Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано Сегодня, 08:10 в рубрике  Православное краеведение, Публикации ЖИ
 

ГОЛОДЯЕВ К.А. Протогородские поселения Новосибирска (XVIII–XIX века)


Протогородские поселения Новосибирска (XVIII-XIX века)

Константин Голодяев,

научный сотрудник «Музея Новосибирска»


 
Аннотация. Данная работа посвящена описанию некоторых русских сельских поселений, находившихся на месте г. Новосибирска в XVIII-XIX веках. На основании документальных источников автор рассматривает даты их образования, половозрастной состав населения и основные этапы развития. В заключении автор делает вывод о важности дополнительного поиска и изучения документов по формированию и развитию сельских поселений на территории Новосибирска.

Ключевые слова: Новосибирская область, Новосибирск, протогородские поселения.

На месте Новосибирска люди живут очень давно. На этих землях история человека началась задолго до наших дней – ещё шесть тысячелетий назад, в эпоху неолита. И ещё до прихода русских поселенцев, то есть до XVIII века, здесь тоже жили люди. Они рождались, любили, работали, мечтали, строили, воевали, выживали. Всё, что выпадало на долю их поселения, переживали вместе. Продолжаясь в поколениях, они наживали ценность нынешнего мегаполиса, предав это нажитое место нам. И не замечать этой преемственности глупо. Мы не первое, не второе, не третье и даже не десятое поколение, живущее на этой земле, поэтому знать протоисторию нашего города будет совсем не лишним.

Точные даты основания русских поселений в Приобье определить достаточно сложно. На абсолютное их большинство никаких документов нет и не было. Обоснование на данном месте первых поселенцев нигде не отмечалось. В первом советском «Списке населённых мест Сибирского края» дата основания указывалась не документально, а со слов жителей. Скажет старик: «400 лет уж прошло», – так и запишут: пусть 1526 год [10, с. 410]. Это, например, пресловутая деревня Верх-Сузун, которая скоро собирается отметить своё 600-летие. А то, что в те годы русских поселенцев за Уралом ещё и духом не было, никого не волновало.

Или ещё интереснее. Любимая Википедия нам пишет, что село Филошенка в Венгеровском районе – это «официально самый старый населённый пункт из существующих в Новосибирской области». Смотрим пресловутый список 1928 года. Действительно, указан 1418 год [10, с. 274]. А стараниями журналистов основание села обретает ещё и яркие краски: «С названием села связана легенда. Говорят, первые жители, Филоха и Черников, поспорили о том, в честь кого должно быть названо новое поселение. Решили так: кто выставит народу больше спиртного, тот и победит. Выиграл Филоха, в честь которого и было названо село» [4]. А то, что в 1418 году даже до великого стояния войск Большой Орды и Московского княжества на реке Угре (это под Калугой) и последующего окончания монгольского ига оставалось ещё целых 62 года, дела никому нет. Об этом писатели даже не подумали, наши у них уже за Уралом, и высадили в Новосибирской области «спиртовый десант».

Но давайте ближе к науке. Лишь к концу XVII века граница между Русским царством и Теленгитским улусом была смещена южнее. И в 1684 году на правобережье Оби, на речке Большая Чёрная была поставлена первая русская деревушка. Называлась она Чернова. Сегодня это Болотнинский район, поселение уже не существует, но неподалёку, на реке Иксе, через три года возникла заимка Зудово, здравствующая и поныне . Далее одна за одной зачернели запашки на правобережных реках Ояш, Иня, Бердь, появились деревни Кругликово, Гутово, Пашково, Красулино, Морозово. В 1703-м, в 50 верстах западнее, был построен Умревинский острог. На левом берегу Оби первенство за деревней Анисимовка, основанной старообрядцами-переселенцами с Ишима. Устроитель Чаусского острога Дмитрий Лаврентьев в 1714 году писал о «новой поселенной Анисимовой деревне, которая стоит под волоком Барабинской степи» [8]. На этом месте и был построен Чаусский острог. Но шведский путешественник И.П. Фальк, побывавший в Приобье в 1771 году, отмечал датой его основания 1671 год.

