|
||||||||||||||
Кафедральный собор здесь мог быть двести лет назад...Краткий очерк истории Бердского православного прихода. В начале XVIII в. на территории Сибири было возведен ряд оборонительных укреплений – острогов. Одним из них был Бердский острог, основанный в 1716 г. Одновременно с постройкой острога была сооружена небольшая деревянная церковь, освященная в честь Сретения Господня.
12 мая 1783 г. последовал указ императрицы Екатерины II Правительствующему Сенату об учреждении Колыванской губернии. Административный центр новой должен был располагаться «на правом берегу Оби реки при устье речки Берди и при Бердском остроге» в 16 верстах от него. Новый губернский город получил название «Колывань». Были сделаны проекты новых присутственных мест — каменные двухэтажные здания, намечена частная деревянная застройка. Некоторые губернские службы уже стали переезжать из Томска поближе к новому месту, в Бердский острог. Колывань - Бердск за годы губернского правления с 1783 по 1797 гг. значительно разросся. Появились новые улицы, питейные дома, конторы, склады, лавки. Прибавилось чиновников, торговцев, ремесленников. Но, увы, недолгая жизнь была суждена, казалось, перспективному государственному проекту всего 14 лет. С Бердского острога название «Колывань» сняли, он стал теперь именоваться — «село Бердское», «безуездное знатнейшее селение». В этом качестве оно и вступало в XIX век. А что же острог? По мере освоения русскими Западной Сибири и продвижения их в южные районы значение острогов стало постепенно падать. К концу XVIII века пришел в упадок и острог на Берди. Его стены и башни, отслужив свое, постепенно разрушались. Земляной вал зарастал бурьяном. Оказавшись в глубоком тылу, острог потерял свой прежний грозный вид. И 7 февраля 1791 года правителем Колыванской губернии Б. Меллером было предписано продать пришедшие в ветхость «состоящие в Бердском остроге две башни с надолбами и рогатинами», но желающих их купить так и не нашлось. Совершенно сгнившие бревна пошли на дрова для местной церкви. Сретенская церковь. Фото начала 30-х гг. Но вернемся к истории Сретенской церкви. За время, прошедшее с сооружения церкви её неоднократно перестраивали (в 1763 и после 1796 гг.), а в 1808г., трудами бывшего управляющего Кабинетским Имением Даниила Быстрова с прихожанами храм выстроили заново, но уже из камня. Новый храм имел три престола. Главный в честь Сретения Господня, и боковые – в честь Богоявления Господня (правый) и Успения Пресвятой Богородицы (левый). В состав прихода входили: с. Бердское, Барнаульского уезда и деревни: Луговая, Морозова, Тальменская, Ельцовская, Сосновская, Мильтюшская, Верхне-Чемская и мукомольный завод В. А. Горохова. В 1913 г. приход претерпел изменения: в деревне Тальменской образовался самостоятельный приход, к которому отошла деревня Морозова. Это отразилось на численности прихожан Сретенской церкви; в 1911 г. приход посещало 7314 человек, а в 1913 г. – 6725 человек. На территории Бердского прихода размещалось несколько учебных заведений. За годы советской власти большинство документов, относящихся к деятельности учебных заведений было утрачено; на данный момент сохранились крайне скудные сведения: в с. Бердском находились: одноклассное училище, двухклассное училище, открытое 8 сентября 1901 г. и ремесленная школа, открытая 28 сентября 1903 г. В деревнях Сосновская и Мильтюшская находились одноклассные училища и еще одно одноклассное училище располагалось на заводе купца Горохова (открыто 1 октября 1888 г.). Все эти учебные заведения находились в ведении Министерства народного просвещения. Священник Василий Игумнов, члены приходского совета и прихожане Сретенской церкви г. Бердска К Сретенской церкви была приписана церковь во имя Св. Равноапостольного князя Владимира, находившаяся в деревне Тальменской. В 1913 г. этот храм получил статус самостоятельного прихода. Кроме того, Бердской церкви принадлежало три часовни, находившихся на окраинах Бердска, одна часовня в деревне Ельцовской и походная церковь во имя Свт. Тихона Задонского, устроенная в 1897 г. Церковь использовалась для совершения богослужений в окрестных деревнях и на заводе Горохова. Духовенство Сретенской церкви состояло первоначально из одного священника и одного псаломщика, а после реконструкции храма причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Сведений о первом священнике Сретенского храма Бердского острога на данный момент не обнаружено, но благодаря переписи населения, проводившейся в 1719 году, сохранилось имя одного из настоятелей - священника Иосифа Полканова. В ходе архивных исследований были установлены имена некоторых священнослужителей Сретенской церкви. Это: протоиерей Гавриил Вишняков (1898-1916 