Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 10.02.2025 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

Иерей Виталий ГУЛЯЕВ. Интерпретация проповедей архиепископа Павла (Голышева) уполномоченным А.С. Николаевым


Гуляев В.В., иерей,

кандидат богословия,

преподаватель Новосибирской православной

духовной семинарии,

г. Обь,

УДК 069
ORCID: 0000-0001-5137-5230 Россия


 

Интерпретация проповедей архиепископа Павла (Голышева) уполномоченным А.С. Николаевым

Аннотация. Особое внимание уполномоченный по делам религий по Новосибирской области уделял изучению проповеднической деятельности архиепископа Павла (Голышева). Кроме уполномоченного, проповеди посещали научные сотрудники педагогического института и других институтов города. Как отмечает уполномоченный Александр Сергеевич Николаев, в проповедях архиерея и других священников большое внимания уделялось вопросам морали, при этом всячески подчёркивалось превосходство религиозной морали над светской.

Ключевые слова: гомилетика, архиепископ Павел (Голышев), уполномоченный Николаев.

Архиепископ Павел призывал верующих усилить религиозное воспитание родственников, воспитывать детей в православной вере. По содержанию отдельных проповедей владыки Павла уполномоченный проводил с ним беседы и указывал на некоторые высказанные положения, которые противоречат советскому законодательству, но архиерей оставлял данные замечания без внимания.

Характер проповедей в православных церквах исследовался не только в соборе, но и в Новолуговинском храме, проповедническую деятельность духовенства изучали научные сотрудники, преподаватели вузов и члены комиссий по соблюдению законодательства о культах при исполкомах.

Проповеди 1967 года

Проповеди, произнесённые архиепископом Павлом в Вознесенском соборе, и любезно записанные уполномоченным А.С. Николаевым для церковной истории.

Вербное воскресение

«Осанна в вышних!» – так приветствовали евреи Христа, когда Он въезжал в Иерусалим. Они считали его царем иудейским, который прославит их. Но мы знаем, что Христос пришел не владычествовать над миром, а отдать себя на смерть, пролить кровь за грехи наши, чтобы примерить людей с Богом Отцом. Когда Он, унижая себя, сел на осла, Он знал, что через несколько дней люди будут кричать Ему не «осанна», а «распни, распни его».

Фарисей, испугавшись, что народ уйдет от них к Христу, научили этот народ отдать Его на распятие.

Как не стоек человек! И как силен диавол! Диавол завидует человеку и делает все, чтобы погубить его.

Вот и мы в храме чувствуем себя радостно. Но после ухода из храма наше настроение легко изменяется, и мы, как и евреи, иногда отдаем Христа на распятие. Мы распинаем Христа тем, что грешим, предавая Его главный завет о любви. Когда мы по выходе из храма злобствуем, ненавидим, думаем о мести, мы предаем Христа.

Жены-мироносицы провожали Христа до самого креста, сделали все что могли, обернули его тело в чистую пелену и похоронили его.

Когда они шли на другой день к гробу Христа, их встретил ангел, который сказал: «Христос воскрес»!

Будем и мы соблюдать заповеди Христа» [1, л. 14].

Великий Четверг

«Мы сегодня отмечаем торжественный праздник – Великий четверг. В этот день Христос собрал своих учеников на последний ужин, переломил хлеб, разлил вино и сказал им: «Сие творите в Мое воспоминание».

Принимая Святое Причастие, мы не только пьем и едим освещенный Церковью хлеб и вино, мы совершаем обряд пресуществления – превращение хлеба и вина в пречистое Тело и Кровь Христа. Каждый верующий, а не только священник, в таинстве вкушает самое Тело, самую Кровь Христа, Кровь Его была пролита за нас. Ангелы находятся вместе с Христом, поют Ему хвалу, но им не дано вкусить тело Христа, эту милость Христос представил человеку.

Вот почему неправильно поступают те, кто не стремится в храм, а остаются дома, занимаясь только своими житейскими делами.

