирнов, священник с. Малое Кривощеково Новосибирского округа и священник дер. Чаргары Венгеровского района Ф.И. Кидолашев; погибли также пресвитеры Иннокентий Кикин и Николай Ермолов, в 2002 причисленные к лику святых новомучеников новосибирских.
Первый новосибирский архипастырь епископ Никифор (в 1927 был возведен в сан архиепископа, а в 1932 — митрополита) даже в тяжелые годы гонения на Церковь и воинствующего безбожия ревностно охранял свою православную паству. После его кончины, последовавшей 30.04.1937, Новосибирской и Барнаульской епархией управлял его преемник архиепископ Сергий (Васильков; расстрелян летом 1937), выдающийся проповедник. В августе 1943 в Новосибирск приехал архиепископ (впоследствии митрополит) Варфоломей (Городцев; 1866–1956), жизнь и труды которого имели важное значение для православия всей Сибири. Владыка предпринимал поездки по епархии, неустанно проповедуя Слово Божие, в воскресные вечера проводил небогослужебные беседы в храме; писал духовные книги. С именем Варфоломея связано восстановление почитания сибирских святых, в т.ч. св. Иоанна, митрополита Тобольского, мощи которого по ходатайству владыки в 1947 были перенесены из музея в Покровский собор Тобольска, где находятся и сейчас. Варфоломей составил службу св. Иоанну; одобренная патриархом Алексием I, она была издана Новосибирским епархиальным управлением и разослана для употребления по храмам сибирских епархий. С 1943 был возобновлен «Журнал Московской патриархии», который получала Новосибирская епархия РПЦ; получали в Новосибирске и газету «Московский церковный вестник» (в библиотеке Новосибирского епархиального управления сохранились подшивки с 2000). Варфоломей являлся автором большого числа статей, преимущественно на темы пастырского богословия, опубликованных в 1940–1950-х (например: Святой Софроний, епископ Иркутский // «ЖМП». — М., 1948. — №3. — С. 30–33; О пастырском благовествовании // Там же. — М., 1950. — №6.— С. 25–28). В 1949 получило распространение послание Варфоломея к сибирской пастве, которое было напечатано в «Журнале Московской патриархии» и выпущено отдельным изданием. С 1943 в нем появился раздел «Из жизни Новосибирской епархии».
В середине 1940-х произошло некоторое смягчение политических установок советской власти в отношении Церкви. В первые послевоенные годы, когда директором Новосибгиза был И.А. Гольдберг, публиковались богословские труды сибирских священнослужителей, проповеди патриотического характера по случаю окончания Великой Отечественной войны и очередной годовщины великой Победы. Небольшими тиражами выпускались обращения к жителям в преддверии религиозных праздников. С ведома органов цензуры распространялись и послания верующим. Накануне 1947 Новосибгизом было отпечатано новогоднее обращение архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Чуть позднее вышла составленная им же «Служба Святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому». Издавались Библия, молитвослов, церковный православный календарь; были напечатаны 4 проповеди митрополита Николая и патриарха Алексия. Непродолжительная либерализация отношения к Церкви сменилась в конце 1940-х политикой давления и преследований. В эти годы стала издаваться литература, пропагандирующая атеизм. В конце 1940-х — начале 1960-х прихожане вернулись к практике подпольного самиздата. Тиражировались — путем переписывания от руки и размножения на пишущей машинке — дореволюционные издания (жития святых, православные журналы), пастырские послания, религиозная «публицистика» и разнообразная «душеполезная» литература.
В 1956 преемником владыки Варфоломея стал митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), а в 1958 началась новая антирелигиозная кампания. Тем не менее, в годы т.н. «оттепели» произошло некоторое ослабление цензуры в СМИ, началась реабилитация; среди посмертно реабилитированных были владыка Сергий (Васильков), священники В.Д. Выхованец, В.И. Екшибаров и И.В. Россов, регент Е.И. Смирнов (1958), священнослужитель Ф.И. Кидолашев (1959) и др. С 1959 в «Журнале Московской патриархии» публиковались статьи бывшего студента Иркутского университета А.В. Меня, автора «Богословского словаря» и духовного наследника религиозных философов И.А. Ильина, С.Л. Франка, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.