Новосибирск в его сегодняшних границах расположен на месте двенадцати русских сельских поселений. Восемь на левом берегу: Кривощёково, Бугры, Вертково, Ерестная, М.Кривощёково, Огурцово, Верхние и Нижние Чёмы, и 4 – на правом: Усть-Иня, Ельцовка, Кривошапкино и Кривощёковский выселок. Это мы говорим о деревнях до XX века. Более поздние – Большое Кривощёково на ул. Большой, Чербусы, пос. Коммунаров и окрестности города мы пока не трогаем.

Некоторым из них – Кривощёково и Кривощёковский выселок, Нижняя Ельцовка, Бугринская – автором посвящены отдельные исследования, поэтому здесь мы рассмотрим остальные.

Первопоселенцы предпочитали к заселению левый берег Оби, потому что здесь был более ровный рельеф, подходы к реке, обширные земли для пашни или пастбищ. Правый же берег мало того, что покрывал густой сосновый Приобский бор и изрезала сеть оврагов, так он ещё был и кабинетским.

Малая Кривощёковская. Эта деревня отпочковалась от Кривощёкова в самом начале XVIII века. Раннее её документальное упоминание [5, л. 119, 119об.] есть в допросе рабочего колыванских заводов крестьянина Ванкова. Из него выясняется, что не позднее 1702 года он родился в деревне Малой Кривощёковской. Следовательно, в 1702 году деревня Кривощёковская не просто была, а ещё и успела отделить от себя Малую и «возникла не позднее последних лет XVII века» [3].

Историки указывают, что Малая Кривощёковская была основана тем же Фёдором Кривощёком, что образовал, собственно, и первую деревню в 1707 году. Разойдясь с односельчанами, Кривощёк вместе с товарищем Иваном Мордвином поднялся на семь вёрст выше по реке и заложил ещё одну деревню – Мало-Кривощёковскую. Но и здесь Фёдор прожил недолго. В 1716 году он уже жил ещё выше по Оби, в новом Кривощёковском «заводе», через год ставшим основой Белоярской крепости (ныне окраина Новоалтайска), продолжая по поручению Бердского приказчика Ивана Буткеева «вверх по Оби реке горой, водой и низинами» [9, л. 47.] разведывать оставленную теленгитами территорию.

В 1719-21 годах в Малой Кривощёковой проживало всего 15 разночинцев и 5 крестьян. Часть жителей работала на алтайских заводах, другие распахивали девственную плодородную землю, занимались скотоводством, извозом («кормились бичиком»).

Вот её план, датируемый по «осьмой ревизии», то есть около 1835 года. Одна улочка вдоль Оби. В «Списке населённых мест Томской губернии 1911 года» в деревне Мало-Кривощёково было: «Число наличных душ – мужского пола 753 и 795 женского пола. Земли во владении селения 7414 десятин, 1 училище Министерства народного просвещения, 1 пивная лавка, 2 торговые лавки и 1 хлебозапасный магазин» [11, с. 14–17; 36–37].

Ранее учащиеся деревни были приписаны к Кривощёковскому сельскому училищу, старейшему заведению на территории нашего города, школе-преемнице которого уже более 160 лет, а в начале XX века в деревне построили собственное училище. Долгое время прихожане деревни были приписаны к Никольской церкви в волостном селе Кривощёково, а зимой 1916 году уже при школе всем миром построили свою церковь. Называлась она Введенская.

Современники свидетельствуют: «Строили в такое тяжкое время, когда многие жители взяты на войну, всё так дорого и, к довершению всего, минувшим летом был неурожай хлеба», но не прошло и 20 лет, как Введенскую церковь постановили «ликвидировать как религиозный пункт, обратив здание церкви на культнужды» [2, с. 24].