И в торжественный праздник мы все должны быть в храме. Но недостаточно прийти в храм, есть верующие, пришедшие в храм, которые толкают друг друга. Нужно подготовить себя к празднику духовно, отбросить от себя греховные помышления, злобу, желание зла. Придя домой, мы должны попросить прощение у соседки, чтобы, вкушая Тело и Кровь Христа, могли сказать: «Да будет нам святое причастие не во грех и осуждение, а в оставление грехов» [1, л. 15].

В своей проповеди о крестных страданиях Господа архиепископ Павел сказал: «Когда Христос шёл на Голгофу, за Ним следовало множество народа, особенно сочувствовали Ему женщины. Однако Он обратился к ним со словами: "Не надо плакать обо Мне, лучше плачьте о себе и своих грехах".

И здесь в храме также плачут женщины. Вместе с Богом они оплакивают своих родителей, своих умерших детей, погибших мужей, а мужья – жен. Но лучше плачьте о земных грехах. Оплакивайте гордость, тщеславие, жадность, прелюбодеяние. Оплакивайте грехи вашей молодости, вспоминайте грехи вашей зрелости и грехи старости.

Вместо того, чтобы думать о смерти, некоторые думают о том, как бы прожить дольше, хотят отдалить от себя смертный час, а это ведь великий грех. Многие даже в старости пляшут, не думая о том, что вскоре предстанут перед Богом.

Один наш работник пришел на работу, чтобы потрудиться во славу Господа, но неожиданно предстал перед Ним, и сейчас он в Царстве Небесном.

Так будьте и вы достойны занять место в Царстве Небесном. Плачьте также о детях своих, вы отвечаете за них перед Богом. Дети сейчас не верят в Бога, не почитают своих родителей, грубят и даже выгоняют их из дома, они надсмехаются над верующими отцами, над самой верой. И не думают, что попадут в гиену огненную.

Вы должны поставить детей на путь истинный, приобщить их к вере. Вы душой своей отвечаете за них перед Богом. Плачьте над беззаконием, которое творится вокруг, и верьте, что настоящий закон и веру вы обретете только в Царстве Божьем».

В проповеди 19 января 1968 года в день Крещения Господня владыка Павел говорил: «Некоторые верующие не знают, что Бог триедин. Бог – это любовь, там, где нет веры в Бога, там нет и любви, а отсутствие любви между людьми приводит человечество к кровавым войнам.

Христос воспитывал в людях уважение к законам, сам соблюдая их. По древнему еврейскому обычаю Он прошел обряд обрезания, который символически сопоставляется с крещением. Иисус также строго придерживался других церковных законов. Крещение является одним из главных таинств церкви. Однако далеко не все верующие соблюдают этот обряд: некоторые откладывают крещение детей на потом, а порой вообще отказываются проводить его. Люди, не принявшие таинство святого крещения, никогда не попадут в рай» [1, л. 16].

Уполномоченный Совета обсуждал содержание некоторых из этих проповедей с архиепископом Павлом. Как уже упоминалось, владыка Павел старается проводить службы с максимальной торжественностью. Особое внимание он уделяет церковному хору. Неудивительно, что регент хора Новосибирского собора К. Павлючек по рекомендации архиерея был награждён патриаршим орденом. Для участия в церковном хоре собора были отобраны замечательные солисты из числа прихожан.

Проповеди 1968 года

Архиепископ Павел в своих проповедях часто поднимал нравственные темы. Кроме того, много внимания уделял повествованию о различных чудесах, напоминая верующим и о «Страшным Суде».

Например, в проповедях в Новосибирском соборе владыка Павел неоднократно говорил: «Верующие христиане, плачьте о своих детях, вы отвечаете за них перед Богом. Дети сейчас не верят в Бога, не почитают своих родителей, они насмехаются над верующими отцами и матерями и не думают, что попадут в ад. Вы, родители, должны поставить детей на путь истинный и приобщить их к вере. Вы должны отвечать за них перед Богом» [2, л. 12].

