|
||||||||||||||
Образ Николы «Раненого»: Благословение адмирала А. В. Колчака Патриархом Тихоном и святыня Дружины Святого КрестаСвященник Игорь ЗАТОЛОКИН Идея: Вадим ЖУРАВЛЕВ После октябрьской революции 1917 года против новой власти начались вооруженные выступления ее политических противников. Преданные советскому правительству отряды Красной гвардии в октябре — ноябре подавили антибольшевистские выступления в Петрограде, Москве и других местах.
Никола Раненый Антибольшевистские выступления имели локальный характер, были разрозненными и сами по себе не представляли особой опасности для новой власти, но они были первыми очагами гражданской войны, вскоре охватившей всю страну. Почву для недовольства большей части населения подпитывал и подписанный в марте 1918 г. правительством В. И. Ленина Брестский мир с Германией, лишавший страну огромных территорий и предполагавший выплату Германии значительной контрибуции. Этот договор больно ударил по чувствам патриотически настроенной части населения, прежде всего, офицерства, вышедшего из дворянства и разночинной среды, и интеллигенции, связанной со старым государственным строем. Миллионы русских людей негативно отнеслись к роспуску большевиками Всероссийского Учредительного собрания в январе 1918 г., сочтя это отходом от провозглашенных демократических принципов.
На фундаменте этого недовольства зародилось антибольшевистское «белое движение», ставившее своей задачей свержение власти большевиков. Хотя белое движение было идеологически и организационно раздроблено, не имело единого лидера и единой стратегии, его ядро составляли боевые генералы и офицеры, патриоты России, участники Первой мировой войны. Они делали ставку на патриотические лозунги и стремились к установлению военной диктатуры на территориях, освобожденных от «красных». К весне — лету 1918 г. антибольшевистское движение концентрировалось на окраинах страны — на юге (в Донской области, на Кубани и Украине), на севере (в Архангельской губернии), на востоке. Здесь, в Сибири, большую роль в активизации сыграло восстание Чехословацкого корпуса в мае 1918 г. 2 сентября 1918 г. правительство Ленина было вынуждено объявить оказавшуюся в кольце фронтов РСФСР «единым военным лагерем». В середине октября 1918 г. в Омск, где находилось созданное различными антибольшевистскими силами Временное Всероссийское правительство (так называемая Директория), прибыл вице-адмирал Александр Васильевич Колчак, бывший командующий Черноморским флотом. Правые политики в Омске высказывались за установление военной диктатуры и именно в Колчаке видели человека, пригодного для роли диктатора. 4 ноября он был назначен на пост военного и морского министра, а 18 ноября им был совершен правительственный переворот: руководители Директории были арестованы (и вскоре после этого высланы за границу), а созванный на чрезвычайное заседание Совет министров передал верховную власть в руки Колчака, присвоив ему звание Верховного Правителя Российского государства. Верховную власть Колчака признали все военные руководители белого движения: А. И. Деникин, Н. Н. Юденич, Е. К. Миллер, А. И. Дутов и другие. Колчак приступил к реорганизации управления белых войск и к подготовке наступления на фронте. Фронты гражданской войны разделили страну на множество частей. Нормальное сообщение между различными регионами страны было затруднено. Епархии, находящиеся на территориях, контролируемых различными белогвардейскими правительствами, лишились связи с Патриархом и Священным Синодом. Еще до известного постановления Патриарха Тихона и Синода от 18 мая 1920 г. о предоставлении епархиальным архиереям права решать на местах церковные дела (даже те, которые раньше входили в компетенцию Синода) в случае прекращения связи с Высшим церковным управлением, возникла идея об образовании временных высших органов церковного управления, которые должны были решать вопросы, выходящие за рамки полномочий епархиальных архиереев. Можно утверждать, что предыстория зарождения Зарубежной Церкви связана с образованием Временных высших церковных управлений на территориях, контролируемых белогвардейскими правительствами. Первым было образовано сибирское Временное