Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 12.02.2014 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

О Церковном Историко-Археологическом Обществе Томской епархии


Статья опубликована в газете «Томские епархиальные ведомости» №1, 1917 г.


 

Епархиальному съезду о.о. благочинных

1918 года мая 1 дня в Томске, с благословения Его Преосвященства Анатолия, епископа Томского и Алтайского, было открыто Церковное Историко-Археологическое Общество. Устав этого Общества напечатан в № 21 «Епархиальных Ведомостей» за 1914 год. Разъяснение вопросов настоятельной необходимости открытия Общества дан в напечатанной за 1916 г. № 10 «Епархиальных Ведомостей» речи при открытии названного Общества. Сведения о работах Общества тоже публикуются на страницах «Епархиальных Ведомостей». Поэтому нет нужды останавливаться подробно на раскрытии задачи Общества и потребности в нем для Томской епархии.

Церковное искусство в том виде, как мы его находим в настоящее время, явилось не вдруг. Оно развивалось целыми тысячелетиями, принимало и усвояло разнообразные элементы и подвергалось тысяче разнообразных влияний. Поэтому оно имеет свою историю. Для понимания его нужно знать эту историю. До сего времени считалось необходимым условием для всякого образованного человека знакомство с историей гражданской, историей церковной, историей литературы и т. д. Знания же истории искусства в огромном большинстве не требовалось, и оно в обществе отсутствовало. Мы были совершенно неграмотны в области церковного искусства и лишены почвы для суждений о направлениях в церковной живописи и архитектуре. Между тем для практической жизни знания эти не безразличны. Не всякая красивая картина на религиозный сюжет достойна названия иконы; не всякий замысловатый по архитектуре дом приличен для церкви. Искусство стремится в видимых образах передать возвышенные идеи христианского мировоззрения и догматического учения. Если мы требуем от письменных памятников точного изложения нашего вероучения, то, естественно, должны того же требовать и от изобразительного искусства. Но для того, чтобы предъявлять к нему подобные требования, нужно понимать его, знать те высокие заветы лучших мастеров, которые переданы нам в образцах из произведений от времен созидания форм церковной жизни, времен, отмеченных особым подъемом религиозного духа и прозрением тайн веры. Нужно полюбить свое прошлое, свою седую, премудрую старину. Вот побуждения, заставляющие собирать, обследовать, сохранять старину церковную. Как и все на земле, она с каждым годом все более и более разрушается, уничтожается, теряется, расхищается.

На ком же лежит обязанность  охранения старины? На этот вопрос ответить трудно. Храмы, церковное имущество, движимое и недвижимое, вверены попечению духовенства. Через руки духовных лиц проходят все вопросы строительства церковного и благоукрашения храмов. В большинстве случаев все эти дела и возникают по инициативе духовенства; во всяком случае, решаются они при непременном участии его. Таким образом, мимо внимания духовенства не проходит ни один вопрос об уничтожении старого церковного имущества, об исправлении, поновлении церковной утвари, о созидании и приобретении нового. Отсюда и канонически, и нравственно духовенство обязано принять охранение церковной старины под свое наблюдение.

Однако не все духовенство одинаково подготовлено к несению этой ответственной должности. Даже больше. Из лиц, получивших среднее богословское образование, разве только добровольно занимавшиеся самообразованием и потому читавшие сочинения по археологии несколько подготовлены к изучению старины, масса же лиц этого круга не имеет понятий из области церковного искусства. Для содействия этим лицам и создано Церковное Историко-Археологическое Общество. В нем работу производят лица не только из духовенства, не только выдвинутые на работу Епархиальным Начальством, но и совершенно добровольные деятели – специалисты по образованию, художники, архитекторы, историки, которые на работу эту вступили исключительно по интересу к делу. Под руководством и по указаниям специалистов и рядовое духовенство может сделать многое на пользу изучения старины церковной, и даже вырабатываются планы привлечения духовенства епархии к деятельному участию в освещении наличности в церквах епархии предметов старины. Но при всем том от духовенства ожидается не столько археологическая работа, сколько материальная поддержка Общества.

В задачи общества входит обследование архивов, икон, утвари, церквей, фотографирование их, описание, пропагандирование археологических знаний в обществе; издание археологических и исторических исследований. При затрате бесплатного труда своих работников Общество все же настоятельно нуждается в средствах на покрытие издержек, связанных с этими работами. В особенности на первое время нужны деньги на обстановку церковного древлехранилища. Музей  церковной местной древности необходим по многим причинам. Сохранить многие вещи можно только путем изъятия их в музей; научная разработка вопросов археологии мыслима лишь при существовании музея, ознакомление духовенства с имеющимися в епархии древностями возможно лишь путем сосредоточения этих предметов или снимков с них в одном месте; наконец, с введением археологии в курс Духовной Семинарии музей необходим для прохождения этого курса, потому что наглядность обучения – основной принцип археологии, и картина никогда не будет в состоянии заменить для воспитанника натуру вещи.

Ввиду того, что церковное Историко-Археологическое общество основано на началах добровольного участия в нем членов и источником для составления денежных средств признается определенный членский взнос, то в настоящее время, поднимая вопрос о денежной помощи со стороны духовенства, оно ходатайствует не о субсидии от епархии, а о содействии с Вашей стороны, досточтимые о. о. благочинные, к распространению среди епархиального духовенства идей Общества и о привлечении в состав его членов возможно большего числа лиц из клира и из прихожан. Вам, о. о. благочинные, приходится самим наблюдать за состоянием церковного имущества, и, конечно, у нас много есть в памяти фактов небрежного уничтожения драгоценной древности. Поэтому Вы опытно можете судить о важности работы Общества для блага церковного искусства, а потому, во имя этого искусства, Общество просит Вас оказать свое просвещенное содействие в деле собирания записи членов среди подведомственного Вам духовенства.

Председатель Общества Епископ Гавриил.

Делопроизводитель протоиерей С. Дмитриевский.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 4    
  Версия для печати        Просмотров: 3400

Ключевые слова: архитектура, археология, документы

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031