В 1960–1970-х критика советского государства в проповедях жестко преследовалась; имели место давление, штрафы, обыски, аресты, судебные процессы, идеологические кампании со стороны партийных органов. С другой стороны, в эти годы многие верующие вернулись из лагерей, избежали уголовного преследования за религиозные убеждения. Увеличилась численность духовенства, произошло омоложение кадров священнослужителей и прихожан, повысился образовательный уровень верующих. Восстанавливались заграничные контакты религиозных объединений, возрождались богословские традиции. В 1964–1972 при архипастырском управлении епархией архиепископа Павла (Голышева) в церковной жизни Новосибирска началось духовное возрождение. Стали появляться церковные книги и журналы.
За 1972–1990 — годы управления Новосибирской кафедрой митрополитом Гедеоном (Докукиным) — появились предпосылки к просветительской церковной деятельности. На страницах «Журнала Московской патриархии» публиковались статьи новосибирских священников, в т.ч. о. Бориса (Пивоварова): «Святитель Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский и всея Сибири» // Журнал Моск. Патриархии. — М., 1977. — №3. — Подпись: Диакон Борис Пивоваров; «Житие святого праведного Василия Мангазейского» // Там же. — №11. — Подпись: Протодиакон Борис Пивоваров.
В 1990-е появились или возобновились издания сибирских епархий РПЦ: «Омские епархиальные ведомости» (издавались с 1898, возобновились в 1990), «Сибирская православная газета» Тобольско-Тюменской епархии (выходит с 1999), «Томские епархиальные ведомости» (с 2003), журнал «Алтайская миссия» (с 2003; вестник Барнаульской епархии; превосходные фоторепортажи, в т.ч. о миссионерских поездках по епархии, например: «По святым местам. Дивеево», 2006, №10; автор — руководитель Паломнического центра Н.Д. Быкова).
Продолжалось служение священников, в т.ч. новосибирских, на ниве «устной» журналистики (проповедничества), их участие в «Журнале Московской патриархии». Из статьи А.И. Денисенко «В «Горнице» моей светло…»: «Ничто не рождается на пустом месте, и надо было иметь мужество и волю, чтобы в те больные годы на свой страх и риск, почти явочным порядком организовывать с владыкой Гедеоном первые — робкие, «полулегальные» — православные вечера, растопить мороз и хлад неверия. <…>». Газета «Вечерний Новосибирск» опубликовала (8.02.1989) статью А.И. Плитченко «Дорога к Храму» с призывом спасти храм Александра Невского — памятник истории, культуры и архитектуры города; в газете публиковались мнения жителей Новосибирска о необходимости передать храм верующим. Осенью 1989 храм был официально передан Новосибирской епархии. Эту новость сообщили своим читателям многие городские газеты. Статья А.И. Плитченко «Дорога к Храму» была перепечатана в журнале «Сибирские огни» (1991, №4).
Благоприятные перемены в жизни страны в 1990-е способствовали новому подъему духовного жанра. В Новосибирске стали проходить традиционные Рождественские образовательные чтения с секционными заседаниями «Святыни родного края» и краеведческими исследованиями (например, о святынях собора святого князя Александра Невского). В 1991 в журнале «Сибирские огни» печатался «Месяцеслов» — из произведений духовной литературы РПЦ; тексты публиковались «под наблюдением» о. Иоанна, настоятеля Вознесенского храма в Новосибирске. Там же были опубликованы статья публициста М.Ф. Антонова «Русская идея в конце XX века: Православный взгляд на настоящее и будущее России» («СО», Новосибирск, 1991. — №7), тобольского писателя В.Ю. Софронова «Строить и просвещать» — о сибирском пастыре, архиепископе Тобольском и Сибирском в 1768–1802 («СО», 1992. — №1), «Не пустыня перед вами, но простор для жатвы…» — материалы 1-го съезда православной молодежи Сибири в р.п. Колывани НСО, 1991; публикацию готовил М.Н. Щукин («СО», 1992. — №2). Журнал «Земля Сибирь» поместил серию статей о сибирских иконах, принадлежащих перу искусствоведа, сотрудника Новосибирской картинной галереи Н.Г. Велижаниной. В новосибирских газетах появились первые позитивные заметки и статьи о Боге и религии.