высшее церковное управление (ВВЦУ). В ноябре 1918 г. в Томске состоялся Сибирский Церковный Собор, в котором участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, неподконтрольной советской власти. Почетным председателем совещания был избран митрополит Казанский Иаков (Пятницкий), а председателем — архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский). В обращении к пастве участников совещания отсутствовали политические оценки положения в стране, а сам созыв совещания объяснялся тем, что вследствие гражданской войны «Сибирь и весь восток православной России оказался отрезанным от Москвы и пребывающих в ней Всероссийского Святейшего Патриарха и при нем Высшего церковного управления. Прекращение общения со Святейшим Патриархом для нас началось с мая месяца настоящего года и неизвестно, когда оно может быть восстановлено...». Исходя из необходимости организации и регулирования церковной жизни на этих территориях, отрезанных от высшей церковной власти, совещание образовало Высшее временное церковное управление (ВВЦУ) во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским). В состав ВВЦУ Сибири вошли: епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский) и профессор П. А. Прокошев. Совещание также постановило, что ВВЦУ «учреждается впредь до соединения и восстановления отношений с Патриархом», которому оно обязано дать отчет своей деятельности. Местонахождение ВВЦУ было определено в Омске1. В ноябре 1918 г. архиепископ Сильвестр, как глава Высшего временного церковного управления Сибири, отменил большевистский декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». 29 января 1919 г. именно Владыка Сильвестр привел А. В. Колчака к присяге, благословив адмирала в качестве Верховного Правителя. Архиепископ Сильвестр всемерно поддерживал Верховного Правителя — он написал и произнес более ста проповедей и разослал более 60 тысяч воззваний к воинам. Епископ Камчатский Нестор (Анисимов). В 1956—1958 гг. — Митрополит Новосибирский и Барнаульский
Чекисты, как ни старались, все же не смогли добиться признания Патриарха в его поддержке белогвардейских правительств, установить факт связи с ними во время гражданской войны. Святителя Тихона спрашивали, передавал ли он через епископа Камчатского Нестора (Анисимова) благословение адмиралу А.В. Колчаку, на что Патриарх отвечал: «Нестора знаю, благословения же не посылал, и посылать не мог». На допросе 25 января 1923 г. Патриарх Тихон заявлял: «Во время гражданской войны 1917—1919 гг. я никакой практической поддержки белым армиям, генералу Деникину и адмиралу Колчаку не оказывал. Ввиду моих настроений в то время я лишь оказывал Деникину и Колчаку моральную поддержку, не доходившую, однако, до дачи им благословения»7. Известно, что с епископом Камчатским Нестором Святейший Патриарх Тихон посылал медальон Божией Матери «Державная» и просфору генералу от кавалерии графу Ф. А. Келлеру, когда тот должен был возглавить Северную Армию, как свое личное благословение8. Он же, епископ Нестор, был послан Патриархом к А.В. Колчаку. Будучи особо доверенным лицом Патриарха в 1919—1922 гг., Владыка выполнял ряд его поручений в Сибири и на Дальнем Востоке. В церковной истории XX века не много найдется архипастырей, которых можно было бы сравнить с митрополитом Нестором (Анисимовым) по исключительности событий и обстоятельств жизненного пути. Митрополит Нестор был незаурядным церковным писателем, проповедником и мыслителем. Его переживания отливались в отточенные очерки, проповеди, публицистические статьи. Одной из главных тем его духовного наследия была тема России, ее гибели и спасения, служения Родине и любви к ней. В город Вятку позапрошлого века приезжал отец Иоанн Кронштадтский. В толпе людей, встречающих батюшку, семилетний мальчик Коленька Анисимов. С трудом пробившись к отцу Иоанну, он просит его помолиться о своей умирающей матушке. Отец Иоанн приезжает к ним в дом, служит молебен — и матушка получает исцеление. Это событие определило всю будущую жизнь Владыки Нестора9. В двадцать два года он принял монашество и, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, уехал на место своего миссионерского служения — на Камчатку. Там, в