Пример проповеди о Божьей помощи: «Много чудес совершал Христос в дни пребывания на земле – исцелял слепых, воскрешал умерших. И сейчас Христос творит чудеса. Иногда случается так, что врачи признают человека безнадежно больным, и ни лекарства, ни врачебное искусство не могут помочь. Близкие готовятся к расставанию, и вот в последний момент этот человек обращается к Богу. Может быть, это больная мать маленьких детей, и её дети в отчаянии думают, как они будут жить без неё. Но она обращается к Богу, принимает Святое Причастие, и вскоре наступает облегчение. Через пару недель полностью выздоравливает, приходит к врачам, и те с удивлением спрашивают: «Чем вы лечились?» Женщина отвечает, что не принимала никаких лекарств и что от смерти ее спасла лишь помощь Божья. Но затем мы сами начинаем сомневаться, что именно Бог нас спас.

Тот, кто не хочет верить, тот не замечает каждодневных чудес, творимых Господом, который посылает нам помощь в горестях наших, но, не видя этого, мы иногда ропщем на Господа за то, что Он не снимает с нас бремени. Поэтому Господь иногда длит наши страдания, чтобы мы раскаялись в своем маловерии.

Братья и сестры! Очень часто, когда у нас всё благополучно, когда мы развлекаемся и наслаждаемся, душа наша тревожна и не удовлетворяется этими удовольствиями. Она ищет прозрения, ищет света веры и не успокаивается, пока не найдет его.

Когда мы счастливы, живем благополучно, то забываем Христа. В это время мы думаем только о развлечениях, о том, чтобы наряднее одеться и вкуснее поесть, мы думаем только об удовлетворении своих страстей, и тогда мы более слепы, чем слепые от рождения. Счастлив тот, кто хоть в трудную минуту вспомнит Бога. Но тот, кто в трудную минуту не обратится к Богу, тому остается только самоубийство. И мы видим, как часто это происходит, как нередко человек в полном отчаянии лишает себя жизни» [2, л. 25].

Архиепископ Павел не гнушался лечиться у светских врачей, о чём говорил и в проповедях: «В отчаянии и горе мы иногда прибегаем к алкоголю или к колдовству. Иногда колдовство и знахарство помогает нам, но ненадолго. Нужно терпеливо обращаться к Богу, и Он придет к вам на помощь. К медицине вы также должны прибегать, но прежде всего, нужно обращаться к Богу и просить прощения грехов своих.

Много чудес приносят нам чудотворные иконы, особенно иконы Богородицы. Они сейчас исцеляют глухих, увеченных, каждая православная душа знает, к кому следует обратиться в горести и печали.

Неправильно поступают те, кто в пасхальные дни не стремятся в храм, а отсиживаются дома, занимаясь своими житейскими делами и посторонними помыслами. В эти торжественные дни мы все должны быть в храме, а храм должен быть переполнен» [2, л. 26].

В проповедях архиепископа звучали и традиционные призывы к молитве за своих близких: «Мы часто слышим жалобы от верующих, что они сильно страдают за своих неверующих близких и многократно спрашивают, что можно сделать, чтобы привлечь их к Богу. Только ваши молитвы могут спасти ваших неверующих родственников – этим мы будем помогать неверующим стать верующими. Так будем же возгревать в себе веру постом, молитвами, размышлениями и прежде всего – размышлять над собственной греховностью.

Мы должны размышлять, что ждет нас после смерти. Ведь каждому из нас хотелось бы избежать гиены огненной и блаженствовать в Царстве Небесном. Никто не может помочь человеку неверующему, его ждет гиена огненная. Веру человек получает при крещении, но ее нужно постоянно поддерживать, иначе она может ослабеть» [2, л. 26].

Архиепископ Павел (Голышев) молился о возвращении в лоно Православной Церкви всех инославных христиан, что побудило уполномоченного Николаева ошибочно предположить, что владыка «является сторонником объединения всех христианских церквей сторонником экуменизма» [2, л. 27]. В подтверждение своих мыслей уполномоченный приводит следующую проповедь архиепископа Павла:

«Многие откололись от истинной веры, христианской верой осталась Православная Церковь. Сейчас все христиане осознают, и Бог внушает им присоединиться к Православию. Прежде всего возможно такое воссоединение с наиболее близкой Римско-католической церковью, затем – с Англиканской церковью, которая также близка к нам, а впоследствии и с другими христианами» [2, л. 28].

