|
||||||||||||||
О Церковном Историко-Археологическом Обществе Томской епархииСтатья опубликована в газете «Томские епархиальные ведомости» №1, 1917 г. Епархиальному съезду о.о. благочинных 1918 года мая 1 дня в Томске, с благословения Его Преосвященства Анатолия, епископа Томского и Алтайского, было открыто Церковное Историко-Археологическое Общество. Устав этого Общества напечатан в № 21 «Епархиальных Ведомостей» за 1914 год. Разъяснение вопросов настоятельной необходимости открытия Общества дан в напечатанной за 1916 г. № 10 «Епархиальных Ведомостей» речи при открытии названного Общества. Сведения о работах Общества тоже публикуются на страницах «Епархиальных Ведомостей». Поэтому нет нужды останавливаться подробно на раскрытии задачи Общества и потребности в нем для Томской епархии. Церковное искусство в том виде, как мы его находим в настоящее время, явилось не вдруг. Оно развивалось целыми тысячелетиями, принимало и усвояло разнообразные элементы и подвергалось тысяче разнообразных влияний. Поэтому оно имеет свою историю. Для понимания его нужно знать эту историю. До сего времени считалось необходимым условием для всякого образованного человека знакомство с историей гражданской, историей церковной, историей литературы и т. д. Знания же истории искусства в огромном большинстве не требовалось, и оно в обществе отсутствовало. Мы были совершенно неграмотны в области церковного искусства и лишены почвы для суждений о направлениях в церковной живописи и архитектуре. Между тем для практической жизни знания эти не безразличны. Не всякая красивая картина на религиозный сюжет достойна названия иконы; не всякий замысловатый по архитектуре дом приличен для церкви. Искусство стремится в видимых образах передать возвышенные идеи христианского мировоззрения и догматического учения. Если мы требуем от письменных памятников точного изложения нашего вероучения, то, естественно, должны того же требовать и от изобразительного искусства. Но для того, чтобы предъявлять к нему подобные требования, нужно понимать его, знать те высокие заветы лучших мастеров, которые переданы нам в образцах из произведений от времен созидания форм церковной жизни, времен, отмеченных особым подъемом религиозного духа и прозрением тайн веры. Нужно полюбить свое прошлое, свою седую, премудрую старину. Вот побуждения, заставляющие собирать, обследовать, сохранять старину церковную. Как и все на земле, она с каждым годом все более и более разрушается, уничтожается, теряется, расхищается. На ком же лежит обязанность охранения старины? На этот вопрос ответить трудно. Храмы, церковное имущество, движимое и недвижимое, вверены попечению духовенства. Через руки духовных лиц проходят все вопросы строительства церковного и благоукрашения храмов. В большинстве случаев все эти дела и возникают по инициативе духовенства; во всяком случае, решаются они при непременном участии его. Таким образом, мимо внимания духовенства не проходит ни один вопрос об уничтожении старого церковного имущества, об исправлении, поновлении церковной утвари, о созидании и приобретении нового. Отсюда и канонически, и нравственно духовенство обязано принять охранение церковной старины под свое наблюдение. Однако не все духовенство одинаково подготовлено к несению этой ответственной должности. Даже больше. Из лиц, получивших среднее богословское образование, разве только добровольно занимавшиеся самообразованием и потому читавшие сочинения по археологии несколько подготовлены к изучению старины, масса же лиц этого круга не имеет понятий из области церковного искусства. Для содействия этим лицам и создано Церковное Историко-Археологическое Общество. В нем работу производят лица не только из духовенства, не только выдвинутые на работу Епархиальным Начальством, но и совершенно добровольные деятели – специалисты по образованию, художники, архитекторы, историки, которые на работу эту вступили исключительно по интересу к делу. Под руководством и по указаниям специалистов и рядовое духовенство может сделать многое на пользу изучения старины церковной, и даже вырабатываются планы привлечения духовенства епархии к деятельному участию в освещении наличности в церквах епархии предметов старины. Но при всем том от духовенства ожидается не столько археологическая работа, сколько материальная поддержка Общества. В задачи общества входит обследование архивов, икон, утвари, церквей, фотографирование их, описание, пропагандирование археологических знаний в обществе; издание археологических и исторических исследований. При затрате бесплатного труда своих работников Общество все же настоятельно нуждается в средствах на покрытие издержек, связанных с этими работами. В особенности на первое время нужны деньги на обстановку церковного древлехранилища. Музей церковной местной древности необходим по многим причинам. Сохранить многие вещи можно только путем изъятия их в музей; научная разработка вопросов археологии мыслима лишь при существовании музея, ознакомление духовенства с имеющимися в епархии древностями возможно лишь путем сосредоточения этих предметов или снимков с них в одном месте; наконец, с введением археологии в курс Духовной Семинарии музей необходим для прохождения этого курса, потому что наглядность обучения – основной принцип археологии, и картина никогда не будет в состоянии заменить для воспитанника натуру вещи. Ввиду того, что церковное Историко-Археологическое общество основано на началах добровольного участия в нем членов и источником для составления денежных средств признается определенный членский взнос, то в настоящее время, поднимая вопрос о денежной помощи со стороны духовенства, оно ходатайствует не о субсидии от епархии, а о содействии с Вашей стороны, досточтимые о. о. благочинные, к распространению среди епархиального духовенства идей Общества и о привлечении в состав его членов возможно большего числа лиц из клира и из прихожан. Вам, о. о. благочинные, приходится самим наблюдать за состоянием церковного имущества, и, конечно, у нас много есть в памяти фактов небрежного уничтожения драгоценной древности. Поэтому Вы опытно можете судить о важности работы Общества для блага церковного искусства, а потому, во имя этого искусства, Общество просит Вас оказать свое просвещенное содействие в деле собирания записи членов среди подведомственного Вам духовенства. Председатель Общества Епископ Гавриил. Делопроизводитель протоиерей С. Дмитриевский.
Опубликовано в журнале "Живоносный Источник" №1 (7) за 2013 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3400 |