Вторую жизнь село получило при строительстве второго железнодорожного моста, который официально называется именем Коммунистического интернационала молодежи (Комсомольский). Начавшаяся индустриализация требовала угля и металла Кузбасса. Срочно стал нужен второй железнодорожный мост через Обь. Его строительство началось в 1930 году, а 17 октября 1931 года по новому мосту через Обь прошёл первый пробный состав. Реальная же эксплуатация моста началась с января 1932 года.

История его строительства наполнена героизмом. Сколько человек полегло при строительстве Комсомольского моста – неизвестно. На деревенском кладбище, что на южной окраине Мало-Кривощёкова, стоят две огромные каменные глыбы, огороженные речными цепями. На одном из камней надпись: А.И. Лукьянов. Ст. техник постройки второго обского моста (1906–1931). Рядом ещё могила, попроще – Половников Степан Прокопьевич (1885–1931).

Верхние Чёмы и Нижние Чёмы. Эти две деревни упомянуты уже в документах первой ревизии. Это 1719 год. В некоторых источниках их ещё называют как Правые Чомы и Чомская большая. Здесь почти вдоль Оби бежала небольшая речка Чом. Вдоль неё и располагались эти деревушки.

Исторически данное место связано с последним боем сибирского хана Кучума. Здесь, на берегу Оби, прикрывая отход хозяина, окончательно полегли лучшие воины Кучума, а сам престарелый хан ушёл на лодке вниз по Оби с двумя охранниками – «в судне вниз по Оби, сам-третий» [1, с. 7.], чтобы укрыться на правом берегу.

Когда-то к Верхним Чёмам приходила от Бердска конная паромная переправа Барнаульского тракта, который далее на север смыкался с Московским трактом. На 1911 год в Нижних Чёмах число наличных душ – 311 мужского пола и 313 женского пола, 4465 десятин земли. 1 училище Министерства внутренних дел, 3 торговые лавки, хлебозапасный магазин. В Верхних Чёмах число наличных душ – 260 мужского пола и 292 женского пола, 2897 десятин земли, 1 торговая лавка, 1 школа грамоты и 1 хлебозапасный магазин. Остался план деревни после восьмой ревизии 1835 года. Сегодня Верхние Чёмы покоятся на дне Обского моря.

В Нижних Чёмах была и своя церковь. Она находилась на берегу Оби, примерно там, где сейчас расположено панно «Покорителям Оби». При советской власти церковь закрыли и отдали под хозяйственные нужды, а потом снесли. А на месте Нижне-Чемского кладбища сегодня находятся хозяйственные корпуса предприятия «ГидроОГК». Когда здесь решили возводить ГЭС, кладбище перенесли в посёлок Огурцово.

Усть-Инская основана в промежутке между 1720 и 1734 годами, в один период с деревнями Каменка, Издревинская, Кубовая. Находилась она там, куда сегодня выходит правая сторона Бугринского моста.

У деревни Усть-Иня интересная история. Пахотных земель было совсем немного, поэтому жители её занимались огородничеством, пимокатным, шорным производством, гнали древесный дёготь, выделывали кожу, шили шапки и рукавицы. А кроме того, в Усть-Ине было некое подобие верфи – здесь делали набольшие деревянные суда для плавания и по Ине, и по Оби. На 1911 год в Усть-Инской наличных душ – 598 мужского пола и 560 женского пола, 2838 десятин земли удобиц и 714 неудобиц. В селе школа грамоты, 1 лавка.

Была в Усть-Ине и собственная церковь Михаила Архангела. В 1925 году её закрыли, превратили в склад, в клуб, потом снесли, а в 1990-е неподалёку от прежнего места, в бывшем кинотеатре «Заря» открыли новую. Так же как на кладбище в Кривощёково, на Усть-Инском хоронили первых жителей образовавшегося посёлка. Сейчас на его месте расположена часть корпусов бывшего Инструментального завода.

Между городскими и деревенскими Инюшки были сложные отношения и в области элементарного хулиганства, и из-за дележа леса и земель. В 1929 году городские власти самостоятельно включили земли деревни в территорию Новосибирска, инские пожаловались в Москву. Из Москвы пришёл нагоняй, вылившийся в специальное постановление ВЦИК о недопустимости в стране самовольного административного деления, Усть-Иня снова стала деревней, но уже через год опять вошла в городскую черту вместе с сёлами Левобережья.

