|
||||||||||||||
Юго-Восточное благочиние Новосибирской епархииПосвящается истории Юго-Восточного благочиния Новосибирской епархии. Как известно, до 1924 г. современная Новосибирская область входила в состав Томской епархии. На территории современного Юго-Восточного благочиния Новосибирской епархии размещалось три благочиннических округа: 35-й, 43-й и 44-й. Сегодня речь пойдет об одном из них – сорок четвертом благочинии. Клировая ведомость Никольской церкви с. Маслянино. Из личного архива автора 44-е благочиние сложилось к 1909 году, до этого храмы входили в состав других благочиний, так, например, Вознесенская церковь с. Сузун в 1899 и 1903 гг. входила в состав благочиния № 19. К 1914 г. на территории 44 благочиния находилось 15 храмов, в которых служили 16 священников, 2 диакона и 13 псаломщиков. Центральным храмом благочиния являлась церковь во имя святителя и Чудотворца Николая с. Маслянино (подробные сведения об этом храме представлены ниже). Также на территории благочиния размещались следующие храмы:
Старый иконостас Никольской церкви. Фото из личного архива автора Благочинным 44 округа с 1909 г. состоял священник, а впоследствии - протоиерей Евгений Смирнов. Сохранились биографические данные о нем. Евгений Иванович Смирнов родился в 1872 году, окончил Томскую Духовную семинарию по 2 разряду. В 1895 году был рукоположен в сан священника. В 1899 году значился настоятелем Вознесенской церкви с. Сузун. С 1901 года священник Никольской церкви с. Маслянино. С 1909 года состоял благочинным 44 округа. 14 января 1920 года был арестован, со 2 по 22 марта 1920 и с 12 мая по 20 мая 1920 года находился в Барнаульской тюрьме и освобожден Алтайской ГУБ ЧК с выселением за границы Барнаульского уезда. С мая 1920(?) до 23 августа 1921 года работал в Бийском уземкоме как специалист по пчеловодству. С сентября 1921 до февраля 1922 года счетовод заготконторы в Маслянино. 2 февраля 1922 года овдовел, ранее потерял троих детей - все похоронены в Маслянино. В марте - мае подавал прошение архиерею о переводе на прежнее место в Маслянино, в прошении значится как священник Введенской церкви с. Гунихинского. Перед арестом в 1937 году не служил, был регентом Вознесенской церкви Новосибирска. Арестован и расстрелян в 1937 г. Никольская церковь после закрытия. Фотография из фондов музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. ФН. Фотоархив. Оп.7. д.5 Как уже упоминалось выше, центральным храмом благочиния была Никольская церковь с. Маслянино. История сохранила нам некоторые сведения об этом храме. Деревянная однопрестольная церковь была построена в 1896 г. Закладка церкви последовала 22 мая 1896 г., а уже 8 декабря того же года состоялось освящение храма. При строительстве храма использовался план № 9 из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селах»; многие из этих планов были утверждены императором Александром III. Приход Никольской церкви составляли: с. Маслянинское, Барнаульского уезда и деревни: Буркова, Петушиха, Пайвина, Пенькова, Дресвянка, Мамонова, Чупина. К 1914 году в составе прихода произошли изменения: деревня Буркова отошла к другому приходу, и добавились деревни: Солоряева, Елбанская, Серебренникова, Изырак, Хутора, Каменный Изырак и Чупина, а также село Суенгинское. Это не могло не отразиться на количестве прихожан. В 1911 г. их было 9584 человека; также на территории прихода проживало 804 человека старообрядцев, а к 1914 г. их число возросло до 10190 человек. Богослужения в храме совершали: два священника и два псаломщика. Священниками в храме были: Василий Туберовский, Сергий Краснов (с 1892 г.), Евгений Смирнов (1910-1922гг.), Василий Екшибаров (с 1908 г.). Псаломщики: Димитрий Конусов (с 1890 г.), Алексий Никольский (с 1900 г.), Иоанн Бальва (с 1900 г.). Наиболее полные биографические сведения удалось собрать о священнике Василии Екшибарове. (Тех, кто заинтересовался биографией о. Василия – отсылаю к своей статье на этом же сайте. Статья называется «Духовенство новосибирской епархии до 1937 г. Священник Василий Екшибаров». – прим. авт.) На территории прихода Никольской церкви располагались следующие учебные заведения: церковная школа грамоты в с. Маслянинском, деревнях Дресвянке и Чупиной, а также училища гражданского ведомства в с. Маслянинском, (открыто в 1872 г.) и в деревне Бурковой (открыто в 1903 г.) Новый иконостас Никольского храма. Фото из личного архива автора После закрытия церкви в разные годы в храме было зернохранилище, затем клуб, далее Дом пионеров. В 1985 году в посёлке была создана небольшая православная община. 