тяжелейших условиях, жестокие морозы и пургу, переезжая от стойбища к стойбищу на собачьих упряжках, не раз чудом избежав смерти, окормлял он свою дикую, страждущую паству, любил и жалел ее как родных детей: «Они не знали любви Христовой, не были утешены ничьей лаской... Они только боялись...» Он строил церковь, больницы и школы, переводил на карякский и тунгусский богослужебную литературу и молитвы. За несколько лет — тысячи крещеных камчадалов. В облачении отца Иоанна Кронштадского он служил пасхальную заутреню в колонии прокаженных. Владыка обладал героическим характером, на Камчатке он бесстрашно входил в жилища прокаженных, забирался в глухие места полуострова, замерзал в снежной пустыне. Во время Первой мировой войны, в 1914—1915 гг., владыка Нестор, в качестве священника лейб-гвардии Драгунского полка, два года служил на передовой. На фронте шел впереди конных цепей с крестом в руках, подбадривал воинов. Сам выносил раненых с поля боя, ходил верхом в кавалерийские атаки, за что был удостоен высшей духовной награды — наперсного креста на Георгиевской ленте и ордена Святого Владимира. В Омске состоялась встреча епископа Нестора с адмиралом А. В. Колчаком. Колчак рассчитывал, что Православная Церковь, соединенная с авторитарной системой власти, близкой настроениям русского крестьянства, поможет ему стабилизировать политическую ситуацию в Сибири: «Единственная наша надежда — это наша святая Церковь». Адмирал полагал, что идея защиты Православия и исконных духовных национально-патриотических традиций может привлечь на его сторону не только крестьянство, но и всю нацию. В связи с этим он говорил: «Ослабла духовная сила солдат. Политические лозунги, идеи Учредительного собрания и неделимой России больше не действуют. Гораздо понятнее борьба за веру, а это может сделать только религия»10. Большая часть священнослужителей и мирян поддержали адмирала Колчака. В штабе Сибирского казачьего войска был разработан текст присяги: «Обещаю и клянусь всемогущим Богом перед святым Его Евангелием и Животворящим крестом Господним хранить верность державе Российской и ее законному правителю. Во удостоверение сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь». Слова Колчака не расходились с делом: по подсчетам историка И. Д. Эйнгорна, из 3,5 тыс. священнослужителей, находившихся на территории, занятой войсками адмирала А. В. Колчака, около 2 тыс. человек составляло военное духовенство, бывшее в армии «сибирского правителя». Так, в Добровольческой армии А. И. Деникина насчитывалось около 1000 военных священников, в армии П. Н. Врангеля было всего 500 военных священников. Адмирал Колчак фактически объявил крестовый поход против богоборцев. «Борьба с большевиками не может окончиться вничью — она ведется не на жизнь, а на смерть и закончится нашей победой...» Расследование злодейского убийства Царской семьи в Екатеринбурге было организовано следователем по особо важным делам Н. А. Соколовым по личному указанию Колчака. Вот заметка в газете «Архангельские епархиальные новости»: «Из Омска телеграфируют, что там было отслужено богослужение в память святителя Тихона Задонского, мощи которого были осквернены в Задонске большевиками… Прибывший недавно из Москвы Камчатский архиепископ Нестор присутствовал на богослужении и после литургии передал верующим благословение патриарха Тихона, находящегося все еще в Москве. Послание Тихона гласит: «Скажите всему русскому народу, что, если он останется разъединенным и откажется поднять оружие и идти на спасение Москвы, мы все погибнем и с нами вместе погибнет Святая Русь». Кроме этого послания патриарх Тихон посылает благословение Колчаку…»11. Так сообщал о пребывании епископа Нестора в Омске осенью 1919 года журнал «Struggling Russia» (Борющаяся Россия): «Омск, 1-го сентября 1919 г. — Богослужения совершались в Омске в память Святителя Тихона Задонского, мощи которого были поруганы большевиками в г. Задонске. Епископ Нестор, который только что убежал из Москвы, присутствовал на этом богослужении и передал народу следующий призыв Патриарха Тихона: «Скажите народу, что если они не объединятся и не возьмут Москву опять с оружием, то мы погибнем и Святая Русь погибнет