Как уже говорилось выше, в проповедях владыки Павла и других священников Новосибирской епархии много внимания уделялось вопросам морали, при этом подчеркивалось превосходство религиозной морали. Как видно из приведенных выше проповедей архиепископа Павла, он призывал верующих усилить духовное воспитание детей.

Проповеди 1969 года

Как и в прошлые годы, в проповедях архиепископа Павла и священников Вознесенского собора, произнесённых в 1969 году, большое внимание уделялось проблеме вечных мучений «гиены огненной», ожидающих всех неверующих и сомневающихся в вере. Кроме того, поднимались темы триумфального шествия Православной Церкви по миру и прославления религиозной морали. «Плачьте о земных грехах, оплакивайте грехи вашей молодости, вспоминайте грехи вашей зрелости и грехи старости, не забывайте, что вы вскоре предстанете перед Господом. Один наш работник пришел, чтобы потрудиться во славу Господа, но неожиданно умер и предстал перед Ним. Сейчас он в Царстве Небесном. Так будьте же и вы достойны занять надлежащее место в Царстве Небесном.

Прежде всего, будем размышлять над собственной греховностью, особенно в дни Великого поста, когда Церковь призывает к покаянию, затем будем размышлять о страданиях Христа, о том, что ждет нас после смерти, и как нам избежать «гиены огненной» [3, л. 17].

В некоторых проповедях владыка Павел подчеркивал значение крестного знамения для верующих: «…каждый верующий христианин должен носить крест и не носящий его, конечно, будет держать ответ перед Господом. Должны мы осенять себя крестом, когда просыпаемся, когда кушаем пищу. Каждый предмет, с которым мы общаемся, должен быть благословлен крестом. И человек, крещенный в начале жизни, будет благословен в своих делах. Крестное знамя помогает преодолеть страсти и соблазны» [3, л. 17].

Кроме того, благодаря ответственному отношению уполномоченного к своей работе, сохранился фрагмент проповеди настоятеля собора Владимира Пилиноги в Рождественский сочельник 1969 года: «Христос ранее обратился к народу иудейскому, но тот отверг Его. Но теперь нет уголка на земле, где бы ни знали учение Христа. Его знают негры и американцы, на севере и на юге, на западе и востоке. С тех пор ничего не изменилось в этом учении. Как Бог дал законы природы, так они и существуют. Мир остался неизменным, осталось неизменным святое учение и ничто не может изменить его. Многие молятся и жертвуют на храм формально, но это не приносит пользы человеку. Нужно готовиться к Рождеству Христову не только лучшей одеждой, главное – избавиться от греха и тлена внутри. Мы должны принять слово Божье своим сердцем» [3, л. 18].

1971 год

По сообщениям уполномоченного Николаева в последние месяцы 1971 архиепископ Павел почти перестал произносить проповеди в кафедральном соборе. В последних проповедях он призывал всех больных прибегать к Таинству Соборования, указывая на то, что оно помогает исцелению больных. При этом он привел случай, который произошел с ним: архиерей тяжело заболел, но после соборования ему сразу стало легче.

Архиепископ Павел неоднократно призывал верующих не вмешиваться в дела церковного управления. Он говорил: «Все, что делается в церкви, делается по воле Бога». Изменился и характер проповедей, как замечает уполномоченный: «…в прошлом году архиерей перестал запугивать верующих «гиеной огненной» [4, л. 50].

1972 год

В проповедях начала 1972 года архиепископ Павел и настоятель собора Владимир Пилинога говорили о различных чудесах, иногда имелся призыв к невыполнению законодательства о культах. Отдельные проповеди владыки Павла перед отъездом из Новосибирска, по мнению уполномоченного, носили враждебный, подстрекательный характер: «Каждый верующий христианин должен носить крест. Не носящий крест будет отвечать за это перед Богом. Въезжая в новый дом, нужно обязательно осветить его святой водой, иначе не будет счастья в новом доме» [5, л. 12]. Вновь и вновь призывали к покаянию: «…Верующие, плачьте о беззаконии, которое творится вокруг нас, и верьте, что настоящий закон и веру вы обретете только в Царстве Небесном» [5, л. 12].

