|
||||||||||||||
Из истории искитимских военных династийК 100-летию Военно-Воздушных Сил России НАШИ АСЫ – КРЫЛАТЫ И ОПАСНЫ Термин «Ас» пришел в русский язык из французского. Слово As переводится на русский как «Туз». По одним сведениям, в Великую войну 1914 – 1918 г.г. изображениями тузов на своих самолетах французские летчики обозначали сбитые самолеты противника. По другим, изображение туза появилось на самолетах одной из лучших французских эскадрилий, и с того времени, если о пилоте хотели сказать, что это выдающийся летчик, то говорили «Это ас» (т.е. туз). В ходе войны закрепилось, что правом именоваться асом имеет летчик, одержавший пять или более побед. В 1918 году в составе Красной Армии был создан Красный воздушный флот. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 28 апреля 1933 года № 859, в честь выдающихся достижений ученых, авиаконструкторов, работников авиапромышленности, летного и технического состава Военно-Воздушных Сил установлен праздник 18 августа - День Воздушного Флота СССР (День Авиации). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа. 28 сентября 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации издал постановление № 3564-1 «Об установлении праздника День Воздушного флота России», где закрепил празднование этого дня в привязке к существующей ныне дате — третье воскресенье августа. До 1991 года День Военно-Воздушных Сил СССР, а в 1992 – 1997 г.г. - День Военно-Воздушных Сил РФ праздновались на неделю раньше Дня Воздушного Флота, считающегося ежегодным праздником и гражданских авиаторов. Но история военной авиации в нашем Отечестве началась шестью годами раньше. 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года на борту яхты «Штандарт» Государь Император Николай II наложил на распоряжение Государственного Казначейства о финансировании первых авиационных отрядов Русской Армии резолюцию: «Быть посему». Приказом по Военному министерству Российской империи № 397, подписанным Военным министром, генералом от кавалерии В.А. Сухомлиновым в тот же день, 30 июля, воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба было поручено ведать всеми вопросами по авиации и воздухоплаванию. Именно эта дата была утверждена в качестве ежегодного праздника Военно-Воздушных Сил Указом Президента России № 949 от 29 августа 1997 года «Об установлении Дня Военно-воздушных сил - 12 августа» и внесенными в него изменениями 31 мая 2006 года (Указ «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» № 549). Но праздничные мероприятия, приуроченные к этому событию, предписано проводить несколько позднее, в День Воздушного флота России, в третье воскресенье августа. Небесным Покровителем авиаторов и десантников является Святой Илия Пророк, который еще ранее (до 1912 года) был Покровителем чинов Офицерской воздухоплавательной школы и других воздухоплавательных частей Русской Армии.
Сибиряки стояли у истоков русского воздухоплавания и авиации. Великий химик Д.И.Менделеев имеет на своём счету труды по теории воздухоплавания. Одним из первых русских людей Дмитрий Иванович поднимался на воздушном шаре. Его предок, Осип Менделеев, в 1626 – 1642 г.г. был служилым человеком в станице тобольских новокрещеных татар атамана Корнилы Дурынина (позднее - Афанасия Черкасова). В Русско-Японскую войну 1904 - 1905 г.г. офицеры и солдаты воздухоплавательных частей Русской Императорской Армии, среди которых было также много сибиряков, обеспечивали связь и разведку в русских Маньчжурских армиях. Первый дипломированный русский лётчик М.Н.Ефимов, воевавший в 1916 году в 4-м авиаотряде сотника Ф.Г.Зверева - наш земляк, ранее служил телеграфистом на одной из железнодорожных станций в Забайкалье. Исторические документы сохранили для потомков имена и других военных лётчиков-сибиряков, служивших в авиации в 1914 – 1917 г.г.: полковник Генерального штаба Владимир Евгеньевич Шайтанов, из казаков Сибирского казачьего войска, подпоручик 8-й Восточно-Сибирской Стрелковой Артиллерийской бригады (1909 г.), «поручик Управления 11-й Сибирской Стрелковой Артиллерийской бригады, младший офицер 4-й батареи» (1914 г.), лётчик-наблюдатель (поскольку Военно-Воздушные Силы в составе Императорской Армии еще не были выделены в отдельный род войск, то все военные летчики числились в своих прежних родах войск), войсковой старшина Сибирского казачьего войска С.К.