гг.), священники: Афанасий Тюшев, Матфей Знаменский, Алексей Хмылев, Григорий Стефановский, Иоанн Беляев (с 1869 г.), Николай Иволин (1878-1897 гг.), Николай Беневоленский (до 1898 г.), Иоанн Смирнов (с 1897 г.), Павел Рождественский (1907-1908 гг.), Иоанн Сидонский (1910-1912 гг.), Александр Космаков (1908-1911 гг.), Иоанн Покровский (до 1912 г.), Архипп Зяблоцкий (1911-1913 гг.), Алексий Фелидов (1911-1912 гг.), Иннокентий Бархатный (1912-1914 гг.), Лев Ершов-Васильев (август-сентябрь 1914 г.), Иоанн Котов (1913-1914 гг.), Павел Соловьев (1914-1915 гг.), Иаков Мазаев (1915-1916 гг.), Александр Дегожский (с 1916 г.), Александр Сатирский (1916-1930 гг.), Василий Иллиодоров (с 1921 г.), Василий Игумнов (1930-е гг.). Диакона: Василий Забоглоцкий (1897-1898;1900-1901 гг.), Вячеслав Светозаров (1898-1899; 1901-1902 гг.), Сергий Способин (июль-август 1902 г.), Илья Тертацкий (1902-1903 гг.), Григорий Златковский (1903-1904 гг.), Маркиан Андреев (с 1904 г.), Иоанн Златомрежев (1906-1907 гг.), Василий Карпов (с 1907 г.), Петр Соловьев (до 1911 г.), Григорий Шевлягин (1914-1916 гг.), Иаков Царьков (с 1922г.), Александр Суслов (март-апрель 1926 г.). Псаломщики: Илья Пономарев, Тимофей Кузнецов, Иоанн Хмелев, Александр Хромцов, Феодор Трапезников (1844-1858 гг.), Иоанн Мухин (с 1874 г.), Константин Лавров (с 1891 г.), Иоанн Елисеев, Константин Сельцер (до 1897 г.), Иосиф Тетерин (1898-1901 гг.), Иоанн Власов (1899-1904 гг.), Иоанн Россов (1902-1904 гг.), Димитрий Ильин (с 1904 г.), Александр Арефьев (1905-1907 гг.), Симеон Юрьев (с 1908 г.), Александр Хромцов (до 1911 г.), Григорий Александровский (1912-1913 гг.), Виталий Юрьев (март-июнь 1913 г.), Михаил Жерновков (1913-1914 гг.; с 1914 г. диакон этой же церкви), Николай Брыков (1913-1915), Петр Головачев (1905-1912?), Иоанн Крестич (1917 г.; с декабря 1917 г. диакон этой же церкви), Наиболее известным священником в истории прихода был о. Александр Сатирский. Сатирский Александр Николаевич. Родился в 1891 г. в семье священника Николая Сатирского. В 1914 г. окончил Нижегородскую духовную семинарию. В этом же году,13 сентября, Александр Сатирский получил назначение на должность псаломщика Никольской церкви г. Томска. С 1914 г. состоял личным секретарем епископа Томского Мефодия (Герасимова) В 1916 году Александра Сатирского рукополагают в священника Сретенской церкви г. Бердска. Там он прослужил до 1930 г. Перед арестом в 1937 г. служил в г. Куйбышеве Новосибирской области. Арестован и расстрелян в 1937 г. Новая Сретенская церковь В 1920 - е гг. в бердском клубе проходили диспуты на антирелигиозные темы с участием священника Сретенской церкви о. Александра Сатирского. Первое слово давали священнику, он рассказывал о возникновении религии, Библии, богословии. Затем слово предоставлялось коммунисту-пропагандисту, и он уже с научной точки зрения говорил о богословии как лженауке. Иногда диспут растягивался на несколько вечеров, в клуб приходили не только молодежь, но и пожилые люди... В Бердске как бы образовалось два полюса — церковь и комсомольский клуб. Они и располагались рядом, через улицу. В 1939 г. по постановлению Новосибирского Облисполкома Сретенскую церковь закрыли и переоборудовали под клуб. В 1950-е гг. здание Сретенской церкви было разрушено в связи с подготовкой ложа Новосибирского водохранилища. В июле 1945 г. в районе села Нижние Чемы, близ Новосибирска, комплексная экспедиция Ленинградского отделения всесоюзного треста «Гидроэнергопрект» начала изыскания для строительства Новосибирской гидроэлектростанции. 13 – 23 октября того же года Правительственная комиссия признала этот район наиболее удобным для расположения ГЭС. В затопления попадало несколько десятков сел и деревень, в том числе и Бердск. Перенос города из зоны затопления начался весной 1953 года, а завершился к 1957 году. На новую территорию, в 8 километрах от старого местоположения, было перенесено более 11 тысяч различных построек: 10 промышленных, строительных и транспортных предприятий, 4 школы, 8 медицинских учреждений, 30 магазинов, столовых, складов, 2264 частных дома, все здания государственных и общественных учреждений, детские сады и библиотеки. На новое место была перенесена братская могила борцов за Советскую власть. Более 30 миллионов рублей выделило государство на нужды жителей города, из них 17 миллионов рублей выдано было переселенцам в качестве безвозвратной ссуды и более 500 тысяч рублей единовременного пособия нуждающимся на новом месте. Кроме того, переезжающие обеспечивались необходимыми строительными материалами — лесом, цементом, кирпичом, стеклом, шифером. 