|
||||||||||||||
Юго-Восточное благочиние Новосибирской епархии. Часть 3Завершая повествование об истории Юго-Восточного благочиния Новосибирской епархии, рассмотрим историю 35-го благочиния Томской епархии, которое как указывалось ранее, существовало до 1920-х гг. до образования Новосибирской епархии. Как и предыдущие благочиния (43 и 44) 35-й благочиннический округ сложился к 1909 г. Но большинство приходов размещалось на территории нынешнего Алтайского края. Их история интересна для узкого круга специалистов, в том числе профессиональных краеведов Алтая, а на территории современной Новосибирской области располагалось всего два прихода: Малышевский и Меретский. Автор данной статьи располагает историческими сведениями про оба храма. Они приводятся ниже: ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. МАЛЫШЕВО Первые упоминания о старейшем храме, находившимся на территории современного Сузунского района, датируются 1722 годом – годом основания Малышевской слободы. Спустя 101 год, в 1823 г. по благословению архиепископа Тобольского Амвросия церковь была полностью перестроена. Как свидетельствуют архивные записи: «Церковь деревянная, в одной связке с колокольней, покрыта железом; престол один – освящен в честь Рождества Христова». Приход этого храма был одним из самых больших: в него входили: с. Малышевское, Барнаульского уезда и деревни: Нижне-Сузунская, Поротникова, Каргополова, Зорина, Малышевка и Тараданова, что повлияло на количество прихожан, которых в 1911 г. насчитывалось 5695 человек. Также на территории прихода проживало 6 человек раскольников. Причта при церкви по штату полагалось: два священника и два псаломщика. В 1907 г. указом Томского епархиального начальства из штата Христорождественской церкви были откомандированы один священник и один псаломщик для совершения всех необходимых богослужений в Никольской церкви, с проживанием в с. Аллак. (ныне село Алтайского края), так как к этому времени жителями села была сооружена церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Имя первого священника Малышевской церкви на настоящее время не установлено. В ходе архивных исследований были выявлены имена некоторых из священно церковнослужителей в разные годы служивших в храме; это священники Гавриил Патрушев, Алексий Викторов (служил до апреля 1877 г.), Иоанн Титов (служил до июля 1881 г.), Михаил Горский (до 1881 г.), Димитрий Хворов (с 1881 по 1889 гг.), Георгий Малышев (по 1889 г., позднее служил в церкви с. Мышланского), Митрофан Мухин (с 1890 по 1893 гг.), Виктор Островзоров, Димитрий Брусянов (до ноября 1898 г.), Гавриил Станков (до сентября 1900 г.), Николай Покровский, Сергий Туполев (с 1900 по 1901 гг.), Фока Редикульцев (с 1901 по 1905 гг., позднее служил в церкви с. Мышланского), Василий Завадовский (с 1901 по 1904 гг.), Константин Альбицкий (с 1904 по 1911 гг.), Михаил Носов (с 1912 по 1933 гг.), Павел Дуплев (по воспоминаниям старожилов он был последним священником). Псаломщики: Иоанн Пиктусов (до 1878 г.), Григорий Сребрянский (1877-1879 гг.), Феодор Сергиевский (до апреля 1877 г.), Василий Поливанов, Алексий Елиазаров, Феоктист Мелентьев (в 1900 г. рукоположен в диакона; служил при храме до октября 1900 г.), Феодор Альбицкий (с 1878 по 1892 гг.; c 1892 г. псаломщик Вознесенской церкви с. Болтовского), Павел Островзоров, Иоанн Сребрянский, Савел Мальцев (1907 – 1916 гг.; в 1920-е гг. священник церкви с. Верх-Алеус), Герман Досычев (с 1916 г.) Носов Михаил Александрович. Родился в 1879 г., в семье священника. Окончил Томскую Духовную семинарию. С 1905 г. состоял псаломщиком и преподавателем Закона Божьего. 10 июля 1908 г. рукоположен в сан священника. В 1912 г. был назначен к Христорождественской церкви с. Малышево. Спустя 21год отец Михаил переводится к Троицкой церкви с. Заковряжино. Дальнейшая его судьба - неизвестна. Церковным старостой с 1900 г. состоял крестьянин Федор Маркович Ситников. В 1871 г. в селе Малышевском было открыто училище гражданского ведомства. Сведения о деятельности училища весьма скудны. Известно лишь о том, что училище размещалось в доме принадлежавшим волостному правлению, а в годы советской власти в нем находилась сначала семилетняя школа, затем – средняя. Здание сохранилось до наших дней. В 1940 г. распоряжением Новосибирского Облисполкома Малышевская Христорождественская церковь была закрыта[1], зданию придали « гражданский вид» т.е. спилили кресты, разобрали купол и колокольню, богослужебную утварь и иконы изъяли, а в самом храме разместился склад зерна. Впоследствии церковь переоборудовали под клуб. В 1970 г. обветшавшее здание было снесено. Сейчас на месте Христорождественской церкви находится Дом Культуры. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ С. МЕРЕТЬ Самые первые исторические сведения о церкви относятся к 1752 г. Тогда церковь с. Меретского именовалась Никольской. В 1860 г. пришедший в ветхость храм был полностью разобран; на его месте был выстроен новый – также деревянный, который был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. Храм был выстроен в форме креста. На колокольне храма помещалось шесть колоколов, самый большой из них весил 450 кг Церковные документы свидетельствуют, что храм имел все необходимое для совершения Богослужений: один серебряный позолченый Потир со всеми принадлежностями, три напрестольных Евангелия (одно из них в серебряном окладе), два серебряных напрестольных Креста (один - вызолочен и украшен драгоценными камнями), шесть парчовых священнических облачений и три диаконских. В приход Свято-Троицкой церкви входили: с. Меретское, Барнаульского уезда, и деревни: Кротова, Городищенская, Верх-Сузунская, Инская, Старо-Обинцева. Сохранились отрывочные упоминания о том, что в 1920-е гг. в селе Верх-Сузунском существовала часовня, которая была приписной к Троицкой церкви. Как свидетельствуют архивные записи в 1911 г. Свято-Троицкую церковь посещало 3399 человек, кроме того, на территории данного прихода существовала старообрядческая община, которую в 1911 г. посещало 158 человек. Согласно определения Томской Духовной консистории причт церкви состоял из одного священника, диакона и псаломщика. Имя первого священника Троицкой церкви не сохранилось. Известно, что в храме служили священники: Николай Никитин (до 1904), Иоанн Никольский (март 1904 г.), Георгий Иволин (1904-1923), Василий Коронатов (февраль – сентябрь 1923г.), Митрофан Новиков (1923 г.), Александр Покровский (1920-е), Димитрий Сибриков (1932 -). Диакона: Филипп Яковлев (1904-1905 гг.), Александр Космаков (1905-1908; с 1908 священник Сретенской церкви с. Бердского), Петр Магницкий (1908-1909 гг.), Константин Разумов (1909-1912), Михаил Иванов (1912-1916), Сергий Светозаров (1916-19 гг.). Псаломщики: Павел Соколов (до 1902 г.), Михаил Макаренко (1902-1903 гг.), Петр Сапфиров (июнь-август 1903 г.), Иоанн Кокшенов (1903-1905), Александр Покровский (с 1905 г.; в 1920-е священник сей церкви), Андрей Окороков (1920-е гг.), Вениамин Иволин (с 1923 г.) Самой яркой личностью был священник Георгий Иволин, прослуживший в храме 19 лет. Иволин Георгий Гаврилович. Родился около 1875г., сын священника Гавриила Иволина. Окончил Томскую Духовную семинарию.8 октября 1895 рукоположен в сан священника. До 1904 г. состоял при Вознесенской церкви с. Болтовского. С 1904 по 1923 гг. священник Свято-Троицкой церкви. Умер 2 февраля 1923 г. и был похоронен около Троицкой Меретской церкви. Приход обладал следующими учебными заведениями: церкви-школы в деревнях: Верх-Сузунской, Городищенской, Инской и Старо-Обинской, церковно-приходские школы: в с. Меретском, открыта в 1893 г. (в 1911 г. в ней обучалось 46 чел.), и в деревне Верх-Сузунской, открыта в 1904 г. (в 1911 г. – учащихся 20 чел.), церковные школы грамоты: в деревнях Городищенской, Инской, Старо-Обинцевой и Кротовой. За годы советской власти все документы, касающиеся деятельности церкви в селе Мереть не сохранились. Каких-либо сведений об учебных заведениях, размещавшихся на территории прихода, также не сохранилось. В 1936 г. Постановлением советских властей Свято-Троицкая церковь была закрыта [2] и переоборудована под клуб, позднее в помещении бывшей церкви был устроен пивной бар. В 1980-е гг. бар сгорел. В 1997 г. местная администрация выделила под храм пустовавшее здание магазина; местные жители провели необходимый ремонт и переустройство. 16 июня 1997 г. новый храм был освящен Преосвященнейшим Сергием, епископом Новосибирским и Бердским в честь Воскресения Христова. В этот же день была отслужена первая Божественная Литургия. В августе 2002 г. на чердаке одного из сельских домов был найден Крест-Распятие из старого храма, по воспоминаниям старожилов этому Кресту более 120 лет. После закрытия храма Крест был вынесен из храма и спрятан прихожанами. 14 августа 2002 г., священниками Новосибирской епархии был отслужен благодарственный молебен по случаю обретения святыни; по окончании молебна Крест был торжественно перенесен в храм. Одной из почитаемых святынь Воскресенского храма является икона Св. Пророка Божия Илии из старой церкви. Подведем некоторые итоги, Итак, на 1914 г. на территории трех благочиннических округов (35, 43 и 44) размещалось 36 храмов, в которых служили 36 священников, 9 диаконов и 30 псаломщиков. К сожалению, многие сведения были утеряны. Издательский совет Новосибирской епархии ведет сбор исторических данных о храмах и духовенстве, служивших в них. Автор обращается с просьбой ко всем, кто располагает фотографиями, документами, воспоминаниями о храмах и священнослужителях присылать их на электронный адрес издательского совета igorz2002@mail.ru или на почтовый адрес: 630132 г. Новосибирск, ул. Советская,91 издательский совет Новосибирской епархии.
Образование и Православие / Шабунин Е. А., референт издательского отдела Новосибирской епархии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 8 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5956 |