|
||||||||||||||
Чтимые иконы Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца в Сибирском краеСвятитель Николай при жизни своей был благодетелем рода человеческого. Не перестал он быть им и по смерти своей, являясь скорым заступником всех находящихся в бедах, спасая от потопления и из глубины морской, перенося на сушу, восхищая от пленения и перенося в дом, избавляя от смертной казни мечом и иных родов смерти, подавая исцеления: слепым — зрение, хромым — хождение, глухим — слышание, немым — глаголание. Многих он обогатил, когда те находились в крайнем убожестве и нищете, голодным подавал пищу, и всякому, находящемуся в беде, являлся готовым помощником, усердным заступником и скорым предстателем и защитником. И теперь также помогает всем, с верою прибегающим к нему, и избавляет от постигающих их бед. Невозможно исчислить или описать все его чудеса. Великого Чудотворца Николая знает весь Восток и Запад, знает его и Сибирская земля. Начнем с первого момента великого события покорения Сибирского царства в 1581 году. Вот собираются в путь первые завоеватели Сибири — Ермак со своими товарищами. Снаряжают их именитые люди, владетели Велико-Пермского края, братья Строгановы с племянниками. К казачьей дружине Ермака, в пятьсот сорок человек,
С. 23:
Строгановы прибавляют своих триста людей и снабжают всех перевозными судами со всеми необходимыми снастями. К началу похода, летом 1580 года, всех сил Ермака набирается за полторы тысячи, и они трогаются. Удальцов сопровождают в их далекой и трудной дороге три священника — «петь молебны перед битвами, служить панихиды по убитым после боя, приобщать и исповедовать тяжко раненных и отправлять всякия Божия службы по желаниям и нуждам». Каждая сотня казаков получила от Строгановых на дорогу, как бы в благословение, по иконе, и образа эти сделались драгоценнейшей святыней казацкой. Везде, где бы ни становились казаки на отдых лагерем, первым делом, в тот же день, сотнями топоров своих они строили деревянные часовни для этих своих образов. С образами этими впереди казаки всегда выступали в бой и во время боя берегли и защищали их, как знамя полковое.
С. 24:
Предание говорит, что среди этих святынь первых завоевателей — икон Спаса Нерукотворенного, Господа Вседержителя «Царя Славы» на троне, Богоматери с Предвечным Младенцем, Честного Животворящего Креста, знамения победы, Архистратига Михаила, и других — была и честная икона Святителя, победы тезоименитого, Николы угодника в виде образа его Можайского, наиболее приличествующего христианской дружине, то есть с мечом в одной руке и с Божиим храмом в другой. Сам предводитель казацкого воинства — Ермак Тимофеев, как говорят в народе, еще ранее этого времени был усердным чтителем Святителя Николая. В верховьях реки Сылвы (около Чусовой), в местах первых подвигов Ермака, до сих пор показывают Ермаково городище, место, укрепленное рвом и высокими валами. Здесь, говорят, Ермак зимовал и молился в часовне пред образом Святителя Николы. И теперь казаки недаром имели с собой эти иконы Святителя: они всецело отдались его покрову и защите и на пути часто и с особенным усердием молились Чудотворцу о его заступничестве. Вот они закончили свой водный путь по рекам до Каменных гор, откуда реки вытекали, побросали здесь свои суда и через холмы и долины, скалы и ущелья добрались до горного ядра, самого высокого кряжа, сердцевины. Через него лежал самый трудный путь, и за ним скрывалась цель путешествия. Тут остановились казаки на отдых и в благодарность Святителю за благополучно пройденную половину пути и с просьбой о милости его в будущем прежде всего поспешили выстроить часовню Угоднику. «Место этой часовни и сейчас цело и свято». Известно затем, дальше, и другое подобное же место остановки казаков, посвященное имени Святителя. Здесь уцелел даже древний образ Чудотворца, по преданию, поставленный казаками в построенной, по обыкновению, часовне-обыденке, —
С. 25:
образ Можайский. Перевалили, наконец, казаки опасный и трудный Каменный пояс и вступили в обетованную землю, до того времени сказочное Царство Сибирское. Дошли они до новых рек, срубили новые плоты, выдолбили новые челноки и поплыли на них по реке Нейве в реку Тагиль, из Тагили в Туру, Тоболь и Иртыш. Еще когда казаки были на Тоболе, встретились они с войском владетеля этих земель — хана Татарского Кучума. Начались частые и упорные схватки с татарскими полчищами. Перед завоеванием Сибири, с появлением русских, — стали, говорят, татарам являться всякие видения. Видывали они и огненный столб от земли до облаков, и вооруженных воинов, летавших на крыльях, несущих на плечах дивный
С. 26:
престол, и воина в блестящих искрометных латах (святой Димитрий Солунский), и грозного чудного старца с мечом в руках. Этот чудный старец был Святитель Николай, и здесь ратовавший за православных, по их вере и молитвам. Видели все это татары, и ужасались; видели и Ермаковы казаки, и объясняли видения в свою пользу. И действительно, казаки всегда побеждали, пока, после последней решительной и отчаянной битвы с обеих сторон, 23 октября 1581 года, не взята была столица хана Кучума — Сибирь, с помощью Божией и молитвами Святителя Николая. Где бы ни выбирали себе первые завоеватели Сибири стоянку, когда они строили для нее острог, первые удары их топоров вырубали крест, а потом часовню для Божия благословения. Многие из этих часовен, как мы уже говорили, строители посвящали Святителю Николаю. Так было во всех первых городах Сибири, так оно везде бывает с православными людьми и доселе: в Тюмени, древнейшем городе Сибирском (основанном в 1585 году), Тобольске (во второй половине 1587 года), Пелыме (в 1592 году), Березове (в 1593 году), и других. И первые церкви в этих случаях завоеватели также посвящали Святителю Николаю. В 1611 году в Тобольске свирепствовал страшный конский падеж. Граждане обратились с особенно усердною молитвой к известному заступнику пред Господом - Святителю, и Святитель их услышал: конский падеж мгновенно прекратился. В благодарность Угоднику граждане тогда же, в один день, соорудили ему еще новый деревянный храм. Память об этих временах первого чествования Святителя до сих пор хранится в городе в названии одного из его храмов — церкви Николы Обыденного. Так постепенно, с помощью Божией и великого Чудотворца, казаки двигались далее и далее по Сибири, расширяя владения Русского государства во все стороны,
С. 27:
устраивая поселения во всех направлениях. В 1632 году уже строится ими острог Якутский, и они вступают в области трех сильных и многочисленных племен: «неопрятных бурятов, тунгузов крепких и проворных якутов». В 1697 году пятидесятник Владимир Атласов с шестьюдесятью товарищами и таким же числом юкагиров присоединил Камчатку к Московскому Царству, и первая церковь на полуострове была посвящена Святителю Николаю. Так русские завоеватели начали дело покорения Сибири, устроив Святой Николаевский Верхотурский и Нико-лаево-Туринский монастырь в Зауралье, и окончили дело завоевания Сибири с молитвой Святителю Николаю и — нужно верить этому — с небесной помощью его. Напечатано: Дмитрук Анатолий, протоиерей. Патерик Сибирских Святых и подвижников благочестия. – М. – 2006. – С.С. 22-27.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3562 |