|
||||||||||||||
Спасский собор г. Каинска285 летию Каинска-Куйбышева посвящается До революции о благосостоянии городов говорили красота и величие православных храмов, т.к. Россия без Православия жить не могла. Чем красивее и величественнее был главный храм, тем богаче считались и сами жители города.Каинск Томской губернии был зажиточным городом, об этом свидетельствовал его Спасский собор. Он поражал своим величием: белые кирпичные стены, высокая колокольня с вызолоченным крестом на шпиле, с золотым крестом на главном куполе храма. А как мелодично звучали колокола собора. Старожилы вспоминали, что их звон был слышен даже в окрестных деревнях. Трудно было себе представить, что на месте красивого каменного здания стояла простая деревянная церковь, которая затем перестраивалась. Спасский собор. Фото начала XX в. Из фондов Куйбышевского краеведческого музея. История Спасского собора неразрывно связана с жизнью Каинского Барабинского острога, сооруженного в 1722 г. (свое название острог получил от реки Каинки, что в переводе с татарского означает: «белое дерево, береза»). Возможно, что самая первая церковь была возведена вместе с острогом. На сегодняшний день историки-краеведы заняты поиском доказательств, подтверждающих гипотезу. Удивительно быстро развивался отдаленный сибирский город; уже в 1743 г. по разрешению митрополита Тобольского и Сибирского Антония[1]была построена небольшая деревянная церковь, а через восемь лет, в 1751 г., по благословению другого митрополита Тобольского - Сильвестра[2] состоялось освящение храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1755 г. Томская Воеводская канцелярия на основании указа императрицы Елизаветы Петровны[3] и в связи с прокладкой Московско-Сибирского тракта предписала командиру Петру Шелудякову перенести Спасскую церковь и Каинский форпост на правый берег реки Каинки. На прежнем месте, где находилась церковь, был поставлен деревянный крест. Через 15 лет после этого появилась необходимость в реставрации обветшавшего храма. Благословил строительство епископ Тобольский Варлаам[4]. Торжественное освящение состоялось в 1773 г. В связи с ростом города и увеличением числа жителей власти Каинска решили выстроить каменный храм. Однако из-за недостатка денежных средств строительство растянулось с 1787 до 1804 гг. Только усилиями мещанина Куишловского, крестьянина Кожевникова и псаломщика Димитрия Лашкова Каинск обрел свою красу – новый величественный каменный храм. Освящение Спасского собора состоялось в 1804 г. с благословения архиепископа Тобольского Антония. Новый храм стал трехпрестольным: главный престол освящен в честь Образа Спаса Нерукотворного, в приделах: в честь святителя Николая Чудотворца (освящен 29 февраля 1804 г.) и в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 30 сентября 1836 г.). В состав прихода входили г. Каинск и деревни: Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кандакова, Малинина и Сарапулова. Духовенством Спасского собора велся учет количеству прихожан; в 1890 г. их число составило 4321 человек, в 1909 г. – 3572 человека, в 1911 г. - 2733 человек, а в 1914 г. - 3362 человек. Службы в Спасском соборе вели: протоиерей, один священник, диакон и два псаломщика.
