|
||||||||||||||
Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (с. Бугры)В середине XVIII века на территории нынешнего Левобережья Новосибирска размещалось несколько деревень, крупнейшей из которых была Кривощеково. В 1746 году ее жители оборудовали небольшой молитвенный дом, а в 1824 году Кривощековское сельское общество построило новую деревянную церковь. Ее возвели с помощью жителей окрестных деревень Мало-Кривощеково, Вертково, Ерестной. Спустя менее 60 лет население Кривощековской волости приняло решение обновить обветшавшее здание храма. Новую церковь строили всем миром. Средства на постройку собирались пожертвованиями, крупнейшие из которых внесли колыванские купцы Кирилл Кривцов, известный постройкой Троицкого Собора в Колывани, и Гавриил Пастухов, пожертвовавшие 1200 рублей. Еще столько же в фонд строительства поступило из казны. В качестве проекта использовался типовой план № 10 из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селах». Типовой проект церкви, использованный при строительстве Никольской Бугринской церкви. Фото из личного архива автора Сооружали храм кривощековские мастера-плотники, чьи имена, к сожалению, не сохранились в истории. 18 декабря 1881 года, по благословению епископа Томского Петра, состоялось освящение новосооруженного храма. Приход Никольской Кривощековской церкви был большим. В него входило помимо села Кривощеково десять деревень: Ерестная, Толмачевская, Инская, Каменская, Луговая, Чемская, Мало-Чемская, Издревинская, Верткова, Верх-Тулинская, позднее в него добавились деревни Бугринская, Шатрова, Кривошапкино, Плотниково, Кобылий Лог. В 1894 году целый массив строений села Кривощеково, попавший в зону строительства железнодорожной линии и насыпи моста через Обь был перенесен на новые места. На средства, отпущенные железнодорожным ведомством, Никольскую церковь перевезли в деревню Бугринскую и установили в прежнем виде. 7 декабря 1895 года церковь была вновь освящена по благословению епископа Томского Макария настоятелем церкви протоиереем Диомидом Чернявским. В 1911 г. приход Никольской церкви состоял из с. Бугринского, Томского уезда, деревень: Вертковой, Ерестной, Толмачевой, Верх-Тулинской, Нижне-Чемской, Огурцовой и Мало-Кривощековой. Прихожанами в тот период состояло 7355 человек, а к 1914 г., в связи с открытием в с. Верх-Тулинском самостоятельного прихода, их количество сократилось до 6073 человек. По штату при церкви состояло два священника и два псаломщика, но поскольку приход храма был большим, в 1905 году, указом Томской Духовной консистории, при нем открылась дополнительная диаконская вакансия. К Никольской церкви были приписаны церковь во имя Святой Троицы в деревне Верх-Тулинской и церковь в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Толмачевской. Позднее они были выделены в самостоятельные приходы. Зимой 1916 года жители деревни Мало-Кривощеково за три месяца выстроили храм при школе, собрав пожертвования в размере 3000 рублей. Колокола для устройства колокольни приобрели братья Шеины. В 1919 г. священник Афиноген Максимов выделил Введенскую церковь деревни Мало-Кривощеково в самостоятельный приход, которая до этого являлась приписной к Никольской церкви с. Бугринского. Служители храма курировали работу двух церковно-приходских школ и шести школ гражданского ведомства, находившихся в окрестных деревнях. В результате работы с историческими документами были установлены имена тех, кто служил в Никольской церкви в разные годы. Это священники: Феодор Сафьянов, Николай Курбаковский, Андрей Курбаковский, Николай Митропольский (до 1856 г.), Лаврентий Лавров (1856-1857 гг.), Петр Златоверхов (1857-1861 г.), Платон Ставров (с 1861 г.), Диомид Чернявский (1887-1888, 1895-1897 гг.; с 1895 г. протоиерей), Константин Богословский (до 1896 г.), Александр Чернявский, Александр Севастианов (1896-1897 гг.), Николай Иволин (1897 г.), Михаил Красносельский (с 1897 г.), Михаил Шабанов (1898-1903 гг.), Сергий Федоров (с 1903 г.), Николай Хрущев (1905-1918 гг.), Андрей Меньшенин (с 1912 г.), Николай Володин (1915 г.), Михаил Ковшаров (1920-е гг.). Диакона: Михаил Полянский, Амфиан Европейцев (до 1897 г.), Валериан Моцартов (1906-1907 гг.), Петр Соловьев (1907-1909 гг.), Иоанн Кавендров (1909-1912 гг.). Псаломщики: Иоанн Сапожков (с 1850 г.), Андрей Одинцов (до 1853 г.), Павел Одинцов (с 1864 г.), Николай Дьяконов, Григорий Боголюбов (1888-1915 гг.), Димитрий Сосунов (1898-1899 гг.), Феодор Шигаров (1899-1902 гг.), Илья Кручинин (май-июнь 1902 г.), Евгений Лысов (1902-1903 гг.), Василий Чернявский (1903-1904 гг.), Григорий Ярыгин (1904-1907гг.), Владимир Хрущев (1907-1914 гг.), Николай Сергеев (1915-1916; 1917-1918гг.), Михаил Христофоров (1916-1917гг.), Александр Ремизов (1916-1918 гг.), Алексий Меньшенин (с 1918 г.) Самым заметным в истории прихода был священник Николай Хрущев. Хрущев Николай Николаевич родился в 1882 году в семье псаломщика Николая Хрущева. 25 мая 1902 года Николай Хрущев окончил Томскую Духовную семинарию. Еще будучи семинаристом он был псаломщиком Никольской церкви г. Томска. С 10 декабря 1902 года преподавал Закон Божий в Пушкинском и Мухино-Бугорском училищах Томска. 2 мая 1904 года был рукоположен во священника. С 25 февраля 1905 года назначен настоятелем Никольской церкви села Бугры, где прослужил до 1918 года. В этот период о. Николай состоял заведующим и законоучителем Бугринской церковно-приходской школы и преподавал Закон Божий в Больше-Кривощековском железнодорожном училище. В декабре 1918 года согласно указа Преосвященнейшего Анатолия, епископа Томского переведен в Пророко-Данииловскую церковь г. Новониколаевска. А в 1923 году обновленческий «митрополит» Петр Блинов возвел его в сан протоирея и назначил благочинным Новониколаевских церквей. 15 января 1930 года получил постановление Новосибирского горсовета о закрытии и сносе Никольской часовни. Перед арестом в 1937 году служил в Александро-Невском соборе Новосибирска. Арестован и расстрелян в 1937 году в Новосибирске. Никольская церковь действовала вплоть до февраля 1930 года, когда Западно-Сибирский краевой исполнительный комитет вынес постановление о закрытии церкви. Позднее в здании церкви размещалась колония. В 1940-е годы пожар полностью уничтожил здание. Сейчас на месте церкви - пустырь, а в доме, где когда-то жили священники, размещается психоневрологический диспансер (ул. Тульская, 83).
Образование и Православие / Е.А. Шабунин, |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 14269 |