В 1989 стал выходить еженедельник Новосибирской областной организации СЖ СССР «Ваш посредник»; в 1993 был переименован в «Ваш духовный посредник» и стал выходить под эгидой Ассоциации журналистов Сибири (ее организатором выступил председатель ТПО «Журналист» В.Н. Тарасов). «…Посредник» был посвящен почти исключительно религиозно-мировоззренческой тематике. На страницах газеты публикации в русле канонов православия соседствовали со статьями о т.н. «живой этике» (учение Н.К. и Е.И. Рерихов), кришнаизме, мистике и эзотерике… Такова была «первая ласточка» гласности. После десятилетий атеистической идеологии журналисты вышли на искренний, прямой разговор с читателями о душе и вере. Среди них: А.Ф. Володкович и И.Д. Сиротина (газета «Новосибирские новости»), Н.В. Карлагин (газета «Советская Сибирь»), В. Мельников и И. Ласовская (газета «Вечерний Новосибирск»), А. Оконишников (газета «Честное слово»). В газете «Слово Сибири» были опубликованы материалы «Пела девочка в церковном хоре» и «Светлое царство» (1997; автор — И. Сергеева).
Открылись новые рубрики в газетах «Советская Сибирь» («Духовные ориентиры» и «Праздники народа»), «Честное слово» («Мировоззрение» и «Религия»; статьи были посвящены как православию, так и другим т.н. «мировым» религиям, а также конфессиям/сектам; о последних писалось, как правило, с критических позиций), «Слово Сибири» («Вера и спасение»), «Сибирь: Момент истины» («Вечные ценности»), «Семья и общество» («Уроки нравственности»).
В 1990 на Новосибирскую архиерейскую кафедру был назначен будущий архиепископ Тихон (Емельянов), бывший в 1978–1981 сотрудником «Журнала Московской патриархии». Под его редакцией в 1993–1995 в газете «Вечерний Новосибирск» выходила т.н. «газета в газете» под названием «Вера, надежда, любовь». С его благословения в мае 1995 в Новосибирске стал выходить журнал «Горница» (с 1999 называется «Сибирская горница»). Владыка стал председателем Попечительского совета «Сибирской горницы». Из статьи А.И. Денисенко «В «Горнице» моей светло…»: «И вот среди этой зимы жизни родилась у А. Плитченко в ночных бдениях со Щукиным статья «Дорога к Храму», к засыпанной «храмине» собора святого Александра Невского. Вот с этого собора (чье слово означает собирать тех, кто верует, а не ищет развлечений) и протянулась дорога к порогу «Горницы», которую они задумали вместе и строили неимоверными трудами, но по благодати, благословленные преосвященным Тихоном, архиепископом Новосибирским и Бердским…». Текст одной из бесед М.Н. Щукина с архиепископом Тихоном был опубликован в №4 за 2001 «Сибирской горницы» (см. материал «...И жизнь наполнится глубочайшим смыслом»), а также предоставлен редакцией журнала для размещения на странице сайта www.orthedu.ru/nskeparh/arhipast1.htm. А в №1 «Сибирской горницы» за 2001 было опубликовано стихотворение Ю.М. Магалифа «На проводы Преосвященного Тихона».
Ведется просветительская, катехизаторская и миссионерская работа. Стали открываться духовные учебные заведения, учреждаться церковные библиотеки, издаваться православные книги и газеты. Издан сборник «Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея» (Новосибирск, 1996), куда вошли дневник, статьи и послания владыки. Трудами сотрудников Научно-издательского сектора Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского в Академгородке напечатаны «Евангелие в нашей жизни» магистра богословия протоиерея Б.И. Пивоварова (Новосибирск, 1995) и «Слава вам, братья, славян просветители» (Новосибирск, 1996) — сборник материалов к празднованию Дней славянской письменности и культуры. Кроме того, о. Борис (Пивоваров) — автор учебного пособия «Православная культура России», изданного в Новосибирске в 2002.
Трудами иеромонаха Кирилла (Скакальского) в церкви во имя Святого великомученика и целителя Пантелеимона при Доме ветеранов Заельцовского района в 1997 было организовано православное кабельное телевидение.