К Спасскому собору были приписаны: кладбищенская Духовская церковь и Никольская церковь при женской прогимназии; оба храма находились в г. Каинске. Из учебных заведений в приходе размещались: церковно-приходская школа в г. Каинске, церковные школы грамоты в деревнях Абрамовой и Малининой. Также на территории прихода находилось три училища Министерства народного просвещения. Первое приходское училище было открыто в середине 70-х гг. XIX в. В 1875 г. в нем работало два учителя и обучались 74 мальчика. На его содержание из городского бюджета ежегодно отчисляли 330 руб. В 1885 г. городская управа построила для приходского училища новый дом. В это время в нем работало два учителя и законоучитель. Училище действовало до 1917 г. Автору удалось установить, что в церковно-приходской школе с 1900 по 1906 гг. Закон Божий преподавал диакон Иоанн Златомрежев, позднее служивший в Александро-Невском соборе, затем в Покровской церкви г. Новониколаевска. А с 6 октября 1909 г. законоучителем стал диакон Всеволод Фирсов. Остальные предметы преподавала Хиония Даниловна Кривина. В настоящее время здание церковно-приходской школы охраняется государством как памятник архитектуры. Помимо церковных учебных заведений в Каинске находились: Каинское отделение Томского тюремного комитета, отделение Томского епархиального противораскольнического братства во имя Святителя Димитрия Ростовского и Каинское уездное отделение Томского епархиального училищного совета. Каких-либо документов, связанных с деятельностью этих обществ, не сохранилось. Установлены лишь имена некоторых членов уездного отделения епархиального училищного совета. Священник Петр Радищевский, наблюдатель церковно-приходских школ Каинского уезда, председатель совета; священники Евгений Белорусов, Василий Бобриков, Каинский Городской Голова Иван Дмитриевич Симбирцев, Каинский купец Иродион Степанович Волков, учитель-инспектор Каинского городского училища В.А. Карпов, учитель Каинского городского училища А.В. Тесленко, отставной чиновник И.А. Шалобанов, крестьянские начальники Каинского уезда П.С. Романовский, Р.П. Щербаков, Н.А. Тихобаев, Г.И. Немцов, коллежский секретарь А.Д. Борисоглебский. К 1914 г. в составе сотрудников отделения произошли изменения: вместо И.Д. Симбирцева Городским Головой был избран П.М. Дагаев и были избраны новые сотрудники: врач А.И. Головин, Каинский уездный исправник П.П. Гонилов, инспектор народных училищ М.К. Елистратов, Каинский лесной ревизор Л.Л. Соболев. В ходе архивных исследований удалось установить имена некоторых священнослужителей Спасского собора. Это: протоиереи: Николай Митропольский (с 1859 г.), Николай Вавилов (1894-1927гг.), священники: Константин Зудилов, Иоанн Лашков, Симон Воскресенский, Александр Карпов, Сергий Соколов (1889-1898 гг.), Сергий Белорусов (1898-1900 гг.), Василий Орлов (1900-1904 гг.), Алексий Соколов (с 1902? г.), Трифон Савицкий (1905-1906 гг.), Иоанн Рукин (1907-1909 гг.), Леонтий Голубович (1908-1911 гг.), Василий Бобриков (1910-1927 гг.), Михаил Румянцев (с 1912 г.), Максим Свитич[5] (1932-1935 гг.), диакона: Александр Солнцев (1897?-1900 гг.; с 1900 по 1901 гг. священник при этой же церкви), Адриан Викторов (по 1905 г.; с1905 по1906 гг. священник при этой же церкви), Симеон Орлов (с1860 г.), Иоанн Златомрежев (1900-1906), Петр Веселов (1906-1909 гг.), Всеволод Фирсов (1909-1911гг.), Сергий Переводчиков (1903-1918 гг.), Георгий Стрижекозин (октябрь-декабрь 1918 г.) псаломщики: Иоанн Кайдалов, Георгий Тетюцкий, Николай Никольский, Феодор Чиннов (до 1859 г.), Алексий Скопин (1897?-1902 гг.; с 1902 по 1904 гг. диакон этой же церкви), Константин Волков (1900-1902 гг.), Алексий Костров (1859-1903 гг.), Михаил Мраморнов (1904-1905 гг.), Михаил Голиков (1905-1906 гг.), Иаков Кондратьев (1906-1909 гг.), Никон Подскребаев (1909-1912 гг.), Николай Смеловский (1912-1913 гг.; с 1913 по 1914 гг. диакон этой же церкви), Филипп Денисов (1914-1918 гг.; с 1918 по 1925 гг. диакон этой же церкви). Наиболее полными сведениями автор обладает о протоиереях Николае Вавилове и Василии Бобрикове. Вавилов Николай Павлович. Родился около 1882 года в семье священника Павла Вавилова. Окончил курс Томской Духовной семинарии. 9 октября 1864 г. рукоположен в священника к Димитриевской церкви с. Казачемысского. С 1873 по 1875 гг. состоял помощником благочинного. С 1882 по 1894 гг. состоял священником церкви с. Спасского. В 1894 г. назначен настоятелем Спасского собора г. Каинска. С 1875 по 1910 гг. состоял благочинным 23 округа Томской епархии. С 1910 г. возглавлял Каинское отделение тюремного комитета и Каинское отделение противораскольнического братства св. Димитрия Ростовского[6]. О. Николай был отмечен церковными наградами: камилавкой, Синодальным наперсным крестом и в 1894 г. саном протоиерея. Его заслуги были отмечены и государством: - орденами св. Анны III и II степеней, св. Владимира IV степени. Скончался протоиерей Николай Вавилов в 1927 г. Похронен возле Спасского собора.