26 сентября 1989 года решением Маслянинского районного совета депутатов Новосибирской области здание бывшей церкви, находящееся на улице Школьная, 1, было передано верующим Русской Православной Церкви. Позже, в 1992 году, администрацией района было передано здание по улице Школьная, 8, также ранее принадлежавшее церкви. Сейчас в этом доме размещается трапезная храма. Были проведены необходимые ремонтные работы в храме: убраны перекрытия второго этажа, восстановлены купол и колокольня. В 1989 году трудами первого настоятеля храма протоиерея Павла Патрина выстроены каменный забор вокруг церкви, железные ворота. Первая Божественная литургия в восстановленном храме была совершена на праздник Рождества Христова в 1990 году. В 1990 году епископ Новосибирский и Барнаульский Тихон впервые посетил церковь во имя Святителя Николая, Чудотворца во время своей ознакомительной поездки по приходам Новосибирской епархии. С 1991 года настоятелем храма является протоиерей Виктор Павлов. В 1993 году к освящению храма, был установлен иконостас. В октябре 1993 года епископ Тихон совершил великое освящение восстановленного храма. Никольская церковь с. Маслянино. Современный вид Чтимые иконы и святыни:
Продолжая повествование об истории Юго-Восточного благочиния Новосибирской епархии, рассмотрим историю 43-го благочиния Томской епархии, которое как указывалось ранее, существовало до 1920-х гг. до образования Новосибирской епархии. Как и 44-е благочиние 43-й благочиннический округ сложился к 1909 г. На начало 1914 г. на территории благочиния размещалось 19 храмов, в которых служили 17 священников, 6 диаконов, 14 псаломщиков. Центральным храмом благочиния была Никольская церковь с. Шарчино. (сведения об этом храме помещены ниже) Также на территории благочиния размещались следующие храмы:
Благочинным 43-го округа с 1909 года был священник Сергий Толмачев. Сохранились биографические сведения о нем. Сергий Онуфриевич Толмачев родился около 1880 г. в семье священника Онуфрия Толмачева. Окончил Томскую духовную семинарию по 2-му разряду. 1 сентября 1902 г. рукоположен во священника. С 1909 г. - благочинный 43 округа. С 1912 священник Никольской церкви с. Шарчинского. Был там же до 1922 г. (с перерывом на арест в начале 1921). В 1927 г. священник Петро-Павловской церкви с. Прокудского. Дальнейшая судьба неизвестна. Как уже упоминалось выше, центральным храмом благочиния была Никольская церковь с. Шарчино. История сохранила нам некоторые сведения об этом храме. Строительство церкви в с. Шарчино началось в 1912 г.; это была небольшая деревянная церковь с одним престолом, освященным в честь Святителя Николая Чудотворца. Приход церкви составляло с. Шарчино, в то время, относившееся к Барнаульскому уезду. Это был один из малочисленных приходов. Количество прихожан составляло всего лишь 955 человек. Но в 1920-е гг. их число увеличилось до 2780 человек. Со дня освящения настоятелем церкви состоял священник Сергий Толмачев, ранее служивший в Успенской церкви с. Бобровского. Он прослужил в Никольской церкви приблизительно до 1927 г. А недавно удалось установить имя еще одного священника. Это – Николай Елпидин. В 1937 г. Шарчинская церковь была закрыта и переоборудована под тракторные мастерские МТС. В 1961 г. Никольская церковь сгорела. В настоящее время на месте храма находится здание столовой. До наших дней сохранился дом, в котором проживал священник; сейчас это здание занимает администрация села. Завершая повествование об истории Юго-Восточного благочиния Новосибирской епархии, рассмотрим историю 35-го благочиния Томской епархии, которое как указывалось ранее, существовало до 1920-х гг. до образования Новосибирской епархии. Как и предыдущие благочиния (43 и 44) 35-й благочиннический округ сложился к 1909 г. Но большинство приходов размещалось на территории нынешнего Алтайского края. Их история интересна для узкого круга специалистов, в том числе профессиональных краеведов Алтая, а на территории современной Новосибирской области располагалось всего два прихода: Малышевский и Меретский. Автор данной статьи располагает историческими сведениями про оба храма. Они приводятся ниже: ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. МАЛЫШЕВО Первые упоминания о старейшем храме, находившимся на территории современного Сузунского района, датируются 1722 годом – годом основания Малышевской слободы. Спустя 101 год, в 1823 г. по благословению