27 июня 1957 г. было проведено пробное шлюзование на Новосибирской ГЭС. В эксплуатацию ГЭС была принята 14 марта 1963 года. В новом Бердске храма не было; верующие бердчане ездили на службы в Вознесенский кафедральный собор или в Никольскую церковь с. Новолугового. 27 апреля 1989 года в Бердском горисполкоме было получено разрешение об организации православной общины. Деньги на оборудование временной церкви собирали, что называется, всем миром. Дом, в котором стали оборудовать церковь, до сих пор находится на пересечении улиц Кутузова и Маяковского. 1 августа 1989 года, по благословению митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона, благочинным церквей Новосибирской области протоиереем Димитрием Будько (ныне архиепископ Софроний) была совершена первая служба. Позднее по субботам и воскресеньям на богослужения приезжали разные священники из Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска, а 1 октября 1989 года настоятелем Сретенского храма был назначен священник (ныне – протоиерей) Василий Бирюков. Спустя полгода был приобретен более просторный дом, по адресу ул. Лазо, 18, который был переоборудован под храм (сейчас это Сретенский приход). Первое богослужение в Сретенской церкви было совершено 15 февраля 1990 года в праздник Сретения Господня – престольный праздник церкви. В апреле 1990 года состоялась официальная регистрация бердской общины. К празднику Пасхи этого же года, организация «Гигант», находящаяся в городе Бердске, подарила Сретенской церкви колокол, чудом сохранившийся от старого Сретенского храма. 7 июля 1992 года, на праздник Рождества Иоанна Предтечи, Преосвященнейшим Тихоном, епископом Новосибирским и Барнаульским, было совершено освящение закладного камня и места для строительства нового храма, ныне Преображенского кафедрального собора. Собор строился по проекту Новосибирского архитектора П.А. Чернобровцева – автора нескольких новосибирских храмов. Большой вклад в строительство храма внес председатель Правления Ассоциации «КСК» С.В. Клинков. В конце августа 1998 года из Каменск-Уральского для Преображенского собора был доставлен комплект колоколов. В Преображенском соборе два престола: нижний – освящен в начале января 1998 года Преосвященнейшим Сергием, епископом Новосибирским и Бердским в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С 8 апреля 2001 года в верхнем храме начали совершаться богослужения. 28 апреля 2002 года в праздник Входа Господня в Иерусалим был установлен иконостас. 5 сентября 2004 г. архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон совершил чин великого освящения Преображенского собора. Строительство Преображенского кафедрального собора Воскресная школа была основана в 1993 году при Сретенском храме. В течение шести лет сменила несколько помещений и с 1999 г. размещается в административно-хозяйственном корпусе Преображенского собора. Помимо Закона Божия дети обучаются пению, бисероплетению, вязанию на спицах и крючком, шитью, рисованию, росписи по дереву, изготовлению мягкой игрушки. Стараниями преподавателя пения Т.Т. Голубевой был создан хоровой ансамбль учащихся Воскресной школы. В 2002 г. ансамбль стал лауреатом Всесибирской духовной выставки, проводившейся в Новосибирске. В последние шесть лет учащиеся Воскресной школы выступают с концертами перед жителями Бердска в ДК «Радуга». Свои выступления они посвящают праздникам Рождества Христова, Сретения Господня, Дню Славянской письменности и культуры. В 2001 г. по благословению архиепископа Тихона и при сотрудничестве генерального директора Центра образования «Пеликан» Кириллина А.Н. в данном учебном заведении введен факультативный курс «Основы православной культуры России». Преображенский собор. 2000 г. Ежегодно духовенства г. Бердска проводит, ставшие традиционными, крестные ходы по городу. Так, в первый день Пасхи крестный ход идет от Преображенского собора до городской площади, где служится пасхальный молебен, освящаются куличи. Крестные ходы совершаются также на праздники Сретения, Преображения, в День Славянской письменности и культуры. На праздник Крещения Господня, 19 января, совершается крестный ход «на Иордань». На льду Бердского залива устраиваются две проруби (одна для раздачи святой воды, вторая – для купания. В течение дня в проруби в среднем купается до 300 человек). Духовенство окормляет Бердский пансионат ветеранов труда, при котором создана часовня в честь иконы Божией Матери «Казанская». Приход имеет свой сайт в Интернете. ( www.berdsk.orthodoxy.ru ) 1. Чтимая икона Божией Матери «Казанская»2. Чтимая икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона из старого, разрушенного храма; подарена в 2001 году
Образование и Православие / Шабунин Е. А., референт издательского отдела Новосибирской епархии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5483 |