Шебалин, Георгиевский кавалер есаул 2-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска Игорь Антонович Шангин, из иркутских казаков, фактическое место службы: военный летчик гренадерского корпусного авиационного отряда, позднее - полковник авиации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Георгиевский кавалер поручик П.А.Сафонов, из казаков Уссурийского казачьего войска, Георгиевский кавалер сотник 6-го Сибирского казачьего полка Михаил Михайлович Гаранин, фактическое место службы: летчик-наблюдатель 21-го корпусного авиационного отряда, «русский воздушный казак Вердена», су-лейтенант французской службы В.Г.Фёдоров, сын учителя словесности мужской гимназии в г.Верном (Семиреченская область), воевал в авиагруппе французских асов «Аисты» и в 1-м корпусном авиатотряде (1917 г., Минская губерния), прапорщик Шайтанов, в 1915 г. – вольноопределяющийся, пилот 19-го корпусного авиаотряда (г. Двинск), в 1917 г. – прапорщик, лётчик 1-й Боевой авиагруппы (Юго-Западный фронт). В 30-е г.г. прошлого века наши земляки-новосибирцы пришли в авиацию. В 1938 году уроженцу с. Медведского Черепановского района, участнику гражданской войны в Испании, лейтенанту авиации А.Г.Романову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Широко известно имя уроженца г. Ново-Николаевска (Новосибирска), трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И.Покрышкина. Список фронтовых лётчиков-искитимцев возглавляют Герои Советского Союза генерал-майор авиации Н.Е.Платонов и гвардии майор авиации И.А.Лазарев. В годы второй мировой войны в лётном и наземном составе Военно-Воздушных Сил воевали сотни искитимцев. Многие из них пали смертью храбрых. В архиве Отдела Военного комиссариата Новосибирской области по г. Искитиму хранятся сведения об искитимских авиаторах, вернувшихся с Победой в 1945 году. Имена некоторых из них: полковник в отставке Н.С.Пирогов (18-й запасный авиаполк), полковник в отставке А.А.Симбирцев (31-й истребительный авиаполк), подполковник в отставке Н.В.Буркатенко (91-й истребительный авиаполк), подполковник в отставке Н.С.Малухин (821-й истребительный авиаполк), майор в отставке И.Е.Калинин (управление 9-й авиадивизии, позднее – батальон аэродромного обслуживания 10-й армии), майор в отставке Г.А.Каратаев (167-й резервный авиаполк), майор в отставке И.И.Кухтерин, награждён орденами Боевого Красного Знамени, Красной Звезды и Славы 3-й степени (392-й авиаполк ночных бомбардировщиков), капитан Г.А.Смирнов, награждён орденом Красной Звезды (936-й истребительный авиаполк, позднее – 255-й отдельный авиаполк), капитан в отставке И.П.Веселов, награждён двумя орденами Красной Звезды (1-й отдельный Тильзитский ордена Красной Звезды полк связи 1-й воздушной армии), капитан в отставке В.Д.Золотухин (головной авиасклад № 1955), капитан в отставке А.В.Клянцевич (945-й штурмовой авиаполк), капитан в отставке В.Н.Шибанов, награждён тремя орденами Боевого Красного Знамени, Александра Невского, двумя – Отечественной войны 1-й степени, был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза (638-й авиаполк ночных бомбардировщиков, в 1952 году снова призван в ВВС, служил на о. Сахалине в 261-й отдельной смешанной авиаэскадрильи, награждён третьим орденом Красного Знамени), старший лейтенант Б.И.Гуров (59-й авиаполк пикирующих бомбардировщиков), старший лейтенант М.М.Самойлов (301-й истребительный авиаполк), старший лейтенант в отставке В.М.Чекулаев (597-й батальон аэродромного обслуживания), гвардии старший лейтенант В.В.Зеленский (авиация дальнего действия), лейтенант Н.В.Клевцов (699-й транспортный авиаполк), лейтенант в отставке М.Г.Кондратова, награждена орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды и медалью «За отвагу» (588-й ближне-бомбардировочный авиаполк, позднее - 244-й ближне-бомбардировочный авиаполк, 381-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья дальнего действия), лейтенант в отставке П.П.Ткаченко (713-й отдельный транспортный авиаполк, позднее – 13-й Польский транспортный авиаполк), гвардии старшина В.А.Рощин, награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За освоение целинных земель» (45-й запасный авиаполк, позднее – 13-й гвардейский Рославльский Краснознамённый авиаполк дальнего действия, 250-й гвардейский бомбардировочный авиаполк). В годы Великой Отечественной войны в одном из лётных училищ в должности лётчика-инструктора служил искитимец, лейтенант С.Н.