с нами». Как передает епископ Нестор, большевики в Москве знают об антибольшевистской деятельности Патриарха Тихона, но они боятся его преследовать, ибо опасаются народного восстания на защиту Патриарха»12. Другое сообщение епископа Нестора Камчатского из омской прессы от 21 августа 1919 г.: «…В Москве и всей Советской России растет огромный религиозный подъем. Патриарх Тихон пользуется таким всеобщим почитанием, что большевики, подвергая его всяческим притеснениям, не решаются однако арестовать его: боятся взрыва народного гнева. Патриарх ежедневно совершает богослужения в различных церквах Москвы. В другие города выехать ему не позволяют. Ежедневно бывают собрания прихожан. В конце прошлого года Тихон совершал Крестный ход, в котором участвовало до 700 000 молящихся. В этот день я служил литургию в рабочем районе и участие в Крестном ходе приняло 10 000 рабочих. В Кремль никто не допускается. Святыни там захвачены большевиками. В Воронеже, Ярославле, Вологоде и Тамбове совершены кощунственные поругания святынь. У Патриарха отняли типографию, чтобы не печатались воззвания, но и простого словесного общения его с народом достаточно, чтобы религиозное движение разрасталось. Епископов, монахов и белое духовенство расстреливают даже за преподавание Закона Божьего. В монастырях творят неописуемые насилия… Перед отъездом из Москвы Патриарх поручил передать Сибири — Дальнему Востоку и всем верным сынам Церкви его Патриаршее благословение и призвать всех к единению и избавлению Москвы и России от большевиков и их поругания православных святынь»13. Как уже отмечалось выше, после сообщения в омских газетах епископ Нестор Камчатский снова говорил о благословении Святейшего Патриарха на проповеди во время празднования дня памяти святителя Тихона Задонского 13 (26) августа 1919 г. 14 сентября 1919 года адмирал А. В. Колчак назначает епископа Нестора духовником и проповедником в казачьих войсках Сибири и Дальнего Востока. 16 сентября владыка Нестор был командирован в распоряжение военных властей. В воззвании «Слово ко всему казачеству» Владыка пишет: «Еще скована Святая Русь цепями красных разбойников — кровавых убийц. Разрубите же смелой рукой, рассеките казацкой шашкой эти цепи и освободите Святую Русь от большевистского ига». Некоторые исследователи считают, что именно епископ Нестор привез Колчаку от Патриарха образ Николы «Раненого»— иконы из расстрелянного Кремля, на которой у святителя Николая осталась только правая рука с мечом (изображение иконы см. на 3 стр. обложки — ред.), как Патриаршее благословение (или «моральная поддержка»?). Что хронологически не совпадает с его прибытием в Омск, но само благословение имело место. «Благословение адмирала А. В. Колчака Патриархом Тихоном. В первых числах января 1919 г. к адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля... Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт еще письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки. ...Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи...» Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест. В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой, плотно прибитым по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере — Опиуму Народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушенный подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» — флаг спал с Образа Чудотворца... Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, тот помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые и место было очищено. На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич — Благословение — на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной... Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России». Я помню, как адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита... А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе — против чудовища насилия!..» Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца — Патриархом-мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания: «Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей — Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы». В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.»14.