В конце XX в. в Новосибирске начала выходить местная православная пресса. Основная задача П.ж. сформулирована в газете «Православный миссионер»: «…Помочь осознать необходимость православной миссии, имеющей целью наставить людей на путь, ведущий к спасению через Церковь, объединить православных верующих в служении Богу и ближнему» (1-я страница каждого номера). Эту миссию выполняют газеты. В 1997 по благословению епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова; 1951–2000) ИД «Сибирская горница» (руководители — М.Н. Щукин, А.И. Плитченко и др.) издавал «Никольский листок», который распространялся в Часовне во имя святителя и чудотворца Николая. Из публикаций: «Слово о суете жизни и о покаянии»: (Из творений преподобного Ефрема Сирина) // Никольский листок. — Новосибирск, 1997. — №3. — С. 1–5).
С 1998 выходит «Новосибирский епархиальный вестник»; первым главным редактором был протоиерей Виталий Бочкарев, ныне — иерей Александр Матрук; редактор — Г.А. Пырх; тираж издания — 4000 экземпляров. С 2006 издается молодежное приложение к «Новосибирскому епархиальному вестнику» — газета «Встречи». Ее девиз: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5–13). Главный редактор — председатель епархиального отдела по духовному окормлению молодежи иерей Александр Ромашко, редакционная коллегия: Николай Тетюцкий, Анна Леонова; тираж — 999 экз. Электронная версия газеты — на странице сайта «Образование и Православие» сети Интернет www.orthedu.ru/vstrechi/index.html.
Издаются также: «Диалог» — межвузовская православная газета студентов и преподавателей (с 2004, в редакционный совет входят протоиерей Александр Реморов, священник Димитрий Долгушин, Л.Г. Панин, М.И. Стрельцова, Т.И. Монастырская; тираж — 997 экз.), «Монастырский листок» (с 2005, издание Михаило-Архангельского мужского монастыря); над выпуском газеты работают иеромонах Феодосий (Чащин) и Сергий Серопян, «Монастырский листок» (с 2005, издание мужского монастыря «Всех Святых, в земле Сибирской просиявших», г. Черепаново); редколлегия: иеромонах Кирилл (Скакальский) и иеромонах Платон (Флах), «Покровский благовест» (с 2005, главный редактор — протоиерей Владимир Маничев, в составе редколлегии — Ю.А. Фабрика), «Православный миссионер» (с 2005, главный редактор — протоиерей Александр Новопашин), «Михайло-Архангельский листок» — издание храма Святаго Архистратига Божия Михаила (с 2005, редакционная коллегия: иерей Федор Третьяков (подбор материалов), А.П. Красиков (верстка); публикации — материалы о жизни прихода, об окормляемых приходом детских домах, сказки; рубрики: «Беседа с пастырем»), «Мир всем» — ежемесячное издание архиерейского подворья в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (с конца 2005, ст. Мочище НСО; главный редактор — иеромонах Ипатий (Голубев), редколлегия: Г.А. Цепкова, Д.Н. Марухленко, О.В. Кулева; тираж 300 экз.), «Сибирская звонница» — издание новосибирской Школы звонарей (с 2007, главный редактор — Л.Д. Благовещенская; тираж — 999 экз.); газета выпускается на пожертвования.
Православные газеты выпускаются и в приходах Новосибирской обл. — в Бердске и Искитиме. «Бердск православный» — газета Сретенского храма города Бердска НСО (выходит с 2005, над каждым номером работают священник храма о. Михаил (Ширямов) и послушники; тираж — 600 экз.). «Живоносный источник» (с 2006, объем — 4 страницы формата А5), затем «Сеятель» — издание Юго-Восточного благочиния Новосибирской епархии РПЦ; девиз: «Вышел сеятель сеять семя свое…» (Лк. 8, 5); выходит с 2007 в Искитиме НСО; главный редактор — священник прихода в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» И.Затолокин, верстка — В. Рогов.