архиепископа Тобольского Амвросия церковь была полностью перестроена. Как свидетельствуют архивные записи: «Церковь деревянная, в одной связке с колокольней, покрыта железом; престол один – освящен в честь Рождества Христова». Приход этого храма был одним из самых больших: в него входили: с. Малышевское, Барнаульского уезда и деревни: Нижне-Сузунская, Поротникова, Каргополова, Зорина, Малышевка и Тараданова, что повлияло на количество прихожан, которых в 1911 г. насчитывалось 5695 человек. Также на территории прихода проживало 6 человек раскольников. Причта при церкви по штату полагалось: два священника и два псаломщика. В 1907 г. указом Томского епархиального начальства из штата Христорождественской церкви были откомандированы один священник и один псаломщик для совершения всех необходимых богослужений в Никольской церкви, с проживанием в с. Аллак. (ныне село Алтайского края), так как к этому времени жителями села была сооружена церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Имя первого священника Малышевской церкви на настоящее время не установлено. В ходе архивных исследований были выявлены имена некоторых из священно церковнослужителей в разные годы служивших в храме; это священники Гавриил Патрушев, Алексий Викторов (служил до апреля 1877 г.), Иоанн Титов (служил до июля 1881 г.), Михаил Горский (до 1881 г.), Димитрий Хворов (с 1881 по 1889 гг.), Георгий Малышев (по 1889 г., позднее служил в церкви с. Мышланского), Митрофан Мухин (с 1890 по 1893 гг.), Виктор Островзоров, Димитрий Брусянов (до ноября 1898 г.), Гавриил Станков (до сентября 1900 г.), Николай Покровский, Сергий Туполев (с 1900 по 1901 гг.), Фока Редикульцев (с 1901 по 1905 гг., позднее служил в церкви с. Мышланского), Василий Завадовский (с 1901 по 1904 гг.), Константин Альбицкий (с 1904 по 1911 гг.), Михаил Носов (с 1912 по 1933 гг.), Павел Дуплев (по воспоминаниям старожилов он был последним священником). Псаломщики: Иоанн Пиктусов (до 1878 г.), Григорий Сребрянский (1877-1879 гг.), Феодор Сергиевский (до апреля 1877 г.), Василий Поливанов, Алексий Елиазаров, Феоктист Мелентьев (в 1900 г. рукоположен в диакона; служил при храме до октября 1900 г.), Феодор Альбицкий (с 1878 по 1892 гг.; c 1892 г. псаломщик Вознесенской церкви с. Болтовского), Павел Островзоров, Иоанн Сребрянский, Савел Мальцев (1907 – 1916 гг.; в 1920-е гг. священник церкви с. Верх-Алеус), Герман Досычев (с 1916 г.) Носов Михаил Александрович. Родился в 1879 г., в семье священника. Окончил Томскую Духовную семинарию. С 1905 г. состоял псаломщиком и преподавателем Закона Божьего. 10 июля 1908 г. рукоположен в сан священника. В 1912 г. был назначен к Христорождественской церкви с. Малышево. Спустя 21год отец Михаил переводится к Троицкой церкви с. Заковряжино. Дальнейшая его судьба - неизвестна. Церковным старостой с 1900 г. состоял крестьянин Федор Маркович Ситников. В 1871 г. в селе Малышевском было открыто училище гражданского ведомства. Сведения о деятельности училища весьма скудны. Известно лишь о том, что училище размещалось в доме принадлежавшим волостному правлению, а в годы советской власти в нем находилась сначала семилетняя школа, затем – средняя. Здание сохранилось до наших дней. В 1940 г. распоряжением Новосибирского Облисполкома Малышевская Христорождественская церковь была закрыта[1], зданию придали « гражданский вид» т.е. спилили кресты, разобрали купол и колокольню, богослужебную утварь и иконы изъяли, а в самом храме разместился склад зерна. Впоследствии церковь переоборудовали под клуб. В 1970 г. обветшавшее здание было снесено. Сейчас на месте Христорождественской церкви находится Дом Культуры. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ С. МЕРЕТЬ Самые первые исторические сведения о церкви относятся к 1752 г. Тогда церковь с. Меретского именовалась Никольской. В 1860 г. пришедший в ветхость храм был полностью разобран; на его месте был выстроен новый – также деревянный, который был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. Храм был выстроен в форме креста. На колокольне храма помещалось шесть колоколов, самый большой из них весил 450 кг Церковные документы свидетельствуют, что храм имел все необходимое для совершения Богослужений: один серебряный позолченый Потир со всеми принадлежностями, три напрестольных Евангелия (одно из них в серебряном окладе), два серебряных напрестольных Креста (один - вызолочен и украшен драгоценными камнями), шесть парчовых священнических облачений и три диаконских. В