«Очень часто, когда у нас всё благополучно, мы развлекаемся и наслаждаемся, нашей душе становится неспокойно и тревожно, потому что она стремится к свету веры в Господа» (из проповеди настоятеля собора Пилиноги) [5, л. 12].

В прощальной проповеди в соборе архиепископ Павел говорил: «Сегодня я проводил последнюю службу. Меня переводят в Вологодскую область. Вы зададите вопрос – за что? Я и сам не знаю. Мне никто обвинения не предъявил. Наверное, я не понравился местным властям за то, что мы с вами так дружно живем. Не нравится эта дружба кое-кому из священнослужителей. Мне очень жаль с вами расставаться, но мы как воины – куда нас направляют, туда мы и едем» [5, л. 12].

Для уполномоченного А.С. Николаева вопрос о переводе архиепископа Павла на другую кафедру представлялся решённым. После освобождения архиепископом Павлом Новосибирской кафедры уполномоченный намеревался через вновь назначенного архиерея провести ряд мероприятий, направленных на пресечение «противозаконной деятельности церковников» [4, л. 54]. К примеру, Николаев предполагал ещё раз провести беседы с духовенством и членами исполнительных органов Православной Церкви в Новосибирске по вопросам законодательства о культах.

Об остроте конфликта между Николаевым и архиереем свидетельствуют следующие строки отчёта уполномоченного за 1972 год: «В начале 1971 года архиепископ Павел и его сторонники усилили свою экстремистскую подстрекательскую деятельность. Грубо нарушая законодательство, они распространяли провокационные слухи о якобы готовящемся закрытии новосибирского собора, призывали верующих требовать открытия новых церквей, распространяли всевозможные клеветнические документы, епархиальное управление превратили в центр преступной деятельности. Павел выступал с подстрекательскими проповедями в соборе и других церквах» [5, л. 1].

В начале 1972 года уполномоченный вместе с городскими и районными властями принял следующие меры: архиепископ Павел был вызван в Новосибирский горисполком, где ему было сделано строгое предупреждение; также руководство Железнодорожного райисполкома дважды беседовало с членами церковного совета и двадцатки. Им была разъяснена «провокационная деятельность сторонников архиерея, распускавших среди верующих ложные слухи о якобы готовящемся закрытии собора» [5, л. 2]. В начале февраля 1972 года архиепископ Павел (Голышев) был переведён на Вологодскую кафедру.

Источники

1. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 103. Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1967 год. 89 л.

2. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 117. Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1968 год. 95 л.

3. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 128. Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1969 год. 82 л.

4. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 154. Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1971 год. 57 л.

5. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 165. Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1972 год. 51 л.

 

«Живоносный Источник» №3 (30) за 2024 год

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Иерей Виталий ГУЛЯЕВ. Интерпретация проповедей архиепископа Павла (Голышева) уполномоченным А.С. Николаевым Иерей Виталий ГУЛЯЕВ. Интерпретация проповедей архиепископа Павла (Голышева) уполномоченным А.С. Николаевым

Образование и Православие

Читайте также:

04.09.2023 - Священник Виталий ГУЛЯЕВ. Церковная жизнь в городе Болотное и селе Шипуново ...

15.10.2020 - Евгений ЧЕТВЕРЯКОВ. Начало правления митрополита Гедеона на Новосибирской к ...

06.07.2020 - 1 июня – день памяти Сибирского Архипастыря митрополита Варфоломея

08.06.2020 - 1 июня – день памяти Сибирского Архипастыря митрополита Варфоломея

11.03.2020 - Иером. Симон (Истюков) Борьба за права Церкви после окончания хрущевских г ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 225

Ключевые слова: Живоносный Источник №3 (30) 2024

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


С 12 по 18 марта
В Новосибирске пройдет выставка-ярмарка "Православная весна"...
27.12 2024
Приглашаем принять участие в XIV Всероссийских ежегодных историко-краеведческих Чтениях...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей

    Архив новостей:

Март 2025 (6)
Февраль 2025 (17)
Январь 2025 (9)
Декабрь 2024 (13)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)

«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31