Издаются православные журналы. «Сибирь православная» (выходит с весны 2004, главный редактор — протоиерей В. Бочкарев, тираж 1000 экз.); из публикаций: материалы по истории городов и церквей Новосибирска и Западной Сибири; «Архиепископ Тихон: «В больницах нужны любящие христианские сердца…», «Милосердие и благотворительность» («Сибирь православная», 2004, №2; автор — протоиерей Б. Пивоваров), «Ценностные основы и ориентиры славянской культуры» (2005, май; автор — К.В. Робак; из рубрик: «Новосибирская епархия. История в лицах», «Фронтовики». Журнал «36,6 в Сибири» (с 2004, главный редактор — С.И. Пименова) имеет подзаголовок «Журнал для всех о здоровье души и тела», в Редакционный совет входит протоиерей А. Новопашин. Рубрики: «Православный календарь», «По святым местам» и др. Вопросам православия, миссионерства и семьи посвящен журнал «Православная семья» (с 2006, главный редактор — иерей Дионисий Михалев, редактор — Ю.В. Лютина; тираж — 998 экз.). Это издание Воскресной школы Сергиево-Казанского храма пос. Краснообска. Девиз: «В главном — единство, в спорном — свобода, во всем — любовь» (Блаженный Августин). Каждый номер журнала — тематический; публикации посвящены православным праздникам, опыту жизни в православии, поддержке семейных традиций, молодежным проблемам. На страницах журнала есть детская страничка «Колокольчики»; интересны рассказы для детей и о «детях — святых»; есть «Литературная страничка», которую ведет иерей Д. Михалев. Рубрики: «Проповедь», «Отцы и дети: опыт воспитания», «Опыт благочестия», «Живая история» и др. Все православные издания печатаются по благословению Церкви и преосвященных владык Тихона и издаются в основном на пожертвования.
О содержании материалов говорят рубрики: «Православное обозрение», «Церковь и общество», «Наследие духовное», «Семья и церковь», «Дорогой веры», «Праведники наших дней» (газета «Новосибирский епархиальный вестник»). На «Литературных страницах» «Новосибирского епархиального вестника» публикуются произведения классиков русской литературы и прихожан Новосибирской епархии РПЦ.
В январе 2008 прошли XI Новосибирские Рождественские образовательные чтения. В числе выступавших был главный редактор журнала «Отчий мир» писатель и журналист М.Н. Щукин. Информация о чтениях была опубликована в №3 газеты «Новосибирский епархиальный вестник» за 2008; автор — протоиерей Б. Пивоваров. Из других материалов: «Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем чадам Русской православной церкви», «Рождественское послание Преосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской и Бердской епархии» и «Свет Рождества» («Новосибирский епархиальный вестник», 2004, №4, декабрь); «Благовещение пресвятой Богородицы» и «Вход Господень в Иерусалим» (в рубрике «НЕВ» «Православный календарь», автор — А. Ромашко), «Чтобы закон Божий стал законом жизни» («НЕВ», 2005, №3; автор — протоиерей Б. Пивоваров), «Церковь пророка Даниила (Вокзальная)» — в рубрике «История города»; автор — Е. Шабунин, референт издательского отдела Новосибирской епархии, «Прошло лето…» — о детском православном оздоровительном лагере во имя святого Серафима Саровского в с. Завьялово НСО (оба материала — в газете «Покровский благовест», 2005, №9), отзыв о книге Д.С. Лихачева «Русская культура» («НЕВ», 2006, №9, сент. — С. 10–11), «Молитва матери» («НЕВ», 2006, без подписи), «Во исцеление души и тела» (об освящении храма Божьей Матери «Споручница грешных» «НЕВ», 2006, №3; автор — Г.А. Пырх), «Мы вместе идем по дороге в Храм» («НЕВ», 2007; автор — ведущая «Молодежных страниц» И. Очканова). «Идите и научите все народы» («НЕВ», 2007, № 6–7, рубрика «Путями святых апостолов»; автор — А. Зубов), текст беседы о. А. Новопашина с композитором Т.Н. Хренниковым «Без культуры нет государства…» («Православный миссионер», 2007, №9), «Любите этот храм, чаще приходите под его своды!» («Православный миссионер», 2007, №10; автор — Д.Д. Кокоулин), «Православие есть интонация земли Русской» и «Уметь принять от Бога все» («НЕВ», 2007, № 3–4; автор — о. А. Новопашин), «Иверская икона Козихинского монастыря: история одного чуда» («НЕВ», 2008, №3, по письму сотрудницы Кочковской районной газеты «Степные зори», НСО, Г.