приход Свято-Троицкой церкви входили: с. Меретское, Барнаульского уезда, и деревни: Кротова, Городищенская, Верх-Сузунская, Инская, Старо-Обинцева. Сохранились отрывочные упоминания о том, что в 1920-е гг. в селе Верх-Сузунском существовала часовня, которая была приписной к Троицкой церкви. Как свидетельствуют архивные записи в 1911 г. Свято-Троицкую церковь посещало 3399 человек, кроме того, на территории данного прихода существовала старообрядческая община, которую в 1911 г. посещало 158 человек. Согласно определения Томской Духовной консистории причт церкви состоял из одного священника, диакона и псаломщика. Имя первого священника Троицкой церкви не сохранилось. Известно, что в храме служили священники: Николай Никитин (до 1904), Иоанн Никольский (март 1904 г.), Георгий Иволин (1904-1923), Василий Коронатов (февраль – сентябрь 1923г.), Митрофан Новиков (1923 г.), Александр Покровский (1920-е), Димитрий Сибриков (1932 -). Диакона: Филипп Яковлев (1904-1905 гг.), Александр Космаков (1905-1908; с 1908 священник Сретенской церкви с. Бердского), Петр Магницкий (1908-1909 гг.), Константин Разумов (1909-1912), Михаил Иванов (1912-1916), Сергий Светозаров (1916-19 гг.).Псаломщики: Павел Соколов (до 1902 г.), Михаил Макаренко (1902-1903 гг.), Петр Сапфиров (июнь-август 1903 г.), Иоанн Кокшенов (1903-1905), Александр Покровский (с 1905 г.; в 1920-е священник сей церкви), Андрей Окороков (1920-е гг.), Вениамин Иволин (с 1923 г.) Самой яркой личностью был священник Георгий Иволин, прослуживший в храме 19 лет. Иволин Георгий Гаврилович. Родился около 1875г., сын священника Гавриила Иволина. Окончил Томскую Духовную семинарию.8 октября 1895 рукоположен в сан священника. До 1904 г. состоял при Вознесенской церкви с. Болтовского. С 1904 по 1923 гг. священник Свято-Троицкой церкви. Умер 2 февраля 1923 г. и был похоронен около Троицкой Меретской церкви. Приход обладал следующими учебными заведениями: церкви-школы в деревнях: Верх-Сузунской, Городищенской, Инской и Старо-Обинской, церковно-приходские школы: в с. Меретском, открыта в 1893 г. (в 1911 г. в ней обучалось 46 чел.), и в деревне Верх-Сузунской, открыта в 1904 г. (в 1911 г. – учащихся 20 чел.), церковные школы грамоты: в деревнях Городищенской, Инской, Старо-Обинцевой и Кротовой. За годы советской власти все документы, касающиеся деятельности церкви в селе Мереть не сохранились. Каких-либо сведений об учебных заведениях, размещавшихся на территории прихода, также не сохранилось. В 1936 г. Постановлением советских властей Свято-Троицкая церковь была закрыта[2] и переоборудована под клуб, позднее в помещении бывшей церкви был устроен пивной бар. В 1980-е гг. бар сгорел. В 1997 г. местная администрация выделила под храм пустовавшее здание магазина; местные жители провели необходимый ремонт и переустройство. 16 июня 1997 г. новый храм был освящен Преосвященнейшим Сергием, епископом Новосибирским и Бердским в честь Воскресения Христова. В этот же день была отслужена первая Божественная Литургия. В августе 2002 г. на чердаке одного из сельских домов был найден Крест-Распятие из старого храма, по воспоминаниям старожилов этому Кресту более 120 лет. После закрытия храма Крест был вынесен из храма и спрятан прихожанами. 14 августа 2002 г., священниками Новосибирской епархии был отслужен благодарственный молебен по случаю обретения святыни; по окончании молебна Крест был торжественно перенесен в храм. Одной из почитаемых святынь Воскресенского храма является икона Св. Пророка Божия Илии из старой церкви. Подведем некоторые итоги, Итак, на 1914 г. на территории трех благочиннических округов (35, 43 и 44) размещалось 36 храмов, в которых служили 36 священников, 9 диаконов и 30 псаломщиков. К сожалению, многие сведения были утеряны. Издательский совет Новосибирской епархии ведет сбор исторических данных о храмах и духовенстве, служивших в них. Автор обращается с просьбой ко всем, кто располагает фотографиями, документами, воспоминаниями о храмах и священнослужителях присылать их на электронный адрес издательского совета (e-shabunin2004@yandex.ru) или на почтовый адрес: 630132 г. Новосибирск, ул. Советская,91 издательский совет Новосибирской епархии. [1] Распоряжение Новосибирского Облисполкома за № 390 от 19.XI. 1940 г. [2] Постановление Новосибирского Облисполкома за № 1764 от 9.Х.1936 г.
Образование и Православие / Шабунин Е. А., референт издательского отдела Новосибирской епархии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6503 |