Бобриков Василий Михайлович. Родился около 1870 г. в семье псаломщика. По окончании курса Могилевской Духовной семинарии определен псаломщиком к Успенской церкви с. Радомовского Могилевской епархии 1 сентября 1892 г. С 1894 по 25 января 1910 гг. состоял священником Никольской церкви с. Зюзинского Томской епархии. С 25 января 1910 г. перемещен к Спасскому собору г. Каинска. С 1914 г. состоял законоучителем при Каинской мужской гимназии. Его труды были отмечены церковными наградами: камилавкой, Синодальным наперсным крестом и саном протоиерея. В 1927 г. протоиерей Василий Бобриков скончался; погребен у алтаря кладбищенской церкви г. Каинска. Православные жители Каинска не представляли своего существования без Спасского собора. Каинские купцы считали своим долгом внести вклад на содержание собора. Так, в 1836 г. купцы Поздышевы на свои средства соорудили придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1877 г. второй гильдии купцы Иван Петрович Ерофеев и Дмитрий Федорович Мясников выделили значительные суммы на приобретение иконостаса, подсвечников и лампад к иконостасным образам. По воскресным и праздничным дням в соборе можно было встретить «весь Каинск». Важно проходили чиновники, степенно шествовали купцы, среди которых выделялись Иродион Степанович Волков, имевший в городе самую большую библиотеку, открытую для всех желающих и четыре брата Ерофеевы; неторопливо шли приказчики, мастеровые, крестьяне… Церковным старостой Спасского собора с 1869 по 1872 гг. состоял каинский купец II-й гильдии Дмитрий Федорович Мясников, а с 1872 г. - каинский купец II-й гильдии Иван Петрович Ерофеев. В 1919 г. на территории собора был похоронен красный командир Добровицкий, а в 1928 г. его останки были перенесены в сквер на центральной площади города (ныне сквер у кинотеатра «Комета»). Конец 1920-х гг. ознаменовался передачей Спасского собора в ведение обновленцев; в нем стал часто служить обновленческий архиепископ Максим Свитич. Безусловно, что среди прихожан были и те, кто не признал обновленчество, но большинство верующих не знало различий между «старой» и «новой» Церковью. В 1938 г. из Новосибирска поступило постановление о закрытии Спасского собора[7], а спустя год, в 1939 г. храм был продан Куйбышевской тюрьме за 18000 руб. и разобран силами заключенных. При сносе здания погибло двое из них. По воспоминаниям старожилов из кирпича Спасского собора было сооружено здание Куйбышевского педучилища. Перед тем, как разобрать храм, иконы, утварь и облачения вынесли из храма. Дальнейшая их судьба неизвестна. Возможно, небольшая часть пополнила фонды Новосибирского краеведческого музея. В настоящее время на месте собора разбит сквер имени В.В. Куйбышева и установлен памятник[8] революционеру (перенесен в сквер 6 ноября 1943 г. от дома по ул. Ленина, 2), в честь которого г. Каинск получил свое новое название. В 2004 г. инициативной группой из Новосибирска при поддержке администрации г. Куйбышева, при участии настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви священника Вадима Перминова и директора Куйбышевского краеведческого музея Н. И. Павловой было обнаружено место захоронения протоиерея Николая Вавилова. На этом месте установлен памятный знак.
[1] Антоний (Нарожницкий), митрополит Тобольский и Сибирский в1742-1749 гг.
[2] Сильвестр (Гловатский), митрополит Тобольский и Сибирский в 1749-1758 гг.
[3] Дочь императора Петра I. Правила в 1741-1761 гг.
[4] Варлаам (Петров), архиепископ Тобольский и Сибирский в 1768-1803 гг.
[5] - с 1928 по 1932 гг. обновленческий архиепископ Барабинский, с 1935 по 1937 гг. обновленческий епископ Бийский
[6] - Основано 21 сентября 1884 т. Делами братства заведует совет в г. Томске, который имеет свои отделения в г.г. Бийске, Барнауле, Каинске, Мариинске и Новониколаевске.
[7] - Постановление Новосибирского Облисполкома от 16 марта 1938 г. за № 230
[8] - Изготовлен в Москве, по проекту архитектора А.В. Груббе
Образование и Православие / Е.А. Шабунин, Референт издательского отдела Новосибирской епархии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 7393 |