В. Проскурниковой), «Лучшим журналистом стал протоиерей» — о победителе журналистского конкурса в номинации «Лучшая печатная публикация» настоятеле собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерее Александре Новопашине, главном редакторе епархиальной газеты «Православный миссионер» («НЕВ», 2008, №3; автор — Д.Д. Кокоулин), «Песня их любви, музыка их жизни» — о семье православных музыкантов Вылегжаниных (газета «Планета Семья», 2007, №5, 12 окт.; автор — Д. Шелестова), «О семьях России замолвите слово» — о IV Всероссийском кинофестивале короткометражных фильмов «Семья России», и не только (там же, 2007. — №4, 1 окт.; рубрика «Врата Небесные», беседа-интервью Н. Пашпекиной с новосибирской тележурналисткой Н.С. Соколовой), «Возвращение к истокам» («Сибирская звонница», 2007. — №3; автор — Е. Завершинская). Кроме «Журнала Московской патриархии», новосибирские авторы публикуются на страницах журнала «Православный паломник» (Москва). В частности, протоиерей В. Бобров пишет о Паломническом центре Новосибирской епархии РПЦ («ПП», 2006, №6), протоиерей Виталий Бочкарев и референт издательского отдела Новосибирской епархии Евгений Шабунин — об истории Новосибирской епархии РПЦ («Свет негасимый», там же). В Православной энциклопедии опубликованы материалы: «Барнаульская и Алтайская епархия» [РПЦ] // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т.4. — С. 343–345. — Протоиерей Борис Пивоваров, В.Н. Ворсина;
Барнаульское викариатство // Там же. — С.346. — Подпись: Прот. Борис Пивоваров.
После долгого и кропотливого труда протоиерей П. Патрин написал книгу «Времен связующая нить…». Это исторически необходимая и документальная летопись сибирского православного братства (Новосибирск, 2006).
Православные издания осуществляют информационную поддержку целого ряда проектов Новосибирской епархии. При соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского действуют Воскресная церковно-приходская школа и Православный центр защиты жизни нерожденных детей, Ассоциация православных родителей, Епархиальный паломнический центр, православное сестричество, миссионерский корабль-церковь, Духовно-просветительский центр, молодежный Центр по восстановлению святынь «Реставратос». В Новосибирской обл. по благословению владыки Тихона организованы Молодежный лагерь «Радонеж» и Мужская православная община во имя Святого преподобного Серафима Саровского для реабилитации наркозависимых лиц. Православные газеты публикуют объявления и материалы о совместных культурных программах Новосибирской епархии РПЦ и Новосибирской Государственной филармонии (например, о концерте «Христос воскресе!»), Новосибирской епархии РПЦ и Новосибирского государственного художественного музея (например, о выставке «Иконы Ярославля XVI–XVII веков»), об анонсах ТВ-передач «Путь к Храму» REN-TV — ОТС (31 канал), о сотрудничестве Новосибирской епархии РПЦ с Центром военно-патриотического воспитания «Сигнал».
Современная П.ж. получила доброе напутствие от патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «...Публицист имеет свою высшую и святую область творчества не на улице, а в душах людей», и поэтому «…Религиозная мотивация имеет право на существование и в публикационной сфере» (взято из материалов сети Интернет). Весомы слова о. Феодосия: «...Человек за всякое слово дает ответ перед Богом, перед людьми, перед обществом…» («Новосибирский журналист», 2007, №2).
Таким образом, новосибирская П.ж., пережив трудное время кризиса бездуховности, сохранила основы истинной христианской веры, ее живительное слово, неся и дальше своим читателям разумное, доброе, вечное...
Лит. и ист.: Ватолин В.А. Пресса Новониколаевска (до 1917);
Пивоваров Б.И. Православие в Новосибирске; Посадсков А.Л. «Русская речь»; Он же. «Русский богатырь»; Собор святого благоверного князя Александра Невского. — Б.п. // Новосибирск: Энциклопедия. — Новосибирск, 2003. — С. 694–696. — Подпись: Протоиерей Борис Пивоваров; 698–699, 747, 807–809. — Б.п.;
Книга памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области. — Новосибирск, 2005. — Вып. 1;
Посадсков А.Л., Лизунова И.В. Средства массовой информации Новониколаевска-Новосибирска, 1906–2006 гг. — Новосибирск, 2007;
Материалы православной новосибирской прессы, сети Интернет.
А. Володкович, И. Кузьмичева
Образование и Православие / http://www.journalist-nsk.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2979 |