Кривошапкина – одна из малоизученных, практически неизвестных, пропавших приобских деревень XVIII века. Или Каменская, как иногда её называли в документах. Мы видим её в списках населённых пунктов 1782 года. Располагалась деревня на заливных лугах левого берега реки Ини при впадении её в Обь. Местечко «Камешок» у Чёрного озера. В 1930-м, в связи со строительством железнодорожной ветки на Кузбасс, через озеро был сделан «прорыв» – возведена дамба. До недавнего времени там находился остановочный пункт ОП «Чёрное озеро». Сейчас рядом сооружения 3-й насосно-фильтровальной станции.

Также сохранился план деревни после восьмой ревизии 1835 года. На 1859 год в Кривошапкине всего 12 дворов, наличных душ крестьян, приписанных к Алтайским горным заводам, 36 мужского пола и 40 женского пола. Деревню постоянно подтапливало, и в 1880-х годах жители переселились выше по правому берегу Ини, образовав село Новолуговое. Новое поселье зачалось у устья безымянного ручья (ныне ул. Чапаева) на месте бывшего винного завода томского компанейщика Переплечикова с товарищами, отмеченного ещё на карте Пимена Старцова 1752 года. На карте Кривощёковской волости 1833 года на этом месте написано «Удобное для заселка место».

Приставка «Ново», видимо, возникла потому, что д. Луговая на р. Ине уже была, она есть на карте земель Чаусской конторы 1771 года. На ней же на левом берегу Оби в районе современного п. Краснообска обозначена и д. Луговая Катайцова.

Съезжали не сразу – на 1882 год в Кривошапкине значится 19 дворов, мельница и три пасеки, и в 1893-м ещё есть 10 крестьянских дворов. На 1911 год в Новолуговом наличных душ – 390 мужского пола и 400 женского пола, 1289 десятин земли удобиц и 338 неудобиц.

Есть у нас в городе длинная-длинная сельская улица. Её длина почти 8 километров и до совсем недавнего времени она была самой длинной улицей Новосибирска. Речь идёт об улице Тульской. Она начинается у реки Оби, вьётся по левому берегу реки Большой Тулы, что с татарского означает «наполнение», и нанизывает на себя три бывшие деревни – Бугры, Вертково и Ерестную, разделённые друг от друга одним-двумя километрами. Этакая продольная деревенская агломерация. В принципе, это была типичная для Сибири картина: «большая деревня» при речке или дорожном тракте, состоявшая из небольших поселений, расположенных недалеко друг от друга.

Пройдя и сегодня патриархальные, полудеревенские Бугры, улица Тульская пересекает Ватутина, участок которой назывался «пьяной дорогой», улицу Сибиряков-Гвардейцев и приводит нас в новую деревню.

Верткова основана в 1735 году. Первыми жителями деревни были опять же Быковы (две семьи), Важеновы (две семьи), Вертковы (две семьи) и Томиловы (одна семья).

Вертковцы жили небедно. В 1823 году всё общество насчитывало 11 семей. В 1858 году в 8 дворах деревни проживали 54 человека. Они имели по 17-20 голов скота и около 10 десятин пашни на работника. Наследники Быковых на паях с Епанчинцевыми имели добротную колёсчатую мельницу на реке. Её четырёхэтажное деревянное здание было разобрано уже при советской власти. На 1911 год в Вертково наличных душ – 214 мужского пола и 187 женского пола. Земли во владении селения 2317 десятин, 1 паровая и 1 водяная мельница, 1 торговая лавка и 1 хлебозапасный магазин. Середняцкие дворы в Вертково составляли до 43%, богатеев было до 28% и примерно столько же бедняков. Опять же совершено типичный расклад для сельских поселений Западной Сибири.

