|
||||||||||||||
Анатолий (Каменский) Епископ Томский и АлтайскийСИБИРСКИЕ АРХИЕРЕИ. ТОМСКАЯ ЕПАРХИЯ Родился будущий владыка Анатолий 31 октября 1863 года в селе Старо-Мертвищево Бугульминского уезда Самарской губернии в семье дьякона, выходца из крестьян. Учился в Самарском духовном училище, затем в Самарской духовной семинарии, которую окончил в 1888 году. 6 августа 1888 года рукоположен в сан священника; служил в церкви с. Хилково Самарской епархии и преподавал в духовных учебных заведениях. В 1891 году священник Алексий Каменский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1895 году со степенью кандидата богословия. 26 августа 1895 года епископом Никандром (Молчановым) пострижен в монашество с именем Анатолий. В том же 1895 году назначен настоятелем Ситхинского Михаило-Архангельского собора, смотрителем Миссионерской школы и благочинным Ситхинского округа. С 1898 года причислен к архиерейскому дому в Сан-Франциско, а спустя год, в 1899 году назначен заведующим Миннеапольской миссионерской школы, одновременно изучая обычаи и верования коренных жителей Аляски. Свои наблюдения он изложил впоследствии в небольшой книжечке «В стране шаманов. Индиане Аляски. Быт и религия их» (Одесса, 1906). Вернувшись в Россию, в 1903 году получил назначение на должность ректора Одесской духовной семинарии. 10 декабря 1906 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Анатолий был рукоположен во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Храповицкий), митрополит Московский Владимир (Богоявленский) и митрополит Киевский Флавиан (Городецкий). 2 августа 1914 года Преосвященный Анатолий был назначен епископом Томским и принял кафедру 22 августа. Он много и подолгу ездил по приходам епархии, часто совершал богослужения в архиерейской церкви, а в дни престольных праздников нередко служил в приходских храмах Томска. Оказавшись в Томске сразу после начала I Мировой войны, Преосвященный Анатолий развернул большую работу по организации помощи фронтовикам и их семьям, дал указание приходскому духовенству открывать попечительные советы помощи семьям призванных на войну. 4 сентября 1914 года владыка утвердил устав благотворительного общества дам духовного сословия, созданного для помощи раненым воинам и семьям фронтовиков, и стал почетным председателем этого общества. В октябре 1914 года Преосвященный Анатолий организовал детские воскресные чтения с целью приучить детей к христианскому времяпрепровождению и отвлечь от пагубного влияния улицы. По его предложению в 1915 года при обществе был открыт патронат попечительства для оказания помощи раненым, выздоравливающим, выписанным из госпиталей и следовавшим к месту постоянного жительства. С начала января 1915 года по распоряжению владыки «Томские епархиальные ведомости» публиковали списки с именами воинов, призванных из населенных пунктов Томской епархии и погибших или раненных на поле брани, с тем, чтобы приходские священники оглашали эти списки в церквах и совершали панихиды по погибшим и молебны о здравии раненых. В августе 1915 года по инициативе епископа был открыт дневной приют для беднейших детей призванных на войну нижних чинов, а также епархиальный комитет по призрению беженцев. В декабре 1916 года он участвовал в торжественном освящении дома-приюта для сирот и беспризорных детей, устроенного по его инициативе. Озабоченный ростом сектантства, владыка Анатолий создал в январе 1915 года кружок ревнителей православия, летом 1916 года открыл воскресные духовные чтения для беженцев. В июле того же года владыка утвердил правила о создании сестричных обществ при церквах Томской епархии, предназначенных для поддержания в членах общества деятельной христианской любви, привлечения в церковь тех, кто по каким-либо причинам утратил веру в Бога. Пребывание Преосвященного Анатолия на Томской кафедре пришлось на время революции 1917 года, когда началась коренная перестройка внутрицерковной жизни, претворение в жизнь политики отделения Церкви от государства. Преосвященный Анатолий инициировал движение за реформу приходской жизни в епархии, начав подготовку к ней на съезде благочинных епархии в декабре 1916 года, созванном по его предложению. В августе 1917 года Преосвященный Анатолий отправился в Москву, где в течение четырех месяцев участвовал в работе Поместного Собора, членом которого состоял по своей должности епископа, выступал за восстановление патриаршества, поддерживал кандидатуру митрополита Тихона (Беллавина) на патриарший престол. С установлением в Томске власти Советов рабочих и солдатских депутатов в конце 1917 года владыка испытывал тревогу за состояние епархии, положение духовенства. В обращении к священнослужителям, подготовленном им в марте 1918 года, он писал: «Живое слово церковной проповеди является единственным оружием в борьбе с надвигающимися со всех сторон на православную церковь врагами». 6 июня 1918 года он открыл епархиальное собрание, которое обсудило вопросы управления епархией, деятельности духовно-учебных заведений, изыскания источников содержания храмов. В феврале-марте 1919 года владыка провел миссионерский съезд Томской епархии, который принял приходский устав, регулирующий взаимоотношения Церкви и местного управления. Для ознакомления населения были выпущены специальные листовки с текстом устава. 6 декабря 1919 года Преосвященный Анатолий выехал из Томска, сопровождая святые мощи Иоанна Тобольского, эвакуированные из Тобольска и ввиду наступления Красной армии отправленные по железной дороге в Иркутск. 1 февраля 1920 года Преосвященный Анатолий доставил мощи в Вознесенский монастырь в Иркутске, и по распоряжению губревкома был сразу арестован, но вскоре освобожден. В июне 1920 года Преосвященный Анатолий был назначен патриархом Тихоном архиепископом Иркутским и Верхоленским. В 1922 году Высокопреосвященный Анатолий вновь был арестован, обвинен в «сотрудничестве с бандитизмом» и приговорен Иркутским губревтрибуналом к расстрелу. По решению ВЦИК в 1923 году смертный приговор заменили 10 годами лишения свободы. В августе 1924 года Преосвященный Анатолий получил условно-досрочное освобождение и покинул Иркугск. В октябре-декабре 1924 года он возглавлял Омскую епархию. Скончался в Омске 20 сентября 1925 года. Погребен был владыка Анатолий на Казачьем кладбище г. Омска; при сносе кладбища силами верующих останки владыки были перенесены на Старо-Северное кладбище. Могила архиепископа Анатолия находится рядом с часовней, сооруженной над могилой архиепископа Омского Алексия (Пантелеева).
Образование и Православие / Е.А. Шабунин, |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5114 |