«Посещение г. Перми Верховным Правителем. Трудно описать ту глубину радостных чувств, тот великий подъем духа, какой пришлось переживать жителям г. Перми в день 6 (19) февраля. В этот день наш город удостоился высокой чести видеть у себя Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего всеми военными силами возрождающейся Святой Руси, адмирала Александра Васильевича Колчака. И не напрасно так радостно волновалось православное городское население. Если для кого-нибудь, то для него, в лице Верховного Правителя, хотелось видеть оправдание всех своих мук и страданий за дорогую веру свою. Хотелось верить и надеяться, что новая власть, сменившая гнусных насильников, прежде всего наглядно покажет, что без православной веры в Бога нет и не может быть могучей Руси. И вот надежды оправдались: Верховная власть — по вере власть православная, чувствующая нужду в молитве, черпающая силы свои в вере во всемогущество Бога. Верховный Правитель примером своим воочию показал всем на эту историческую связь православия с русской народностью. С вокзала он прежде всего проследовал в 10 часов утра в Кафедральный собор, куда к этому времени прибыло духовенство всех местных городских церквей во главе с управляющим Пермской епархией преосвященным епископом Борисом и многочисленные православные граждане. На паперти собора Верховного Правителя приветствовали адресом и поднесением хлеба-соли представители всех пермских приходских советов. При входе Верховного Правителя в собор, из алтаря последнего, на встречу ему вышел целый сонм священнослужителей, длинною золотистою лентою занявших все место от входных дверей собора до самого алтаря. Возглавлявший этот многочисленный сонм духовенства преосвященный епископ Борис обратился к Верховному Правителю со следующей речью: «Ваше Высокопревосходительство, Верховный Вождь и Правитель возрождающейся Родины нашей Руси Православной! От своего имени, от лица духовенства и православных людей Перми позвольте приветствовать Ваше прибытие в наш многострадальный град — позвольте выразить Вам чувства самой беспредельной любви и благодарности за освобождение наше от того кошмарного ужаса, который почти целый год давил и душил нас. Леденела кровь в жилах, и, как раскаленные стрелы, вонзались в сердце вопросы: неужели окончательно пал могучий дух русский, неужели не найдется людей, которые готовы были бы душу свою положить за Родину Мать — терзаемую острым клювом большевизма? Удушливыми газами окутывалось сознание, бесцельными казались наши муки за распинаемую и терзаемую православную русскую душу. Хотелось до боли кричать: проснитесь богатыри духа, встаньте, идите спасать наш национальный облик, сотрите с него наносную грязь интернационала. Но что это? Как раскаты далекого грома в весеннюю грозу, доносятся до нас вести о том, что не перевелись еще русские богатыри, что там, в далекой Сибири, куется из разбитых осколков новая сила новой Руси. И надеждой окрыляемся мы, мы ждем, мы верим, что освобождение близко, что и для нас придет свет с востока. И не обманула нас эта надежда. С горных вершин седого Урала спустились к нам, как орлы боевые, воины Ваши. Это Вы, Ваше Высокопревосходительство, кликнули кличь о спасении градов и всей родины нашей. Это Вы — первый отбросив прочь нашу партийную рознь, которая как гангрена разъедала организм народный, возвестили, что честь Родины выше всего, — и благо Родины — самое высшее благо. И вот, благодаря Вам, пробуждается русское сознание, крепнут и узы, связывающие Русь в единое целое, и снова мы — русские люди — начинаем чувствовать себя русскими людьми. Так как же нам не приветствовать Вас и не благодарить Вас особенно нам, православным людям. Ведь была объявлена война самому имени Бога. Христова вера — признана была опиумом для народа. Служителей алтаря Господня мучили в тюрьмах, расстреливали, топили в воде, живыми закапывали в землю. Идеалы вечной правды Христовой подвергались осмеянию, поруганию, осквернению. Многие священнослужители нашей епархии, во главе с приснопамятными архипастырями, кровью и мученическою кончиною запечатлели веру в Христа. А Вы, когда встали во главе Родины нашей, Вы первый в эти годины лихолетья указали, что только с помощью Бога возможно возрождение Руси и воскресение ее былого величия. Вы, как верный сын Церкви, взяли на себя тяжелый и ответственный крест служения Родине в годину лихолетья и несете этот крест по настоящее время. Приветствуя Вас, мы молим Господа Бога, да укрепит Он Вас молитвами Пресвятыя Богоматери и Покровителя Пермской земли Святителя Стефана. Да укрепит Он, Всемогущий, могущество Вашей силы к возрождению Руси на основах православия и народности, как исторических устоях нашей жизни и силы. В знак молитвенного нашего с Вами общения и в молитвенную память о нас позвольте поднести Вам, Ваше Высокопревосходительство, по русскому обычаю, кроме хлеба-соли, Святую икону Великого угодника Божия Николая Чудотворца, Покровителя плавающих и путешествующих. Образ этот, не блещущий богатством украшений, представляет точный снимок с чудотворного лика Чудотворца на Никольских вратах Священного Кремля, который сохранился невредимым в великую Отечественную войну 1812 г., но который не пощадила рука предателей Родины… Да будет образ этот Вашим защитником и покровителем и в