|
||||||||||||||
Создателя икон святые письменаИмя Ивана Васильевича Крестьянникова, как последнего сузунского иконописца сейчас широко известно среди искусствоведов. В Новосибирском художественном музее хранится 120 икон Сузунского письма, среди них более 20 написаны именно Крестьянниковым. Для нас это не просто известный мастер иконописного промысла, он долгое время жил в Сузуне, работал здесь, ходил по этим же улицам. И сегодня рядом с нами живут его потомки. Стезя иконописца Мир иконы - особый мир. Лики святых завораживают, притягивают взгляд современного человека, как когда-то привлекали наших предков. Хотим мы того или нет, но иконы воздействуют на наше подсознание, заставляя думать о вечных ценностях. Чтобы создать образ заступника и помощника всех страждущих, от иконописца требовалось не просто умение мастерски скопировать изображение древнего мастера, а вдохнуть в него жизнь, заставить поверить в то, что моления и чаяния не останутся без ответа. Считается, что только чистые душой, истинно верующие люди могли заниматься иконописным промыслом. Как это было у Ивана Васильевича? Было ли это святым делом или просто возможностью заработать на хлеб? Возможно и то, и другое, несомненно лишь одно: он был талантливым человеком. Известно, что созданные Крестьянниковым иконы были не похожи на другие. Искусствоведы относят их к сибирским народным иконам. Большая часть икон датируется 1880-1890 годами. Яркие, будто поджигающие, краски, стилизованный цветочный орнамент, примитивность черт и в то же время изящество - отличают иконы, написанные Иваном Васильевичем Крестьянниковым. Особенно поражает, как отмечает единственный исследователь народной иконы за Уралом, профессор Н.Г. Велижанина, «обаятельное соединение изысканного даже аристократичного рисунка лиц и рук с простодушной декоративностью чисто народного толка». Главными для Ивана Васильевича были изображения Богородицы, Христа и святого Николы. Наиболее выразительны - «Спас Вседержитель» и «Николай Чудотворец». Видимо Иван Васильевич где-то обучался иконописи, поскольку специалисты отмечают сходство образа Николы и одной из старейших икон Новгорода «Николай с изображением святых из Свято-духова монастыря», написанной в 13 веке. И все же в иконах нашего земляка отразились традиции прикладного искусства юга Западной Сибири: декоративный орнамент из растений украшает одежду Иисуса Христа на иконах в Сузунском краеведческом музее. В воспоминаниях потомков - Нас ребятишки на улице «богомазками» дразнили, мы плакали с сестрой. Не догадывались, почему нас так называли. О том, что дедушка был иконописцем, узнали случайно. Побывали в Новосибирской картинной галерее, нас приняли с распростертыми объятьями, там нам про деда и рассказали, - вспоминает внучка Ивана Васильевича Крестьянникова Мария Александровна Медведева. – Я помню не так много. Знаю, что дед был родом не из Сузуна, грамотный человек. Во времена моего детства он уже иконы не рисовал. В 30-е годы об иконах и говорить было нельзя: за одно яичко, покрашенное к пасхе, нас могли из школы исключить. Дом Крестьянниковых стоял на улице Пролетарской, маленький огородик спускался к реке, а напротив находилась винная лавка. Помню, что у деда Крестьянникова, наверное, единственная в ту пору в Сузуне была баня «по белому». Чистоту и порядок дедушка любил, хотя лишнего в доме ничего не было. Бабушка была мастерица стряпать, бывало, к праздникам наготовит, напечет. Дедушка сам крепко не выпивал и пьяных не жаловал. В праздники, когда собирались дети с семьями, на десяток человек ставил бутылку водки, разливал полбутылки по маленьким рюмочкам (каждая, меньше наперстка), а остальное - берег для других гостей. Наказ давал: «Вы, сыновья, ведите себя хорошо, а вы, снохи, не ходите, и не жалуйтесь!» Вспомнила Мария Александровна и то, что рассказывала ей мать об укладе семьи Крестьянниковых: - Мама была из семьи земледельцев Овчинниковых, они пашней занимались, хозяйство держали. На свадьбу мамины родители подарили ей поросенка, и, как водится, положили подарок на стол, что вызвало недовольство деда Крестьянникова, уж очень он чистоту любил. В последние годы жизни Иван Васильевич икон не писал, работал пожарным, весовщиком на базаре. После смерти жены, оставшись один, какое-то время жил у внука Николая Крестьянникова. Умер в 1941 году, прожив 82 года. Древо Крестьянниковых В семье Ивана Васильевича Крестьянникова было пятеро детей: дочь Александра, сыновья - Александр, Павел, Алексей и Николай. - Николай смолоду в Сузуне не остался, куда-то уехал и о нем мне ничего не известно. Знаю, что Павел погиб на войне, Алексей тоже воевал, но вернулся домой. Тетя Саша была самой грамотной по тем временам: она окончила три класса. Прожив 97 лет, умерла в Новосибирске, - рассказывает Мария Александровна. - Мой отец работал сплавщиком. В семье нас было двое - я и Александра, моя сестра. Кроме меня в Сузуне еще живут внучки Нина Алексеевна Утенкова, Валентина Павловна Векшарева, Галина Павловна Подгорбунская, правнуки Сергей Каунихин и Галина Моисеенко. К сожалению, фамилия Крестьянников у нас в роду не сохранилась, - сожалеет старшая внучка Ивана Васильевича. Известно, что потомки последнего иконописца живут в Кемерове, в Новосибирске, Барнауле, Камне-на-Оби. Талант художника проявился у правнучки Галины Моисеенко. - А у меня от деда, наверное, красивый почерк, - с улыбкой говорит Мария Александровна.
Образование и Православие / С.ТАРАСЮК, "Новая Жизнь" - Сузунская газета |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3697 |