Сейчас это район типографии «Советская Сибирь» и котлован бывшего каменного карьера. До середины 50-х годов прошлого века летом движение транспорта через Тулу ежедневно перекрывалось: с 12:00 до 14:00 в котловане взрывали камень и по узкоколейке перевозили на Гидропресс и другие заводы. Мост через реку тогда был даже без перил, и люди шли прямо по шпалам. В конце 1940-х был построен капитальный мост, который просуществовал до 1989 года. Он и сейчас виден по правой стороне, если ехать от Маркса в сторону площади Сибиряков-Гвардейцев.

Далее, состыковавшись с концом ул. Станиславского, наша Тульская магистраль прибегает в следующую деревню.

Ерестная всегда была крупной деревней. Она уже упоминается в 3-й ревизии от 1763 года и по количеству жителей даже переросла сам волостной центр – село Кривощёково. Это связано ещё и с тем, что в последней четверти XVIII века деревня значилась как поселение «при тракте» из Барнаула в город Колывань на Чаусе, и её население обслуживало этот тракт. Именно через это поселение шла дорога, связывавшая Москву и Барнаул.

Участок барнаульского тракта по территории будущего Новосибирска. Основа: Топографическая карта Алтайского горного округа, 1968 г.

«Отводная запись» на 1899 год говорит о принадлежащих обществу 5397 десятинах земли удобиц и 780 десятинах неудобиц на 478 душ мужского пола. На 1911 год в Ерестной число наличных душ – 539 мужского пола и 549 женского пола. Земли во владении крестьян 6941 десятина. 1 училище Министерства народного просвещения, 4 торговые лавки, 1 хлебозапасный магазин.

Сейчас на месте бывшей деревни – дома Станиславского жилмассива и многочисленные садовые общества. Но старожилы ещё помнят и остатки деревенского кладбища «в яме», недалеко от берега реки, и глиняный большой карьер, бывший сырьевой базой для ближайших кирзаводов.

На западном краю бывшей деревни улица Тульская, как спица, насквозь протыкает две стороны так называемого «Тёщиного языка», крутого поворота с Троллейной на Толмачёвскую. Здесь находится ещё один загадочный объект – из воды торчат быки железнодорожного моста, вокруг которых множество слухов. И Колчак де его взорвал, и диверсия была в 1937 году, из-за которой строивший его немец застрелился. На самом деле, мост этот был построен в 1930-м году вместе с уже упоминавшимся Комсомольским мостом через Обь, и после войны не справлялся с грузопотоком. Рядом проложили новую нитку и более мощный мост, а старый демонтировали. От него остались только опоры по берегам.

Ну и далее, пересекая улицу Петухова, 543-м домом Тульская официально заканчивается, но сотню лет назад дорога здесь продолжалась и вдоль речки шла до деревни Верх-Тула и далее. Теперь её функции выполняет Ордынское шоссе.

20 октября 1930 года на левом берегу Оби был образован Заобский район города Новосибирска, куда вошли и бывшее село Бугры, и Вертково, и Ерестная, а 2 декабря 1934 года Заобский район был переименован в Кировский.

Огурцова Нижне-Чёмского сельского общества – одно из более поздних поселений. Образовалась деревня около 1800 года. В 1859 здесь было 37 дворов и проживал 261 человек (112 мужчин и 149 женщин). Население занималось преимущественно сельским хозяйством и рыболовством. На 1911 год в Огурцово число наличных душ – мужского пола 279 и 283 женского пола. Земли во владении селения 3415 десятин. 1 школа грамоты, 2 торговые лавки 1 хлебозапасный магазин.

Мы уже упоминали о проходившем здесь Барнаульско-Московском тракте. «Во время половодья почта доходит до деревни Нижние Чёмы, где её грузят на паром с конным приводом и везут вверх по Оби до Берска, то есть на расстояние 10 вёрст. В это время паром еле успевает сделать 4 конца за день и частным пассажирам почти не приходится им пользоваться. Почтовый тракт между Нижними Чёмами и Берском надолго заливается Обью, бердцы в это время предпочитают ездить в город через Барышево по кружной дороге». Участок тракта между Чёмами и Буграми в 1906-1907 годах также стал «знаменитый тем, что на нём чуть ли не в обычай вошло нападать на почту: за два года тут четыре раза покушались грабить её, из них два раза на одном и том же месте» [7, с. 231–232].