Ваших ратных подвигах и в Ваших делах государственного строительства». С последними словами епископ благословил Верховного Правителя Святою иконою. После встречи преосвященный епископ Борис, в сослужении всего городского духовенства, совершил торжественное молебствие, закончившееся возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской, Благоверному Верховному Правителю ея, рабу Божию Александру и христолюбивому победоносному воинству Российскому. В конце молебствия Верховному Правителю представилась депутация монахинь — пермского женского монастыря, поднесшая Ему икону Богоматери. Так чествовали и так приветствовали православные пермские граждане своего Верховного Правителя, видя в нем истинного сына своей церкви, глубоко преданного ее запросам и нуждам»15. Для православных жителей г. Перми описанная икона имеет весьма большое значение. Это та икона, которая была поднесена Верховному Правителю в нашем кафедральном соборе Преосвященным Епископом Борисом от имени пермских приходов 6 февраля с. г. Таким образом Дар наш глубоко дорог Верховному Правителю и постоянно будет напоминать ему об освобожденной его войсками многострадальной Перми. Хорошо бы было, если бы пермские православные приходы точно такую же копию иконы приобрели бы и для Перми, поставив ее в своем кафедральном соборе для постоянного напоминания о нашем освобождении и для молитв за того, кому мы были обязаны своим освобождением»16. «Имя Верховного Правителя стало для нас знаменем национально-патриотического дела», — писал журнал «За Русь святую» (1919, № 1). «Верховный Правитель», генералы белой армии и представители союзников приняли участие в больших крестных ходах. Духовенство несло принадлежавшую Колчаку икону святого Николая Чудотворца. «Не напрасно сохранился меч в правой руке святителя, — заявил глава Высшего временного церковного управления архиепископ Омский Сильвестр. — Под его водительством освободит наше христолюбивое воинство Русскую землю»17. Так описывала пресса большевиков. В кротости, смирении и чудесах — Николай Угодник для русского человека всегда заступник слабых и обиженных, всегда милует, выводит из тюрем, останавливает казни. Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Существует и икона, совместившая в образе святого черты учителя веры и нравственности и воина-защитника, — «Никола Можайский». На ней святитель изображен в полный рост: в правой руке — меч, в левой — храм, — в знак избавления православной Руси его молитвами от врагов. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение последовало чудесное видение: когда город осадили враги, перед ними предстал святитель Николай с мечом и крепостью в руках. Убоявшись его грозного вида, неприятель отступил. Ныне этот образ, вырезанный из дерева, хранится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. На Руси издавна существовал обычай — на воротах, ведущих в город, помещать святую икону. Над воротами одной из кремлевских башен некогда поместили икону святителя Николая Можайского — «с мечом и градом», почему башня и стала называться Никольской. Сохранилась запись о чуде, которое происходило с иконой в 1918 г. Архиепископ Иоанн (Шаховской) сообщил: «Весной 1918 г., 15-летним мальчиком, я прибыл из Тулы в Москву... В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святого Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, как эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу; и далее, полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю... Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы — один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди. Я видел, как в своей одержимости грешная Русь расстреливала свои святыни, а Русь святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над миром»19. Эту-то икону небольших размеров и послал святитель Тихон адмиралу А. В. Колчаку. По фотографии были написаны иконы, которые стали святыми путеводителями войск Колчака. Конечно, в воспоминаниях ротмистра В. В. Князева бросаются в глаза явные противоречия с действительными событиями и фактами. На образе Святителя Николая, без сомнений, изображается город, храм, а не крест; описываемые события произошли в мае 1918 г., а не в декабре. Но поскольку документ приводился по памяти, такие неточности вполне оправданы. Священномученик архиепископ Омский и Павлоградский Сильвестр (Ольшевский) в одном из писем к Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку подтверждал причастность образа, принадлежавшего адмиралу, к московским событиям: «…Относительно описания знаменательной иконы Святителя Николая наведены мною всякие справки, и такового не имеется в Омске. В начале 1918 года в Москве Священным Собором издано было иллюстрированное Описание произведенных большевиками разрушений Кремля и поруганных святынь — там имеется описание и Вашей святой иконы. Это книга Камчатского епископа Нестора. Имеется она, по сообщениям, в Казани и в Перми у членов Собора, бывших в Москве в 1918 году. Достать можно, но с запозданием. Думаю, что для народного листочка можно было бы ограничиться имеющимися краткими сведениями. Но, конечно, лучше было бы иметь под руками точное описание. …Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга и усердный богомолец архиепископ Сильвестр. 8/21 марта 1919 г.»21.