Бондарев, готовивший для фронта по заданию командования молодых пилотов. В послевоенное время эстафету службы в военной авиации приняла искитимская молодёжь. Многие сотни парней отдавали свой воинский долг Отечеству в наземных частях и подразделениях Военно-Воздушных Сил, десятки - стали военными лётчиками, штурманами и авиатехниками, служили и служат на всей территории Советского Союза, России и за границей. 69 из них в настоящее время проживают в г. Искитиме и Искитимском районе. Воевали в Афганистане выпускники Челябинского высшего военного авиационного Краснознамённого училища штурманов им. 50-летия ВЛКСМ (далее – ЧВВАКУШ) майоры И.М.Захаров (кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени) и В.И.Ярков (выпускник средней школы № 1 г. Искитима). Окончили Ачинское военное авиационно-техническое училище ВВС: генерал-лейтенант В.И.Варламов (выпускник средней школы-интерната в п. Степном и Военной академии им. Ф.Э.Дзержинского, в 1967 – 1971 г.г. служил в частях Дальней авиации, кавалер ордена Красной Звезды, иностранного ордена Почета), подполковники В.А.Ильиных (выпускник Степной средней школы, служил в авиации Черноморского флота), Л.М.Усольцев (выпускник средней школы № 1 г. Искитима и Военной инженерной академии им. Ф.Э.Дзержинского, кавалер ордена «Знак Почета»), В.М.Шихалев (выпускник Военно-Воздушной инженерной академии им. проф. Н.Е.Жуковского, служил авиатехником в Дальней авиации в Забайкалье, ныне – начальник учебного авиационного центра в Московской области, за отличие по службе награждён президентом России именными часами), майор А.М.Качусов (выпускник Быстровской средней школы, служил в авиационных частях в Венгрии, Германии, на Украине). Выпускник Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков, майор П.В.Судаков награждён за отличие в Афганской войне орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, за участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции – медалью «За отвагу». Павел Викторович также участвовал в поисково-спасательной операции во время землетрясения в г. Спитаке (1988 г.). Ветеран боевых действий, майор А.В.Лобода после окончания ЧВВАКУШ служил в авиации Военно-Морского Флота, был уволен в запас с должности штурмана авиаполка Дальней авиации, и ныне летает штурманом, служит в должности заместителя начальника лётно-исследовательской базы и полётной службы Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Героя Социалистического Труда С.А.Чаплыгина. Искитимскими ветеранами Вооруженных Сил и Военно-Воздушных Сил также являются: выпускники Военно-Воздушной академии им. Героя Советского Союза Ю.А.Гагарина, полковники М.В.Кузяков (окончил ЧВВАКУШ, в ВВС службу закончил в должности начальника штаба авиаполка), В.И.Маркин (окончил среднюю школу № 2 г. Искитима и 24-е военное авиационное училище первоначального обучения лётчиков, г. Павлодар), подполковники В.Ю.Белов (выпускник Барнаульского высшего военного командного авиационного училища лётчиков, далее - БВВКАУЛ), Л.А.Киселев, А.П.Носовец, майоры А.Кандауров (выпускник средней школы № 2 г. Искитима), Н.А.Соколов (лётчик-инструктор БВВКАУЛ), К.Н.Шипунов. По воспоминаниям жителей п. Степного, их земляк, сын участника Великой Отечественной войны Анатолий Сергеевич Веснин, также стал офицером Военно-Воздушных Сил.
Андрей Оборкин.
На снимках: Герой Советского Союза генерал-майор авиации Н.Е.Платонов (фотография из личного архива Л.И.Платоновой); Герой Советского Союза гвардии майор авиации И.А.Лазарев в бытность капитаном (из коллекции С.Б.Виноградова); капитан авиации в отставке В.Н.Шибанов в бытность старшим лейтенантом (из архива Отдела Военного комиссариата Новосибирской области по г. Искитиму); лейтенант авиации в отставке М.Г.Кондратова в бытность младшим лейтенантом (из коллекции Искитимского городского историко-художественного музея). При подготовке публикации были использованы документы из архива Отдела Военного комиссариата Новосибирской области по г. Искитиму, семейных архивов Рощиных и Трофимовых, книга Д.Митюрина и Ю.Медведько «Летающие тузы. Российские асы Первой мировой войны» (Спб. – 2006), статьи Ю.Вермеева «Русские соколы. Были ли в Российском Императорском Военном Воздушном Флоте летчики-асы» (Режим доступа: http://army.armor.kiev.ua/hist/rus-let.php) и «История Дня Воздушного Флота России» (Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%FC_%C2%EE%E7%E4%F3%F8%ED%EE%E3%EE_%D4%EB%EE%F2%E0_%D0%EE%F1%F1%E8%E8 (дата обращения 2.07.2012).
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6429 |