В начале 1930 года Огурцово и Чёмы также отметились в криминальной хронике города разбойными нападениями на крестьян, везущих на рынок продукты, дрова и т.п. В деревне пытались создать опорно-показательное хозяйство, а перед самой войной открыли метеорологическую станцию, работающую и до последнего времени (синоптический индекс 29638). После образования Советского района Новосибирска большая часть посёлка Огурцово вошла в городскую черту.

Итак, для отсчёта начала основания поселений на территории современного Новосибирска у нас есть вилка дат – от 1707 до 1877 года. Хотите – начинайте с левого берега, хотите – с правого. Вариантов для «даты основания» хватает, можно много рассуждать и спорить. Тем не менее, сразу отметим, что я не выступаю за пересмотр даты основания Новосибирска, а акцентирую внимание лишь на русских поселениях на его месте.

Безусловно, что новые документы, их осмысливание открывают новые варианты отправной точки. Ведь и историческая традиция говорит об отсчёте возраста населённого пункта со времени появления первого поселения, не прерывающегося во времени. Но традиция – не закон и примеров-исключений тому множество. Да и перемена в сознании – история долгая, а номенклатурного решения здесь быть не может.

Поэтому считаю крайне необходимым дополнительное изучение профессиональными историками документов по формированию и развитию сельских поселений на территории Новосибирска и согласования точки отсчёта его основания и городского образования. Данная работа требует значительного времени и не меньшего периода обоснования результатов исследования как среди российского научного сообщества, так и жителей города и Новосибирской области.

Список литературы

1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией (АИ). Т.II: 1598–1613. СПб.: Тип. II-го Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии. 1841. 482 с.

2. Берег нашей судьбы: Кировский район города Новосибирска / гл. ред. и сост. О. Касаткина. Новосибирск: Известия-Сибирь, 2010. 192 с.

3. Булыгин Ю.С., Громыко М.М. К истории возникновения Новосибирска // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия общественных наук. 1971. № 6. Вып. 2. С. 89-95.

4. Варфоломеева К. ТОП-10 старинных сёл Новосибирской области [Электронный ресурс] // Горсайт URL: https://gorsite.ru/news/kultura/top_10_starinnykh_syel_novosibirskoy_oblasti (обращение 13.08.2022)

5. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 59.

6. ГААК Ф. 50. Оп. 1.

7. Записки Военно-топографического отдела Главного управления Генерального штаба. Ч. 65. Отд. 1. СПб.: тип. Ю.Н. Эрлих, 1910. 243 с.

8. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 199. Портф. 481. Ч. 4. Л. 153–153об. Цит. по: Долгова С.Р., Резун Д.Я. Новое о Чаусском остроге XVIII в. // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск: Наука, 1984. С. 224-229.

9. РГАДА Ф. 1134. Оп. 1. Д. 7.

10. Список населённых мест Сибирского края. Новосибирск: СКИК. 1928. Т. 1. 820 с.

11. Список населенных мест Томской губернии за 1911 год. Томск: [б.и.]. 1911. 95 с.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
ГОЛОДЯЕВ К.А. Протогородские поселения Новосибирска (XVIII–XIX века) ГОЛОДЯЕВ К.А. Протогородские поселения Новосибирска (XVIII–XIX века) ГОЛОДЯЕВ К.А. Протогородские поселения Новосибирска (XVIII–XIX века) ГОЛОДЯЕВ К.А. Протогородские поселения Новосибирска (XVIII–XIX века) ГОЛОДЯЕВ К.А. Протогородские поселения Новосибирска (XVIII–XIX века)
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 12


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


27.12 2024
Приглашаем принять участие в XIV Всероссийских ежегодных историко-краеведческих Чтениях...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Январь 2025 (6)
Декабрь 2024 (13)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031