Знак дружины Святого Креста По инициативе Колчака были сформированы отдельные боевые части, состоящие только из верующих (включая старообрядцев и мусульман), чего не было у Корнилова, Деникина и Юденича. В начале сентября 1919 года для борьбы с большевиками в Сибири стали формировать добровольческие дружины «Святого Креста», «333-й имени Марии Магдалины полк», «Святая Бригада», три полка «Иисуса Христа», «Богородицы» и «Николая Чудотворца». В июле 1919 г., как свидетельствует Священномученик Сильвестр, формируется Гермогеновское религиозно-патриотическое Братство: «…Согласно письму из Вашего Штаба с сообщением о необходимости для борьбы с большевистскими идеями послать в войска и в прифронтовые части в народ осведомителей и проповедников из 1) Священников, 2) Учителей и 3) Профессоров, всего в количестве нескольких десятков человек, нами намечено десятка полтора известных нам личностей, которым и отправлены запросы. Кроме того, предложено всем Епархиальным Архиереям указать способных и соответственных для этого дела лиц. В удовлетворение той же потребности момента, по моему предложению происходили собрания духовенства местного, пришлого и мирян для деятельного участия в полезной работе. Намечаем ряд мер, организуются Гермогеновское религиозно-патриотическое Братство (в честь Московского Патриарха Гермогена), приступили к делу патриотической нарочитой проповеди в городских церквах, совершено Богослужение в американском госпитале, намечается производство сбора белья для армии…»22.
Омская газета призывала добровольцев:
В «Положение о дружинах Святого Креста» говорилось: «…Каждый вступающий в дружину Св. Креста, кроме обычной присяги, дает перед Крестом и Евангелием обет верности Христу и друг другу и в знак служения делу Христову налагает поверх платья Восьмиконечный крест...»24. На лицевой части в левом углу имеется надпись: «Первой дружине Св. Креста на ратный подвиг благословение от Архиеп. Сильвестра и Гермогеновского религиозно-патриотического Братства 4—17 сент. 1919 г. Омск». Икона поступила в музей в июне 1978 г. от одного из сотрудников Искитимского музея Виктора Ивановича Понаморенко и была привезена им из села Гусельниково Искитимского района Новосибирской области. Размером икона примерно 22х26,5 см. и находится в весьма хорошем состоянии. Кто был бережным хранителем святыни крестоносцев гражданской войны мы, к сожалению, не знаем. Владыка Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920-го года, находясь в заточении в Омске. Место его захоронения долгое время было неизвестно. 6 июля 2005 года на очередном заседании правительства Омской области было принято решение о воссоздании омского Успенского кафедрального собора. Сейчас на этом месте под собором создается музей. Во время раскопок Успенского собора неожиданно было обнаружено место тайного захоронения архиепископа Сильвестра, первого омского святого. У захоронения найдена икона, на оборотной стороне которой ясно читается надпись: «Преосвященнейшему епископу Сильвестру от почитателей его таланта. Июль 1914 года». Сейчас в омском Успенском кафедральном соборе рака с мощами св. Сильвестра (Ольшевского) установлена на постоянное место своего размещения в так называемой пещерной церкви, где и был захоронен священномученик. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Никольская башня после большевистского обстрела. 1917 г. Епископ Нестор (Анисимов) в 1920 г. эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В 1945 г. приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 г. — митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Вос точной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к восьми годам заключения. В вину ему ставится участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия). Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино. На сегодняшний день «колчаковская» икона представлена в экспозиции искитимского музея. Но хочется надеяться, что когда-нибудь чудом уцелевшая святыня белого движения найдет свое достойное место в Храме Божием, для молитвы о всех погибших в братоубийственной войне начала ХХ века. 1. Кашеваров А. Н. Временные церковные управления на территориях, занятых белыми. http://ortodoxz.narod.ru/ hh7.html.
Живоносный источник № 1 (1) 2009 год
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 31 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 17696 |